СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первая мировая война

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал поможет учителю истории рассказать учащимся 9-х классов об основных  событиях первой мировой войны 1914-1918 гг.

Просмотр содержимого документа
«Первая мировая война»

Технологическая карта урока

Тема урока

Первая мировая война. Версальско-Вашингтонская система. Последствия войны.

Класс

9

Дата


Тип урока

Комбинированный

Образовательные ресурсы

  • Книги, тетради.

  • Презентация

План урока

  1. Цели и планы участников войны.

  2. Военные действия

  3. Итоги Первой мировой войны.

  4. Версальско-вашингтонская система.

  5. Последствия войны: революции и распад империй.

Цель урока

Характеризовать цели воюющих сторон, описать ход военных компаний, давать характеристику Версальско-Вашингтонской системы, характеризовать революции в Германии, описать историю образования Югославии и Польского государства.

Задачи урока

Образовательная: определять причины войны, уметь обрисовывать внутреннее положение воюющих государств; объяснять понятие «Лига наций», знать события в Австро-Венгерской империи.

Развивающая: развивать умение анализировать и применять полученную информацию.

Воспитательная: способствовать толерантного отношения к истории зарубежных стран..

Формы и методы обучения

Методы: частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

«Вендерская мясорубка», Брусиловский прорыв, Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций,

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие учеников, проверка присутствующих, постановка темы и цели урока.

  1. Этап актуализации знаний.

Сегодня мы с вами приступим к изучению Первой мировой войны. Тысячи жизней унесла это войны. Для чего она была? Что случилось потом? Об этом мы с вами узнаем на уроке.

(Пока идет устный опрос, 4 человека решат задания на карточках).

- Вспомните, что провоцировало напряженность в международных отношениях в начале 20 века? (раздел колоний фактически закончился, а ряд «молодых», «голодных» государств оказались обделенными).

- Какие войны за передел колониальных владений вы знаете? (Испано-американская война (1898), Англо-бурская война (1899-1902), Русско-японская война (1904-1905).

- Какое блоковое объединение образовалось раньше всего? (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия) в 1882 г.)

- Какой был естественный союзник Франции в этих условиях? (Россия. В 1891-1893 гг. оформляется франко-русский союз).

- Интересы какой великой державы также вступали в жесткое противоречие с немецкими? (Великобритания. Её интересы и интересы Германии сталкивались на Ближнем Востоке).

- Выделите причины войны? (экономическая, политическая).

- Какой был повод к войне? Ответы.

  1. Этап изучения нового материала.

Австро-Венгрия объявила Сербии ультиматум, который предполагал вмешательство Австро-Венгрии в дела Сербского государства. Сербия приняла почти все требования австрийского правительства (кроме одного). Однако и это стало поводом для начала военных действий.

28 июля австро-венгерские войска вторглись на территорию Сербии. 29 июля Россия объявила о частичной мобилизации.

1 августа Германия объявила войну России, а 3 августа – Франции. 4 августа Великобритания вступила в войну. К Антанте присоединилась Япония. Болгария и Турция выступили на стороне Германии.

Запись в тетради: 1 августа 1914 г. – начало Первой мировой войны.

- Как вы думаете, в чем была причина уверенности Австро-Венгрии в своих делах? (Австро-Венгрия чувствовала поддержку своих действий Германией).

Великие державы Европы, принимая решение об участии в войне, стремились не столько обеспечить защиту своих позиций в мире и Европе, сколько расширить собственные территории за счет противников.

Давайте с вами заполним таблицу «Цели воюющих сторон».

Государство

Цели в войне

Франция

Возвращение Эльзаса и Лотарингии, установление границы с Германией по Рейну, укрепление позиций на Ближнем Востоке.

Великобритания

Раздел Германской колониальной империи, а также «турецкого наследства».

Австро-Венгрия

Укрепление позиций на Балканах.

Германия

Расширение собственной колониальной империи за счет владений Великобритании и Франции, оккупация Бельгии, овладение западными окраинами Российской империи.

Россия

Приращение территории за счет Восточной Пруссии, Галиции, Великой Армении, установление контроля над черноморскими проливами.

Япония

Усиление позиций в Тихом океане за счет немецких колоний.

Германия рассчитывала на скорую победу над Францией ради того, чтобы сконцентрироваться на военных действиях на восточном фронте. Во имя этого был разработан план Шлиффена. Немецкое командование планировало напасть на Францию через Бельгию.

- Как вы думаете, почему? (они рассчитывали таким образом окружить французскую армию, которая находилась в районе франко-германской границе).

Однако немецкий план провалился – наступление Германии остановилось под Верденом. Ради спасения Франции Россия форсировала наступление своих войск в Восточной Пруссии. Это дало необходимую передышку Франции, у которой появилось возможность подготовиться к решающим сражениям. В битве на Марне была отведена угроза от Парижа: война перешла в позиционное русло.

Запись в тетради – 1914 – битва на Марне.

В 1915 г. Германия и Австро-Венгрия решили сконцентрировать свои силы на Восточном фронте. Им удалось вытеснить русские войска из Восточной Пруссии и Польши. Однако принципиального перелома в ходе войны добиться не удалось. Германия решила испытать третий путь, дабы склонить чашу весов в свою пользу.

- Как вы думаете, в чем он заключался? (Германия попыталась каким-либо образом нанести серьезный урон Великобритании, выведя её из войны).

Германия начала использовать своё новое оружие – подводные лодки, которые уничтожили сотни британских кораблей. Германии это ощутимой пользы не принесло. Более того, используя эту тактику, они допустили роковую ошибку, уничтожив американский пассажирский лайнер «Лузитанию», что вызвало возмущение США (и в итоге привело их к войне с Германией и её союзниками). Германия продолжала экспериментировать в области военных технологий. Она впервые в районе Ипра использовала химическое оружие, которое впоследствии получило название «иприт». К неудачам Германии следует также отнести вступление Италии в войну на стороне Антанты.

- Как вы думаете, почему Италия выступила на стороне Антанты? Коренные интересы Италии в первую очередь противоречили австро-венгерским, а не интересам Антанты).

Запись в тетради: февраль-декабрь 1916 г. – «Верденская мясорубка».

Французские солдаты выполняли приказ своего главнокомандующего Ж.Ж. Жоффра: «Стоять насмерть». И в течение почти всего 1916 г. немецкие позиции англо-французские войска организовывали наступление на Сомме осенью 1916 г. В этом сражении англичане впервые применили танки. Однако, данное наступление имел лишь частный успех – стратегических изменений не произошло. Также осенью 1916 г. Германия потеряла фактически все колонии. Турецкая армия теряла одну позицию за другой.

- 1917 г. принес странам Антанты успехи, так и поражения. С одной стороны, в апреле 1917 г. США объявили войну Германии. А что было с другой? (В России произошла революция в феврале 1917 г. И если Временное правительство не отказывалось от российских обязательств перед союзниками, то пришедшие в октябре 1917 г. к власти большевики немедленно провозгласили декрет о мире, т.е. выходе из войны).

- Когда Советская Россия подписала мир с Германией? (3 марта 1918 г. большевистское правительство подписало сепаратный договор с Германией, согласно которому от России отходила Украина, Белоруссия, Прибалтийские земли, Кавказ).

В это время шли ожесточенные бои на Западном фронте. Французский главнокомандующий Нивель в апреле 1917 г. предпринял масштабное наступление на немецкие позиции. Наступление закончилось крахом. В публицистике оно получило название «Мясорубка Нивеля» из-за колоссального числа жертв со стороны французов. Тяжёлое поражение под Копоретто потерпели итальянцы в октябре 1917 г. Стороны использовали различные военные новинки. В ноябре 1917 г. в битве у Камбре англичане впервые использовали массовую танковую атаку. Немцы же, в свою очередь, использовали пехотную атаку под прикрытием огнемета.

Весной-летом 1918 г. немецкое командование предприняло последнюю попытку переломить ситуацию в свою сторону – началось наступление на Марне. В битве под Амьеном оно захлебнулось. Более 800 тыс. солдат Германия потеряла в этой компании. С этого момента поражение в войне Германии и её союзников было предопределено. Западный фронт был прорван.

В сентябре 1918 г. капитулировала Болгария, в октябре – Османская империя. 5 октября Германия попросила заключения перемирия на основании 14 пунктов американского президента В. Вильсона.

Запись в тетради: 14 пунктов Вильсона были выдвинуты в январе 1918 г. Они предполагали, что Германия освободит оккупированные территории, будет гарантирована свобода судоходства и торговли, будет предпринята инициатива о сокращении всех видов вооружений, целый ряд наций получит право на создание собственного государства и, наконец, будет создана Лига наций – организация по поддержанию мира.

Все эти события проистекали на фоне резкого социального обострения в Германии. В ноябре 1918 г. в Германии началась революция. 9 ноября было провозглашено образование республики.

Запись в тетрадь: 8 ноября 1918 г. – установление республиканского строя в Германии.

В это же время происходила тотальная дезинтеграция Австро-Венгрии: двуединая монархия распалась на части. Оказание дальнейшего сопротивления странам Антанты оказалось бесполезным. 11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу в штабном вагоне маршала Фоша Германия подписала капитуляцию.

Такой масштабной войны как Первая мировая война ещё не знало человечество. В войне учувствовало 33 государства, погибло свыше 10 млн. человек, военные расходы составили свыше 300 млрд. долл.

18 января 1918 г. в Париже открылась мирная официальная конференция, которая должна была выработать мирный договор с Германией. Главными действующими лицами стала «большая четверка» (США, Великобритания, Франция, Италия).

Запись в тетрадь: 28 июня 1919 г. – Версальский мирный договор.

Условия:

  1. Германия лишалась всех своих колоний

  2. Немецкая армия сокращалась до 100 мил. человек

  3. Германия лишалась права иметь тяжелое вооружение, авиацию и военно-морской флот

  4. На 15 лет устанавливался режим оккупации левого берега Рейна

  5. Правый берег Рейна демилитаризировался

  6. Германия уступала Эльзас и Лотарингию Франции

  7. Саарская область поступала в управление Лиги Наций на 15 лет

  8. Познань, часть Пруссии и Померании отходили к Польше

  9. Гданьск объявлялся «Вольным городом»

  10. Часть немецких земель отошли Бельгии, Литве.

  11. Германии платила значительные репарации союзникам.

Американский сенат счел, что Версальский договор игнорировал интересы США, и его не утвердил. США не желали играть роль страны, идущей в русле международной политики других государств. В 1921 -1922 гг. в Вашингтоне по инициативе США была созвана конференция главных колониальных держав (Англия, Франция, Италия, Япония, Бельгия, Португалия, Голландия) при участии Китая.

Результатом данной конференции стало:

  1. «Договор четырех держав» о неприкосновенности островных владений в Тихом океане.

  2. «Договор пяти держав» об ограничении тоннажа военно-морского флота ведущих морских держав

  3. «Договор девяти держав» о проведении в отношении Китая политики «открытых дверей», т.е. отказ от раздела Кита на сферы влияния.

- Как вы думаете, насколько была устойчива Версальско-Вашингтонская система? (она не была устойчива, так как создавала новые конфликты и не решала старые).

- В чем заключались эти новые конфликты? (границы государств формировались искусственно без учета исторических обстоятельств. Проигравшие в войне державы подвергались серьезному унижению).

-Росту каких настроений способствовали результаты мирного урегулирования? (росту реванша).

- Как вы думаете, какое событие 1917 г. значительно изменило весь ход внутриполитической истории европейских государств? (революция в России и приход к власти большевиков).

- Каковы были последствия? (Усилилось коммунистическое движение. Образовался в 1919 г. Коминтерн. Социалисты Западной Европы предпочли идти по пути постепенного реформирования сложившейся системы).

Запись в тетради: 3 ноября 1918 г. – начало революции в Германии и Киле. 9 ноября революция захватила Берлин.

Власть перешла к Совету народных уполномоченных, во главе которого стоял социал-демократ Ф. Эберт. Он провозгласил целую программу социальных реформ. Однако, радикальное крыло СДПГ было недовольным умеренной линией Эберта. В итоге социал-демократы крайнего толка вышли из партии. 30 декабря 1918 г. на базе радикальной группы «Спартак» образовалась Коммунистическая партия Германии во главе с Либнекхтом и Люксембургом. Также возникла Независимая социал-демократическая партия, занимавшая центристские позиции. 5 января 1919 г. в Берлине началось рабочее движение, спровоцированное коммунистами и радикальными социалистами, которое было вскоре подавлено полицией. 13 апреля 1919 г. было провозглашено создание Советской Баварии. Это новообразование просуществовало всего 3 недели.

-Как вы думаете, какому примеру следовали баварцы, формируя органы власти Советской Баварии? (опыту Советской России).

Запись в тетрадь: 31 июля 1919 г. В г. Веймаре собралось Учредительное собрание, которое приняло текст новой конституции. Республика в Германии получила название Веймарской.

  1. Этап закрепления новых знаний.

Каковы последствия Первой мировой войны?

Чьи интересы были ущемлены Версальско-Вашингтонской системы?

Что такое Коминтерн?

  1. Этап рефлексии.

Ребята, что нового вы узнали на уроке? Что вы раньше знали? Что вам понравилось больше всего на уроке? Что не понравилось?

  1. Этап постановки домашнего задания. (18 сл.)

Параграф 5-7, записи в тетради учить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!