на 2015 – 2016 учеб. год
Воспитатель: Мурзова А. М.
месяц | Опытно – экспериментальная деятельность | Цели, задачи | Образовательные области, их интеграция |
Сентябрь | 2. «Определение того, с какой стороны листа в растение проникает воздух» (в групповом помещении, на прогулке) 3. «Выяснение причины выхода червей во время дождя на поверхность земли» (в групповом помещении) 4.«Свойства воздуха» (в групповом помещении) | - узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух. - установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность. -помочь сделать вывод о свойствах воздуха – воздух прозрачен, занимает определенный объем, имеет вес (сравнить пустой пакет и пакет, наполненный воздухом) | Познание, коммуникация |
Октябрь | «Определение возможности проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды» (в групповом помещении) «Водяная мельница» (в групповом помещении) «Установить способности растения к поиску света» (в групповом помещении) «Фильтрование воды» (в групповом помещении) | - показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды. - познакомить детей с силой воды. - установить, как растение ищет свет. - познакомить детей с разными способами очистки воды. | Познание, коммуникация |
Ноябрь | «Как кошка языком чистит себе шёрстку» (в групповом помещении) «Могут ли животные жить в земле?» (в групповом помещении) «Круговорот воды» (в групповом помещении) «Как не обжечься?» (теплопроводность) – (в групповом помещении) | - выяснить, как кошка языком чистит себе шёрстку. Подвести к пониманию того, что предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. - выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (вода, воздух, органические остатки). - познакомиться с круговоротом воды в природе. - показать, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному (керамика, дерево, пластмасса, металл). | Познание, коммуникация |
Декабрь | 1.«Как не обжечься?» (теплопроводность) – (в групповом помещении) 2. «Защитные свойства снега» (на прогулке) «Что легче?» (в групповом помещении) 4.«Замерзание жидкостей (в групповом помещении, на прогулке) | - показать, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному (алюминиевая и деревянная ложки). - обсудить значение снежного покрова для жизни растений (банку с водой поместить: на сугробе, неглубоко в снег и зарыть глубоко). - предложить при помощи весов сравнить вес одинаковых ёмкостей с песком и снегом, выяснить предположения о том, почему снег легче песка. -познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. | Познание, коммуникация |
Январь | 2. «Чистый ли лёд?» (в групповом помещении) 3.«Как работает термометр» (в групповом помещении, на прогулке) | - помочь при помощи лупы и фильтра обнаружить примеси, определить их происхождение, сформировать вывод. - посмотреть, как работает термометр (для измерения температуры воздуха и воды). | Познание, коммуникация |
| «Ледяной дом» ( на прогулке) | -расширять представления о свойствах воды. | |
ФЕВРАЛЬ | «Что такое воздух» (в групповом помещении) «Выявление механизма образования инея» (на прогулке) «Замерзшая вода двигает камни» (в групповом помещении, на прогулке) «Лёгкий и тяжёлый» ( на прогулке) | - предложить подумать, как можно увидеть воздух, услышать его, почувствовать его прикосновение (опустить камешек в воду, выпустить воздух из шарика послушать и подставить руку). - подвести к пониманию механизма образования инея (вынести термос на улицу и подержать над ним тарелку). -узнать, как замерзшая вода двигает камни. Расширять представления о свойствах воды. - учить сравнивать предметы по весу, держа их на руке (проваливается предмет в снег и на какую глубину). | Познание, коммуникация |
Март | 1. «Звуки в воде» (в групповом помещении) 2.«Растение может обеспечивать себя питанием» (в групповом помещении) 3. «Влияние температуры на рост бактерий (хлебная плесень)» (в групповом помещении) 4. «От чего зависит скорость таяния снега» ( на прогулке) (в групповом помещении) | - выявить особенности передачи звука на расстояние. - показать, как растение может обеспечивать себя питанием. - установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. Продемонстрировать эффект, который оказывает температура на рост бактерий. - обсудить, где быстрее тает снег (в тени – на солнце, у деревьев – в дали, на асфальте – или на дорожках). - от температуры воды. | Познание, коммуникация |
Апрель | 1.«Земля – магнит» (в групповом помещении) 2. «Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом» (в групповом помещении) 3. «Как увидеть притяжение?» ( на прогулке) 4.«Ветер» (в групповом помещении) | - выявить действия магнитных сил Земли. - установить, почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом. - учить понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. Показать влияние силы воздуха. - определить через окно – есть ли ветер? Какова сила? Обсудить, как возникает и можно «сделать». Ветер – движение воздушных масс. | Познание, коммуникация |
Май | 1.«С песком и глиной» ( на прогулке) 2. «Из каких цветов состоит солнечный луч» (в групповом помещении) 3. «Когда сильнее греет солнце?» ( на прогулке) 4.«Испарение жидкости» (в групповом помещении) | - уточнить представление о свойствах песка и глины (сухой и влажной глины; сухой глины и сухого песка; влажной глиной и влажного песка). - узнать, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч. - предложить детям догадаться, как при помощи металлических предметов выявить, когда солнце греет сильнее: утром, днём или вечером. - выяснить, где быстрее высохнут салфетки (на солнце или в тени). | Познание, коммуникация |
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. ред.) М. ТЦ Сфера, 2005. – с.192
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 – с.187
3. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/сост. О. А. Воронкевич. - СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 - с.39