профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Преподаватель: Шаравина О. М.
Составлен на основе программы учебной дисциплины, профессионального модуля, рассмотренной на заседании предметной методической (цикловой) комиссии ___________________, протокол № _____ от «____» _________________ 20___г.
| Введение. | | | | | | |
1-1 | Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. | 1 | Лекция | | 1 | Подготовить сообщения по теме «Виды исторических источников» | |
1-2 | Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Периодизация всемирной истории. | 1 | Лекция | | | | |
1-3 | Практическое занятие №1. «Характеристика периодов развития человечества». | 1 | Практическое занятие | | | | |
| Тема 1. Древнейшая стадия истории человечества. | | | | | | |
1-4 | Происхождение человека. Древнейшие виды человека. | 1 | Лекция | | 2 | Подготовить презентацию по теме «Древнейшие виды человека» | |
1-5 | Неолитическая революция и ее последствия. | 1 | Лекция | | | | |
1-6 | Начало формирования народов. Индоевропейцы и проблема их прародины. | 1 | Лекция | | | | |
1-7 | Практическое занятие №2. «Анализ итогов неолитической революции на территории современной России» | 1 | Практическое занятие | | | | |
| Тема 2. Цивилизации Древнего мира. | | | | | | |
1-8 | Древнейшие государства. Понятие цивилизации. | 1 | Лекция | | | | |
1-9, 1-10 | Великие державы Древнего Востока. Древняя Греция. | 2 | Лекция | | 2 | Подготовить материал по теме «Афины и Спарта» из дополнительных источников. | |
1-11 | Практическое занятие №3 «Сравнение греческих полисов: Афины и Спарта» | 1 | Практическое занятие | | | | |
1-12, 1-13 | Древний Рим. Культура и религия Древнего мира. | 2 | Лекция | | 1 | Подготовить сообщения по теме «Культура Древнего Рима» | |
1-14, 1-15 | Практическое занятие №4 ««Изучение культуры и религии Древнего мира». | 2 | Практическое занятие | | | | |
| Тема 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века. | | | | | | |
1-16, 1-17 | Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. | 2 | Лекция | | 4 | Подготовить презентацию по теме «Великое переселение народов» | |
1-18 | Возникновение ислама. Арабские завоевания. | 1 | Лекция | | | | |
1-19 | Византийская империя. | 1 | Лекция | | | | |
1-20, 1-21 | Восток в Средние века. Средневековая Индия. Особенности развития Китая. | 2 | Лекция | | | | |
1-22 | Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. Основные черты западноевропейского феодализма. | 1 | Лекция | | | | |
1-23 | Практическое занятие № 5. «Выявление основных черт западноевропейского феодализма». | 1 | Практическое занятие | | | | |
1-24, 1-25 | Средневековый западноевропейский город. Католическая церковь в Средние века. Зарождение централизованных государств в Европе. | 2 | Лекция | | 4 | Подготовить сообщения по теме «Средневековый западноевропейский город» | |
1-26, 1-27 | Практическое занятие № 6. «Изучение средневековой культуры Западной Европы». | 2 | Практическое занятие | | | | |
| Тема 4. От Древней Руси к Российскому государству. | | | | | | |
1-28 | Образование Древнерусского государства. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. | 1 | Лекция | | | | |
1-29, 1-30. | Начало правления князя Владимира. Крещение Руси. Общество Древней Руси | 2 | Лекция | | 2 | Подготовка презентации по теме «Крещение Руси» | |
1-31, 1-32 | Практическое занятие №7. «Изучение общества Древней Руси». | 2 | Практическое занятие | | | | |
1-33, 1-34 | Раздробленность на Руси. | 2 | Лекция | | | | |
1-35, 1-36, 1-37, 1-38 | Практическое занятие № 8. «Характеристика княжеств в период раздробленности». | 4 | Практическое занятие | | | | |
1-39 | Особенности древнерусской культуры. | 1 | Лекция | | 4 | Подготовка сообщений по теме «Культура Древней Руси» | |
1-40 | Монгольское завоевание и его последствия. | 1 | Лекция | | | | |
1-41 | Начало возвышения Москвы. Образование единого Русского государства. | 1 | Лекция | | | | |
| Тема 5. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству. | | | | | | |
1-42 | Россия в правление Ивана Грозного. | 1 | Лекция | | 2 | Подготовка презентации по теме «Личность Ивана Грозного» | |
1-43, 1-44 | Практическое занятие № 9. «Характеристика внутренней политики Ивана Грозного». | 2 | Практическое занятие | | | | |
1-45 | Россия в конце XVI века. Смутное время начала XVII века. Царствование Б. Годунова. | 1 | Лекция | | 2 | Подготовка презентации по теме «Личность Бориса Годунова» | |
1-46 | Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. | 1 | Лекция | | | | |
1-47 | Практическое занятие №10. Заполнение таблицы по теме «Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники». | 1 | Практическое занятие | | | | |
1-48 | Становление абсолютизма в России. | 1 | Лекция | | | | |
1-49 | Культура Руси конца XIII— XVII веков. | 1 | Лекция | | 2 | Подготовка сообщений по теме «Культура Руси в 13-17 веках» | |
1-50 | Практическое занятие № 11. «Изучение культуры России XIII - XVII веков». | 1 | Практическое занятие | | | | |
| Тема 6. Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веке | | | | | | |
1-51 | Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. | 1 | Лекция | | | | |
1-52 | Практическое занятие № 12. «Изучение экономического развития и перемен в западноевропейском обществе». | 1 | Практическое занятие | | | | |
1-53 | Великие географические открытия. | 1 | Лекция | | 4 | Подготовка презентации по теме «Великие географические открытия» | |
1-54 | Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах | 1 | Лекция | | | | |
1-55 | Практическое занятие № 13. «Раскрытие основных черт абсолютизма в Европе» | 1 | Практическое занятие | | | | |
1-56 | Англия в XVII— ХVIII веках | 1 | Лекция | | | | |
1-57 | Страны Востока в XVI — XVIII веках. | 1 | Лекция | | | | |
1-58 | Международные отношения в XVII— XVIII веках. | 1 | Лекция | | | | |
1-59 | Развитие европейской культуры и науки в XVII— XVIII веках. | 1 | Лекция | | 4 | Подготовка сообщений по теме «Наука и культура в 17-18 веках» | |
1-60, 1-61 | Практическое занятие № 14. «Изучение европейской культуры и науки в XVII— XVIII веках». | 2 | Практическое занятие | | | | |
1-62 | Война за независимость и образование США. Французская революция конца XVIII века. | 1 | Лекция | | | | |
| Тема 7. Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к империи | | | | | | |
1-63, 1-64 | Россия в эпоху петровских преобразований. | 2 | Лекция | | 2 | Подготовка презентации по теме «Личность Петра 1» | |
1-65, 1-66 | Практическое занятие № 15. «Характеристика реформ Петра I». | 2 | Практическое занятие | | | | |
1-67, 1-68 | Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения. | 2 | Лекция | | | | |
1-69, 1-70 | Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. | 2 | Лекция | | | | |
1-71, 1-72 | Русская культура XVIII века. | 2 | Лекция | | 2 | Подготовка сообщений по теме «Культура 18 века» | |
| Тема 8. Становление индустриальной цивилизации | | | | | | |
1-73 | Промышленный переворот и его последствия. | 1 | Лекция | | | | |
1-74, 1-75 | Практическое занятие № 16. «Раскрытие сущности и последствий промышленного переворота» | 2 | Практическое занятие | | | | |
1-76 | Международные отношения. Войны Французской революции и Наполеоновские войны. | 1 | Лекция | | | | |
1-77 | Политическое развитие стран Европы и Америки. | 1 | Лекция | | | | |
1-78 | Развитие западноевропейской культуры в XIX веке. | 1 | Лекция | | 2 | Подготовка презентации по теме «Культура 18 века» | |
| Тема 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока | | | | | | |
1-79 | Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Колониальный раздел Азии и Африки. | 1 | Лекция | | 3 | Подготовка сообщения по теме «Опиумные войны» | |
1-80 | Практическое занятие № 17. Работа по карте по теме «Колониальная экспансия европейских стран. Индия». | 1 | Практическое занятие | | | | |
1-81, 1-82 | Китай и Япония. Начало превращения Китая в зависимую страну. Насильственное «открытие» Японии. | 2 | Лекция | | | | |
| Тема 10. Российская империя в ХIХ веке | | | | | | |
1-83 | Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. | 1 | Лекция | | | | |
1-84 | Движение декабристов. | 1 | Лекция | | | | |
1-85 | Внутренняя политика Николая I. Правление Николая I. | 1 | Лекция | | 2 | Подготовить презентацию по теме «Личность Николая 1» | |
1-86 | Практическое занятие № 18. «Характеристика преобразований Николая I». | 1 | Практическое занятие | | | | |
1-87 | Общественное движение во второй четверти XIX века. | 1 | Лекция | | | | |
1-88 | Внешняя политика России во второй четверти XIX века. | 1 | Лекция | | | | |
1-89 | Отмена крепостного права и реформы 60 — 70-х годов XIX века. | 1 | Лекция | | | | |
1-90 | Практическое занятие № 19. «Раскрытие сущности реформ 60 — 70-х годов XIX века». | 1 | Практическое занятие | | | | |
1-91 | Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и последствия. | 1 | Лекция | | 2 | Подготовить презентацию по теме «Личность Александра III» | |
1-92 | Общественное движение во второй половине XIX века. | 1 | Лекция | | | | |
1-93 | Экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. | 1 | Лекция | | | | |
1-94 | Внешняя политика России во второй половине XIX века. | 1 | Лекция | | | | |
1-95 | Русская культура XIX века. Развитие науки и техники | 1 | Лекция | | 4 | Подготовить сообщения по теме «Русская культура 19 века» | |
1-96 | Практическое занятие №20. Изучение темы «Русская культура XIX века». | 1 | Практическое занятие | | | | |
| Тема 11. От Новой истории к Новейшей | | | | | | |
1-97 | Мир в начале ХХ века. Понятие «новейшая история». | 1 | Лекция | | | | |
1-98 | Пробуждение Азии в начале ХХ века. Колонии, зависимые страны и метрополии. | 1 | Лекция | | 4 | Подготовка презентаций по теме «Колонии и метрополии» | |
1-99 | Россия на рубеже XIX— XX веков. | 1 | Лекция | | | | |
1-100, 1-101 | Практическое занятие № 21. «Выявление особенностей развития России на рубеже XIX— XX веков». | 2 | Практическое занятие | | | | |
1-102 | Революция 1905 — 1907 годов в России. | 1 | Лекция | | | | |
1-103 | Россия в период столыпинских реформ. | 1 | Лекция | | | | |
1-104 | Серебряный век русской культуры. | 1 | Лекция | | 2 | Подготовка сообщений по теме «Серебряный век русской культуры» | |
1-105, 1-106 | Практическое занятие № 22. «Изучение серебряного века русской культуры». | 2 | Практическое занятие | | | | |
1-107 | Первая мировая война. | 1 | Лекция | | 2 | Творческая работа по теме «Первая мировая война» (рисунки, плакаты) | |
1-108 | Первая мировая война и общество. | 1 | Лекция | | | | |
1-109 | Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю. | 1 | Лекция | | | | |
1-110 | Октябрьская революция в России и ее последствия. | 1 | Лекция | | | | |
1-111 | Гражданская война в России | 1 | Лекция | | | | |
| Тема 12. Между мировыми войнами | | | | | | |
1-112 | Европа и США. Территориальные изменения в Европе и Азии после Первой мировой войны. | 1 | Лекция | | | | |
1-113 | Недемократические режимы. | 1 | Лекция | | | | |
1-114 | Турция, Китай, Индия, Япония. Воздействие Первой мировой войны и Великой российской революции на страны Азии. | 1 | Лекция | | | | |
1-115 | Международные отношения. Деятельность Лиги Наций. | 1 | Лекция | | | | |
1-116, 1-117 | Культура в первой половине ХХ века. | 2 | Лекция | | 3 | Подготовка сообщений по теме «Культура в 1 половине 20 века» | |
1-118 | Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. | 1 | Лекция | | | | |
1-119 | Практическое занятие № 23. «Раскрытие сущности и результатов НЭПа». | 1 | Практическое занятие | | | | |
1-120 | Индустриализация и коллективизация в СССР. | 1 | Лекция | | | | |
1-121 | Советское государство и общество в 1920 — 1930-е годы. | 1 | Лекция | | | | |
1-122 | Советская культура в 1920 — 1930-е годы. «Культурная революция» | 1 | Лекция | | 3 | Подготовка презентации по теме «Культурная революция» | |
1-123 | Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. | 1 | Лекция | | | | |
1-124, 1-125 | Практическое занятие № 24. «Характеристика достижений советской культуры в 1920 — 1930-е годы». | 2 | Практическое занятие | | | | |
| Тема 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война | | | | | | |
1-126, 1-127 | Накануне мировой войны. Мир в конце 1930-х годов: три центра силы. | 2 | Лекция | | | | |
1-128, 1-129 | Практические занятия № 25, 26. «Характеристика первого периода Второй мировой войны». | 2 | Практическое занятие | | | | |
1-130, 1-131 | Первый период Второй мировой войны. | 2 | Лекция | | | | |
1-132, 1-133 | Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. | 2 | Лекция | | 3 | Творческая работа по теме «Великая Отечественная война в картинках» | |
1-134, 1-135 | Второй период Второй мировой войны. | 2 | Лекция | | 2 | Подготовка презентации по теме «Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки» | |
1-136 | Курская битва и завершение коренного перелома. | 1 | Лекция | | | | |
1-137 | Практическое занятие № 27. «Характеристика итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, их исторического значения». | 1 | Практическое занятие | | | | |
| Тема 14. Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века | | | | | | |
1-138 | Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». | 1 | Лекция | | | | |
1-139 | Ведущие капиталистические страны. | 1 | Лекция | | 3 | Подготовить сообщение на тему «Характеристика капиталистических стран» | |
1-140, 1-141 | Практическое занятие № 28. «Выделение особенностей ведущих капиталистических стран». | 2 | Практическое занятие | | | | |
1-142 | Страны Восточной Европы. Установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. | 1 | Лекция | | | | |
1-143 | Крушение колониальной системы. | 1 | Лекция | | | | |
1-144, 1-145 | Практическое занятие № 29. «Характеристика этапов крушения колониальной системы». | 2 | Практическое занятие | | | | |
1-146 | Индия, Пакистан, Китай. Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании. Образование КНР. | 1 | Лекция | | | | |
1-147 | Страны Латинской Америки. | 1 | Лекция | | | | |
1-148 | Международные отношения. Международные конфликты и кризисы в 1950 —1960-е годы. | 1 | Лекция | | | | |
1-149 | Развитие культуры. Крупнейшие научные открытия второй половины ХХ — начала XXI века. | 1 | Лекция | | 2 | Подготовить презентации на тему «Культура ХХ- начала ХХ1 веков» | |
| Тема 15. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 годов. | | | | | | |
1-150, 1-151 | СССР в послевоенные годы. Атомная монополия США | 2 | Лекция | | | | |
1-152, 1-153 | СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. Перемены после смерти И. В. Сталина. | 2 | Лекция | | 2 | Подготовка доклада на тему «Личность Н. С. Хрущева» | |
1-154, 1-155 | Практические занятия № 30, 31. «Характеристика перемен в СССР в 1950-х — начале 1960-х годов». | 2 | Практическое занятие | | | | |
1-156 | СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. | 1 | Лекция | | | | |
1-157 | Практическое занятие № 32. «Систематизация материала о внешней политике СССР в 60-80-е годы». | 1 | Практическое занятие | | | | |
1-158, 1-159 | СССР в годы перестройки. Предпосылки перемен. М. С. Горбачев. | 2 | Лекция | | | | |
1-160 | Практическое занятие № 33. «Характеристика реформ периода перестройки и их последствий». | 1 | Практическое занятие | | | | |
1-161, 1-162 | Развитие советской культуры (1945 — 1991 годы). Развитие культуры в послевоенные годы. | 2 | Лекция | | 3 | Подготовка презентаций на тему «Война в жизни народа» | |
| Тема 16. Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков | | | | | | |
1-163 | Формирование российской государственности. Изменения в системе власти. | 1 | Лекция | | | | |
1-164, 1-165 | Практическое занятие № 34. «Характеристика сущности, темпов и последствий приватизации в России». | 2 | Практическое занятие | | | | |
1-166 | Президентские выборы 2008 года. Президент России Д. А. Медведев. | 1 | Лекция | | 2 | Подготовка презентации на тему «Личность Д.А. Медведева» | |
1-167, 1-168 | Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века. | 2 | Лекция | | | | |
1-169 | Практическое занятие № 35. «Изучение направлений культуры России в конце ХХ — начале XXI века». | 1 | Практическое занятие | | 1 | Подготовка сообщений на тему «Культура России ХХ1 века», подготовка к зачету. | |
1-170, 1-171 | Дифференцированный зачет. | 2 | | | | | |