Тема урока: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов».
Урок № 3 «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для познания знаков химических элементов на основе «Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева».
Задачи урока:
Образовательная:
сформировать знания учащихся о периодической системе химических элементов, пользуясь интерактивными средствами обучения;
научить записывать символы химических элементов;
раскрыть структуру “Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева”.
Развивающая:
развивать логическое мышление, умение видеть вещи в их целостности, системе;
формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;
развивать память, химический язык.
Воспитательная:
формировать положительную мотивацию учебной деятельности;
развивать культуру умственного труда; навыки делового сотрудничества в процессе решения проблемы, работы в парах;
воспитывать умение работать в коллективе;
развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.
Формы работы:
фронтальная;
индивидуальная;
в паре.
Методы обучения:
по источнику знаний - словесные, наглядные;
по характеру деятельности обучающихся - частично-поисковый.
Основные понятия: порядковый номер, периоды, группы, подгруппы в Периодической системе.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, ПСХЭ Д.И. Менделеева.
План урока
№ п/п | Основные этапы урока | Время |
1 | Организационный момент | 2 минуты |
2 | Актуализация знаний | 8 минут |
3 | Изучение нового материала | 25 минут |
4 | Закрепление изученного материала | 8 минут |
5 | Домашнее задание | 2 минуты |
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся, фиксирование отсутствующих, проверка готовности к уроку (наличие учебников, рабочих тетрадей, дневников, письменных принадлежностей). Психологический настрой учащихся на хорошее настроение и плодотворную работу.
Актуализация знаний
Устный опрос по §2. Задать следующие вопросы:
Какие явления называют химическими? (явления, в результате которых из одних веществ образуются другие)
Каковы признаки химических реакций? (изменение окраски, выделение или поглощение теплоты, появление запаха, образование осадка, выделение газа)
Какие явления называют физическими? (явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным)
Учитель предлагает учащимся выполнить задание (слайд №3) и проверить свои знания (слайд № 4)
Изучение нового материала
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Тема урока: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов» (слайд №5)
Цель урока: создать условия для познания знаков химических элементов на основе «Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева» (слайд №6)
Ребята, вы уже знаете, что химический элемент может существовать в трех формах, одной из которых являются свободные атомы. В 19 веке было известно лишь 69 разных видов атомов. Дмитрий Иванович Менделеев – гениальный русский ученый, которому удалось создать строго научную классификацию химических элементов, которой является Периодическая система (слайд №7)
В ней расположены все известные науке химические элементы. Все многообразие окружающего мира и Вселенной построено из элементов, находящейся в этой таблице. Элементы принято обозначать химическими знаками или символами. Для того, чтобы вы могли пользоваться таблицей вам надо изучить особый «химический язык» или «химический алфавит». Давайте, вспомним, сколько существует букв в русском алфавите? (правильно – 33 буквы). А в химическом алфавите – 109 (слайд №8)
В начале мы с вами изучим химические символы, затем научимся на их основе составлять химические формулы, после этого – начнем составлять химические уравнения.
слайд № 9
Славянскую письменность создали болгарские просветители Кирилл и Мефодий, а вот отцом химической письменности является выдающийся шведский химик Йенс Яков Берцелиус, который в 1814 году ввел современное обозначение химических элементов (слайд № 10). Он предложил символы химических элементов обозначать начальной буквой их латинских названий, например, химический элемент кислород имеет латинское название – Oxigenium (оксигениум) – символом его будет буква О (читается о).
Если с одной и той же буквы начинаются названия нескольких элементов, то тогда добавляют к начальной букве еще одну из последующих букв названия. Например, химический элемент кальций обозначается – Са (читается кальций), медь – Cu (читается купрум), кобальт – Со (читается кобальт), углерод – С (читается це).
(слайд № 11)
В названиях одних химических элементов отражены важнейшие свойства элементов, например, водород – рождающий воду, кислород – рождающий кислоты, фтор – разрушающий.
(слайд № 12)
Другие элементы названы в честь небесных тел или планет Солнечной системы – селен и теллур (от греч. Селена – Луна и Теллурис – Земля), (слайд № 13) уран, нептуний, плутоний
(слайд № 14)
Отдельные названия заимствованы из мифологии. Например, Тантал. Так звали любимого сына Зевса. За преступления перед богами Тантал был сурово наказан. Он стоял по горло в воде, и над ним свисали ветви с сочными, ароматными плодами. Однако, едва он хотел напиться, как вода утекала от него, едва желал утолить голод и протягивал руку к плодам – ветви отклонялись в сторону.
(слайд № 15)
В честь героя древнего мифа Прометея, подарившего людям огонь и обреченного за это на страшные муки (к нему, прикованному к скале, прилетал орел и клевал его печень).
Некоторые элементы были названы в честь различных государств или частей света. Например, германий (слайд № 16), галлий (слайд № 17), скандий (в честь Скандинавии) (слайд № 18), рутений (Рутения – латинское название России) (слайд № 19), европий (слайд № 20) и америций (слайд № 21).
Вот элементы, названные в честь городов: гафний (в честь Копенгагена) (слайд № 22), лютеций (в старину Париж называли Лютеций) (слайд № 23), дубний (слайд № 24) .
Наконец, в названиях элементов увековечены имена великих ученых: кюрий (слайд № 25), фермий, эйнштейний (слайд № 26), менделевий (слайд № 27).
Учащиеся под руководством учителя заполняют таблицу в рабочей тетради «Названия и знаки химических элементов» на стр. 16 (слайд № 28, 29, 30, 31)
Периодическую систему можно представить в виде большого дома, в котором «живут» абсолютно все химические элементы (слайд № 32).
Каждый химический элемент находится в определенной «квартире», которая имеет свой номер. «Номер квартиры» называется порядковым номером химического элемента. Например, химический элемент натрий имеет порядковый номер, равный 11, фосфор – 15, хлор – 17. (Учащиеся определяют порядковый номер алюминия, железа, кислорода, серы, серебра, углерода).
В Периодическом системе наблюдается и «этажность» - это периоды с номерами. Всего периодов семь. Период – это горизонтальное расположение химических элементов (записывают в тетрадь). 1,2,3 период называют малыми, 4,5,6 – большими, т.к. включают по два ряда элементов, и 7 – незавершенный, так как состоит пока только из одного ряда (слайд № 33)
В ПСХЭ есть и «подвальные помещения», в которых живут по 14 элементов – близнецов, похожие по своим свойствам на лантан – лантаноиды и на актиний – актиноиды.
В ПСХЭ химические элементы расположены друг под другом в вертикальных столбцах – группах. В ПСХЭ 8 групп. Каждая группа состоит из двух подгрупп – главной (А) (входят элементы малых и больших периодов) и побочной (В) (входят элементы только больших периодов) (слайд № 34)
- Какие химические элементы входят в состав V группы главной подгруппы?
- А какие в состав V группы побочной подгруппы?
IV.Закрепление изученного материала
Организует игру «Координаты».
Определите химический элемент по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева (слайд № 35,36)
Назовите координаты элементов (слайд № 37,38)
V. Домашнее задание
1.§4, стр. 32 задание №5.
2. Выучить знаки химических элементов и их произношение.
Литература
Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. Химия 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2003
Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна: Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.
Габриелян О.С., Сладков С.А. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2013.
6