План – конспект занятия на тему: «Пейзаж, как вид изобразительного искусства»
Цель: закрепление знаний обучающихся о пейзаже, как жанре в изобразительном искусстве.
Задачи:
- закрепить знания о жанрах изобразительного искусства;
- познакомить с видами пейзажа;
- сформировать умение писать в технике по-сырому;
- развивать творческое мышление и воображение;
- воспитывать любовь к изобразительному искусству.
Оборудование к занятию:
- ноутбук с проектором;
- карточки с заданиями;
-листы, краски, кисточки, баночки с водой.
План занятия:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Основной этап.
Физкультминутка.
Практическая работа.
Рефлексия.
Ход занятия:
1. Организационный этап
-Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие я хочу начать с загадок, ваша задача их отгадать и после попробовать назвать тему занятия.
2. Актуализация знаний.
Давайте вспомним, какие мы еще знаем с вами жанры изобразительного искусства.
1.Угадать совсем не сложно, что изобразил художник:
Если видим ананасы, фрукты, овощи, колбасы.
Разные предметы быта, самовары и корыта,
Вещи, что вокруг лежат, и игрушки для ребят,
Чайник, чашки, вкусный торт, это будет – (натюрморт).
Если нарисован дядя,
Папа, мама, друг, сосед,
Каждый на рисунок глядя,
Назовет его – (портрет).
- Молодцы! Итак, вы назвали 3 жанра. А какие не были названы еще жанры? (Бытовой, анималистический, батальный).
- А что они изображают каждый из этих жанров?
- Теперь все жанры названы у нас. Сколько их всего?
Я загадаю вам последнюю загадку, в ней скрыта тема нашего занятия. Пожалуйста отгадайте и назовите тему.
Коль природа на картине:
Роща, лес иль дворик наш.
Море, горы иль равнина,
Значит видим мы (Пейзаж).
- Все молодцы, отлично справились с задачей.
А теперь давайте закрепим ваши знания и представления о них. На стенде висят произведения искусства различных жанров, сейчас я буду вызывать кого-нибудь к стенду и называть жанр, а ваша задача его определить и показать.
3. Основной этап.
- Давайте перейдем к теме нашего занятия «Пейзаж, как вид изобразительного искусства».
Доклад обучающихся:
Пейзаж – это изображение природы на картине. Впервые он появился в Китае, Японии и других странах Востока в 7-10 веках. В Европейской живописи он появился в 17 веке, сначала в Италии, а затем в Голландии. В Русском искусстве расцвет пейзажа находится на конец 19 века.
Природа похожа на нас людей. У нее бывает разное настроение: веселое, когда светит солнышко, грустное, когда дождь. Бывает она сердится, когда дует ветер, гремит гром. Природа также как мы, носит разные одежды: летом, в ярких, цветочных ситцах, зимой – в белой пушистой шубке. Вы знаете, что художник в своих картинах не только рисует, но и передает настроение, характер природы, всю ее красоту и многообразие.
Русская природа красива в любое время года. И каждый художник видит и любит ее по- своему. Кто чаще рисует осень, кто зиму. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок.
Стихи обучающихся о природе. (Чтение стихотворений на фоне слайдов)
- Я рисую лето –
А какого цвета?
Красной краской солнце,
На газонах розы,
А зеленой поле.
На лугах покосы.
Синей краской небо.
И ручей певучий.
А какую краску я оставлю туче?
Я рисую лето –
Очень трудно это.
- Отличается зима от весны и лета,
Очень снежная она, вся в снегах одета.
Реки скованы все льдом, и в узорах стекла
Иней на ветвях висит, вьюга дует в окна,
Небо серое с утра. Падают снежинки,
Спят деревья и кусты, кормят птиц рябинки.
- Спасибо, девочки, замечательно. А теперь давайте узнаем, какие различают виды пейзажей?
Задание со словарем(приложение1):
- Я сейчас вам раздам небольшой словарик, где написаны все определения, с которыми мы сегодня столкнулись. Некоторые из них мы уже проговорили с вами. Сейчас вы в парах должны найти определения видов пейзажей и отметить их галочкой. А затем мы проговорим их.
- Кто справился с заданием? Поднимите руки … Назовите один из видов пейзажей, который вы нашли.
- Молодцы. А теперь давайте обобщим все, что вы узнали о видах жанров и пейзажей. Каждой группе справа и слева я раздам схемы (приложение2). Нужно будет их заполнить. На работу вам 2 минутки. 1 группа, озвучьте одну из схем, которая у вас получилась.
- Умницы. А теперь давайте отдохнем немного.
Физкультминутка.
1.Электронная физминутка для глаз.
2. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кистья встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
Инструктаж к практической работе
- Отдохнули и можем приступать к практической части. Пейзаж мы будем писать в новой технике по – сырому. Я вам сейчас покажу на доске.
- Сначала должны нарисовать эскиз в карандаше. Намечаем линию горизонта, отделяем небо от земли. Можно изобразить деревья, речку, цветы.
- Затем мы полностью весь лист мочим водой и начинаем выполнять в цвете. Можно подбирать разные оттенки, чтобы красивее смотрелся наш пейзаж. Очень красиво, когда один цвет вливается в другой.
Практическая работа.
Рефлексия:
- Какие настроения получились у нашего пейзажа? Почему?
- Какие времена года вы использовали?
- Сложно ли вам было рисовать в этой технике?
- Что запомнилось на занятии?
- Какие возникли трудности при выполнении?
- Что было самым легким?
- Вы довольны собой?
- Я тоже так думаю. Молодцы, все успешно справились со всеми заданиями. Спасибо за вашу работу. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других.
Городской – это картина, на которой художник изображал улицы и переулки площади и маленькие дворики.
Сельский пейзаж – это картина с изображением села и деревни.
Портрет – это прежде всего человеческое лицо, изображенное художником так, как он его видит.
Пейзаж – изображение природы.
Промышленный пейзаж – это картина с изображении ем предприятий промышленности, строительства и других предметов научно – технического прогресса.
Натюрморт – это картина, на которой изображены обычные предметы повседневной жизни.
Бытовой жанр – картины от различных событиях в повседневной жизни людей.
Анималистический жанр – изображение животных.
Батальный жанр – картины, где изображены военные события.
Марина – это пейзаж, где изображен морской вид. (Морской пейзаж)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЖАНРЫ
ПОРТРЕТ
БАТАЛЬНЫЙ
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ
ПЕЙЗАЖ
НАТЮРМОРТ
БЫТОВОЙ
ВИДЫ ПЕЙЗАЖЕЙ
ГОРОДСКОЙ
СЕЛЬСКИЙ
ПРОМЫШЛЕННЫЙ
МОРСКОЙ