СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пейзаж. Линейная и воздушная перспектива.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологичекая карта урока по ФГОС  для 6 класса , разработана по программе Б.М. Неменского.

Просмотр содержимого документа
«Пейзаж. Линейная и воздушная перспектива.»

Цели деятельности учителя

Расширять знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве; знакомить с историей становления и развития жанра пейзажа; формировать художественные знания о правилах линейной и воздушной перспективы как способе передачи глубины пространства, о плоскости картины, точке схода, горизонте и его высоте; развивать умения и навыки учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства; совершенствовать техники работы с красками; развивать эстетический вкус учащихся; включать обучающихся в новые виды деятельности; создавать творческую обстановку, в которой учащиеся смогут актуализировать свои знания и умения

Тип урока

Практическое применение знаний и умений

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся самостоятельно применять полученные ранее знания о правилах линейной и воздушной перспективы, решать учебные задачи, анализировать и обобщать, определять понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость, горизонт и его высота; представлять информацию в устной форме, систематизировать полученные знания в свете новой информации о возникновении пейзажа как самостоятельного жанра, находить необходимую информацию, владеть смысловым чтением, сравнивать картины по заданным критериям; организовывать перспективу в картинной плоскости.

Метапредметные: научатся определять учебную цель; соблюдать нормы коллективного общения; организовывать работу в группе; корректировать свои действия под воздействием контраргументов; преодолевать конфликты, договариваясь друг с другом; определять конечный результат, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные: проявляют интерес к новым видам деятельности, познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; осознают свой мировоззренческий выбор; вырабатывают уважительное отношение к своим товарищам

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, ; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Гуашь, акварельные краски, кисточки, компьютер, шерсть для валяния, клей – карандаш, цветная бумага

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин:

Основные понятия и термины

Линейная и воздушная перспектива, точка схода, плоскость картины, высота линии горизонта

Пейзаж. Линейная и воздушная перспектива. 6 б класс











































Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Беседа

с постановкой цели

- Здравствуйте! Улыбнулись друг другу!

-Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, предлагаю просмотреть фрагмент мультфильма «Пластилиновая ворона» - «О картинах».

Посмотрев мультфильм, вы вспомнили об изученных жанрах изобразительного искусства, но один из жанров нам предстоит изучить сегодня.

  • Какой же это жанр? (Пейзаж)

  • Давайте, вместе сформулируем тему нашего урока? (Первое слово-пейзаж)

  • Для того чтобы правильно нарисовать пейзаж, что вы должны знать? (правила построения)

  • Тема нашего урока: «Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива»


Слушают учителя. Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют учебную цель.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала



II.Изуче-

ние нового матери-

ала











































































































III.

Творческая практическая деятельность










































































4.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Объяснительно-иллюстративный












































































































Творчес-

кий поиск















































































Выставка работ учащихся

  • На какие вопросы нам предстоит найти ответы? (Что такое пейзаж; какие бывают пейзажи; как изобразить пейзаж. Художники, изображающие пейзаж.)

  • Сегодня мы ознакомимся с понятием «пейзаж» (ЧТО?), историей возникновения жанра (КОГДА?), рассмотрим виды пейзажа (КАКИЕ?), а также познакомимся в выдающимися художниками - пейзажистами (КТО?) и узнаем правила изображения пейзажей (КАК?).

( Учитель вывешивает на магнитную доску карточки с вопросами: «ЧТО, КОГДА, КАКИЕ, КТО, КАК? »)

Пейзаж (от фр. passage) – местность, страна.

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, изображающий виды природы

– В Европе человек начал изображать природу очень давно, но тогда она служила лишь фоном для портрета или какой-то сцены. Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в 6 веке. Пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шелковых свитках, очень одухотворены и поэтичны. Временем рождения европейского пейзажа считается 16 век, но как самостоятельное художественное явление пейзажный жанр сформировался только в 17 веке.


Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразными. Рассмотрим виды пейзажа.

Демонстрация работ художников-пейзажистов.

Сельский пейзаж - изображение деревенского быта в естественной связи с окружающей природой.

Городской пейзаж - изображение зданий, улиц, площадей, набережных.

Парковый пейзаж - изображение уголков природы, созданных для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей.

Морской пейзаж-изображение красоты моря (марина).

Архитектурный пейзаж - изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

Индустриальный пейзаж- изображение фабрик, заводов, грандиозных строек, воспевающее созидательную роль человека-строителя.

Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер. О характере пейзажа мы поговорим на следующем уроке, а сегодня подробнее рассмотрим виды пейзажа.

Пейзаж - это, прежде всего, пространство, и здесь художнику очень важно знать правила изображения пространства.

  • Для ознакомления правил построения линейной и воздушной перспективы, открываем книги -146 страница.



Перспектива-учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.

Основные правила линейной перспективы:

-предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере;

- параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта (линии наших глаз).

Линия горизонта бывает высокой и низкой, и очень важно понимать, что средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения - вид с горы. А при низкой точке зрения – мы видим просторы небес.

Точка схода, её положение тоже сильно влияет на характер образа. Смещение точки схода от центра вправо или влево придает изображению ощущение движения. Любое симметричное изображение - самое неподвижное.

Для изображения пространства нам также необходимы правила воздушной перспективы.

Воздух, заполняя все пространство, окутывает все предметы- то, что удалено, мы видим сквозь его толщу. Поэтому первое правило: по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.

Второе правило об изменении цвета предметов по мере удаления: окутанная даль голубеет. Вспомни о пространственных свойствах цвета: теплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные – отступают.

Художники эпохи Возрождения первыми разработали правило деления пространства на планы: ближний план - теплый и контрастный, средний – самый разработанный, тона мягче; дальний - светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

-Кто покажет картину с низким горизонтом?

-Кто покажет картину с высоким горизонтом?

-Назовите известных русских пейзажистов?

По их картинам вы на уроках русского языка пишете сочинения.

- Назовите фамилию и имя художника, который родился в деревне Набиево Бурзянского района?

-Наш современник?

Физминутка


-Мы постарались дать ответы на все вопросы. Для того чтобы закрепить полученные знания, перейдем к практической части урока. Сейчас вы объединитесь в группы и приступите к выполнению работы.

Перед вами лежат инструкционные карты , т.е. с порядком выполнения работы.

1 группа выполнит пейзаж акварельными красками по - сырому в миниатюре в технике пуантилизма.

2 группа выполнит пейзаж в миниатюре в технике пуантилизма.

3 группа пейзаж из цветной шерсти.


Порядок выполнения работы

“Пейзаж в миниатюре в технике пуантилизма”

Миниатюра - произведение малой формы в литературе, изобразительном, музыкальном, театральном искусстве.

Название стиля «пуантилизм» происходит от французского слова «точка». От этого же слова происходит, например, название балетной обуви – пуанты. Название связано с особенностями изобразительной техники. Пуантилизм в живописи, таким образом, можно обозначить как «точечный» стиль.

  1. Выполнить эскиз рисунка на формате А6

-Нарисовать линию горизонта, горы, мотив реки или дороги. На ближнем или среднем плане дерево. Обязательно облака и солнце или луну.


2.Учитывая правила воздушной и линейной перспективы, выполняем в технике пуантилизма. 3.Берем ватную палочку, сначала окунаем ее в воду, затем в краску и методом «тычка» заполняем весь рисунок соответствующими цветами.


Порядок выполнения работы на формате А5

“ Пейзаж акварелью в технике по-сырому”

1.Выполнить эскиз рисунка

- обязательно нужно выполнить линию горизонта, ближние, средние, дальние планы, деревья

2.Смочить водой лист

3.Выполняем фон по сырому

4.Подождать когда высохнет фон и рисуем деревья


Порядок выполнения работы

пейзажа из цветной шерсти на формате А4

1.Выполнить эскиз рисунка

-обязательно нужно выполнить линию горизонта, ближние, средние, дальние планы, деревья

2.Заполнить фон картины, отрывая тонкие, почти прозрачные пряди шерсти (выкладывают горизонтально).

3. Наметить линию горизонта.

4. Сформировать элемент заднего плана

5. Оформить элементы переднего плана (для более четкого изображения можно скрутить пряди шерсти жгутиками ).

6. Оформить картину в рамку.



Ваши работы –просто замечательные! Их можно назвать шедеврами. Подведем итоги урока. Вам престоит размотать волшебный клубок, закончив фразы, написанные на этих лентах.

  • Сегодня я узнал...

  • Было интересно...

  • Было трудно...

  • Я выполнял...

  • Я понял, что...

  • Теперь я могу...

  • Я приобрел...

  • Я научился...

  • У меня получилось...

  • Я смог...

  • Я попробую...

  • Меня удивило...

  • Урок дал мне для жизни...

  • Мне захотелось...

Слушают

учителя.

Отвечают

на вопросы
































































Ребята получают представление о правилах перспективы.

Осмысливают понятия точка зрения, линейная перспектива. Смотрят
в окно.



Определяют высокую

и низкую линии горизонта


























Ребята готовят рабочее место. Самостоятельно выполняют задания













































































Учитель передает учащимся «клубочек» из бумажных лент с незавершенными фразами, которые следует продолжить.

























Фронтальная работа




















































































































































































































































































Познавательные: умеют организовывать

перспективу
в картинной плоскости; знают правила линейной
и воздушной перспективы.

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели; выполняют работу
по памяти.

Личностные:

осознают свои интересы и цели


























































Познавательные: анализируют, выделяют главное, обобщают графические средства и правила перспективы.

Регулятивные:

дают эстетическую оценку выполненным работам; анализиру-

ют использование перспективы.

Личностные:

осознают свои мировоззренческие позиции; учатся критически осмысливать результаты деятельности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!