СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет "Влияние личности педагога на УВП"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

педсовет раскрывает понятие "Личность", "Педагог". Содержит анкеты для учащихся и педагогов, модель личности педагога.

Просмотр содержимого документа
«Педсовет "Влияние личности педагога на УВП"»

Педсовет на тему «Влияние личности педагога на воспитательный процесс».

Январь 2016г

Подготовила Худякова С.Ю.

Цель: выявить влияние личности педагога на образовательный и воспитательный процесс.

Задачи: Дать определение основным понятиям педсовета: «педагог»,.

Познакомиться с опытом применения инновационных технологий в УВП школы.

Участники: администрация, преподаватели школы.

Подготовительная работа: провести анкетирование учащихся и преподавателей. Разработать модель личности педагога

План педсовета:

  1. Доклад зам дир по ВР

  2. Результаты анкетирования учащихся.

  3. Результаты анкетирования преподавателей.

  4. Проект резолюции

Вступительное слово заместителя директора по воспитательной работе.


Начать педсовет я хотела бы со слов К.Г.Ушинского: «Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, который заменить ничем не возможно». В связи с широким внедрением технических средств многие учебные заведения активно внедряют формы дистанционного обучения, когда ученик получает информацию с помощью компьютера. Но мы должны понимать, что никакие компьютерные и телевизионные программы не заменят учителя.

Но сначала давайте разберемся в понятиях «педагог», «личность».

Кто же такой педагог?

Педагог с греческого языка – «ведущий ребёнка» (pais, paidos – «дитя, ребёнок», agogos – «ведущий»). До семи лет мальчики из богатых семей ничем, кроме игр не занимались. В семь лет ребенка передавали педагогу. Он водил мальчика в школу, нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. А дома обучал хорошим манерам. По большому счету, со времен Древней Греции ничего не поменялось.

Словарь: Педагог - тот, кто профессионально занимается воспитательной и преподавательской работой.

В исследованиях доктора психологических наук Евгения Александровича Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т.д. Он определяет 5 схем профессиональной деятельности: «Человек – Природа», «Человек – Техника», «Человек – Знак», «Человек – Образ», «Человек – Человек».

Педагогическая профессия относится к типу «Человек – Человек». Этот тип профессии определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место других, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, держать в уме знание о личных качествах многих людей. Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, умение слушать, широкий кругозор, речевая культура, эмпатия, наблюдательность, решение нестандартных ситуаций, высокая степень саморегуляции.

Разберем понятие «личность». Общественные науки так определяют понятие «личность»: Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом  сознательной деятельности,  обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек.

Личность отличается самостоятельностью в поступках.

Способна нести ответственность и решать проблемы.

Контролирует поведение, обладает силой воли.

Способна изменяться с течением времени.

Какие же критерии характеризуют личность педагога.

_______________ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА_______________

1) уровень          2) характер,        3) общая             4) внешний           5) манеры            6) особая

профес-             внутренние        эрудиция,               облик (стиль,        (мимика,             жизненная            сионализма       качества            уровень общей     одежда, прическа)   жесты, речь)         позиция

                                                      культуры              

Наша образовательная система постоянно находится в состоянии реформирования. Но какие бы реформы не проходили, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно учитель является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессионализма.

Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Уже на уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Выпускника вуза называют «молодым специалистом» определяя, так образом, его статус. Понятно, что ему требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также необходима соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.

Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации – это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

Рассматривая и оценивая профессионализм педагога, важно определить, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы вкладывает в свой труд.

Многие исследователи и психологи утверждают, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения».

Какие же свойства педагога, учителя определены как основные? Прежде всего, это «специальные учительские свойства», к которым отнесены «научная подготовка учителя» и «личный учительский талант».

Учитель должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным», необходимы личностные «нравственно-волевые свойства» учителя: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям. Причем, субъективные свойства педагога выступают именно определяющими. При этом любовь к детям нужно отличать от любви к учительской профессии: можно очень любить детей, и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности. Можно, наоборот, ничего не иметь собственно против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения к детям».

Очевидно, что только объединение подлинной любви к учащимся и к педагогической профессии обеспечивает профессионализм учителя. Известно выражение Л.Толстого: «ЕСЛИ учитель имеет только любовь к делу — он будет хороший учитель. ЕСЛИ учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу. ЕСЛИ учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, т.к., как точно отметил еще Константин Дмитриевич Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, помимо вышесказанных, является широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Для того, чтобы сделать учащегося личностью – а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

Во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества.

Об огромном влиянии преподавателя на учеников и студентов рассуждал ещё великий Ломоносов. Он разработал требования к личности педагога и считал, что педагог прежде всего должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «…учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать…».

Великий педагог В. А. Сухомлинский был убежден в том, что важный путь становления личности учитель проходит вместе со своими учениками. От того, какой личностью является педагог, зависит, каких он воспитает учеников. Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать».

Сухомлинский утверждал, что «ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действительным служением Родине».

Веками проверенная в практической педагогике народная мудрость, провозгласившая, что учитель творит ученика по образу и подобию своему, получила особенно убедительное подтверждение в деятельности Царскосельского Лицея пушкинской поры. Среди замечательной плеяды педагогов было немало профессоров, оказавших огромное влияние на формирование личности лицеистов.

Самым ярким, талантливым и авторитетным педагогом явился молодой адъюнкт-профессор Александр Петрович Куницын, ставший «властелином дум и умонастроений» юного Пушкина и его ближайших друзей по Лицею. Куницын, преподававший общественно-гуманитарные дисциплины, поразил юного Пушкина при первом же своём появлении, когда произнёс на открытии Лицея пламенную речь, проникнутую идеями и чувствами подлинной гражданственности и патриотизма. Впоследствии лекции Куницына, прозванного в среде своих учеников «пламенным профессором», только укрепили первое яркое впечатление о нём. Основной целью своего преподавания учёный считал необходимость будить самостоятельную мысль питомцев, развивать у них независимость мнений, критическое отношение к действительности. И можно утверждать, что в большей мере именно под влиянием философских и социологических взглядов А. П. Куницына сформировалось миросозерцание гордой, свободолюбивой и независимой личности великого русского поэта А. С. Пушкина, который глубоко преклонялся перед своим учителем и посвятил ему следующие строки:

Куницыну дар сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень!

Заложен им краеугольный камень.

Им чистая лампада вожжена!

Поэт нашёл очень точный образ – образ зажжённой лампады, – чтобы определить роль любимого педагога в своей жизни. Широко известно древнее изречение: «Человек – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Но зажечься факел может только от другого пылающего факела, в роли которого и должен выступать учитель, наставник, преподаватель, педагог.

Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств. Антон Семенович Макаренко писал: "Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15 - 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Я предлагаю преподавателям попробовать сказать какую-нибудь фразу с 15 – 20 оттенками в голосе. (Дома)

Необходимая в деятельности учителя культура речи - это правильная дикция, поставленный голос, правильное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. "Не может быть хорошим воспитатель, - писал А. С. Макаренко, - который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет".

Несколько слов об образе педагога. Как выглядит преподаватель, имеет большое значение. Все - таки, встречают у нас по одежке. Если учитель сразу понравился внешне – сразу возникает интерес к предмету. Впоследствии интерес к внешнему облику учителя угасает, а интерес к предмету увеличивается. Таким образом – имидж педагога – одно из средств активизации интереса к предмету. Что входит в понятие имидж? Это не только визуальный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Как выглядят привлекательные люди:

- часто и охотно улыбаются; обладают хорошим чувством юмора; веселы; часто и охотно говорят комплименты; знакомы с этикетом и следуют ему; уверены в себе; знают, что у них нет ответов на все вопросы; дружелюбны; не говорят о людях плохо в их отсутствии.

Любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которая формируется у ребенка, воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку.

Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «глядится» ученик. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу, так или иначе, влияют на всех учеников. Поэтому важно, чтобы педагог смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире.

При подготовке к педсовету в школе проводилось анкетирование детей «Главные качества педагога» и «Главные качества моего педагога». Каким видят ученики идеального учителя?


Всего в опросе приняло участие 103 учащихся. Были получены такие результаты: (по возрастающей)

Главные качества педагога

Главные качества моего педагога

  • Приятный голос – 4

  • Хорошо одет – 7

  • Эрудированный – 8

  • Красивый – 12

  • Умеет заинтересовать – 12

  • Честный – 18

  • Уважает других – 21

  • Справедливый – 22

  • Умный – 22

  • Жизнерадостный - 24

  • Старается все объяснить – 44

  • Помогает другим – 47

  • Доброжелательный - 54


  • Хорошо одет – 3

  • Эрудированный – 5

  • Красивый – 9

  • Приятный голос – 13

  • Честный – 15

  • Умеет заинтересовать – 18

  • Справедливый – 19

  • Умный - 22

  • Уважает других – 25

  • Жизнерадостный – 28

  • Доброжелательный – 39

  • Помогает другим – 48

  • Старается все объяснить - 50


Нет ни одного пункта, который бы не выбрали дети. То есть – все важно для детей. Если сравнить результаты, то ответы, набравшие наибольшее количество голосов, одинаковые: уважает других, справедливый, умный, жизнерадостный, старается все объяснить, помогает другим, доброжелательный.

Хочу немного сказать о диагностике педагогической деятельности. Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня воспитателя, создаёт основу для выявления затруднений в работе, способствует глубокому осознанию своих знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приёмов. Диагностика позволяет определить те сильные стороны в деятельности и личности воспитателя, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности.

Проведение самодиагностик направлено на овладение каждым педагогом навыками самоанализа, самооценки и самоконтроля.

Изучив и обработав данные, полученные при помощи такой диагностики, можно строить работу по улучшению деятельности классного руководителя и процессу взаимодействия его с учениками и родителями.

Перед педсоветом в школе проводилась самодиагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя. Все действия разделены на 4 блока: «Я – Ученик», «Я – Я», «Я – Коллектив», «Я – Общество»

Действия педагога-воспитателя

Делаю всегда

Делаю часто

Делаю изредка

Не делаю

Равноправное общение с детьми

12

7

1


Проявление эмпатии по отношению к ребенку

5

6

5

3

Проявления непременного доверия к возможностям и способностям ребенка

9

10

1


Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков

7

13



Оценивание не личности ребенка, а его поступков

5

12

3


Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов

4

8

8


Сотрудничество с детьми в достижении общих целей

12

7

1


Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности

7

12

1


Создание ситуации успеха для каждого ребенка

10

10



Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива (деловые игры)

1

5

11

3 нет ответа

Активизация воспитательного потенциала урока

3

17



Поддержка школьников как субъектов самоуправления

3

8

8

1 нет ответа

Поддержка процесса самопознания ребенка

8

11

1


Представление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка

4

15

1


Принятие воспитывающего влияния детей на педагога

5

9

6


Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам

10

9

1



108 (33,5%)

159 (49,3%

48 (14,9)

3, 4

Забота о своем личностном росте, развитии духовности

7

10

3


Забота о своем физическом и психическом здоровье

5

8

7


Расширение и углубление профессиональных знаний и умений в сфере воспитания

5

10

5


Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности

7

7

6


Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах

2

7

11


Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения

5

9

6



31 (25,8)

51 (42,5)

38 (31,7)


Деятельное участие в педагогическом самоуправлении

3

8

5

2, 2 нет ответа

Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег

6

9

4

1 нет ответа

Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе

6

10

1

1, 2 нет ответа

Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем

8

9

3


Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом

4

9

7

1 нет ответа

Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам

6

7

3

4


33 (27,3)

52 (43)

23 (19)

7, 6 (10,7)

Проявление интереса к жизни ребенка в семье

4

12

4


Проявление постоянного интереса к внешне школьным делам и занятиям ребенка

4

7

9


Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка

3

13

4


Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников

2

11

6

1

Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.


1

4

15

Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации

3

4

6

5, 2 нет ответа


16 (13,3)

48 (40)

33 (27,5)

21,2 (19,2)







Подведем итог вышесказанному.

Педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса – одна из важнейших функций общества.

Для того, чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения.

Одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества педагога. Личность учителя в воспитательном процессе занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние. Учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности. В этой связи цель педагогического образования и воспитания может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Таким образом, можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

высокая гражданская ответственность и социальная активность;

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

приятный внешний облик;

богатый внутренний мир;

физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Резолюция: активизировать воспитательную работу по личному саморазвитию, участию в педагогическом самоуправлении, тиражированию опыта ВР, проявлять интерес к внешкольным занятиям учащихся.


Модель личности педагога




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!