Педсовет как средство управления реализацией проекта
«Лицейская символика – гордость лицеиста»
Шевченко Т.А., заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Лицей «Эрудит»
Когда мы окружаем себя хорошими людьми и добрыми мыслями – жизнь начинает меняться в лучшую сторону
Однажды на уроке английского языка в 9 классе при обсуждении темы «Конфликты» в одном из учебных диалогов прозвучала такая фраза «Красив тот, кто поступает красиво». Вопрос «А что такое красиво поступать?» на уроке не вызвал затруднений в ответе у ребят – «Красив тот, у кого богатый внутренний мир, кто действует и думает красиво, поступает нравственно, в соответствии с законами морали». Второй вопрос «Все ли мы всегда поступаем красиво?» заставил задуматься ребят. Эта фраза заставила задуматься и меня…
Почему при всей той комплексной работе, которую ведет лицей, мы еще сталкиваемся с недостойным поведением наших учащихся на переменах, в столовой, на улице, транспорте, сталкиваемся со случаями употребления в речи сквернословия, мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках.
Назрела необходимость пересмотра ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания в лицее. Поэтому 2,5 года назад в лицее родился свой инновационный продукт – проект духовно-нравственного развития, воспитания и социализации «Лицейская символика – гордость лицеиста» в основу которого были заложены смыслы и воспитательное значение лицейской символики. Немного о проекте.
Общее руководство работой по реализации проекта и оценка степени эффективности её реализации осуществляются воспитательной службой лицея и ученическим самоуправлением. Ход работы над отдельными проектами курируется должностными лицами-представителями администрации лицея в соответствии с имеющимися у них функциональными обязанностями и представляется на совещаниях при директоре, при заместителе директора, на заседаниях педагогического и методического советов. В основу положена четко выверенная структура управления.
В конце января в лицее был проведен педагогический совет по теме «Инновационная воспитательная среда – поиск путей повышения качества» с целью выявления педагогических позиций по проблеме сохранения и совершенствования инновационной образовательной среды, определение стратегии развития лицея в области здоровьесбережения и воспитания.
За 2 недели до пленарного заседания был организован и проведен практический этап, когда педагоги на практике в урочной и внеурочной деятельности показали все свои методические находки в области воспитания и здоровьесбережения. Был проделан подробный анализ всех аспектов деятельности. За основу анализа воспитательного аспекта уроков и внеурочно деятельности по Л.П. Шмаковой (схема анализа урока)
В практической части педагогического совета педагоги лицея в урочной и внеурочной деятельности ставили своей целью реализацию воспитательного аспекта, проявили изобретательность и глубокие знания в области методики, возрастной психологии и педагогики, тем самым подтвердив мысль о том, что каждый урок и каждое внеурочное занятие обладает высоким уровнем педагогического воздействия. Комфортная психологическая обстановка, настрой на занятие, поддержание неподдельного интереса к предмету разговора, умение удивить – все это об посещенных уроках и мероприятиях.
Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе лицея:
-телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
-информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
-нестандартные технологии (импровизация, интеллектуальные игры);
-социальное проектирование;
-организационно-деятельностные игры (ОДИ);
-технология исследовательской деятельности.
-технология социально-педагогического диагностирования;
-технология программирования;
-технология реализации плана;
-технология разноуровневой дифференциации;
-модульная педагогическая технология;
-технология проектов;
-технология дидактической игры;
-проблемное обучение;
-здоровьесберегающая технология;
-личностно- ориентированная технология;
-экологообразовательные;
-кейс – технологии;
-арт-технологии.
Перечисленные инновационные технологии воспитания мы встречаем в профессиональной деятельности наших коллег.
Комфортность, гуманистический характер воспитательной среды во многом зависит от уровня общей и педагогической культуры. Педагогическая культура, компетентность, профессионализм, исполнительская дисциплина, инициативность, вежливость, а также коммуникативность, психологический такт – вот отличительные особенности педагогов лицея, стремящихся двигаться по инновационному пути.
(Слайд) Т.В. Голубцова на уроке ОРКСЭ и светской этики по теме «Нравственный поступок» в 4б классе обсудила с учащимися понятие «нравственный поступок». Через использование различных медиасредств: фрагмента мультфильма «О коте Леопольде», рассказов Овсеевой и Толстого, при помощи игровых технологий, коллективной и групповой работы, элементов психологического тренинга учитель создала комфортную обстановку для обсуждения темы урока. Т.В. активно использовала воспитательные возможности содержания учебного материала и умело дополнила его дополнительными источниками: толковыми словарями, раздаточным материалом.
(Слайд) В Ф. Убогова на уроке окружающего мира в 3в классе по теме «Первые русские князья» активно вела работу по духовно-нраственному, гражданско-патриотическому воспитанию, воспитанию чувства патриотизма к своему Отечеству и лицею. В.Ф. гармонично использовала в уроке смысл и воспитательное значение лицейской символики, на практике воплотила теоретические положения проекта «Лицейская символика – гордость лицеиста». В.Ф. акцентировала внимание уч-ся на добывании знаний самостоятельно, при помощи чтения. Была организована книжная выставка из красочных современных изданий словарей и энциклопедий по истории России. Еще одной педагогической находкой учителя во время урока была тематическая физминутка «Мы – славяне», активно использован творческий потенциал учащихся при презентации групповой работы, изготовлен конечный продукт, заявленный в начале урока – краткий исторический справочник. Урок имел большое воспитательное воздействие на учащихся.
(Слайд) Соколова Л.В. на уроке истории в 9а классе по теме «Гражданская война. Алтай в годы гражданской войны» использовала дополнительные источники информации, оказавшие огромное влияние на эмоционально-чувственное восприятие данной темы. Включение отрывка из Библии о братоубийстве, стихотворение М.Цветаевой на этапе целеполагания, рассказы учащихся о своих предках и фамилиях в данный период времени, проектная деятельность, проектирование урока в виде деловой игры «Съезд» с обозначением многопартийности различными цветами – красками гражданской войны, фрагмент художественного фильма и народное творчество времен гражданской войны передало настроение народных масс данного исторического периода нашей страны.
(Слайд) Харина Н.Н. на уроке русского языка в 3б классе по теме «Род имени существительного» поддерживала неподдельный интерес учащихся к данной теме и к предмету умением постоянно удивлять уч-ся, делать на уроке очень важные для себя открытия. На этапе целеполагания и мотивации учитель использует запись стихотворения, в котором звучат только имена существительные на фоне удивительных пейзажей своей страны, и обращается к желтому цвету лицейской символики. На этапе предъявления нового материала учитель опять удивляет тем, что имя существительное – это хлеб языка (по словам Успенского). На этапе приобретения новых знаний учащиеся вновь удивлены – существительным общего рода. И, конечно, удивительно уместной оказалась тематическая физкультминутка, состоящая из слов общего рода, обращенная и к девочкам, и к мальчикам. Каждый этап урока деятельностного типа носил воспитательный характер.
(Слайд) Якименко Р.Г. на уроке русского языка в 7в классе по теме «Предлог» на каждом этапе урока прививает уч-ся дисциплину, трудолюбие, целенаправленность, доброжелательность, умение вести диалог, направленность на использование языка в профессиональной деятельность людей различных специальностей. Воспитательное значение имеет содержание учебного материала, тексты дополнительного раздаточного материала, направленного на подготовку к экзаменам. Р.Г. активно использует творческий потенциал уч-ся, делегирует полномочия, чередует поручения, осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь уч-ся. В течение урока прослеживается красной линией профориентационная направленность урока. Весь предметный материал подается в четком соответствии с возрастом и интересами уч-ся. В качестве поощрения учитель применяет вербальные формы, наказания – «желтую карточку», что для подростков-футболистов является весомым и понятным.
Классные часы и внеурочные занятия также показали профессиональный уровень педагогов-воспитателей, классных руководителей и руководителей кружков внеурочной деятельности.
(Слайд) Мартыненко Г.А. во время классного часа во 2а классе по теме «Мы вместе! Или опять 25!» поднимались важные вопросы нравственности: любовь к матери, любовь к лицею, вежливость, добро (добродушие, доброжелательность, добросердечность, добропорядочность), благородство. Ребята совместно с родителями активно работали в группах, инсценировали стихотворение «Очень вежливый индюк», коллективно и в группах обсуждали проблему, поднятую в этом стихотворении, работали с толковыми словарями, пословицами, советы родителей по вопросу выхода из конфликта (показали 4 возможных метода). Учитель обеспечил в течение всего занятия психологический комфорт, совместную продуктивную деятельность детей и взрослых, мастерски воплотил идеи проекта «Лицейская символика – гордость лицеиста» в практическом применении.
(Слайд) Мальцева Н.А. в дискуссии с элементами ток-шоу «Личностный рост и профессиональная карьера?» для уч-ся 10б класса поднимает проблему выбора профессии, выбора стиля жизни, возможностей личностного роста через использование различных приемов: ассоциаций, «проблемного куба», PR-агентства, в парной и групповой работе. Ребята доказывали, что для будущей успешной профессиональной карьеры просто необходимо самосовершенствоваться, постоянно учиться, добавлять новые знания, умения и компетенции, осуществлять личностный рост на примере успешных людей, уже построивших свою профессиональную карьеру. Десятиклассники размышляли о том, что человек не одинок, он находится в социуме, различные факторы влияют на развитие его личности, что нужно разграничивать полезное и важное от негативного и мешающего личностному росту. Использование мнения эксперта в видеоклипе также способствовало развитию дискуссии.
(Слайд) Бородина Н.М. в течение классного часа «Простить? Прощать!...» для уч-ся 5а класса поднимала очень серьезные вопросы нравственности: прощения, обиды, примирения, развития и разрушения личности. Ребята, работая по группам становились психологами, поэтами, историками, просветителями, и с различных позиций рассматривали данные вопросы. Стихотворение «Трудное слово», притча «О пощечине», «избавление» от разрушительных чувств, мешающих примирению, моделирование «дерева добра», «круг друзей» помогли учителю достичь поставленных воспитательных целей и вскрыть уже имеющиеся проблемы детского коллектива.
Мощным фактором, влияющим на педагогический процесс, является среда.
(Составляющие воспитательной среды на экране)
Воспитательная среда лицея - это совокупность условий (материальных и пространственно-предметных, социальных, личностных, межличностных, организационных), которые взаимосвязаны, дополняют, обогащают друг друга, создаются всеми сотрудниками и влияют на каждого ребенка.
Применительно к лицею в число вещественных элементов среды включается: само образовательное учреждение, все его подразделения, общественные организации, связанные с лицеем, любительские объединения, кружки, секции, учреждения дополнительного образования.
Воспитательная среда включает также и личностные элементы: состояние культуры межличностных отношений, ценностные ориентации лицеистов, являющихся субъектами образовательного процесса, их социокультурная деятельность (направленность, объем, результативность)
Сотрудничество понимается как взаимозависимая духовная совместная деятельность в комфортных для всех участников условиях. (слайд)
Говоря о воспитательной среде лицея, нельзя не сказать об ее инновационном пути развития. Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
-интуиция творческого руководителя, педагога;
-опыт, рожденный в лицее, н-р, проект духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Лицейская символика – гордость лицеиста»;
-педагогический опыт, рожденный в других образовательных организациях;
-нормативные документы;
-мнение потребителя образовательных услуг;
-потребности педагогического коллектива работать по - новому;
-потребности Алтайского края, страны в изменении ситуации в образовании.
Вся эта деятельность по развитию инновационной воспитательной среды учреждения направлена, прежде всего, на качество образования.
А смысл образования, воспитания не может ограничиваться только подготовкой лицеистов к жизни. Смысл образования необходимо понимать в более высоком значении - формирование человека, обретение им себя, своего образа, потенциала, достоинства.
Таким образом, воспитательная среда должна быть хорошо организована и соответствовала основным требованиям - созданию атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.