СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое эссе "Воспитание: взгляд в будущее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое эссе "Воспитание: взгляд в будущее", где рассмотрены основные проблемы воспитания в настоящее и что нас ожидает в будущем

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое эссе "Воспитание: взгляд в будущее"»

Лушникова Крестина Сергеевна,

учитель английского языка

Куртамышской кадетской школы-итернат,

высшая квалификационная категория


Педагогическое эссе

«Воспитание: взгляд в будущее»


Если вы будете работать для настоящего,

то ваша работа выйдет ничтожной;

надо работать, имея в виду только будущее.

А. П. Чехов

Как бы хотелось жить в мире, где нет войн, природа первозданно прекрасна, люди здоровы и счастливы! А ведь всё это в наших руках! Каждый человек должен внести свой (пусть маленький) вклад в создание прекрасного будущего. Например, важный шаг – выбор профессии. Моя профессия - учитель, и я считаю, что вплотную соприкасаюсь с нашим будущим, в каком-то смысле моделирую его, потому что работаю над воспитанием подрастающего поколения.

Школа – это мастерская человечности. А учитель в ней мастер. А каждый мастер – это в своем роде изобретатель. Именно он каждодневным, систематическим трудом воспитывает в своих учащихся общечеловеческие ценности: веру, любовь, гуманизм, справедливость и благородство.

Русская народная пословица гласит: Родители создают тело, учителя – душу.

Об этом говорит и немецкий философ И. Кант:

"Основной принцип, из которого должны исходить те, кто составляют планы воспитания, такой: дети воспитываются сообразно не с настоящим, а с возможно более совершенным будущим состоянием рода человеческого, т. е. в соответствии с идеей человечества и его назначения как целого. Значение этого принципа чрезвычайно велико. Родители обычно воспитывают своих детей таким образом, чтобы они могли приспособиться к современным им жизненным условиям, какими бы плохими они ни были. А им следовало бы давать детям воспитание лучшее, чем современное, чтобы стал возможным и лучший мир...»

В этом предложении Канта речь идет о преднамеренно и обдуманно созидаемом будущем. Не приспосабливать детей к ближайшему обозримому будущему требует Кант, а формировать их как членов идеального правового общества всеобщей справедливости.

В этом цель педагога – изобрести, а лучше сформировать человека умного, доброго, стремящегося сделать мир лучше.

В последнее время много говорят о «взрыве знания»: знание производится все более быстро и так же быстро устаревает. Отсюда новые методы и технологии, которые изобретаем мы, учителя: дистанционное обучение, обучение без отрыва от производства, виртуальный университет, курсы повышения квалификации и т. п. Однако новые знания большей частью являются специальными знаниями. Базовые знания, накопленные человечеством за тысячелетия, представляющие интерес для всех, а не только для специалистов, прирастают куда медленнее. Эти знания не так просто отфильтровать из Интернета и компакт-дисков — именно их и должна давать школа.

То, каким будет наше будущее, зависит от нас - взрослых. "Наши дети - это наша старость, - справедливо заметил А.С. Макаренко, - правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов: античный педон; средневековый педагог – догмат, строго следующий канонам схоластики; более свободный разумом педагог эпохи Возрождения; нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель… И многие, многие другие типы учителей, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой. Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними – и новое время. Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Они противоречивы: это и радость, и волнение и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Сейчас стало очень актуальным подведение итогов. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, новом веке и нас в нем. Ведь я преподаватель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет.

Профессия учителя будет существовать всегда. У каждого в жизни были учителя. И именно они помогли получить знания Королеву и Кулибину, Энштейну и Ломоносову, Менделееву и Дизелю. Без учителя эти люди никогда бы не сделали своих великих открытий, не был бы изобретен двигатель, компьютер, врачи не смогли бы бороться со сложными болезнями.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала, чтобы в будущем стать настоящими людьми, полезными для общества и своей страны.

Ю. Олеша называл писателей «инженерами человеческих душ», а я хочу назвать инженерами человеческих душ нас, учителей. Потому что мы сейчас в школе моделируем человека будущего, а он потом изобретет свою систему жизни. И то, какие качества мы сейчас заложим в нашего воспитанника, так он и построит своё будущее.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!