СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое эссе. Размышления учителя химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое эссе "Размышления учителя химии" написано для участия в муниципальном этапе конкурса "Педагог года - 2011". Возможно, кому-то из коллег окажется полезным, чему автор эссе будет только рад.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое эссе. Размышления учителя химии.»

Размышления учителя химии.

В детстве мне нравились многие профессии. Я мечтала быть учительницей, писательницей, врачом, композитором, парикмахером, актрисой. А работать на шоколадной фабрике я была готова бесплатно. Каждый раз, «переболев» очередной профессией, возвращалась к роли учительницы в школе. Но, если быть учительницей, то непременно «изящной словесности»: чтение я обожала, читала запоем, а школьные сочинения писала легко и свободно.

Родившись и прожив большую часть жизни в городе, и подумать не могла, что стану простой сельской учительницей химии… И вот уже 15 лет рассказываю своим ученикам историю открытия периодического закона, объясняю роль катализаторов и ингибиторов, вывожу мелом на доске химические формулы.

«Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев» (Саади)

Помню, как люди, узнав, что я учусь на факультете естествознания в педагогическом университете, спрашивали, неужели мне нравится химия. Я недоумевала: как можно учиться, не любя то, чему учишься. Со временем я поняла: к сожалению, многим химия кажется скучным и непонятным предметом. Как же сделать так, чтобы ученики любили мой предмет, как объяснить им, что «химия – это область чудес», в которой «скрыто счастье человечества»? Я стараюсь найти ответы на эти вопросы.

Самое важное, на мой взгляд, для учителя – это искреннее, доброжелательное отношение к ученику, терпимость. Я не могу требовать от ученика, чтобы он сидел прилежно 45 минут, ведь я помню, что сама не была идеальной ученицей. И как могу сердиться за нерешенную задачу, если в школе боялась, что меня вызовут к доске – о, ужас! – решать задачу? Все ученики разные, с разными способностями и наклонностями. Принимать ученика таким, какой он есть, а не ломать его под себя, пытаясь впихнуть в него химические знания. Я не хочу, чтобы ученик трясся от страха на моем уроке, боясь, что за ошибку или невыполненное домашнее задание на него обрушится «праведный» учительский гнев. Принимать ученика таким, какой он есть, видеть в нем не объект обучения и воспитания, а признавать его личностью, достойной внимания и уважения, – вот первое и непременное условие успешного сотрудничества учителя и ученика. Ученик, скованный страхом совершить ошибку, получить двойку, никогда не сможет проявить свои способности. Вот почему так важно создание атмосферы доброжелательности и уважения на уроке и в межличностных отношениях.

«Деятельность – единственный путь к знанию» (Б. Шоу)

Уроки химии могут быть очень интересными, ведь на них можно не только отвечать, читать, писать и слушать, но и собирать химические приборы или модели молекул, наблюдать и проводить занимательные опыты, изучать свойства веществ. Можно рассказывать интересные факты или последние новости химии. Можно задавать вопросы учителю, чтобы утолить любознательность или попытаться уличить его в незнании. Можно удивляться, не соглашаться, спорить, убеждать. Главное – не быть равнодушным. Я стараюсь предоставить ученикам возможность самим проявить инициативу, самостоятельность, свободу выбора.

«Кто не понимает ничего кроме химии, тот и ее понимает недостаточно» (Г. Лихтенберг)

Сколько раз приходилось наблюдать, как ученики начальных классов в ожидании топчутся на пороге школы. Завидев свою любимую «Мариванну», с радостными воплями наперегонки несутся к ней. Самым быстрым достается счастье держать за руку или нести сумку обожаемой учительницы. Как мне нравится эта детская непосредственность в выражении своих чувств!

Я работаю в 8-11 классах, и мне смешно представлять, как бегут ко мне полувзрослые мальчики и девочки, некоторые из которых смотрят на меня сверху вниз. И, если для учеников младших классов мнение учителя – весьма авторитетно априори, то для меня выход в класс – небольшой экзамен. Экзамен, где дотошная и весьма наблюдательная комиссия из полутора-двух десятков учеников оценивают твои профессионализм, личные качества и внешний вид. Да, если ты – любимый учитель, то тебе простят замешательство при ответе на каверзный вопрос или явное несоответствие наряда модным тенденциям, но, тем не менее, сей факт не добавит тебе баллов. Профессия учителя предполагает знания и умения в различных областях науки, искусства, культуры. В наш динамичный век учителю, чтобы иметь авторитет у учеников, недостаточно отлично знать и преподавать свой предмет. Необходимо быть в курсе технических новинок от компьютерных игр до гаджетов и новостей Интернета, ориентироваться в мире молодежной субкультуры, следить за тенденциями в мире моды, кино и пр.

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» (Д. Менделеев)

Наша преподавательница в ВУЗе внушала нам, что три самые важные на свете профессии – это врач, учитель и юрист. Работа учителя, к величайшему сожалению, в наш прагматичный век не является престижной. Мало кому кажется привлекательным «сеять разумное, доброе, вечное» за более чем скромную зарплату. Моя гордость – это не зарплата, не грамоты и награды: я горжусь своими учениками, среди которых немало тех, учится или уже выучился на врача, фармацевта, ветеринара, агронома, технолога, химика. Тех, кто строит, выращивает, лечит, производит. Самыми дорогими для меня являются их слова признательности и благодарности, идущие от самого сердца.

Не знаю, серьезно или с иронией У. Черчилль заметил: « Школьные учителя обладают властью, о которой премьер- министрам остается только мечтать». Но, если задуматься, кто, как ни учитель, может с гордостью сказать, что оказал решающее влияние на профессиональный выбор многих? Кто, как ни учитель, владеет искусством слова настолько, что способен рождать в душах детей чувства сострадания, ликования, гордости? Кто, как ни учитель, оставляет в сердцах людей глубокий след, который не стирается годами?

Можно снисходительно относиться к тем, кто выбрал профессию учителя, считая их несовременными, можно ругать и критиковать учителей, школу, систему образования в стране, а можно каждый день идти на урок в любимую школу и учить любимому предмету любимых учеников.

«Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» (Конфуций. VI в. до н.э.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы