СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Педагогические условия развития творческих способностей детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность,  ( включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря им ребёнок активно  приобщается к созидательному опыту людей.  И в самом процессе развития  и жизни ребёнка и сами психические процессы развиваются в художественно-творческой деятельности, поднимая её на новый уровень. В дальнейшем станет видна результативность развития психологических основ творчества в  межпредметной связи. Выделяют общие группы важных психических процессов, составляющих основу творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«"Педагогические условия развития творческих способностей детей"»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №3»









Доклад
Педагогические условия развития
творческих способностей детей







Учитель начальных
классов: Литвин Н.Н.














Приозерск
2015г.

Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность, ( включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря им ребёнок активно приобщается к созидательному опыту людей. И в самом процессе развития и жизни ребёнка и сами психические процессы развиваются в художественно-творческой деятельности, поднимая её на новый уровень. В дальнейшем станет видна результативность развития психологических основ творчества в межпредметной связи. Выделяют общие группы важных психических процессов, составляющих основу творческих способностей.



ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ, ЯВЛЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛНОСТИ



Художественная деятельность детей с самого начала должна быть тесно связана с жизнью. Прежде всего ребёнку нужно представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться разнообразные впечатления с мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятии ( зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта. Психологи отмечают синкретичность, слитность и недостаточную отчётливость восприятия у детей. Для дошкольного художника весьма важно, чтобы зрители узнавали нарисованное. Поэтому он должен представить все основные свойства предмета (явления), которые он хочет изобразить.

Такие знания и представления об окружающем мире следует формировать целенаправленно, организуя специальные наблюдения . Процесс должен начинаться в дошкольном периоде. Процесс восприятия должен включать анализ – выделение свойств предметов: их форму, величину, строение, качества (гладкий, шероховатый, пушистый, колючий, тёплый, холодный) и т. д. Педагогу следует учить детей сравнивать предметы, обращать внимание на их сходство и различие. Учить уподоблять один предмет другому, объединять их. Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, синтезом, обобщением. Вышеописанная работа способствует интеллектуальному развитию детей.

Для того чтобы развивать у учащихся эстетическое восприятие, педагог должен обладать способностью эстетического видения. В связи с этим В. А. Сухомлинский подчёркивал: «Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоционально-эстетическим видением мира».

Чтобы учащиеся поняли, чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен уметь чувствовать, видеть красоту в жизни, это качество надо развивать в себе и детях постоянно. Такого рода работу можно вести по отношению к разным объектам. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею. Недаром в Японии, где культура эстетического воспитания очень высока, большое внимание, уделяется развитию у дутей наблюдательности, умению вслушиваться, вглядываться в окружающее – проводятся уроки созерцания.

Образное эстетическое восприятие учащихся качественно обогащается в тех случаях, когда взрослый использует эпитеты, образные выражения, поэтические строки. Сам процесс должен быть эмоционально-радостным, вызывать у ребёнка положительное отношение к действительности, желание наслаждаться красотой, изобразить увиденное.



ОБРАЗНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.



Характеризуя мышление ребёнка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Первое опирается на зрительные представления их трансформацию как средства мыслительной задачи. Известно, что вступление в новую стадию мышления не означает изживание предшествующей фазы. Более того, специалисты считают, что наглядно-образное мышление необходимо не только для творческой деятельности, но для обучения в дальнейшем, и для творческой деятельности в любой профессии. В подтверждении этого приведём выдержку из рекомендации школьного психолога. «Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учёбе не только в дошкольном и младше-школьном возрасте, но и значительно позднее, вплоть до старших классов. Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходиться на дошкольный и начало младше го школьного возраста. Поэтому если у ребёнка, поступающего в школу, имеются в этой сфере проблемы, то их надо постараться как можно скорее исправить».

Психологи подчёркивают, что для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды деятельности как конструирование, лепка, аппликация.



ВООБРАЖЕНИЕ



Легко ли придумывать? Мы часто слышим , что дети – удивительные фантазёры, и стоит только им сказать, чтобы они что- то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начнёт сочинять, рисовать, конструировать. Каждый педагог знает, что способность сочинять ,необходимо систематически целесообразно развивать. Во многом умение фантазировать , воображать зависит от того, какой опыт приобрёл ребёнок до прихода в детский сад, в школу, в художественную студию. Уместно вспомнить, что говорил по этому поводу Л. С. Выготский: «Творческая деятельность воображения находиться в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека , по тому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построение фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

ЭМОЦИИ И ТВОРЧЕСТВО



Известно, что эмоции играют важную роль в жизни человека и в осуществлении любой деятельности. От того , какие переживания вызывают у человека жизненные проблемы, ситуации, зависят характер , решения и достижение результатов. Исследователи отмечают, что эмоциональность помогает обнаружить феноменальность и таланты личности. В процессе творческой деятельности ребёнок испытывает различные переживания. Учёные выделяют активные (стенические) переживания, которые повышают жизнедеятельность человека. И пассивные ( астенические) переживания, влияющие на человека обратным образом. Положительные эмоции и чувства проявляются в случае удовлетворения в процессе деятельности потребностей и интересов человека. В. А. Сухомлинский отмечал необходимость эмоционального окраса процесса обучения.







КРАТКИЙ ИТОГ

Далеко не все психологические категории затронуты. Но они выявлены как основные мотиваторы , которыми может оперировать педагог в школе, для творческого проявления школьника. В зарубежной психологии творческое мышление чаще всего связано с термином «креативность». В 60-годах ХХ века толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления ( Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, и др.) назвали креативностью и стали изучать её независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности выделены 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих кретивность:

1-беглость мысли— количество идей, возникающих в единицу времени;

2-беглость мысли-- способность переключаться с одной идеи на другую;

3- оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

4 – любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5 – способность к разработке гипотезы;

6 – фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

7 – ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

8 – способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

9 –способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

10 – лёгкость в быстроте выполнения текстовых заданий;

11 – гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой входе ответов;

12 – оригинальность – минимальная частота данного ответа к одной группе;

13 – точность выполнения задания…..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!