СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт на тему: «Коллективная творческая деятельность, как эффективный метод художественно – эстетического воспитания учащихся в изобразительном и декоративно прикладном творчестве»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В педагогическом опыте прослеживаются три формы коллективной творческой деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая, и показывается, как реализуются принципы работы в каждой форме коллективной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт на тему: «Коллективная творческая деятельность, как эффективный метод художественно – эстетического воспитания учащихся в изобразительном и декоративно прикладном творчестве»»

ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:  «Коллективная творческая деятельность, как эффективный метод художественно – эстетического воспитания учащихся в изобразительном и декоративно прикладном творчестве» Дудина Ирина Владимировна ,  педагог дополнительного образования МОУ ДО «ЦДОД «Росток» г. о. Электросталь Московской области

ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: «Коллективная творческая деятельность, как эффективный метод художественно – эстетического воспитания учащихся в изобразительном и декоративно прикладном творчестве»

Дудина Ирина Владимировна ,

педагог дополнительного образования

МОУ ДО «ЦДОД «Росток»

г. о. Электросталь

Московской области

Актуальность опыта.   Можно выделить следующие проблемы формирования личности школьника в наше время: 1. Ребёнок испытывает огромное влияние интернета, телевидения и компьютерных игр, которые заменяют воспитательное воздействие педагогов, родителей, способствуют пассивному времяпровождению; 2.   Современное массовое обучение в школе еще не в полной мере ориентировано на творческий подход к усвоению знаний, что ограничивает творческую самореализацию; 3. Остро стоит проблема этического выбора, становления мировоззрения учащегося, нравственного выбора. Поэтому формирование культуры общения и взаимодействия, творческого отношения к ИЗО и ДПИ, становление мировоззрения ребенка, основанного на нравственных ценностях, остаются актуальными задачами и сегодня .

Актуальность опыта.

Можно выделить следующие проблемы формирования личности школьника в наше время:

  • 1. Ребёнок испытывает огромное влияние интернета, телевидения и компьютерных игр, которые заменяют воспитательное воздействие педагогов, родителей, способствуют пассивному времяпровождению;
  • 2.   Современное массовое обучение в школе еще не в полной мере ориентировано на творческий подход к усвоению знаний, что ограничивает творческую самореализацию;
  • 3. Остро стоит проблема этического выбора, становления мировоззрения учащегося, нравственного выбора.

Поэтому формирование культуры общения и взаимодействия, творческого отношения к ИЗО и ДПИ, становление мировоззрения ребенка, основанного на нравственных ценностях, остаются актуальными задачами и сегодня .

Теоретическая база опыта.   Основоположниками технологии КТД являются И. П. Иванов и Ф. Я. Шапиро. За основу теоретического обоснования опыта в ИЗО и ДПИ взяты идеи И. Н. Турро, Б. М. Неменского, Т.С. Комаровой А. И. Савенковой, Т. Я Шпикаловой.

Теоретическая база опыта.

  • Основоположниками технологии КТД являются И. П. Иванов и Ф. Я. Шапиро.
  • За основу теоретического обоснования опыта в ИЗО и ДПИ взяты идеи И. Н. Турро, Б. М. Неменского, Т.С. Комаровой А. И. Савенковой, Т. Я Шпикаловой.
Цель КТД художественно-эстетическое воспитание, развитие внутреннего мира ребенка, развитие творческих способностей средствами различных форм коллективной деятельности в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

Цель КТД

  • художественно-эстетическое воспитание, развитие внутреннего мира ребенка, развитие творческих способностей средствами различных форм коллективной деятельности в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Задачи Образовательные :  -Повышение интереса, мотивации художественно-творческой деятельности. -Приобретение эстетических знаний. -Освоение приемов, художественных техник в интерактивных формах. -Формирование композиционных умений.. Развивающие : -Развитие художественного восприятия, наблюдательности, воображения, памяти, творческого и логического мышления. -Развитие мелкой моторики кистей рук. Воспитывающие : - -Формирование навыков взаимодействия в коллективной совместной деятельности; -Совершенствование умений слушать и слышать друг друга, -Развитие коммуникативных навыков, укрепление социальных связей, способствовать осознанию себя и группы единым коллективом. -Развитие эстетического вкуса. -Формирование позитивного отношения к своим возможностям и возможностям своей группы. -Повышение самооценки в результате позитивной обратной связи, развитие рефлексии и адекватной самооценки. Получение эмоционального удовольствия от процесса и результатов деятельности.

Задачи

Образовательные :

  • -Повышение интереса, мотивации художественно-творческой деятельности.
  • -Приобретение эстетических знаний.
  • -Освоение приемов, художественных техник в интерактивных формах.
  • -Формирование композиционных умений..

Развивающие :

  • -Развитие художественного восприятия, наблюдательности, воображения, памяти, творческого и логического мышления.
  • -Развитие мелкой моторики кистей рук.

Воспитывающие :

  • - -Формирование навыков взаимодействия в коллективной совместной деятельности;
  • -Совершенствование умений слушать и слышать друг друга,
  • -Развитие коммуникативных навыков, укрепление социальных связей, способствовать осознанию себя и группы единым коллективом.
  • -Развитие эстетического вкуса.
  • -Формирование позитивного отношения к своим возможностям и возможностям своей группы.
  • -Повышение самооценки в результате позитивной обратной связи, развитие рефлексии и адекватной самооценки.
  • Получение эмоционального удовольствия от процесса и результатов деятельности.
Формы коллективной творческой деятельности. Классификация по Т.С. Комаровой и А.И. Савенковой.   -Совместно-индивидуальная  -Совместно-последовательная  -Совместно-взаимодействующая

Формы коллективной творческой деятельности.

Классификация по Т.С. Комаровой и А.И. Савенковой.

-Совместно-индивидуальная

-Совместно-последовательная

-Совместно-взаимодействующая

Алгоритм работы коллективной деятельности I .  Предварительная работа  (определяется место проведения, форма КТД, продумывается заранее композиция коллективной работы, цвет, размер, материал, техника). II . Коллективное планирование  (ставится художественная задача, распределяются обязанности). III . Коллективная подготовка дела  (разрабатываются эскизы общей композиции в подгруппах или по парам).  IV . Проведение КТД   V.  Коллективное подведение итогов, рефлексия.

Алгоритм работы коллективной деятельности

  • I . Предварительная работа (определяется место проведения, форма КТД, продумывается заранее композиция коллективной работы, цвет, размер, материал, техника).
  • II . Коллективное планирование (ставится художественная задача, распределяются обязанности).
  • III . Коллективная подготовка дела (разрабатываются эскизы общей композиции в подгруппах или по парам).
  • IV . Проведение КТД
  • V. Коллективное подведение итогов, рефлексия.
Совместно-индивидуальная деятельность - каждый учащийся индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью коллективной композиции.  В данной форме реализуются 2 основных принципа : 1.Принцип свободного размещения  - элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне. 2.  Принцип размещения около заданного предмета - коллективная композиция задаётся каким- либо предметом, а элементы будущего панно размещаются вокруг главного предмета, в соответствии с намеченной композицией.

Совместно-индивидуальная деятельность

  • - каждый учащийся индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью коллективной композиции.

В данной форме реализуются

2 основных принципа :

  • 1.Принцип свободного размещения - элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне.
  • 2. Принцип размещения около заданного предмета - коллективная композиция задаётся каким- либо предметом, а элементы будущего панно размещаются вокруг главного предмета, в соответствии с намеченной композицией.
Совместно-индивидуальная деятельность Принцип свободного размещения

Совместно-индивидуальная деятельность

Принцип свободного размещения

Совместно-индивидуальная деятельность Принцип свободного размещения

Совместно-индивидуальная деятельность

Принцип свободного размещения

Совместно-индивидуальная деятельность Принцип размещения около заданного предмета :

Совместно-индивидуальная деятельность

Принцип размещения около заданного предмета :

Совместно-индивидуальная деятельность

Совместно-индивидуальная деятельность

Совместно-последовательная деятельность - выполнение учениками определенной операции, когда результат работы одного учащегося становиться предметом деятельности другого.  Предполагает 2 этапа: - Индивидуальную работу учащегося над элементом общего изделия;  - Последовательную работу на конвейере, связанную со сборкой коллективного изделия.

Совместно-последовательная деятельность

- выполнение учениками определенной операции, когда результат работы одного учащегося становиться предметом деятельности другого.

Предполагает 2 этапа:

- Индивидуальную работу учащегося над элементом общего изделия;

- Последовательную работу на конвейере, связанную со сборкой коллективного изделия.

Совместно-последовательная деятельность

Совместно-последовательная деятельность

Совместно-последовательная деятельность

Совместно-последовательная деятельность

Совместно-взаимодействующая деятельность Предполагает вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действий на каждом из этапов коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества . (Работа в парах, в подгруппах по 3-5 человек)

Совместно-взаимодействующая деятельность

Предполагает

вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действий на каждом из этапов коллективной деятельности.

Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества .

(Работа в парах, в подгруппах по 3-5 человек)

Совместно-взаимодействующая деятельность Работа в парах .

Совместно-взаимодействующая деятельность

Работа в парах .

Совместно-взаимодействующая деятельность Работа в парах

Совместно-взаимодействующая деятельность

Работа в парах

Совместно-взаимодействующая деятельность  Работа в подгруппах

Совместно-взаимодействующая деятельность

Работа в подгруппах

Совместно-взаимодействующая деятельность  Работа в подгруппах

Совместно-взаимодействующая деятельность

Работа в подгруппах

Совместно-взаимодействующая деятельность Работа в подгруппах

Совместно-взаимодействующая деятельность

Работа в подгруппах

Совместно-взаимодействующая деятельность  Работа в подгруппах

Совместно-взаимодействующая деятельность

Работа в подгруппах

Работы коллективного творчества

Работы коллективного творчества

Работы коллективного творчества

Работы коллективного творчества

Конкурсы и выставки  Участники конкурсов и выставок разного уровня

Конкурсы и выставки

Участники конкурсов и выставок разного уровня

Конкурсы и выставки Выставки детского творчества в библиотеках города

Конкурсы и выставки

Выставки детского творчества в библиотеках

города

Полученные результаты  Формы диагностики :  наблюдение, анкетирование, тестирование, исследование,  рефлексия.  Приобретённые умения и нравственные качества учащегося:  -умения договариваться о совместной работе; планировать свою работу и содержание совместной деятельности; определять последовательность ее выполнения; распределять обязанности; добиваться совместными усилиями поставленных целей; -умения работать вместе, помогать, поддерживать, подсказывать, обмениваться идеями; -радоваться успехам своим и товарищей при создании работы; -проявление адекватной самооценки.

Полученные результаты

Формы диагностики :

наблюдение, анкетирование, тестирование, исследование,

рефлексия.

Приобретённые умения и нравственные качества учащегося:

  • -умения договариваться о совместной работе;
  • планировать свою работу и содержание совместной деятельности; определять последовательность ее выполнения;
  • распределять обязанности; добиваться совместными усилиями поставленных целей;
  • -умения работать вместе, помогать, поддерживать, подсказывать, обмениваться идеями;
  • -радоваться успехам своим и товарищей при создании работы;
  • -проявление адекватной самооценки.
Заключение Анализ используемых с моими воспитанниками разных форм коллективной деятельности позволил обнаружить повышение уровня художественного развития обучающихся, познавательного интереса к изобразительному и декоративно прикладному искусству, творческой активности, инициативы, самостоятельности Результаты их художественного творчества широко используются в жизни образовательной организации; приобретаются необходимые во всей последующей жизни умения и желание делать все своими руками; реализуется потребность в самоутверждении и творческой самореализации. Вместе с тем повышается и их общий уровень художественно – творческого развития, социальная активность.

Заключение

  • Анализ используемых с моими воспитанниками разных форм коллективной деятельности позволил обнаружить повышение уровня художественного развития обучающихся, познавательного интереса к изобразительному и декоративно прикладному искусству, творческой активности, инициативы, самостоятельности
  • Результаты их художественного творчества широко используются в жизни образовательной организации; приобретаются необходимые во всей последующей жизни умения и желание делать все своими руками; реализуется потребность в самоутверждении и творческой самореализации. Вместе с тем повышается и их общий уровень художественно – творческого развития, социальная активность.
Источники информации Колякина В. И. Методика организации коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.  Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей-М. 1998. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1–4 кл. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. Полонская М. А. Ст. «Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» // газета «Искусство», № 3 (386), 2008. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М, 1998. Турро И. Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1979. — 78 с.

Источники информации

  • Колякина В. И. Методика организации коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.
  • Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей-М. 1998.
  • Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1–4 кл. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  • Полонская М. А. Ст. «Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» // газета «Искусство», № 3 (386), 2008.
  • Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.
  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М, 1998.
  • Турро И. Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1979. — 78 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!