ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: «Коллективная творческая деятельность, как эффективный метод художественно – эстетического воспитания учащихся в изобразительном и декоративно прикладном творчестве»
Дудина Ирина Владимировна ,
педагог дополнительного образования
МОУ ДО «ЦДОД «Росток»
г. о. Электросталь
Московской области
Актуальность опыта.
Можно выделить следующие проблемы формирования личности школьника в наше время:
- 1. Ребёнок испытывает огромное влияние интернета, телевидения и компьютерных игр, которые заменяют воспитательное воздействие педагогов, родителей, способствуют пассивному времяпровождению;
- 2. Современное массовое обучение в школе еще не в полной мере ориентировано на творческий подход к усвоению знаний, что ограничивает творческую самореализацию;
- 3. Остро стоит проблема этического выбора, становления мировоззрения учащегося, нравственного выбора.
Поэтому формирование культуры общения и взаимодействия, творческого отношения к ИЗО и ДПИ, становление мировоззрения ребенка, основанного на нравственных ценностях, остаются актуальными задачами и сегодня .
Теоретическая база опыта.
- Основоположниками технологии КТД являются И. П. Иванов и Ф. Я. Шапиро.
- За основу теоретического обоснования опыта в ИЗО и ДПИ взяты идеи И. Н. Турро, Б. М. Неменского, Т.С. Комаровой А. И. Савенковой, Т. Я Шпикаловой.
Цель КТД
- художественно-эстетическое воспитание, развитие внутреннего мира ребенка, развитие творческих способностей средствами различных форм коллективной деятельности в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Задачи
Образовательные :
- -Повышение интереса, мотивации художественно-творческой деятельности.
- -Приобретение эстетических знаний.
- -Освоение приемов, художественных техник в интерактивных формах.
- -Формирование композиционных умений..
Развивающие :
- -Развитие художественного восприятия, наблюдательности, воображения, памяти, творческого и логического мышления.
- -Развитие мелкой моторики кистей рук.
Воспитывающие :
- - -Формирование навыков взаимодействия в коллективной совместной деятельности;
- -Совершенствование умений слушать и слышать друг друга,
- -Развитие коммуникативных навыков, укрепление социальных связей, способствовать осознанию себя и группы единым коллективом.
- -Развитие эстетического вкуса.
- -Формирование позитивного отношения к своим возможностям и возможностям своей группы.
- -Повышение самооценки в результате позитивной обратной связи, развитие рефлексии и адекватной самооценки.
- Получение эмоционального удовольствия от процесса и результатов деятельности.
Формы коллективной творческой деятельности.
Классификация по Т.С. Комаровой и А.И. Савенковой.
-Совместно-индивидуальная
-Совместно-последовательная
-Совместно-взаимодействующая
Алгоритм работы коллективной деятельности
- I . Предварительная работа (определяется место проведения, форма КТД, продумывается заранее композиция коллективной работы, цвет, размер, материал, техника).
- II . Коллективное планирование (ставится художественная задача, распределяются обязанности).
- III . Коллективная подготовка дела (разрабатываются эскизы общей композиции в подгруппах или по парам).
- IV . Проведение КТД
- V. Коллективное подведение итогов, рефлексия.
Совместно-индивидуальная деятельность
- - каждый учащийся индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью коллективной композиции.
В данной форме реализуются
2 основных принципа :
- 1.Принцип свободного размещения - элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне.
- 2. Принцип размещения около заданного предмета - коллективная композиция задаётся каким- либо предметом, а элементы будущего панно размещаются вокруг главного предмета, в соответствии с намеченной композицией.
Совместно-индивидуальная деятельность
Принцип свободного размещения
Совместно-индивидуальная деятельность
Принцип свободного размещения
Совместно-индивидуальная деятельность
Принцип размещения около заданного предмета :
Совместно-индивидуальная деятельность
Совместно-последовательная деятельность
- выполнение учениками определенной операции, когда результат работы одного учащегося становиться предметом деятельности другого.
Предполагает 2 этапа:
- Индивидуальную работу учащегося над элементом общего изделия;
- Последовательную работу на конвейере, связанную со сборкой коллективного изделия.
Совместно-последовательная деятельность
Совместно-последовательная деятельность
Совместно-взаимодействующая деятельность
Предполагает
вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действий на каждом из этапов коллективной деятельности.
Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества .
(Работа в парах, в подгруппах по 3-5 человек)
Совместно-взаимодействующая деятельность
Работа в парах .
Совместно-взаимодействующая деятельность
Работа в парах
Совместно-взаимодействующая деятельность
Работа в подгруппах
Совместно-взаимодействующая деятельность
Работа в подгруппах
Совместно-взаимодействующая деятельность
Работа в подгруппах
Совместно-взаимодействующая деятельность
Работа в подгруппах
Работы коллективного творчества
Работы коллективного творчества
Конкурсы и выставки
Участники конкурсов и выставок разного уровня
Конкурсы и выставки
Выставки детского творчества в библиотеках
города
Полученные результаты
Формы диагностики :
наблюдение, анкетирование, тестирование, исследование,
рефлексия.
Приобретённые умения и нравственные качества учащегося:
- -умения договариваться о совместной работе;
- планировать свою работу и содержание совместной деятельности; определять последовательность ее выполнения;
- распределять обязанности; добиваться совместными усилиями поставленных целей;
- -умения работать вместе, помогать, поддерживать, подсказывать, обмениваться идеями;
- -радоваться успехам своим и товарищей при создании работы;
- -проявление адекватной самооценки.
Заключение
- Анализ используемых с моими воспитанниками разных форм коллективной деятельности позволил обнаружить повышение уровня художественного развития обучающихся, познавательного интереса к изобразительному и декоративно прикладному искусству, творческой активности, инициативы, самостоятельности
- Результаты их художественного творчества широко используются в жизни образовательной организации; приобретаются необходимые во всей последующей жизни умения и желание делать все своими руками; реализуется потребность в самоутверждении и творческой самореализации. Вместе с тем повышается и их общий уровень художественно – творческого развития, социальная активность.
Источники информации
- Колякина В. И. Методика организации коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.
- Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей-М. 1998.
- Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1–4 кл. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Полонская М. А. Ст. «Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» // газета «Искусство», № 3 (386), 2008.
- Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М, 1998.
- Турро И. Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1979. — 78 с.