СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая диагностика как непременный компонент профессионального мастерства классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о педагогическом диагностировании как о непременном, обязательном компоненте профессионального мастерства классного руководителя в воспитательной работе в контексте реализации концепции предпрофильного обучения учащихся

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая диагностика как непременный компонент профессионального мастерства классного руководителя»

МР «Горный улус (район)»

МОУ «Атамайская средняя общеобразовательная школа

имени В.Д. Лонгинова»









ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НЕПРЕМЕННЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ






Аввакумова Г.А.,

классный руководитель

VIII класса









с.Бясь-Кюель


СОДЕРЖАНИЕ:


Введение 3

I. Методика изучения личности ребенка 5

    1. Воспитанность как педагогическое понятие 7

    2. Критерии оценки воспитанности 8

II. Педагогическая диагностика 9

1.1. Методика педагогической диагностики 14

1.2. Наблюдение 14

    1. Опрос 16

    2. Анкетирование 17

    3. Интервью 18

    4. Игра 19

    5. Тестирование 20

III. Основа профориентационной работы в классе

– изучение способностей учащихся 26

    1. Профессиональная ориентация школьников 26

    2. Настройся на успех, или профориентационная работа

в классе предпрофильного обучения 27

Заключение 29

Список использованной литературы 30










ВВЕДЕНИЕ

Стимулом к обращению педагогической диагностике послужило то обстоятельство, что необходима подготовка ученика к ответственному выбору будущего профиля, будущей профессии, так как этот выбор во многом определяет его дальнейший жизненный путь, необходима целенаправленная работа на средней ступени обучения по формированию навыков самореализации и самоопределения, что важно для организации предпрофильной подготовки учащихся. В следующем учебном году мои восьмиклассники станут учащимися 9-го класса, они будут сдавать государственные экзамены, а несколько госэкзаменов сдают по тому предмету, который выбирает сам учащийся. Как правило, дети выбирают экзамены по принципу «легко», по которому впоследствии могут обмануться. А всем известно, что учащиеся должны выбирать не только в соответствии со своими способностями и склонностями, но и в соответствии со своей будущей профессией. Зачастую учащиеся не знают о своих способностях, либо, как они думают, их слишком много, то есть ребенок учится хорошо и по гуманитарным, и по естественно-математическим предметам, либо, что хуже, их почти нет, по вышеназванным областям бедный ребенок получает одни «3».

На наш взгляд, решить вопрос выбора поможет диагностика. Необходимо изучать способности школьников с тем, чтобы помочь им сориентироваться на тот или иной предмет, на ту или иную профессию, соответствующую их склонностям и врожденным способностям. Ведь правильный выбор профессии определит успешность наших учеников в жизни.

Педагогическое диагностирование является вспомогательным элементом профессиональной воспитательной системы. Оно есть средство и ни в коем случае не цель.

Какова в настоящее время реальная ситуация с педагогическим диагностированием детей в школе? Она двойственная.

С одной стороны, надо признать всеобщий интерес, и даже увлеченность диагностическими методиками, которые уже вошли в систему воспитания классного руководителя – либо проводятся непосредственно самим педагогом, либо опосредованно, благодаря работе с группой школьного психолога. Надо отметить благоприятное общественное мнение, которое содействует общему положительному отношению к диагностике как таковой в жизни человека и воспитании личности.

С другой стороны, увлеченность диагностированием порождает издержки психологического плана. Некоторые психолого-педагогические характеристики детей, выраженные в виде формул и коэффициентов, не могут отразить динамичное, живое отношение ребенка к миру.

Объектом в данной работе является организация профессиональной воспитательной работы классного руководителя в условиях сельской школы, реализующей концепцию предпрофильного обучения.

Предмет данной работы являет собой педагогическую диагностику как одного из эффективных методов воспитательной работы, цель которого видится в организации мероприятий, предусматривающих наиболее правильный выбор профили обучения с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей.

Цель данной работы заключается в рассмотрении педагогического диагностирования как непременного, обязательного компонента профессионального мастерства классного руководителя в воспитательной работе в контексте реализации концепции предпро-фильного обучения учащихся.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

  • сбор и анализ психолого-педагогической литературы;

  • рассмотрение и изучение литературы по организации профильного и предпрофильного обучения школьников.


















МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА


Центральным звеном деятельности классного руко­водителя является изучение личности школьника. В ис­следованиях А.И. Кочетова отмечается: чтобы ответить, что именно надо изучать в конкретном ученике, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким этало­ном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умст­венного, нравственного, физического, трудового и эсте­тического воспитания. Но воспитание не равнозначно развитию. Различные компоненты воспитания — это пути педагогического воз­действия на формирующуюся личность. Но дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность - это еще не доказано хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эс­тетическое, нравственное, физическое и трудовое разви­тие. Способности у всех различны, естественно, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении. Цель воспитания социально обусловлена и в равной мере определяется интересами общества и интересами и особенностями личности.

Для того, чтобы осуществить главную цель, заключающуюся в «снабжении человека … интеллектуальным мужеством, мировоззренческой честностью и нравственной силой», учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности каждого ученика, его задатки и способности, его интересы и склонности. Только тогда он получит возможность направлять процесс внутреннего духовного развития, эффективно помогать ему в преодолении трудностей развития, в его личностном совершенствовании. Поэтому школа и учителя должны планомерно изучать процесс личностного развития ученика, пристально следить за ходом его духовного роста, за развитием его способностей, интересов и склонностей (Бим-бад Б.М. Антропологические основания теории практики современного образования. – М., 1994).

Для всего этого со­вершенно недостаточно одних наблюдений учителя в про­цессе его взаимодействия с учениками. Повседневное крат­ковременное общение в процессе уроков зачастую создает у учителя лишь иллюзию знания и понимания личностных особенностей отдельных учеников, что чревато многими ошибками, а в конечном итоге и большими потерями в вос­питательном процессе. В силу того, что общение это огра­ничено главным образом рамками уроков, у учителя неволь­но складывается одностороннее и в то же время устойчивое мнение об учениках и соответствующее к ним отношение. Причем общеизвестно, что в ряде случаев мнение это ошибочно, а поэтому воспитательные воздействия учителя оказываются неэффективными, а иногда и вредными.

Следовательно, необходимо дополнять повседневные на­блюдения учителя за учебной деятельностью учеников объективными методами изучения процесса их развития — физи­ческого, нравственного, культурного, психического и соци­ального становления.

Невольно вспоминаются слова великого педагога К.Д. Ушинский «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требова­ниями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе... Он должен знать побудитель­ные причины самых грязных и самых высоких деяний, ис­торию зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Только тогда он будет в состоянии почерпнуть в самом природе человека средства воспитательного влияния – а средства эти громадны».

Изучение процесса личностного развития школьников проводится, очевидно, не ради любопытства учителей и школьного психолога, а ради того, чтобы установить харак­тер этого процесса у каждого ученика, соответствие его це­лям и задачам школьного воспитания.

Если обнаруживаются какие-то несоответствия процес­са личностного развития каких-то учащихся целям школы, то выясняются причины этого несоответствия и намечают­ся меры по устранению обнаруженных недостатков.













ВОСПИТАННОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ


Воспитанность школьника – результат воспитания, предназначенного наилучшим образом подготовить ребенка к полнокровной жизни в современном мире, а значит мера воспитанности определяет степень подготовленности школьника к жизни на уровне ее современной культуры и потенциальную возможность счастливой жизни.

Воспитанность школьника есть мера соответствия развитых социальных и психологических качеств в личности. Говоря о воспитанности школьников, подразумевают степень его несоответствия высоким требованиям культуры. Правда, взрослые тоже не все и не в очень высокой степени отвечают таким нормам, но воспитание во всем мире и всегда ориентировалось на наивысший уровень достижений культуры, который и определял цель воспитания.

С этой высокой позиции мы, учителя, воспринимаем поведение ребенка: как он работает на уроке; что говорит, приветствуя нас; как реагирует на ситуации школьной жизни; как он себя ведет в столовой, на перемене, в гардеробе. Профессиональное сознание фиксирует множество показателей – в итоге складывается характеристика человека. Она создается всегда в соответствии с целью воспитания, которая носит общий характер, отражает наиболее существенные отношения школьника к наивысшим ценностям жизни. Целенаправленное формирование у детей отношений к наивысшим ценностям жизни гарантирует достойную жизнь школьника в условиях современной культуры.

Ценностные отношения школьника имеют свои возрастные и индивидуальные особенности. Поэтому воспитанность каждого ребенка разнолика и неповторима, как неповторима индивидуальность. Воспитанность можно констатировать, но вряд ли ее можно измерять, пытаясь определить «уровень воспитанности». Несмотря ни на что, необходима мерка, ко­торой станем оценивать наличие воспитанности, необходим критерий оценки явления, нас интере­сующего.

Следует помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях поведение могло бы измениться.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАННОСТИ


В качестве эталонных показателей воспитанности используются критерии (от лат. criteria - «сравнение»).

Критерии воспитанности — это теоретически разра­ботанные показатели различных качеств личности. Оформляются они в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваивается оценка, то можно осуществить сравнение и произвести подсчет, вы­ражая уровни воспитанности числом.

Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практиче­ское поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

Критерии воспитанности, по исследованиям И.П. Подласого, условно можно разделить на «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» критерии как статические показате­ли мало используются в педагогике. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения, число молодых людей, отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных молодыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции среди молодежи и многие другие показатели. В последние десятилетия не принято было говорить о тех проблемах (точнее, невоспитанности), которые обнаруживаются при использовании этих критериев.

Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие», облег­ченные критерии. Они помогают классному руководите­лю получить общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности про­никнуть вглубь, надежно диагностировать скрытые каче­ства. Недостатки критериев воспитанности в том, что они не позволяют определить в комплексе все качества личности, можно лишь выявить уровень нравственных ценностей, оценить духовную атмосферу класса, характер взаимоотношений сверстников.

Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА


Современный педагог – это прикладной психолог. Он стремится построить воспитание и обучение на основе объективных сведений о школьнике. Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характер каждый требует индивидуального подхода.

Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики.

В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика».

«Диагностика – учение о способах диагноза (определение болезни на основании исследования больного)» (по Ожегову С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд. – М. «Русский язык», 1990. – С.167). Произошедшее от слова «диагноз» данное понятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознавание болезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить и определить болезнь на основании исследования.

«Диагностика (от греч. diagnostikos – «способный рас­познавать») - это выявление и изучение признаков, характеризующих состояния машин, приборов, технических систем, чтобы предотвратить нарушения норм режима их работы» (по Булыко А.Н.. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний. 2-е изд., испр. и доп. М.: «Мартин», 2005. – С.236). Термин стал пользоваться в ряде профессиональных областей помимо медицины. Например, машиностроители ставят диагноз работающему механизму, проводят диагностику для определения качества изделия. Сначала как тенденция, а затем как свершившийся факт, содержание понятия расширялось от «распознавания болезней» до «распознавания характеристик» предмета исследования.

«Диагностики» создавались представителями патопсихологии, использовались психотерапевтами, затем психологами в случаях необходимости выявить некоторые психические отклонения, а потом – психологами для уточнения, присутствует ли аномалия в поведении человека или это своеобразие нормальной личности.

В конце концов понятие «диагностика» стало означать сам процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, не поддающиеся обнаружению в прямом непосредственном общении с человеком. То есть «диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня вос­питанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитан­ности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса» (по Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.63).

Таким образом, мы придерживаемся следующего определения. «Диагностика – это психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся класса и всего класса в целом» (по Настольная книга классного руководителя / Сост. В.А. Березина, Л.И. Виноградова; Под ред. В.А. Березиной. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. – С.448).

Диагностика в работе классного руководителя является частью сравнительно нового направления – педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью выявления оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Педагогические диагностики отличаются от психологических тем, что последние констатируют в статике характеристики исследуемых, в то время как первые обнаруживают тенденции динамики отношений формирующейся личности.

С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает следующие проблемы: что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и степень подготовки учащихся, как фиксировать и использовать результаты. На практике учителя это делали всегда, но лишь в ХХ веке педагогическая диагностика встает на научную основу и возникают такие понятия, как педагогические измерения, педагогическая квалиметрия (от лат. qualis – «какой, какого качества + -метрия» - это область науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукции).

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую. Первая состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.

Педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся), результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности. Другими словами, диагностированию подлежат уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.

В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа являются главным образом социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают детей, «на глазок», без особых методик, однако для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход.

Через диагностику классный руководитель устанав­ливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим выявлено три типа диагностики в работе классного руководителя: начальная, текущая (корректи­рующая) и обобщающая (итоговая).

Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед определени­ем воспитательных задач, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учеб­ном году, классный руководитель изучает уровень воспи­танности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики: первый - когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже не знаком учащимся; второй - когда коллектив не новый, а классный руководитель впервые начинает работу с клас­сом; третий — когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе. При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором - классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выбо­рочную диагностику коллектива и личности. Она являет­ся дополнением к информации, которая была получена ранее.

Классному руководителю, который общается с уче­никами и коллективом несколько лет, нет необходимо­сти проводить начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообра­зен, непрерывен и динамичен, классному руководителю обязательно приходится улавливать изменения и отра­жать их при планировании своей деятельности.

Полнота и объективность информации при началь­ной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потреб­ностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

Текущая (корректирующая) диагностика проводится и самом процессе организации ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики помогает классному руководителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать, стиль отношений с детьми, методику воспитательном работы. Через корректирующую диагностику классный руководитель имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников, тем са­мым обеспечить возможность более активного, самостоя­тельного и творческого участия их в деятельности кол­лектива. Планируя воспитательную работу, классный ру­ководитель не всегда в состоянии предвидеть ее ре­зультаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств индивидуального воз­действия.

Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

В системе прогнозирования результатов воспита­тельной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она приводит основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Изучение коллектива проводится постоянно. Класс­ный коллектив как компонент сложной динамической социальной системы обладает типичными чертами и ви­довыми отличиями.

Классный руководитель диагностирует развитие уче­ников, изучая качества личности, которые были объек­том воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.

Практически невозможно провести диагностику всех качеств личности. Достаточно уточнить ведущие задачи и в соответствии с этим проследить за их реализацией в процессе формирования соответствующих свойств и ка­честв школьников. Измерение можно сделать по трем уровням: показатели сильно выражены, недостаточно выражены, не обнаруживаются. Таким образом, учитель может сам определить показатели, через которые совер­шит диагностирование учеников.

Содержание диагностики зависит также от возраста учеников. Учитывая специфику возрастного различия учеников и опираясь на сензитивные периоды, соответствующие возрасту, педагог диагностирует ту или иную группу интегративных свойств, характерную для данного возраста.

Классный руководитель должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс. Содержание диагностики обучающегося можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы, направленность личности (интересы, отношения, ценности, Я-концепция). Особое внимание нужно обратить на проявление результатов воспитания во внешней форме (суждения, оценки, поступки, действия ребенка) и связанных с явлениями, скрытыми от глаз педагога (мотивы, убеждения, планы, ориентации). Важна также оценка поведения окружающими людьми (родителями, учителями-предметниками, сверстниками) и самооценка.

Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако, ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы педагогической диагностики.










МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ


Наблюдение

Метод наблюдения более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся. В сущности любые наши контакты дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотным. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта для наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов. Например, свои наблюдения можно записывать на отдельные карточки в ходе уроков, различных внеурочных дел или после них (поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе). Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика выделяется место для записей наблюдений. Дневники должны содержать не только подробные сведения об учениках, их характеристики, то есть не только данные наблюдений, бесед, но и их анализ. Мастерами наблюдения, которые вели записи о своих воспитанниках, были Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко.

Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние ни были. Но вот что важно:

  • наблюдают отношения, а не действия;

  • наблюдают в ситуации свободного проявления, без давления со стороны;

  • наблюдают ценностные отношения в их конкретной частной форме, извлекая из события или действия скрытое ценностное отношение;

  • наблюдение не является хаотичным, оно фиксирует характеристики, а если предоставляется возможность, производит так называемый «поведенческий срез», отмечая совершенный детьми поведенческий выбор в его количественных показателях и наглядной, удобной для анализа форме;

  • наблюдают не только за тем, что проявляется, но и за тем, в какой мере под благотворным влиянием изменяется проявленное сейчас отношение, скорректированное тоже сейчас, ибо педагог находится рядом, наблюдает динамику развития детей, прослеживает плодотворность освоения, усвоения и присвоения культуры.

Например, предположим, вы решили провести на­блюдение за одним из коллективных дел. Как известно, любое дело включает в себя три основных этапа: подго­товку, проведение и анализ результатов.

Вот примерная программа наблюдения.

I. Этап подготовки.

Кого ребята выдвигают официальными организато­рами? Как организаторы относятся к порученному делу? Кто из не выбранных в официальные руководители уча­ствует в подготовке дела? Кто из ребят проявляет ини­циативу, предлагает новые идеи? Кто осуществляет ко­ординацию, согласование действий? Кто и как проявляет требовательность к товарищам?

II. Этап проведения.

Как ведут дело организаторы (быстро ли ориентиру­ются в сложных обстоятельствах, точны ли и последовательны в осуществлении плана, на кого опираются в первую очередь)? Как проявляют себя группы ребят и отельные ученики? Насколько творчески, эрудирован­но, с учетом эмоциональных сторон дела готовят свою часть программы? Как складываются отношения между ребятами в процессе проведения дела? Представляется ли возможность проявить себя многим или только отдельным ребятам? Как ребята реагируют на выступления товарищей? Каков общий настрой ребят (доброжелательный, безразличный, отрицательный)?

III. Этап анализа.

Сколько ребят и в какой форме участвуют в обсуждении? По каким критериям идет оценка сделанного? Кто выдвигает эти критерии? С каким настроением проходит обсуждение (формально или заинтересованно, либерально или требовательно)? Кто берет на себя функ­ции подведения итогов, обобщает высказанные мнения?

Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, т.к. оно является односторон­ним и субъективным. Поэтому следует учитывать резуль­таты наблюдений других людей.








Опрос

Опрос принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам.

У этой диагностики есть одна распростра­ненная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, и педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опроса пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Выглядит это примитивно: у ребенка спрашивают, например, какой балл он поставил бы себе за доброту, во сколь­ко баллов оценил бы свое трудолюбие - и прочие вопросы, рассчитанные на объективную самооцен­ку.

Критерием оценки опроса (опросника, вопросника) является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребенку; когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.

Назовем некоторые общие формы, оснастив их условным названием.

1) «Что люблю - что ненавижу». Содержание опросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми ус­ловиями семейной жизни, спецификой интересов детей. Приведем примеры таких вопросов:

  • Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?

  • Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу?

  • Что ты любишь в школе? Что вызывает у тебя неприятные переживания в школе?

  • Что при встрече с книгой, которую ты чита­ешь, тебе больше всего нравится? Что вызывает раздражение при общении с книгой?

  • Что тебе нравится во взрослых людях? Что вызывает у тебя недоумение в поведении взрослых людей?

  • Какие черты твоего характера помогают тебе в жизни? Какие черты характера мешают тебе быть счастливым на земле?

2) «Мои социальные роли». Детям предлагается отвечать на вопросы, последовательно звучащие один за другим в одной и той формулировке: «Кто я?». Первое недоумение пройдет, и дети с радостью обнаруживают все новые и новые социальные роли, которые играют в обществе, в мире, в семье, в классе, в городе и т.д. Достаточно пять-шесть повторных вопросов, и завершенный опросник можно анализировать: какие роли актуальны для детей, какая роль находится в центре их сознания, а какая - на периферии сознания.

3)«Знаю ли тех, кого знаю». Сначала респонденты записывают имена своих знакомых (мера знакомства избирательна), потом напротив каждого имени записываются достоинства данного лица. Основанием для такого опросника выступает этическое положение о том, что достойный человек, имеющий достоинства. Так как мы имеем знакомства с достойными людьми, то мы должны бы знать об их достоинствах. С некоторыми формами опроса можете ознакомиться в Приложении.


Анкетирование

Анкетирование – это тот же опросник, но составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой-либо жизненной ценности. Анкеты дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует сам учащийся) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Очень часто каждый вопрос анкеты требует ответа «да» или «нет». Составление анкеты – непростое дело и требует определения перечня качеств или других сведений, которые учитель хочет получить. Вопросы должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно быть слишком много. Анкета позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

Вот пример анкеты «Общение», составленный В.В. Вороновым, к.п.н. Ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.

1. Есть ли у тебя трудности в общении? а) со сверстниками; б) с учителями; в) с родителями; г) с другими членами семьи; д) с друзьями во дворе; е) ...

2. Если есть, то в чем они заключаются? а) мало или нет друзей; б) обижают, разнят; в) воруют вещи; г) бьют; д) не понимают моего внутреннего мира; е) нет общих интересов; ж) заставляют что-либо делать; з) держат в страхе; и) мне неинтересно с ними; к) требуют только хороших оценок; л) не видят моих хороших качеств; м) ...

3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту? а) к товарищу по классу; б) к товарищу вне класса; в) к маме; г) к отцу; д) к другому родственнику; е) к учителю; ж) ...

Анкета может использоваться в работе с учащимися от класса до. Следует делать первичную обработку данных и последующую, вторичную. Сначала содержание листка ученика переносится в таблицу.

Фамилии учеников

Номера вопросов

1

2

3

1. Аввакумов Р.

сверстники

дразнят

Товарищ во дворе

2. Жирков С.

сверстники

держат в страхе

Учитель


Фамилии девочек и мальчиков лучше писать отдельной группой ввиду наличия особенностей, обусловленных полом.

Вторичная обработка состоит, по существу, в анализе данных: распределение по группам, выделение типичного и особенного, объяснение причин. Последнее потребует использования знаний об учениках из других источников (наблюдения, бесед).


Интервью

Данная форма стала очень распространенной в связи с социально-политическими событиями в стране и накалом демократических страстей во вре­мя выборов. Суть этой методики состоит в последовательной постановке вопросов перед школьником мчи перед группой. Назначение методики - выявление общественного мнения. Недостаток методики и ее гласности, публичности: на общественной сце­не субъект старается выглядеть для окружающих достойно, поэтому иногда лукавит и кривит душой. Но именно публичность как слабая сторона методики одновременно выступает ее сильной стороной: на сцене всеобщего внимания особенно заметны истинные отношения, которые фиксируются в ми­мике, пластике, интонациях, обшей лексике интервьюируемого.

Одной из формой данной методики, методики интервью, является самоинтервью (или аутоинтервью). Для самоинтервью следует предварительно задать тему и набор возможных вопро­сов, которые выбирает и последовательно ставит перед собой интервьюируемый. Достоинство дан­ной модификации заключается в том, что отбор предложенных вопросов делает очевидными ценно­стные ориентации субъекта, а содержание ответов уточняет ценностные отношения. Разумеется, не исключены в этом случае самолюбование, самооп­равдание или же самобичевание, а иногда простое непонимание самого себя. Но при выявлении тенденций ценностных отношений процент недостоверности незначителен.




Игра

Диагностические функции игры обнаруживает в первую очередь педагог-практик, обратясь к психологическим и педагогическим играм социально-психологического содержания.

Игровые методики поражают богатейшим мате­риалом, который они предоставляют педагогу. Ведя игру, он наблюдает настоящий этико-психологический спектакль: он видит богатую палитру отношений, рождающихся, развивающихся, проти­воборствующих. Он наблюдает субъектов и объектов отношений, выделяет лидера господствующих в группе отношений, обнаруживает степень осмысле­ния общепринятых отношений.

Игровые методики подобно художественному способу скульптора, который отбрасывает все лиш­нее (по Родену), дают возможность педагогу «извлекать» из глыбы материала сущее. Добавим: в отличие от пластического способа, основывающего­ся на «добавлении», «прибавлении» к материалу все новых частей материала, — так преподаватель, объ­ясняя учебный материал, добавляет и прибавляет к нему все больше и больше нового, выстраивая рас­тущее здание знаний.

Отсылая читателя к сборнику воспитательных игр, приведем лишь один пример использования игры как диагностической методики.

Старшеклассники играют «Триптих»: в роли ху­дожника создают в воображении картину из трех частей под общим названием «Жизнь»; первая часть картины - «Юность», вторая - «Зрелость», третья часть - «Старость». Участвовать в создании трипти­ха предлагается и «публике: на листах бумаги они кратко обозначают сюжеты трех частей воображае­мой картины. Эти листы с «этюдами» послужат им пропуском в «залы», где будут экспонироваться кар­тины «художников». Анализ по окончании игры может дать следующие результаты (например): 6% школьников представляют жизнь как насла­ждение ее дарами; 27% школьников представляют жизнь как смену деятельности человека; 40% - рисует символическую картину этапности жизни, от расцвета до продуктивности к угасанию; а 20% участвующих не имеют целостного представления о жизни как таковой, образ жизни отсутствует в их духовной личностной структуре как социально-психологическое образование. Таким образом, старшеклассники этой группы оказались неспособными наделить образ жизни предикатами. Полученные данные чрезвычайно важны для классного руководителя, работающего с юношеским возрастом, они указывают на некоторое направление в дальнейшей работе с классом.



Тестирование

Тест (от англ. test – «задача, проба» ) - это задача, предложенная респонденту для решения. Решение предложенной задачи становится материалом для педагогического анализа.

Форма тестирования имеет самые удивительные вариации, но суть остается едина: респондента ставят в ситуацию напряженного мысленного выбора, в ситуацию социально-психологической проблемы. Для классного руководителя тест всегда содержит в себе проблему аксиологического плана.

Просмотрим несколько вариативных форм методики теста.

1) «Недописанный тезис». Иногда эту методику называют «недописанным предложением. Такое название не столь точно отражает суть методики. Тезис - это некоторое суждение по какому-то вопросу, в то время как предложение необязательно содержит в себе суждение, оно может быть простым сообщением факта.

Дописать суждение - значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отноше­ние к предмету речи. Скажем, если предлагается дописать предложение «Кошка в доме...», то его можно закончить описательным порядком: -Кошка в доме всегда спит в мягком кресле». Это ничего не дает исследователю. А если предложить некоторое суждение в незавершенном виде «Кошка в жизни человека...», то в работе с детьми индивидуально, завершение тезиса дало бы богатый материал.

Если тезис напечатан на карточках, то каждый участник дописывает прямо на карточке фразу. Но. если технически такое трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, а и лишь дописывают после многоточия свое окончание фразы.

Вот несколько разнообразных по целям исследования недописанных тезисов:

  • Хорошая жизнь - это...

  • Быть человеком - это ...

  • В хорошей школе всегда ...

  • Если видишь недостатки человека, то...

  • При виде дурного поступка своего товарища надо...

  • Самое главное в жизни человека - это...

  • Тот, кто много читает, всегда ...

  • Родители в жизни молодого человека...

  • Чтобы быть счастливым, необходимо ...

  • Если видишь недостатки человека ...

  • Я лучше всего себя чувствую, когда ...

  • Когда есть свободное время, я...

  • Мне хорошо в семье, когда...

  • Мне плохо бывает в семье, когда ...

  • Когда я смотрю на себя в зеркало, то вижу ...

  • Чтобы иметь друзей, надо ...

Порой, чтобы предотвратить детскую демагогию добавляют к тезису «Я думаю» или «Мне кажется», или «Мне всегда думается, что...», или «Я всегда так делаю...». Тогда текст, предлагаемый детям, звучит так, например: «Я думаю, что человек выбирает ту работу...».

К примеру, педагог предлагает детям дописать короткое высказывание «Мне хорошо в классе, когда» либо его полярно противоположный вариант «Мне плохо в классе, когда...». Это позволяет педагогу получить картину самочувствия детей в группе, а также факторы, влияющие на самочувствие данных детей данной группы.

2) «Ранжирование». Методика ранжирования позволяет выявить степень личностной значимости каких-либо объек­тов для испытуемого. Заключается данная методика в предъявлении ряда слов, несущих в своем значе­нии социально-культурные ценности, написанных на карточках. Респонденты ставят напротив слова номер значимой очередности. Например, ранжиру­ются десять существительных: труд, искусство, че­ловек, природа, хлеб, деньги, развлечения, дом, одежда. Создавая значимую нумерацию, человек не­вольно проецирует личностную иерархию ценно­стей,

Создавая свободный ряд для ранжирования, на­до учесть морфологическую однородность слов: ли­бо предлагать ряд существительных, либо давать прилагательные, либо глаголы, причастия; таким возможным рядом могут стать даже местоимения.

Вариантом ранжирования является произволь­ное добавление к местоимению «Я» каких-то других слов:

Я и ...

Я и...

Я и...

Длительность ряда зависит от целей педагога: если надо выявить ключевые ценностные понятия, то достаточно семь-десять понятий; если желатель­но описать содержание ценностных предпочтений, то число понятий ряда увеличивается до пятнадца­ти.

Богатейшие возможности прослеживать дина­мику ценностных отношений предоставляет двой­ное, тройное ранжирование. Суть его в следующем: один и тот же ряд ранжируется дважды, трижды - в зависимости от условной ситуации: «раньше» и «теперь»; «когда только приехал», «когда прошло десять дней», «сейчас, спустя месяц». С большим эффектом проходит такая методика, если добавить предваряющие слова «Когда я был маленьким», а затем «А теперь...».

В двойном ранжировании заложено исследуемое изменение, свершившееся с личностью. Остается зафиксировать его и произвести математический обсчет.

Можно комбинировать анкету с ранжированием. На­пример, учащимся предлагается расположить качества, но их мнению, наиболее значимые: коллективизм, от­кровенность, принципиальность, культура поведения, трудолюбие, интерес к технике и др. Можно дать зада­ние — ранжировать отрицательные качества.

Какие ваши качества одноклассники ценят больше всего?

Какие ваши качества нравятся вам?

Какие качества у одноклассников не нравятся всем?

Какие из них не нравятся вам?

На основе этих четырех вопросов может создаваться множество вариантов вопросов в зависимости от особен­ностей личности школьника.

3) «Фантастический выбор». Метод фантастического выбора - один из самых любимых детьми. Производится апелляция к вооб­ражению ребенка, и на фоне воображаемой вол­шебной ситуации актуализируются и вербально оформляются ценностные предпочтения. Друзья сказок и знатоки волшебных героев, дети с удоволь­ствием уходят в мир мечты и легко создают проек­цию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид. Например:

  • Приплыла к тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Чего попросишь у рыбки, если вдруг поверишь в ее волшебные силы? Подумай: всего три желания она выполнит, не больше.

  • У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай мысленно лепестки - чего просишь для себя?

  • Отправляешься на необитаемый остров и бу­дешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все. что обозначишь пятью сло­вами. Назови эти пять слов.

  • Если бы ты стал на один час волшебником, что бы ты хотел успеть сделать?

  • В руках твоих волшебная палочка. Она испол­нит любое задание, стоит потереть ее шелко­вой нитью. Какие поручения ты бы ей дал!

Очень своевременно проведение «фантасти­ческого выбора» перед Новым годом, в ожидании Деда-Мороза и Снегурочки.

Содержание такого теста настолько интересно, что рекомендуется оформление его для обозрения и обсуждения всей школой. Выпускается бюллетень с текстами и рисунками, повествующий о сделанных выборах. Дети разных возрастов производят сравне­ния своих желаний с желаниями детей других клас­сов, осознавая различия. Безусловно, материалы анонимны.

Математический обсчет не обнародуется. Да он и не занимает детей, они вполне удовлетворены со­держанием.

4) «Веер» суждений» (альтернативный, вариативный выбор из нескольких суждений,

выбор предложенного решения). Данная методика подойдет для любого возраста. Она обычно выстраивается на некоторых выводах, которые делает педагог во время педагогического наблюдения, чтобы убедиться в своих оценках либо понять некоторые странности в поведении детей.

Суждения предлагаются общего и частного пла­на в связи с конкретными событиями в группе. На­пример:

  • альтернативные суждения: «Дисциплина - это неволя» и «Дисциплина - это свобода», «Надо немедленно броситься на помощь» и «Не надо оказывать помощь, не узнав предварительно, хочет ли человек ее получить»;

  • вариативные суждения: «Человек должен рабо­тать», «Человек работу свою любит», «Человек не для работы создан». «Работать должен тот, кто должен зарабатывать на хлеб»;

  • суждения по поводу решения конкретной про­блемы: «Так и надо делать», «Так поступают слабые люди», «На таких действиях человек научается быть независимым». «Это оплош­ность человека», «Все так поступают».


Анкета-интервью — один из результативных и подхо­дящих методов для начальной диагностики. Преимуще­ство этого метода заключается в том, что он сочетает программированные вопросы и беседу. Информацию получают непосредственно в контакте с изучаемым школьником. Этот метод включает также элементы на­блюдения и создания ситуаций. Классный руководитель имеет возможность наблюдать реакцию, эмоциональное отношение к себе и к вопросам. Кроме того, он задает дополнительные вопросы, уточняет и обобщает ответы.

Большая группа методов, которая используется классным руководителем, — это методы оценивания (рейтинг): взаимные, перекрестные, независимые харак­теристики, оценки компетентных судей, экспертные оценки, самооценки и т.д. В педагогической практике эти методы имеют большое значение. Оценивание имеет самые разные варианты. Лучший вариант - когда каждый дает оценку учени­ку (оценка) и оценивает сам себя (самооценка). Но это занимает большое коли­чество времени, и потому достаточно делать оценки в группах из 5—6 человек. На этой основе устанавливается корреляционная зависимость между оценкой и само­оценкой. Кроме того, эта методика используется для проверки достоверности самооценки.

Одним из достоверных диагностических методов в пе­дагогике является изучение поведения детей в определен­ной педагогической ситуации. В педагогически целесообразную ситуацию можно вложить разнообразное содержание: поставить задачу-ситуацию, провести анализ результатов деятель­ности ученика, создать эстетические условия для игры, труда, общественной или учебной деятельности и т.д. Педагогические ситуации по своему характеру бывают естественными (возникают в процессе деятельности и общения учеников), создаваемыми специально, и приме­ры-ситуации, взятые из жизни и предложенные для ана­лиза учащимся. Последние помогают выявить знания воспитанников, ценностные ориентации, умение прини­мать решение. Но они не могут показать, как реально поступит ученик.

Мето­д анализа продуктов творчества учеников проводится в процессе их самостоятельной деятельности художественно-эстетической, трудовой, учебной и т.д. Педагог создает условия для творчества школьников. Так, после посещения какого-нибудь учреждения можно поставить задачу — написать очерки, стихи, рас­сказы, нарисовать картину и т.д., которые отражают сущность труда людей, характеризуют их качества, взаимоотношения, красоту трудовой деятельности и т.п. Жанр, который ученики выбрали, может свидетельство­вать об их интересах, содержание творческих работ — рас­крыть отношение к жизни, к людям, эмоционально-оценочный мир учеников.






Цели и способы использования материалов диагностики

в работе классного руководителя

  1. Для удобства сравнения всех показателей — запись по алфавиту, отдельно мальчиков и девочек, для целенаправленной постановки и решения воспита­тельных задач.

  2. Для учета отклонений в возрасте; воспитательных мероприятий ко дню рождения учащихся.

  3. Для обобщения социальной структуры семей, привлечения родителей к воспитательной работе.

  4. Для решения задач работы с родителями.

  5. Для создания щадящего режима, организации ле­чения, специального меднадзора, регулирования нагрузок учащихся.

  6. Для оказания индивидуальной помощи в обуче­нии школьников, организации дополнительных занятий, взаимопомощи.

  7. Для организации контактов с учащимися в целях взаимообогащения положительным опытом, за­крепления достоинств личности.

  8. Для индивидуального подхода в обучении и вос­питании, помощи учащимся в организации само­воспитания, в преодолении недостатков характе­ра.

  9. Для определения воспитательных задач.

  10. Для создания условий развития дарований, орга­низации полезных контактов с ровесниками.

  11. Для вовлечения во внеклассную деятельность, во взаимной передаче умений.

  12. Для формирования воспитательных задач и инди­видуальной работы.

  13. Для сплочения коллектива, развития недостающих качеств личности учащихся, поднятия престижа неавторитетных учащихся.

  14. Для определения задач в индивидуальной работе.

  15. Для распределения нагрузок, с целью развития социального опыта, воспитания средствами дея­тельности.

  16. Для определения воспитательных задач и индиви­дуальной работы.







ОСНОВА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ –

ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ


Профессиональная ориентация школьников

Профессиональная ориентация – это система педагогических мероприятий, направленных на оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.

Как лучше использовать методы педагогической диагностики для организации профессиональной ориентации?

Профессиональная ориентация школьника, являющаяся составной частью педагогического процесса, решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремленного деятеля общественного производства, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. К сожалению, профессиональное самоопределение молодежи часто происходит стихийно, что выливается в текучесть кадров на производстве, в неустроенность судеб людей. Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профориентационной работы в школе, в организации и проведении которой невозможно переоценить роль педагога, классного руководителя, знающего своего ребенка в течение длительного времени.

Этапы профессиональной ориентации школьников:

  1. Профессиональное просвещение – ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства.

  2. Предварительная профессиональная диагностика – выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).

  3. Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звеном воздействия на процесс профессионального самоопределения школьника.

Настройся на успех, или профориентационная работа

в классе предпрофильного обучения

В этом учебном году мною была взята следующая тема самообразования в воспитательной работе «Настройся на успех, или профориентационная работа в классе предпрофильного обучения». Цель моей воспитательной работы заключается в том, чтобы формировать у учащихся предпрофильного обучения способности выбирать сферу будущей профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • организовать работу по выявлению профессиональной ориентации учащихся предпрофильного обучения;

  • организовать внеурочную работу с отстающими и одаренными учащимися; повысить интерес к учебе, к разным областям знания; способствовать развитию коммуникативных, практических способностей учащихся;

  • способствовать повышению роли семьи как социально-образовательного института в воспитании профессионально успешного гражданина;

  • дать четкое представление о влиянии состояния здоровья человека на достижение им профессионального успеха.

Вся воспитательная работа, начиная с V по VIII класс, шла к данной работе по выявлению профориентационной ориентации.

Изучение личности учащихся

№ п/п

Направления

Виды деятельности

Срок

5 класс


Изучение личности ребенка в различных сферах жизнедеятельности

Проведение анкетирований и бесед с целью выявления интересов и склонностей школьников, проблем в обучении



Оценка уровня воспитанности учащихся

Наблюдение за выполнением учащимися класса правил культуры поведения в школе и вне ее, а также за уровнем сформированности отдельных поведенческих навыков



Изучение условий воспитания детей в семьях

Посещение детей на дому, знакомство с членами семей. Проведение анкетирования родителей «Вы и Ваш ребенок»

Проведение бесед с родителями с целью выяснения некоторых особенностей в развитии детей



Изучение характера взаимоотношений в классе

Наблюдение за характером взаимоотношений учащихся на уроке, перемене, в досуговой деятельности

Подготовка и проведение социометрического исследования (с психологом)


6 класс


Изучение личности ребенка в различных сферах жизнедеятельности

Проведение анкетирований и бесед с целью выявления учебной мотивации учащихся, выяснения их мнений и желаний по теме «Школа, школьная жизнь».

Проведение тестирований с целью выяснения поведения учителей в двух педагогических ситуациях с точки зрения детей и поведения самих учащихся на месте учителя в этих же данных ситуациях, выяснения интересов учащихся насчет занятий в настоящем и будущей профессии



Изучение профессиональной ориентации

Проведение тестирований с целью выяснения интересов учащихся насчет занятий в настоящем и будущей профессии



Оценка и самооценка

Проведение анкетирования с целью ознакомления мнений учащихся о своем классном коллективе и о своих одноклассниках



Изучение индивидуальных особенностей учащихся

Проведение ряда тестирований, наблюдений классного руководителя и наблюдений учителей-предметников


7 класс


Изучение социально-нравственных качеств

Проведение тестирования в форме фантастического выбора и анкетирований «Золотой ключик» и «Твоя профессия – инженер-изобретатель» с целью выяснения социально-нравственных качеств учащихся данного классного коллектива



Изучение профессиональной ориентации

Проведение беседы и анкетирований «Ты автор песен», «Твоя профессия – экскурсовод в городе добрых чувств» с целью выяснения профессиональной направленности учащихся


8 класс


Изучение личности ребенка в различных сферах жизнедеятельности

Проведение анкетирования «Я интересуюсь...

Я предпочту...» с целью выяснения наличия или отсутствия изменений в интересах учащихся и тестирования «Тест Д.Голланда по определению типа личности»

Проведение анкетирования «Мое учение», «Стимулы», «Самостоятельная работа» с целью выявления доминирующего мотива учения, стимулов к учению, отношение к самостоятельной работе



Изучение профессиональной ориентации

Проведение анкетирования «Мотивы выбора профессии», дифференциально-диагностического опросника «Я предпочту»



Проведение внеклассных мероприятий

Организация и проведение тематических классных часов «Океан профессий», «Профессиональный успех и здоровье»











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диагностика педагога, в большинстве случаев, носят скрытый характер, чтобы дети не чувствовали себя объектом исследования. Поэтому всегда принимают формы занимательные, интересные, лаконичные.

В силу своей предназначенности рабочие диагностики мобильны, просты, изящны, легки в организации, доступны любому педагогу-практику. Овладеть системой рабочих методик нетрудно. Однако они требуют хорошо развитого профессионального мышления педагога, который обязан отдавать себе полный и строгий отчет в том, что он предпринимает, обратясь к диагностированию.

В заключение подчеркнем еще раз мысль о воспитательном влиянии педагогических диагностик: сам процесс диагностирования инициирует духовно-интеллектуальную активность каждого школьника, направляет его внимание на ценность некоторых объектов мира и жизни, а также на ценность его собственной личности и ее отдельных сторон и черт; но содействует его развитию только при наличии хорошо организованного культурного взаимодействия школьника с широким и многообразным миром.

Жажда познания в подростке и юноше, если взрослые окончательно не потушили стремление познавать мир и себя в этом мире., настолько остра, что первоначально они с большой радостью и энтузиазмом воспринимают предложенную им работу для мозга. Педагоги часто сообщают, что дети ожидают следующих групповых встреч для ознакомления с новыми диагностиками. Если такого плана занятия с детьми не завершаются разочарованием, то ребенок как диагностический объект становится диагностическим субъектом. А по отношению к педагогу – нашим помощником в деле собственного восхождения на высокие ступени современной культуры.

С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает следующие проблемы: что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и степень подготовки учащихся, как фиксировать и использовать результаты. Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Булыко А.Н.. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний. 2-е изд., испр. и доп. М.: «Мартин», 2005. – 848 с.

  2. Диагностика воспитательного процесса // Классный руководитель. – 2000. – «4. – С. 73 – 105.

  3. Настольная книга классного руководителя / Сост. В.А. Березина, Л.И. Виноградова; Под ред. В.А. Березиной. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. – 574 с.

  4. Ожегову С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. –

22-е изд. – М. «Русский язык», 1990. – 921 с.

  1. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

  2. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 3-е изд., допол. – М.: Граф-пресс, 2001 – 192 с.

  3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 96 с.

  4. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – Минск, 1995.

  5. Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии: Книга для учителя. – Минск: «Народная асвета», 1986. – 56 с.

  6. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Авт. Составители Е.Н. Степанов, Л.В. Байбородова и др. – М., 2000.

  7. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. 2-е изд., пер., испр. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 64 с. (Серия «библиотека педагога-практика»).














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!