СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 9 классе (подготовка к написанию сочинения  по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Цель урока - попытка найти ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?», который является темой классного сочинения;подобрать эпиграф, составить план  будущего сочинения и собрать рабочие материалы.

 

Просмотр содержимого документа
«урок Смольниковой»



МБОУ «СОШ №112»

Г.Трёхгорный







Урок развития речи в 9 классе







Печорин в системе мужских образов романа.

Дружба в жизни Печорина.

(Подготовка к написанию сочинения

по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)







Урок разработан

учителем русского языка и литературы

Смольниковой Ириной Александровной





2013 год



Тема урока: Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

(Подготовка к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)



Цель урока: подготовка учащихся к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Задачи: 1. Дать ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?»

2. В процессе работы составить план будущего сочинения, собрать рабочие материалы.

3. Развивать коммуникативную компетенцию, навыки работы с текстом.

4. Воспитывать в обучающихся бережное и осознанное отношение к понятию «дружба».



Оборудование:

  1. Текст произведения.

  2. Домашние заготовки.

  3. Презентация.

Ход урока.

Этап урока

Содержание

Оборудование

  1. Орг.момент















Создание положительного настроя на работу.



  1. Проверка домашнего задания


  • Вспомните, в чём состоит отличие системы образов романа «Герой нашего времени» от системы образов романа в стихах «Евгений Онегин»? (этот роман моногеройный)

  • Что значит «моногеройный»? (в центре только характер Печорина)

  • Для чего нужны остальные персонажи? (Все другие характеры группируются вокруг главного героя. Все образы подчинены раскрытию центрального)

  • Перечислите мужские образы романа, с которыми тесно взаимодействует главный герой. (Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, Вулич)


Слайд №1


  1. Тема урока, целеполагание


  • Дома вы рассмотрели систему мужских образов и попытались ответить на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?»

Ответу на этот вопрос и будет посвящён сегодняшний урок. Кроме того, эта тема является одной из тем сочинения по роману Лермонтова, поэтому нам предстоит сегодня разработать план вашего будущего сочинения и собрать рабочие материалы.

  • Всё, что я буду записывать на доске и что вам понадобится для вашего сочинения, обязательно фиксируйте в тетради.

Слайд №2

Записи в тетради «Дружба в жизни Печорина»

  1. Подбор эпиграфа.

  • Как вы считаете, какую цитату из романа мы можем взять в качестве эпиграфа к нашему сочинению? (…Я к дружбе не способен:из двух друзей всегда один раб другого,хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся.)

  • Какие ещё эпиграфы вы бы предложили? (обсуждение)


Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба — никогда. Руссо Ж.


В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света. Цицерон


То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого — обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть.

Ларошфуко

  • Казалось бы, что в высказывании Печорина уже можно найти ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?», но мы с вами всё-таки попробуем разобраться. Неужели не было хотя бы одного человека , с которым Печорин дружил?

Слайд №3

Записи в тетради

Я к дружбе не способен:из двух друзей всегда один раб другого,хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

(проектор ставится на тёмный экран)

  1. Составление плана, подбор материалов, работа с текстом

1 часть сочинения

  • Из каких частей должно состоять сочинение? (1 – вступление, 2 – основная часть, 3- вывод)

  • Как вы считаете, с чего можно начать сочинение по этой теме? (с размышления о том ,что такое дружба; актуально ли это понятие в современном мире; какими качествами должен обладать настоящий друг)

  • К каким источникам информации вы можете обратиться?

Записи в тетради

План.

I.Что такое дружба? (учитель дублирует запись на доске)


2 часть сочинения

  • Как озаглавить 2 часть сочинения?

  • На примере каких образов вы будете рассматривать понятие «дружба»? Можно ли включить сюда женские образы? Почему?

  • В каком порядке вы будете выстраивать этих персонажей?


Записи в тетради

II.Дружба в жизни Печорина.


Печорин и Максим Максимыч.

  • В каких частях романа мы встречаемся с этим персонажем?



  • Какие качества присущи этому человеку? Как он относится к Печорину?


  • Что Печорин даёт в ответ М.М.? Как проявилось отношение П. к М.М. в сцене их последней встречи? Какими способами автор передаёт взволнованность М.М. и равнодушие П.? (работа с текстом)

  • Какова роль М.М. в раскрытии образа Печорина? (описывая поступки и не пытаясь даже объяснить их причин, способствует созданию тайны характера главного героя)

  • Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

  • Какова художественная задача образа? (противопоставлен Печорину. Проще относится к жизни; не анализирует ни своих чувств и поступков, ни чужих; не размышляет.)

  • Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения между этими героями?

  • Можно ли эти взаимоотношения назвать дружбой?

Записи в тетради

1.Печорин и Максим Максимыч.

Слайд №4-5

(проектор ставится на тёмный экран)

















Слайд №6


Печорин и Грушницкий.

  • Когда мы встречаемся с этим героем?


  • Какие качества присущи этому человеку? Как он относится к Печорину? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5,12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

  • Как П. относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11,16 мая, 5,6 июня)

  • Какова художественная задача образа? (Грушницкий — своеобразная пародия и на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, у Грушницкого —поза, рассчитанная на то, чтобы произвести впечатление на окружающих.)

  • Можно ли взаимоотношения между этими героями назвать дружбой?

)Записи в тетради

2. Печорин и Грушницкий.

Слайд №7










(проектор ставится на тёмный экран)









Слайд №8


Печорин и Вернер.



  • Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у П. и В. ? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая) (— Сходство: 1) отношения с обществом: ...его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных,— больные взбеленились, почти все ему отказали. 2) остроумие: У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком... 3) скептицизм: ..Я убежден только в одном... В том... что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.)

  • В чём состоит различие? ( 1) Печорин «бешено гоняется за жизнью»; Вернер же пассивен: Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...2) Вернер — натура менее глубокая и менее сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.)

  • Какова роль Вернера в понимании характера Печорина? (приятель и «двойник» Печорина)

  • Можно ли взаимоотношения между этими героями назвать дружбой?( Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»)


Записи в тетради

2. Печорин и Вернер.

Слайд №9














Слайд №10









(проектор ставится на тёмный экран)














Слайд №11


Печорин и Вулич.

  • В какой части романа мы встречаемся с этим персонажем?

  • Какова роль Вулича в романе?

  • Можно ли взаимоотношения между этими героями назвать дружбой?






Слайд №12

(проектор ставится на тёмный экран)


3 часть сочинения.

  • Как вы думаете, чем можно закончить ваше сочинение?

  • Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?

III. Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?




Слайд №13-14

(проектор ставится на тёмный экран)

Итог урока. Рефлексия.

  • Так что же такое дружба в жизни Печорина? Составьте синквейн.

работа в парах// группах//индивидуальная (по желанию)

Задание на дом

«Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина»:

  1. П. и Бэла

  2. П. и девушка-ундина

  3. П. и Мери

  4. П и Вера


Слайд №15














Список использованной литературы



  1. Беляева Н.В., Ерёмина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2011

  1. Азарова Н.М. Текст: Пособие по русской литературе XIX века. Ч. 1. - М.: Издательство МПГУ «Прометей», 2000.

7


Просмотр содержимого презентации
«урок Смольниковой»

Повторение

Повторение

  • «Герой нашего времени» — моногеройный роман.
  • В центре характер Печорина .
  • Все другие характеры группируются вокруг главного героя.
  • Образная система подчинена задачам раскрытия проблемы личности.
Дружба в жизни Печорина .

Дружба в жизни Печорина .

… Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся. М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени

Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени

Печорин и Максим Максимыч В. Г. Белинский: «...вы от души полюбите простого, доброго, грубого в своих манерах, лаконического в словах Максима Максимыча.» («Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова») 1.— Доброта, простота: ...мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста,— к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке. (Максим Максимыч Печорину). — Очень предан своему делу, что типично для «маленького человека» В. Г. Белинский: « Для него «жить» значит «служить», и служить на Кавказе...» («Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова») — Прекрасное знание кавказской жизни и местных нравов: Ужасные бестии эти азиаты!.. Ужасные плуты! Любят деньги драть с проезжающих... Избаловали мошенников!.. Уж я их знаю, меня не проведут.

Печорин и Максим Максимыч

В. Г. Белинский: «...вы от души полюбите простого, доброго, грубого в своих манерах, лаконического в словах Максима Максимыча.»

(«Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»)

1.— Доброта, простота:

...мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста,— к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке.

(Максим Максимыч Печорину).

Очень предан своему делу, что типично для «маленького человека»

В. Г. Белинский: « Для него «жить» значит «служить», и служить на Кавказе...»

(«Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»)

Прекрасное знание кавказской жизни и местных нравов:

Ужасные бестии эти азиаты!.. Ужасные плуты! Любят деньги драть с проезжающих... Избаловали мошенников!.. Уж я их знаю, меня не проведут.

Печорин и Максим Максимыч — Некоторая сентиментальность: Поверите ли, я, стоя за дверью, также заплакал... (объяснение Бэлы и Печорина) — А... ты... а вы? — пробормотал со слезами на глазах старик. (встреча с Печориным) — Ощущение своей незначительности: И вправду молвить: что же я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью? Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!.. Вы молодежь светская, гордая... (автору после встречи с Печориным)

Печорин и Максим Максимыч

Некоторая сентиментальность:

Поверите ли, я, стоя за дверью, также заплакал...

(объяснение Бэлы и Печорина)

А... ты... а вы? — пробормотал со слезами на глазах старик.

(встреча с Печориным)

Ощущение своей незначительности:

И вправду молвить: что же я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью? Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!.. Вы молодежь светская, гордая...

(автору после встречи с Печориным)

Дружба поневоле, отеческая забота МАКСИМ МАКСИМЫЧ БЕЗРАЗЛИЧИЕ РАВНОДУШИЕ ПЕЧОРИН «..из двух друзей Всегда один раб другого

Дружба поневоле, отеческая забота

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

РАВНОДУШИЕ

ПЕЧОРИН

«..из двух друзей

Всегда один раб

другого

Печорин и Грушницкий

Печорин и Грушницкий

  • Как П. относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11,16 мая, 5,6 июня) .
  • Какие чувства вызвал П. у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5,12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?
соперничество ГРУШНИЦКИЙ Зависть, соперничество, неискренность, злоба, тщеславие ПЕЧОРИН «..из двух друзей Всегда один раб другого

соперничество

ГРУШНИЦКИЙ

Зависть, соперничество, неискренность, злоба, тщеславие

ПЕЧОРИН

«..из двух друзей

Всегда один раб

другого

Печорин и Вернер Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у П. и В. ? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая) — Сходство: 1) отношения с обществом: ...его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих бо льных,— больные взбеленились, почти все ему отказали. 2) остроумие: У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком... 3) скептицизм: ..Я убежден только в одном... В том... что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.

Печорин и Вернер

  • Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у П. и В. ? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая)

Сходство:

1) отношения с обществом:

...его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих бо льных,— больные взбеленились, почти все ему отказали.

2) остроумие:

У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком...

3) скептицизм:

..Я убежден только в одном... В том... что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.

Печорин и Вернер — Различия: 1) Печорин «бешено гоняется за жизнью»; Вернер же пассивен: Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу... 2) Вернер — натура менее глубокая и менее сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.

Печорин и Вернер

Различия:

1) Печорин «бешено гоняется за жизнью»; Вернер же пассивен:

Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...

2) Вернер — натура менее глубокая и менее сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.

ВЕРНЕР Взаимоотношения интеллектуалов Интерес, тяга к интеллектуальному общению ПЕЧОРИН «…из двух друзей всегда один раб другого»

ВЕРНЕР

Взаимоотношения интеллектуалов

Интерес, тяга к интеллектуальному общению

ПЕЧОРИН

«…из двух друзей всегда один раб другого»

Печорин и Вулич ВУЛИЧ Отношения противоположностей, ситуативное общение Чужд сомнений, храбр, но не верит в силу воли и разум ПЕЧОРИН «…из двух друзей всегда один раб другого»

Печорин и Вулич

ВУЛИЧ

Отношения противоположностей, ситуативное общение

Чужд сомнений, храбр, но не верит в силу воли и разум

ПЕЧОРИН

«…из двух друзей всегда один раб другого»

Вывод

Вывод

Вывод: Мужские образы романа- двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души ,слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу. Но именно благодаря им образ Печорина раскрывается перед читателем наиболее ярко и полно.

Вывод:

Мужские образы романа- двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души ,слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу. Но именно благодаря им образ Печорина раскрывается перед читателем наиболее ярко и полно.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • «Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина»:
  • П. и Бэла
  • П. и девушка-ундина
  • П. и Мери
  • П и Вера


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!