СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "Петр I –первый российский император и царь-реформатор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по литературе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Петр I –первый российский император и царь-реформатор"»

Внеклассное занятие по литературе в 8 классе.

Подготовила Отческая Анна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с.Шумейка им.М.П.Дергилева»

Тема: «Петр I –первый российский император и царь-реформатор»

Задача: на основе анализа стихотворения и кинофильма дать нравственную оценку правления и личности Петра I.

Цели:

  • подвести к пониманию значимости петровских преобразований;

  • воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны, к личностям, творившим эту историю,

  • закрепить и углубить знания, полученные учащимися на уроках литературы и истории,

  • формировать собственное представление о политических деятелях,

  • развивать умение анализировать лирические произведения

Подготовительная работа: просмотр художественного фильма «Петр Первый» 1937 года, режиссера Владимира Петрова.

Ход занятия

Слайд 1.

  1. Оргмомент. Приветствие. Определение темы занятия.

- Добрый день, ребята! Посмотрите внимательно на слайд. Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить? Кто он такой? Значит, тема нашего занятия…

Слайд 2.

  1. Повторение и дополнение знаний о Петре I.

В истории России было много правителей, но некоторые из них особенно сильно повлияли на судьбу нашей Родины. В конце 17 века царем стал Петр Алексеевич Романов. Так как до него не было царей по имени Петр, то его стали звать Петр Первый.

- Продолжите фразу: «Я знаю, что Петр I ….» Например, я знаю, что рост Петра I 203 см.

После ответов учеников, учитель дополняет знания о Петре Первом.

Слайд 3.

Информация для учителя.

Петр родился в 1672 году в царской семье, но его путь на российский престол был непростым. За царский трон боролось много наследников, поэтому после смерти предыдущего царя в столице произошло многодневное восстание. Царем был провозглашен брат Петра Иван. Петра назвали «младшим царем», мальчику с матерью пришлось на много лет покинуть Кремль и жить в подмосковном дворце в селе Преображенском. Мальчик обладал отменным здоровьем, был активны, любознательным и подвижным. Он хорошо учился, знал много иностранных языков. Юного Петра интересовали разные ремесла, он перенимал опыт у кузнецов, столяров и оружейников. Эти знания в будущем помогли ему сделать свою страну сильнейшей державой в мире. Известно, что молодой наследник престола любил разыгрывать военные сражения. В 17 лет Петр женился, стал самостоятельным и заявил о желании стать настоящим правителем. Вместе с верными друзьями он вернулся в Москву, подавил очередное восстание и взошел на престол.

После смерти старшего брата Ивана Петр принял решение укрепить военную силу России и развить торговые связи с другими странами. Для этого надо было завоевать земли около Азовского моря и после многих сражений Петру это удалось.

Петр отправился учиться в Европу и овладел там искусством постройки и управления кораблями. Там он провел несколько лет и вернулся домой, где ему пришлось участвовать в войне со Швецией. Война получилась длительной и кровавой, но Петр одержал в ней победу.

Создание могучего флота у царя заняло всего 15 лет. За этот небольшой срок Петр построил новые верфи и почти две сотни военных кораблей, охранявших морские границы страны.

Во время правления Петра в стране произошли и другие серьезные изменения. После победы над Швецией он построил на берегу Балтийского моря Петропавловскую крепость, которая стала центром города Петербурга. По указу царя Петербург был назван столицей. Т.к. границы государства расширились, в 1721 году Петр принял титул Императора Российской империи.

Вывод: Таким образом, Петр I за свою жизнь был и Великим князем, разных городов и земель, Царем Всея Руси и Императором Российской Империи. Т.Е. последний Царь и первый Император!

- Как вы думаете, как оценивали правление Петра его современники?

Обратимся к художественной литературе.

Слайд 4.

  1. Чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «Станцы».

- Вернемся к первому слайду. В его центре отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. Кто знает название? Дайте токование слову СТАНС.

В   настоящее время немногие чётко представляют себе, что  такое «СТАНСЫ»,  поскольку  термин  этот вышел из употребления ещё  в 19 веке.
На  французском  и  итальянском языках  («stance»  и  «stanza»)
слово   имеет  значение  чего-то  ограниченного, - «комната»  и  законченного, - «остановка».

Обратимся к Толковому словарю живого великорусского языка Даля (словарь есть в кабине): СТАНС м. итал. куплет, раздел стихов; но каждый станс должен быть округлен и закончен смыслом.
Значит, стансы – это  лирическое  стихотворение,  часто  философского  содержания,  состоящее  из  нескольких  строф,  каждая  из  которых  имеет  собственное   законченное  содержание  и может  не  иметь  ничего  общего  с  предыдущими  и  последующими  строфами.
Считается,  что  стансы первоначально  были  куплетами,  которые  распевали  средневековые европейские  уличные  певцы.  Спел  об  одном, - следующий  куплет о  чём-то  ещё.  Что-то  вроде  русских  частушек.  Этим  стансы  отличались  от  длинных,  связанных  общим  содержанием,  баллад  и  повествований,  которые  исполняли  профессиональные  певцы  трубадуры  и  менестрели.


Произведение «Стансы» написано Александром Сергеевичем Пушкиным в период, когда к власти пришел царь Петр Великий. Писатель сильно интересовался персоной царя. Увлекался периодом его правления.

- У вас на столе лежат листы с текстом этого стихотворения. Прочитайте его про себя.

А.С.Пушкин «Станцы», 1826 г.

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

Выразительное чтение и анализ стихотворения

- Стихотворение написано в форме послания. К кому же обращается поэт? (Петр I и Николай I.)

- Прочитайте строфы, которые адресованы Петру I, а теперь строки, адресованные Николаю I.

- В «Стансах» поэт проводит историческую па­раллель между царствованием Петра Великого и началом правления Николая I. В чем вы видите смысл этого сопоставления? К чему призывает поэт нового царя? (Историческая параллель между царст­вованием Петра I и Николая I, только что вступившего на трон, дана отчетливо. Уже в первой строфе упоминаются «мяте­жи и казни», которые сопутствовали на­чалу каждого из этих царствований. В по­следней же строфе автор просит взошед­шего на престол царя не помнить зла («быть незлобным памятью») и главное быть подобным «во всем пращуру».)

- Почему «дни Петра» поэт называет «славны­ми»? В чем автор «Стансов» видит заслуги само­держца? («Дни Петра», по мнению поэта, принес­ли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: «правдой… привлек сердца», «нравы укротил наукой», «сеял просвещенье», «знал предназначенье» своей страны, хотя начало правления бы­ло мрачным.)

- Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении? (В стихотворении перечисляются качест­ва, свойственные царскому роду: неутоли­мость, твердость, незлобивость (незлопа­мятность). «Всеобъемлющая душа» царя Петра вмещает все эти достоинства, кото­рые и создали его величие. «Вечный работ­ник» на троне, Петр I был «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».)

- Какие строки стихотворения особенно выра­зительны в звуковом отношении? (Любимый размер Пушкина ямб (в дан­ном случае — четырехстопный) звучит в стихотворении почти как военный марш — строки коротки, а перекрестная рифма то­же организует музыку строф. Первая строфа так стремительно открывает сти­хотворение, что все остальные звучат от­кликом на эти четыре строки.)

- Какие средства выразительности использует автор? (эпитеты, сравнения, метафоры)

Вывод: В 1820-х годах поэт надеялся на то, что Николаю I можно внушать гуманные идеи, то есть побудить его проявить милость к декабристам. В стихотворении «Стансы» он предлагает царю целую программу действий: заботиться о просвещении народа, покровительствовать науке, уважать и любить свою страну и постоянно трудиться на её благо. Николаю I он ставит в пример Петра I.

- Осуществилась ли мечта поэта?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Слайд 4.

  1. Памятники Петру I. Петр I и село Шумейка.

- Как можно еще увековечить память о великом человеке? (Памятник)

- Еще раз посмотрите на первый слайд. Кто из вас бывал в Петербурге и видел памятник Петру Первому? Что вы можете рассказать о нем?

Медный всадник (монумент Петра Великого) — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге работы скульптора Фальконе. Его открытие состоялось 7 (18) августа 1782 года по заказу императрицы Екатерины II. Памятник изготовлен из бронзы. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

Слайд 5.

Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта,
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной,
Россию поднял на дыбы?”

К кому обращены слова? Кто “гордый конь”? Куда скачет конь? Как бы вы ответили на вопрос А. С. Пушкина?

- На слайде фото еще одного памятника. Где он находится? Как связан Петр I и село Шумейка?

Слайд 6.

13 января 2016 года на территории школы села Шумейка состоялось торжественное открытие памятника российскому императору Петру I.

Слайд 7.

Бюст Петра I был подарен школе в рамках всероссийского проекта «Аллея российской славы». Место для новой достопримечательности выбрано не случайно. 20 июня 1722 года недалеко от села состоялась историческая встреча Петра I с калмыцким ханом Аюкой Мончаком, чьим именем впоследствии названа река Каюковка, на берегу которой и расположена Шумейка.

- Эту встречу мог провести сильный, волевой человек, способный на проведение реформ. Какие же реформы вы можете назвать?

Слайд 8

  1. Реформы Петра I. Анализ художественного фильма.

Слайд 9-10.

- Перед вами карточки, в которых вы должны заполнить колонки примерами проводимых реформ из художественно-исторического фильма «Петр Первый», 1937 года, режиссера Владимира Петрова, просмотренного дома.


Реформа

Пример из фильма

1

Церковная реформа

Раньше церковь была автономной единицей, после реформ подчинялась императору. Во время боевых действий ради нужд государства можно было изъять церковное имущество.


2

Военная реформа

Реорганизовано полковое устройство российской армии по европейскому образцу. В 1699 году был произведен массовый рекрутский набор, после чего последовали учения новой армии по всем стандартам сильнейших армий европейских государств.


3

Реформы в промышленности и торговле

Потребности новой армии существенно возросли, из-за чего император был вынужден начать активное строительство мануфактур. Из-за границы император привлекал к реформированию промышленности квалифицированных специалистов.

В 1705 году в России начал действовать первый сереброплавильный завод. В 1723 году начал работать железоделательный завод на Урале. На его месте сейчас стоит город Екатеринбург.

После постройки Петербурга, город стал и торговой столицей империи.


4

Реформа образования

Император понимал, что Россия должна была стать образованным государством, и уделил этому особое внимание.

С 1701 по 1821 годы было открыто большое количество школ: математическая, инженерная, артиллерийская, медицинская, навигационная. В Петербурге была открыта первая морская академия. Первая гимназия была открыта уже в 1705 году.

В каждой губернии император построил по две полностью бесплатные школы, где дети могли получить начальное, обязательное образование.


5

Финансовая реформа Войны, начатые императором Петром І, требовали огромных средств, которых на тот момент в России не было, и чтобы их найти, император начал реформировать финансовую систему государства.

В 1704 году основной валютой стала копейка, а не деньга, как это было прежде.

Если раньше налогом облагались дворы, то после реформ налогами облагалась уже каждая душа – то есть, каждый житель Российской империи мужского пола. Такие слои как духовенство, дворянство и, конечно же, казаки освобождались от уплаты подати.

Финансовую реформу можно вполне назвать успешной, так как она значительно увеличила размер императорской казны. С 1710 года по 1725 год размер доходов вырос в целых три раза, что значит об довольно больших успехах.


6

Реформы, связанные с внешним видом человека, светской жизнью

Петром вместо пиров были учреждены ассамблеи - застолья с танцами, которые должны были теперь проводиться повсеместно.

Петр I издал специальный указ, повелевающий всем подданным пить кофе и в частном порядке, и на официальных ассамблеях.

В 1698 году в стране устанавливается налог на ношение бороды. В поддержку в 1757 году Михайло Ломоносов пишет стихотворение «Гимн Бороде».

Император Петр I ввел моду на ношение париков. Нововведения в штыки приняло духовенство. Парики стали обязательны в обмундировании русской армии, что было крайне неудобно при постоянных переходах армейских частей, так как парики требовали постоянного ухода.




Вывод: Вполне можно согласиться с мнением историка XIX в. Погодиным о значимости петровских преобразований: "Мы проснулись, какой нынче день? - и называем дату по введенному Петром летоисчисления от рождества Христова. Бреемся - брить бороды заставлял Петр I. Одеваемся - одежда европейского покроя введена Петром: За завтраком пьем кофе, читаем газеты - все петровские нововведения: Берем книгу - гражданский шрифт, арабские цифры, литературный язык из тех же времен. Идем в музей - первый появился при Петре, и многое другое.

Слайд 11.

- На первом слайде остался мужской портрет. Кто это? Что вы о нем расскажете? (Русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генералиссимус, адмирал, первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор, президент Военной коллегии)

Слайд 12

  1. Синквейн «Петр I – человек», «Петр I – царь, император»

Пример ответа:

1. Пётр I.

2. Неутолим и твёрд.

3. Привлёк, укротил, сеял.

4. На троне вечный был работник.

5. Идеал.

Слайд 13.

  1. 2021 год – год науки и технологий.

-Ребята, а почему мы сегодня в 2021 году говорим о Петре I - первом русском императоре и царе-реформаторе?

25 декабря 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2021 году в России Года науки и технологий.

Год науки и технологий – это год, которого ждало научное сообщество России. «Прорыв в технологиях, экономике и достижение социального прогресса возможны только при высокой востребованности науки», - утверждал нобелевский лауреат Жорес Алфёров. Задача Года – привлечь талантливую молодежь в сферу науки и технологий, повысить вовлеченность профессионального сообщества в реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также сформировать у граждан нашей страны четкое представление о реализуемых сегодня государством и бизнесом инициативах в области науки и технологий.

Слайд 14.

В основной план мероприятий поступило свыше восьми тысяч предложений. Свои идеи и проекты направляли вузы и НИИ, регионы, НКО, Институты развития и Госкорпорации. Из этого списка были выбраны 31 наиболее значимое федеральное мероприятие и 42 регулярных мероприятия. К традиционным конкурсам и конгрессно-выставочным мероприятиям специально для Года науки и технологий разработали мультимедийные и научно-технологические проекты. Каждое пятое мероприятие – научно-популярная акция, доступно и познавательно рассказывающая об ученых и развитии российской науки.

Слайд 15.

  1. Выводы. Подведение итогов занятия.

- Закончить фразы:

Петр I для России ….

Если бы не было Петра I, то …

  1. Д.з. Групповая работа – создание лэпбука «Преобразования Петра I»





Список используемых источников

- https://jiyuu.su/analiz-proizvedenij/pushkin-stansy-analiz.html

-https://www.engels-city.ru/news-line/31118-v-shkole-sela-shumejka-otkryli-pamyatnik-rossijskomu-imperatoru-petru-i

-https://gufo.me/dict/dal/станс

-https://minobrnauki.gov.ru/god-nauki/

-http://gumfak.ru/ikd_html/ikd1/bilet02.shtml













Приложение 1.



А.С.Пушкин «Станцы», 1826 г.

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.



Приложение 2


Реформа

Пример из фильма

1

Церковная реформа

Раньше церковь была автономной единицей, после реформ подчинялась императору. Во время боевых действий ради нужд государства можно было изъять церковное имущество.


2

Военная реформа

Реорганизовано полковое устройство российской армии по европейскому образцу. В 1699 году был произведен массовый рекрутский набор, после чего последовали учения новой армии по всем стандартам сильнейших армий европейских государств.


3

Реформы в промышленности и торговле

Потребности новой армии существенно возросли, из-за чего император был вынужден начать активное строительство мануфактур. Из-за границы император привлекал к реформированию промышленности квалифицированных специалистов.

В 1705 году в России начал действовать первый сереброплавильный завод. В 1723 году начал работать железоделательный завод на Урале. На его месте сейчас стоит город Екатеринбург.

После постройки Петербурга, город стал и торговой столицей империи.


4

Реформа образования

Император понимал, что Россия должна была стать образованным государством, и уделил этому особое внимание.

С 1701 по 1821 годы было открыто большое количество школ: математическая, инженерная, артиллерийская, медицинская, навигационная. В Петербурге была открыта первая морская академия. Первая гимназия была открыта уже в 1705 году.

В каждой губернии император построил по две полностью бесплатные школы, где дети могли получить начальное, обязательное образование.


5

Финансовая реформа Войны, начатые императором Петром І, требовали огромных средств, которых на тот момент в России не было, и чтобы их найти, император начал реформировать финансовую систему государства.

В 1704 году основной валютой стала копейка, а не деньга, как это было прежде.

Если раньше налогом облагались дворы, то после реформ налогами облагалась уже каждая душа – то есть, каждый житель Российской империи мужского пола. Такие слои как духовенство, дворянство и, конечно же, казаки освобождались от уплаты подати.

Финансовую реформу можно вполне назвать успешной, так как она значительно увеличила размер императорской казны. С 1710 года по 1725 год размер доходов вырос в целых три раза, что значит об довольно больших успехах.


6

Реформы, связанные с внешним видом человека, светской жизнью

Петром вместо пиров были учреждены ассамблеи - застолья с танцами, которые должны были теперь проводиться повсеместно.

Петр I издал специальный указ, повелевающий всем подданным пить кофе и в частном порядке, и на официальных ассамблеях.

В 1698 году в стране устанавливается налог на ношение бороды. В поддержку в 1757 году Михайло Ломоносов пишет стихотворение «Гимн Бороде».

Император Петр I ввел моду на ношение париков. Нововведения в штыки приняло духовенство. Парики стали обязательны в обмундировании русской армии, что было крайне неудобно при постоянных переходах армейских частей, так как парики требовали постоянного ухода.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!