Методическая разработка на тему:
«Песочная анимация на уроках декоративно-прикладного искусства в детской школе искусств»
План
1. История возникновения песочной анимации.
2. Области применения песочной анимации.
3. Механизм воспроизведения изображений и особенности техники работы.
4. Виды и характеристики материала.
5. Песочная анимация как средства развития творческих особенностей у детей. 6. Песочная анимация на уроках ДПИ.
Подготовила Пронина А.В., преподаватель ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ»
В наше время широкую популярность получил такой вид искусства как песочная анимация. Сегодня нет такого человека, который бы не видел в интернете, или вживую это завораживающее зрелище, когда под специально подобранную музыку на столе с подсветкой мастер создает картины из песка при помощи своих рук.
Очень трудно переоценить возможности песка в творчестве: мягкий, сыпучий, податливый, он, несмотря на свою простоту имеет глубокую сущность.
Все мы в детстве рисовали палочками на песке, заполняли им формочки, лепили куличи или просто пересыпали из руки в руку. И каким интересным и увлекательным был этот процесс!
В Японии в XIV веке зародилось искусство создания миниатюрных ландшафтов Бон сай. Пейзажи создавались на подносе черного цвета из песка и мелких камушков.
А монахи в Тибете с помощью цветного песка создавали картины-мандалы, которые предназначались для особого ритуала, после проведения его они разрушались. Это символизировало бренность и переменчивость мира.
В Египте мастера до сих пор создают на глазах восторженных туристов картины из цветного песка в стеклянных колбах. Автором современной песочной анимации является Кэролин ЛИФ-режиссер и аниматор, которая в 1969 году создала из песка первый фильм под названием «Песок» или «Петя и волк» по симфонической одноименной сказке Прокофьева.
А второй фильм «Сова, которая женилась на утке» был признан лучшим анимационным фильмом в 1976 году и имел много признаков на различных фестивалях кинематографа.
Песочная анимация подразумевает под собой создание картин из песка в полумраке на специальном световом столе (столе с подсветкой) художник вместо кисти использует свои пальцы. Одна картина плавно перетекает в другую, создавая определенную тему, которую художник хочет довести до зрителя. Музыкальное сопровождение дополняет шоу. На подсвеченную поверхность насыпается и распределяется ровным слоем песок, затем художник как бы рисует светом силуэты людей, животных, предметы и прочее, пальцами рук освобождая от песка определенные участки светового стола, либо, насыпая на чистую поверхность песок, как бы рисует им.
Оборудование и материалы для этого вида творчества просты - световой стол - ящик, сверху которого находится матовое стекло, а снизу подсветка, и песок- кварцевый, вулканический, речной просеянный. Некоторые художники используют окрашенный песок, создавая цветные картины. Также применяются и другие сыпучие материалы: манная или гречневая крупы, кофе, мука и пр.
Песочная анимация как выразительный прием применяется во многих областях культуры, искусства и образования. В театральных постановках режиссеры используют заранее отснятые или транслируемые в режиме реального времени мини спектакли из песка, а зачастую мастера песочной анимации создают самостоятельные картины, которые оформляются музыкальным сопровождением.
Логопеды на своих занятиях с детьми активно используют песочные планшеты: рисуя на световом столе, ребенок раскрепощается и расслабляется, уходит внутренняя зажатость, у воспитанников появляется доверие к педагогу, преодолевается монотонность занятий, и как следствие, они проходят эффективно.
Световые столы также можно встретить в детских садах крупных городов нашей страны, в различных развивающих центрах и в детских школах искусств. Рисование на световом столе отличается от классического рисования, оно подобно музыкальной импровизации, только для того, чтобы начать рисовать на песке, не обязательно владеть какими-то особыми умениями или| образованием. Необходимо освоить несколько простых приемов и упражнений, а дальше ваши пальцы и ваша фантазия начнут создавать удивительные образы, плавно изменяющиеся и перетекающие друг в друга.
Оптимизация проведения занятий - важная задача, которую решает технология песочной анимации. Так на уроках ДПИ(декоративно-прикладного искусства) в младших и средних классах перед тем как начать разработку эскиза к той или иной композиции если учащимся предложить нарисовать песком и руками на световом столе на заданную тему, результат окончательного эскиза будет намного лучше и интереснее. Благодаря тому, что процесс занятия песочной анимацией является своеобразной сменой деятельности , это способствует расслаблению, отдыху и раскрепощению ребенка, (стоит отметить, что уроки в Детских художественных школах проводятся после окончания уроковв общеобразовательных школах ,и ученики часто приходят на занятия уже уставшими) и урок проходит более плодотворно и эффективно.
Первую часть урока учащиеся рисуют песком на световом столе, вторую - выполняют творческую работу на заданную тему.
В старших классах на уроках ДПИ занятия песочной анимацией можно усложнять. Например, такое задание: отснять мини мультфильм. Здесь учащимся необходимо разбиться на группы, где есть свой сценарист, мультипликатор, художник, режиссер, оператор. Каждый участник съемочной группы должен выполнить сове творческое задание.
Сценарист - придумать сюжет
Художник - сделать раскадровку
Режиссер - осуществить постановку, подобрать музыку
Мультипликатор - нарисовать, а оператор - отснять мультфильм.
На этом этапе учебного процесса у детей формулируется умение взаимодействовать и работать в команде. По завершению творческого задания можно менять «профессии», так художник станет режиссером, мультипликатор - оператором и так далее.
Отснятые мультфильмы при наличии необходимого оборудования демонстрируются на родительских собраниях, внутри школьных праздниках и прочих мероприятиях.
Стоит сказать и ещё о большом плюсе занятий детьми песочной анимацией.
В процессе работы ребенок рисует как правой так и левой рукой, причем он может задействовать и тыльную сторону ладони и кисти , и рук каждый пальчик как отдельный инструмент: большой для более широких, а мизинец для более тонких линий. Несомненно, такая работа способствует развитию мелкой моторике рук (особенно у детей младших классов). Так , освоив эти не хитрые и не сложные приемы рисования песком, рисования светом ученик может на
световом планшете создавать свои собственные истории, фантазируя и придумывая новые сюжеты.