СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Песни и романсы на стихи поэтов XIX века»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературе и музыке для 5-6 классов .Проводили учителя : Кудрина Марина Михайловна ( учитель русского языка и литературы ) и Халимова Галина Викторовна ( учитель музыки )

Просмотр содержимого документа
««Песни и романсы на стихи поэтов XIX века»»


Интегрированный урок по литературе (литература и музыка)

«Песни и романсы на стихи поэтов XIX века»

Цели:

- развивать эстетический вкус у обучающихся, приобщать к историческому культурному наследию русской литературы на основе творчества русских поэтов 19 века;

- доказывать на примере современность и актуальность произведений авторов Золотого века русской литературы;

- развивать речевую деятельность, память и самостоятельность учащихся;

- познакомить с разными жанрами музыкальных произведений.

Оборудование:

Портреты писателей, аудиозаписи музыкальных композиций, презентация к уроку

Ход урока:

Не забывайте песен старых,

Они о многом расскажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

Е.Долматовский.

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие учащихся учителем музыки и литературы.

Учитель музыки:

-Сегодня, ребята мы проводим необычный урок, урок-концерт, сочетающий в себе музыку и литературу. Нам известно, что при участии литературы в музыкальном искусстве появились жанры: песня, кантата, опера, балет, оперетта, оратория и другие. В основе их лежат какие-либо литературные произведения. Пожалуйста, назовите, какие это произведения? (дети предлагают свои варианты)

2. Постановка задач перед учащимися.

Учитель музыки:

-Сегодня мы остановимся на литературном жанре – поэзии и посвятим урок поэзии в музыке. Я думаю, что вы легко сможете назвать музыкальный жанр, который появился в музыкальном искусстве, благодаря поэзии. (Звучит романс М.И. Глинки, А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»)

Учитель литературы : Известный собиратель русского фольклора XIX века П.Н.Рыбников писал:

«Начиная от колыбели, пеня провожает русского человека до детских игр, к забавам молодых лет, к первому пробуждению любовного чувства; она в трогательных образах представляет девушке горький переход от девичьей воли к замужнему безволью, но она же подсказывает мужу и жене задушевные речи любви…; песня оживляет тяжелую будничную работу на страданиях и в непогоду и зной и в душной избе при свете лучины и праздничный отдых в хороводе или на беседах»

У: - А какие виды песен вы уже знаете ?

(народные песни, исторические) - приблизительные ответы детей .


- В какие моменты жизни русский человек обращался к песне?

(в моменты душевных невзгод, в самые светлые минуты жизни) - приблизительные ответы детей .

Учитель литературы : Т.е., мы можем сделать вывод, что песня всегда находится рядом с нами, помогает нам жить, радоваться, делит с нами печаль.

  • 3. Объяснение нового материала: ( учителя )

Есть особый жанр, в котором музыка в сочетании со стихотворением тревожит не только сознание, но и душу. Это романс.

- Романс – музыкальный жанр, который родился, благодаря поэтическому жанру в литературе. Но скажите, все ли стихи могут стать основой для романса? (Ответы детей неоднозначны) Послушайте.

Русский романс любим многими людьми.

Родиной романса считается Италия. Именно здесь в 13-14 веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс.

Слово романс происходит от итальянского «романсе», что значит «романский», т.е. исполняемый на романском (итальянском) языке.

Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще гитары.

В романсах красивые, плавные мелодии, лирически проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.

Теперь давайте познакомимся с наиболее известными романсами на стихи поэтов XIXвека.

Учитель музыки:

-Пожалуй, самые музыкальные стихи были у А.С. Пушкина. Каждая строка у А.Пушкина звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. Многие стихи Пушкина стали вокальными произведениями. Одно из них уже прозвучало на уроке, как романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», а сейчас вы услышите стихотворение «Я помню чудное мгновенье» (Стихотворение может прозвучать в исполнении учащегося)

Учитель литературы : История создания стихотворения «Я помню чудное мгновенье».

Стихотворение было написано А.С. Пушкиным в Михайловской ссылке, когда его тоскливое одиночество оживлялось лишь поездками в соседнее имение Тригорское. Там в 1825г. и произошла знаменательная встреча поэта с А.П. Керн. Прогулки, беседы всколыхнули чувства поэта, породили нежные и откровенные строки. Виделись они и ранее в доме Олениных.( Девочки 6 класса + презентация )

(Звучат аудиозаписи романсов, названия композиций и имена исполнителей учащиеся записывают в тетради)- попурри ( можно поставить , если мало времени )

ПРИМЕЧАНИЕ: если в классе есть дети, играющие на музыкальных инструментах и поющие, то музыкальные композиции исполняются ими , можно напеть самим учителям

1.С. Лемешев «На заре ты ее не буди» (романс на стихи Фета А.А.)

2.С. Захаров «Я встретил Вас» (романс на стихи Тютчева Ф.И.) и другие .


Учитель литературы : Несомненно, романс является наиболее привычной формой соединения музыки и стихотворения, однако, особенность русских поэтов состоит в том, что их творчество, несмотря на годы остается современным и востребованным. Многие современные авторы и исполнители обращаются в своем творчестве к классикам мировой литературы.


Так, современный исполнитель Монгол Шуудан использует в своем творчестве стихи самого, пожалуй, известного автора 19в.- Александра Сергеевича Пушкина.

Композиция Монгол Шуудан «Черная шаль» и другие (


Учитель литературы : приходилось ли вам раньше встречаться с современным переложением давно известных произведений?

(заслушиваются ответы школьников)- предполагаемые ответы детей .

Учитель музыки:

-Образный строй романсов русских композиторов охватывает различные сюжеты, но главное – палитру человеческих чувств и переживаний от философских раздумий о смысле жизни до восторженного любования красотой природы. Сейчас вы услышите романс «Жаворонок» М.Глинки на стихотворение Кукольника.

М.И.Глинка, Кукольник «Жаворонок». Чувства, выраженные в романсе, содержание.

-Как вы думаете кто является главным героем романса? (предполагаемый ответ учеников - Жаворонок)

-Да, по названию произведения можно судить так, но если внимательно вслушаться в слова и обратиться к своей сфере чувств, то, наверное, можно услышать и почувствовать нечто большее, чем рассказ о птичке? (Учитель музыки читает 1 куплет романса, как стихотворение, а 2 куплет – можно напеть )

-Вы всё так же считаете, что главный образ романса – жаворонок? (Дети предлагают свои ответы)

-Не всегда названия произведений могут выразить те мысли и чувства, о которых хотел рассказать автор. Для этого нужно очень внимательно вчитываться и вслушиваться в произведение.( Дети могут порассуждать , смотреть за временем )

Учитель музыки:

-Обратимся, к примеру, к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус». Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Романс «Белеет парус одинокий» слушаем .

Учитель литературы:

- Давайте прочитаем стихотворение и попытаемся разобраться с образами этого произведения.

Задание.

Перечитайте строфы. Что рисуют нам первые две строки каждой строфы? (Дети должны сказать, что перед нами изображение морского пейзажа) - раздаточный материал на партах .

Каким мы видим морской пейзаж? Работа с текстом .(Море вроде бы спокойное, потому что «струя светлей лазури», «луч солнца золотой», «туман моря голубой»).

Перечитайте две последние строки каждой строфы. О чём они? (Эти строки о парусе).

Каким словом заменено слово «парус»? (слово «парус» заменено местоимением «он»).

Назовите глаголы, которые употреблены с местоимением «он». (Предполагаемые ответы детей - ищет, кинул, не ищет, бежит, просит).

Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? (Предполагаемые ответы детей - Так говорят о живом предмете. Значит, парус у Лермонтова живой).

Какие эпитеты заставляют думать о парусе как о живом существе? (Предполагаемые ответы детей . Эпитет – одинокий).

- Видите ли вы за строчками этого стихотворения личность самого поэта? (Предполагаемые ответы детей . Ребята должны сказать, что судьба у Лермонтова была трагичной, это нашло отражение в его лирике. «Парус» мятежный, ищет бури, Лермонтов одинок, постоянно ощущает разлад с самим собой и окружающими людьми.

Учитель музыки:

- По стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус» было написано много мелодических вариантов песен и романсов. Послушайте романс неизвестного автора «Белеет парус одинокий». (Звучит романс на стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» )

Ощущение штормящего моря, непокорность, борьбу за лучшую участь.

4. Подведение итогов. Главная особенность романса, как музыкального и литературного жанров.

Учитель литературы:

- Лирика – особенный пласт нашей культуры, в котором с определённой искренностью отразились и душевная щедрость, и щемящая тоска, и светлая грусть русских поэтов.

Учитель музыки:

-Мы надеемся, что сегодняшний урок обогатил сферу ваших чувств, запомните: когда человек чувствует, он живёт, потому что главное в человеке – это душа. Не бойтесь выражать своих чувств, какими бы они не были: любовь, доброта, ненависть, счастье, восторг, смятение, печаль. Они помогут вам быть искренними и настоящими. Для вас я хочу исполнить ещё один романс. Звучит он в к/ф «Ирония судьбы или с лёгким паром», авторами являются М. Таривердиев и М. Цветаева «Мне нравится» (Учитель музыки поёт)

5. Заключительная часть.

Учитель музыки:

- Многим русским поэтам было тесно в рамках поэзии, и тогда они обращались к звуку, песне, музыке, строя свои стихотворения по законам музыкального искусства. Для многих поэтов музыка стала философией жизни: там, где всё прекрасно, гармонично - там музыка.

Учитель литературы:

-В заключение урока давайте вместе прочтём отрывок из стихотворения «Романс» В. Семерина:

Романса голос узнаю

На самом дальнем расстоянье:

Стою и мысленно пою,

И мне приятно с ним слиянье.

И всех я вспоминаю вас,

Друзей и родственников дальних,

Уже ушедших и печальных:

Напомнил мне о вас – романс!

Учителя музыки и литературы:

Наш урок окончен, спасибо всем за участие!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!