Интегрированный урок по литературе (литература и музыка)
«Песни и романсы на стихи поэтов XIX века»
Цели:
- развивать эстетический вкус у обучающихся, приобщать к историческому культурному наследию русской литературы на основе творчества русских поэтов 19 века;
- доказывать на примере современность и актуальность произведений авторов Золотого века русской литературы;
- развивать речевую деятельность, память и самостоятельность учащихся;
- познакомить с разными жанрами музыкальных произведений.
Оборудование:
Портреты писателей, аудиозаписи музыкальных композиций, презентация к уроку
Ход урока:
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни
Для радости и грусти светлой
Друзьями к нам придут они.
Е.Долматовский.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие учащихся учителем музыки и литературы.
Учитель музыки:
-Сегодня, ребята мы проводим необычный урок, урок-концерт, сочетающий в себе музыку и литературу. Нам известно, что при участии литературы в музыкальном искусстве появились жанры: песня, кантата, опера, балет, оперетта, оратория и другие. В основе их лежат какие-либо литературные произведения. Пожалуйста, назовите, какие это произведения? (дети предлагают свои варианты)
2. Постановка задач перед учащимися.
Учитель музыки:
-Сегодня мы остановимся на литературном жанре – поэзии и посвятим урок поэзии в музыке. Я думаю, что вы легко сможете назвать музыкальный жанр, который появился в музыкальном искусстве, благодаря поэзии. (Звучит романс М.И. Глинки, А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»)
Учитель литературы : Известный собиратель русского фольклора XIX века П.Н.Рыбников писал:
«Начиная от колыбели, пеня провожает русского человека до детских игр, к забавам молодых лет, к первому пробуждению любовного чувства; она в трогательных образах представляет девушке горький переход от девичьей воли к замужнему безволью, но она же подсказывает мужу и жене задушевные речи любви…; песня оживляет тяжелую будничную работу на страданиях и в непогоду и зной и в душной избе при свете лучины и праздничный отдых в хороводе или на беседах»
У: - А какие виды песен вы уже знаете ?
(народные песни, исторические) - приблизительные ответы детей .
- В какие моменты жизни русский человек обращался к песне?
(в моменты душевных невзгод, в самые светлые минуты жизни) - приблизительные ответы детей .
Учитель литературы : Т.е., мы можем сделать вывод, что песня всегда находится рядом с нами, помогает нам жить, радоваться, делит с нами печаль.
Есть особый жанр, в котором музыка в сочетании со стихотворением тревожит не только сознание, но и душу. Это романс.
- Романс – музыкальный жанр, который родился, благодаря поэтическому жанру в литературе. Но скажите, все ли стихи могут стать основой для романса? (Ответы детей неоднозначны) Послушайте.
Русский романс любим многими людьми.
Родиной романса считается Италия. Именно здесь в 13-14 веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс.
Слово романс происходит от итальянского «романсе», что значит «романский», т.е. исполняемый на романском (итальянском) языке.
Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще гитары.
В романсах красивые, плавные мелодии, лирически проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.
Теперь давайте познакомимся с наиболее известными романсами на стихи поэтов XIXвека.
Учитель музыки:
-Пожалуй, самые музыкальные стихи были у А.С. Пушкина. Каждая строка у А.Пушкина звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. Многие стихи Пушкина стали вокальными произведениями. Одно из них уже прозвучало на уроке, как романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», а сейчас вы услышите стихотворение «Я помню чудное мгновенье» (Стихотворение может прозвучать в исполнении учащегося)
Учитель литературы : История создания стихотворения «Я помню чудное мгновенье».
Стихотворение было написано А.С. Пушкиным в Михайловской ссылке, когда его тоскливое одиночество оживлялось лишь поездками в соседнее имение Тригорское. Там в 1825г. и произошла знаменательная встреча поэта с А.П. Керн. Прогулки, беседы всколыхнули чувства поэта, породили нежные и откровенные строки. Виделись они и ранее в доме Олениных.( Девочки 6 класса + презентация )
(Звучат аудиозаписи романсов, названия композиций и имена исполнителей учащиеся записывают в тетради)- попурри ( можно поставить , если мало времени )
ПРИМЕЧАНИЕ: если в классе есть дети, играющие на музыкальных инструментах и поющие, то музыкальные композиции исполняются ими , можно напеть самим учителям
1.С. Лемешев «На заре ты ее не буди» (романс на стихи Фета А.А.)
2.С. Захаров «Я встретил Вас» (романс на стихи Тютчева Ф.И.) и другие .
Учитель литературы : Несомненно, романс является наиболее привычной формой соединения музыки и стихотворения, однако, особенность русских поэтов состоит в том, что их творчество, несмотря на годы остается современным и востребованным. Многие современные авторы и исполнители обращаются в своем творчестве к классикам мировой литературы.
Так, современный исполнитель Монгол Шуудан использует в своем творчестве стихи самого, пожалуй, известного автора 19в.- Александра Сергеевича Пушкина.
Композиция Монгол Шуудан «Черная шаль» и другие (
Учитель литературы : приходилось ли вам раньше встречаться с современным переложением давно известных произведений?
(заслушиваются ответы школьников)- предполагаемые ответы детей .
Учитель музыки:
-Образный строй романсов русских композиторов охватывает различные сюжеты, но главное – палитру человеческих чувств и переживаний от философских раздумий о смысле жизни до восторженного любования красотой природы. Сейчас вы услышите романс «Жаворонок» М.Глинки на стихотворение Кукольника.
М.И.Глинка, Кукольник «Жаворонок». Чувства, выраженные в романсе, содержание.
-Как вы думаете кто является главным героем романса? (предполагаемый ответ учеников - Жаворонок)
-Да, по названию произведения можно судить так, но если внимательно вслушаться в слова и обратиться к своей сфере чувств, то, наверное, можно услышать и почувствовать нечто большее, чем рассказ о птичке? (Учитель музыки читает 1 куплет романса, как стихотворение, а 2 куплет – можно напеть )
-Вы всё так же считаете, что главный образ романса – жаворонок? (Дети предлагают свои ответы)
-Не всегда названия произведений могут выразить те мысли и чувства, о которых хотел рассказать автор. Для этого нужно очень внимательно вчитываться и вслушиваться в произведение.( Дети могут порассуждать , смотреть за временем )
Учитель музыки:
-Обратимся, к примеру, к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус». Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Романс «Белеет парус одинокий» слушаем .
Учитель литературы:
- Давайте прочитаем стихотворение и попытаемся разобраться с образами этого произведения.
Задание.
Перечитайте строфы. Что рисуют нам первые две строки каждой строфы? (Дети должны сказать, что перед нами изображение морского пейзажа) - раздаточный материал на партах .
Каким мы видим морской пейзаж? Работа с текстом .(Море вроде бы спокойное, потому что «струя светлей лазури», «луч солнца золотой», «туман моря голубой»).
Перечитайте две последние строки каждой строфы. О чём они? (Эти строки о парусе).
Каким словом заменено слово «парус»? (слово «парус» заменено местоимением «он»).
Назовите глаголы, которые употреблены с местоимением «он». (Предполагаемые ответы детей - ищет, кинул, не ищет, бежит, просит).
Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? (Предполагаемые ответы детей - Так говорят о живом предмете. Значит, парус у Лермонтова живой).
Какие эпитеты заставляют думать о парусе как о живом существе? (Предполагаемые ответы детей . Эпитет – одинокий).
- Видите ли вы за строчками этого стихотворения личность самого поэта? (Предполагаемые ответы детей . Ребята должны сказать, что судьба у Лермонтова была трагичной, это нашло отражение в его лирике. «Парус» мятежный, ищет бури, Лермонтов одинок, постоянно ощущает разлад с самим собой и окружающими людьми.
Учитель музыки:
- По стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус» было написано много мелодических вариантов песен и романсов. Послушайте романс неизвестного автора «Белеет парус одинокий». (Звучит романс на стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» )
Ощущение штормящего моря, непокорность, борьбу за лучшую участь.
4. Подведение итогов. Главная особенность романса, как музыкального и литературного жанров.
Учитель литературы:
- Лирика – особенный пласт нашей культуры, в котором с определённой искренностью отразились и душевная щедрость, и щемящая тоска, и светлая грусть русских поэтов.
Учитель музыки:
-Мы надеемся, что сегодняшний урок обогатил сферу ваших чувств, запомните: когда человек чувствует, он живёт, потому что главное в человеке – это душа. Не бойтесь выражать своих чувств, какими бы они не были: любовь, доброта, ненависть, счастье, восторг, смятение, печаль. Они помогут вам быть искренними и настоящими. Для вас я хочу исполнить ещё один романс. Звучит он в к/ф «Ирония судьбы или с лёгким паром», авторами являются М. Таривердиев и М. Цветаева «Мне нравится» (Учитель музыки поёт)
5. Заключительная часть.
Учитель музыки:
- Многим русским поэтам было тесно в рамках поэзии, и тогда они обращались к звуку, песне, музыке, строя свои стихотворения по законам музыкального искусства. Для многих поэтов музыка стала философией жизни: там, где всё прекрасно, гармонично - там музыка.
Учитель литературы:
-В заключение урока давайте вместе прочтём отрывок из стихотворения «Романс» В. Семерина:
Романса голос узнаю
На самом дальнем расстоянье:
Стою и мысленно пою,
И мне приятно с ним слиянье.
И всех я вспоминаю вас,
Друзей и родственников дальних,
Уже ушедших и печальных:
Напомнил мне о вас – романс!
Учителя музыки и литературы:
Наш урок окончен, спасибо всем за участие!