СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пескография как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую развивающего процесса.

Основная цель – достижение эффекта,  посредством спонтанного творческого выражения.

Просмотр содержимого документа
«Пескография как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста.»

Пескография как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста.


Пескография появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, и др. положил начало новому виду искусства – рисованию песком.

Пескограф – это световой стол или планшет, на котором рисуют тонким слоем песка на подсвеченном снизу стекле. Процесс рисования при необходимости с помощью видеокамеры передаётся на экран. Обычно используют очищенный песок. Все действия выполняются руками, хотя в качестве приспособлений могут использоваться кисточки, палочки, трафареты.

Пескография – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.

Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую развивающего процесса.

Основная цель – достижение эффекта, посредством спонтанного творческого выражения.

Пескография становится все более востребованной и эффективной формой работы с детьми. Наглядный материал воспринимается и усваивается детьми лучше вербального. Эта особенность детского мышления целенаправленно и результативно используется в коррекционно-развивающем процессе.

Применение ресурсов пескографии даёт возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Управление развитием ребёнка при этом осуществляется косвенным путем.

Представлена система работы по применению пескографии как наглядно-практического метода обучения. Разработан и внедрён в практику специальный комплекс игр, практических приёмов и упражнений с использованием техники пескографии. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Пескография – это уникальная возможность приобщить детей к удивительному виду искусства – рисованию песком .Песок - это дар природы каждая песчинка содержит лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы и поэтому материал как песок доступен каждому кто хотел бы с ним работать, это доступный материал каждому ребёнку для рисования, игры.

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не. Песок — материал эмоционально притягательный. Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой. Работа с песком оказывает положительное влияние на развитие воображения, внимания, мелкой моторики, произвольности поведения у детей. «Общение» с песком гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение получаса общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Сейчас уже разработаны и существуют специальные программы детской «песочной терапии». Во многих городах открываются студии рисования песком на стекле, где на специальном столе со стеклянной поверхностью и подсветкой посетители имеют возможность часок-другой повозиться с песком. Детям очень полезно «общаться» с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно-логического мышления ребенка.

Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете, мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому рекомендуются игры с сыпучими материалами.

Рисование песком на стекле доступно детям самого разного возраста.

Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою.

Притом, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, достаточно просто провести пальчиком по песку.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и широкие возможности для применения этого вида детской деятельности в пяти образовательных областях.

Идет подготовка руки к письму; повышается самооценка ребенка.

Детям нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Рисование песком - это своего рода релаксация. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, фантазию. Рисование способствует, развитию мелкой моторики, вниманию, улучшению координаций движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать снова.

 Способы рисования:

1. кулаком,

2. ладонью,

3. ребром большого пальца,

4. насыпание из кулачка.

 Приёмы рисования песком.

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».

Существует несколько способов рисования на песочном столе.

- Самый простой: светлым по тёмному.

Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка.

- Техника «засыпания» - используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте;

- Техника «насыпания»: взяв песок в кулак, рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Техника «отпечатка»: помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони .Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти и т. д.

Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают по фону. Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.

 Начинать ознакомление деток с песком можно с несложных приёмов:

поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой, согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет). Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся.

Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами - машина.

Простые графические упражнения:

- выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик;

- выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик, бусы;

- несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы;

 Для рисования песком на световом столе необходимы условия:

- занятия проводятся в отдельном кабинете, который оборудован индивидуальными столами-планшетами со стеклянной поверхностью и подсветкой.

Для рисования используется мелкий песок (кварцевый, который хранится в специальном отделении в коробке на столе ).

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и строится на следующих принципах.

1. Направлять образовательную деятельность на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.

2. Создавать доброжелательную, творческую атмосферу, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.

3. Образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

Структура занятия.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, памяти и воображения.

В водной части предусматривается использование художественного слова, просмотр видеороликов, проведение игр для привлечения внимания детей.

Фантазируем с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы. Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом отводится музыкальному сопровождению, которое используется на протяжении всей деятельности. Музыку подбирается с учетом тематики занятий.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются.

 Ресурсы пескографии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать педагог в целях оптимизации и обеспечения эффективности воспитательно-образовательного процесса, для повышения уровня познавательной активности детей, увеличения периода работоспособности, стимуляции дошкольников к мыслительной деятельности и формирования у детей произвольной деятельности, а также для развития коммуникативной активности, систематизации накопленных знаний, совершенствования навыков, полученных в непосредственно образовательной деятельности.

Основные преимущества метода пескографии заключаются в том, что создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Перенос обычных обучающих и развивающих заданий на световой стол существенно повышает заинтересованность детей, развивает коммуникативные функции, стабилизируют эмоциональный фон: ребенок раскрепощается, чувства и положительные эмоции нормализуют его психическое состояние, и ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми.

 Развитие мелкой моторики.

Эта часть представляется наиболее очевидной и приятной. Дети младшей и средней группы только учатся обращению с песком. Здесь следует первоначально действовать «рука в руке».В ходе выполнения заданий можно решать задачи перцептивного развития.

Это:

-действия с песком: сжать его в кулачке, а потом разжать; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев; то же, с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; перетирать песок между ладонями; и т. д.

-отыскать в песочнице предметы;

-определенный предмет;

-предметы с определенными характеристиками (гладкие-шершавые, большие-маленькие)

-еще на этапе ознакомления с песком, и в дальнейшем, не меньшей популярностью пользуются разнообразные прикосновения к поверхности песка: прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцем. Детям младшего дошкольного возраста можно предлагать действовать двумя руками, Можно предложить рисование на песке.

-Дорожка, заборчик, дождик, лесенка, следы, волны, или змейки.

Песочная анимация стимулирует ускоренное развитие и образно-логического мышления, и речи ребенкаИгры с песком для детей от года до трех лет.

 «Норки для мышки»

«Я пеку, пеку, пеку»

«Заборчики»

 Игры с песком для детей от трех до пяти лет.

 «Следы»

«Отпечатки»

«Собери грибы»

«Секретики»

 Использование техники рисования песком в работе с дошкольниками дает возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, успешно подготовить их к школе, развить психические процессы (восприятие, внимание, память, воображение), образно-логическое мышление, процессы саморегуляции, развить сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки, тренировать мелкую моторику рук.

Гармоничное сочетание традиционных методов и приемов воспитания с применением ресурсов пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ позволяет существенно повысить мотивацию детей, эффективно решать задачи формирования социального опыта у дошкольников, развивать творческую самостоятельность личности ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!