Оргмомент | Настрой на урок: Всем, всем – добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться. Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок. | |
Актуализация знаний, объявление новой темы | Вступительное слово учителя: Власть Московского государства укрепилась при Иване IV Васильевиче, сыне Василия III, прозванном Грозным. Он первым венчался на царство и стал русским царем. Русское слово «царь» произошло от латинского «цезарь». Титул царя считался более почетным, чем княжеский. Произошло это в 1547 г. в Успенском соборе Кремля. Сообщение темы урока: «Первый русский царь Иван IV Грозный» | Записывают в тетрадь тему урока, дату венчания. 1547 г. – венчание на царство. «Царь» - титул от слова «цезарь» |
Изучение нового материала | Работа с текстом учебника: 1.Найдите в тексте учебника сведения о детских годах Иван IV. 2. Когда произошло венчание на царство Ивана IV? 3. Кто помогал царю вести государственные дела? 4.Почему Ивана IV люди прозвали Грозным? Демонстрация репродукции картины «Царь Иван Грозный». 5. С какой целью Иван IVсозвал Земский собор? Словарная работа: Земский собор, сословие. Рассказ учителя о царских приемах. Словарная работа: челобитная Работа с рассказом для дополнительного чтения «Царские выезды» Словарная работа: телохранители, стрельцы. Работа с текстом учебника: 1.Как назвался новый сборник законов Российского государства? 2. Когда был утвержден Судебник Ивана IV? 3. Какие новые законы были записаны в Судебнике? Словарная работа: Церковный собор 4. Что такое церковный собор? 5. Почему Церковный собор называли стоглавым? Кратко проговорив изученный материал, делает вывод, используя схему «Система государственного управления» | Находят ответ в тексте учебника, зачитывают или излагают своими словами. Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят Рассматривают репродукцию. Находят объяснение слов в учебнике. Слушают учителя. Один ученик читает вслух, остальные следят. Находят объяснение в учебнике Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят. По ходу чтения дают ответы на вопросы. Находят объяснение в учебнике. Слушают вывод |
Первичное закрепление нового материала | Беседа по вопросам. 1.Расскажите о детских годах Ивана IV. 2. Когда произошло венчание на царство Ивана IV? 3. С какой целью Иван IV создал Земский собор? 4. Какие факты подтверждают укрепление царской власти в Российском государстве? | Участвуют в беседе. Дают развернутый ответ. Дают полный ответ. Дают аргументированный ответ. Задание выполняют коллективно |