Просмотр содержимого документа
«Первый раз в пятый класс! - адаптация при переходе в среднее звено.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Майская СОШ
п.Софрино-1 Пушкинского р-на МО
«Преемственность в работе»
Психологическая помощь и поддержка участникам образовательного процесса при переходе из начальной школы в среднее звено
педагог-психолог
Крук Галина Никитовна
«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками,
А в том, чтобы вносить больше света и теплоты в существование всех окружающих людей» Д.И.Писарев
«Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется»
Януш Корчак
Переход из начального в среднее звено считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период преемственности и адаптации в пятом классе- один из труднейших периодов школьного обучения.
Переход из одной социальной ситуации в другую :
- успеваемость у многих падает,
- интерес к учёбе снижается,
- отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами – тревожными.
Состояние детей
С педагогической точки зрения характеризуется:
- Низкой организованностью;
- Учебной рассеянностью;
- Недисциплинированностью;
- Снижением интереса к учёбе;
- И её результатам у значительной части пятиклассников
Состояние детей
С психологической :
- снижением самооценки;
- высоким уровнем тревожности.
- состояние физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в коллективе
Цель адаптационного периода
Для пятиклассников:
- Помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
- Помочь принять новую позицию – ученика основной школы;
- Помочь детям принять «новых» учителей;
- Повысить уровень психологической готовности к обучению;
- Развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни.
- Способствовать формированию важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации;
- Способствовать формированию позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки;
Цель адаптационного периода
Для родителей:
- снять напряжение родителей, вызванное наступившим учебным годом;
- создать атмосферу сотрудничества;
- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
- выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Цель адаптационного периода
Для учителей-предметников:
- снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
- помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение;
- уточнить профессиональные ожидания обучающихся
Причины возникновения
проблемы
- Существенным изменением родительского отношения к школе
- Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возрастных психологических особенностях;
- Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
- Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Диагностика
Диагностика – не панацея,
а средство, которое
может помочь сделать проблему
беспроблемной.
Д. Добсон
Уровень школьной мотивации 5-А класс (2019/2020 уч.гг.)
Уровень школьной мотивации 5-Б класс (2019/2020 уч.гг.)
Уровень школьной мотивации 5-В класс (2019/2020 уч.гг.)
Отношение учащихся 5-х классов к учебным нагрузкам
Детско-родительские отношения
Взаимоотношения с классными руководителями учащихся 5-х классов
Эмоциональное самочувствие учащихся в классе
Тренинги на групповую сплоченность
Тренинги на групповую сплоченность
«Тренинговые упражнения» «Соцветие класса »
Заключение
Дорогу осилит идущий
Желаем удачи и творчества
в работе
Не потому, что дела сложны и мы не решаемся их делать, а потому, что мы не решаемся их делать, они сложны.
Сенека