СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые шаги овладения полифонией в классе фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке раскрываются основные моменты работы над полифонией на начальном этапе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Первые шаги овладения полифонией в классе фортепиано»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»








Методическая разработка

«Первые шаги овладения полифонией в классе фортепиано»












Автор: Веденина С.П.

педагог дополнительного образования

(фортепиано)




















г. Железногорск

Курская область

Начальные годы обучения игре на фортепиано оказывают такое глубокое воздействие на ученика, что период этот уже с давних времен справедливо считается решающим и самым ответственным этапом в формировании будущего пианиста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке, следовательно, и к музыке полифонической. Очень важным, можно сказать переломным моментом в духовной жизни ребенка являются первые уроки. Святая обязанность педагога сделать их ярким и радостным событием. Важно не только приобщить к музыке, но и увлечь ею.

Лучшей путеводной нитью в мире музыки для ребенка является песня. Именно она дает возможность педагогу заинтересовать ученика музыкой, найти с ним общий язык. В непринужденной, доверительной атмосфере, создаваемой педагогом в классе, первоклассник охотно поет знакомые песни, с интересом слушает пьески, которые играет ему педагог, и угадывает их характер (веселый, грустный, торжественный и т.д.). Попутно ученику следует растолковать, что звуки, как и слова, передают содержание, выражают разные чувства. Так постепенно накапливаются музыкальные впечатления. Исполняя и подбирая по слуху от разных звуков знакомые песни, ребенок, наконец, сам записывает их на нотном стане, изучая нотную азбуку на живом звучании песенных мелодий.

Мелодии детских и народных песен в легчайшем одноголосном переложении для фортепиано – самый доходчивый по своему содержанию учебный материал для начинающих. Но уже здесь (как и в дальнейшем) тщательный подбор художественных образов имеет огромнейшее значение для музыкальных успехов ученика: песни следует выбирать простые, но содержательные, отличающиеся яркой интонационной выразительностью, с четко выраженной кульминацией. Затем постепенно привлекаются и чисто инструментальные мелодии. Таким образом, с первых шагов в центр внимания ученика ставится мелодия, которую он сначала выразительно поет, а затем учится так же выразительно «петь» на фортепиано. Немаловажным достоинством педагога является умение ярко и образно раскрыть характер пьесы, чтобы вызвать в ученике живую, эмоциональную реакцию, разбудить его фантазию и творческое воображение.

Можно, например, придумать какую-либо словесную иллюстрацию на тему, близкую содержанию пьесы (или текста изучаемой песни), связывая ее одновременно с тем, что входит в круг интересов ученика, или рассказать что-то о композиторе. Учеников, любящих рисовать, можно попросить отразить содержание данной пьесы в рисунке (танцевальную пьесу – в танце, ритмически острую, маршеобразную – в движении и т.д.). Самостоятельное определение учеником характера пьесы должно стать предметом постоянной заботы педагога. Для развития этой способности следует систематически к каждому уроку давать соответствующее задание. Без такого навыка ученику позднее очень трудно будет войти в мир сложной полифонической музыки и понять ее своеобразный язык.

Выразительное и певучее исполнение одноголосных песен-мелодий в дальнейшем переносится на сочетание двух таких же мелодий в легких полифонических пьесках. В естественности этого перехода – залог сохранения интереса к полифонии в будущем. Полифонический репертуар для начинающих составляют легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию. Педагог рассказывает о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала, затем ее подхватывал хор («подголоски»), варьируя ту же мелодию. Можно предложить ученику исполнить пьесу «хоровым» способом, разделив роли: учащийся на уроке играет выученную дома партию запевалы, а педагог на другом инструменте «изображает» хор, который подхватывает мелодию запева. Спустя два-три урока «подголоски» исполняет ученик и наглядно убеждается в том, что они обладают не меньшей самостоятельностью, чем мелодия запевалы.

Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, учащийся не только отчетливо ощущает самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обоих голосов. Последнее чрезвычайно облегчает наиболее трудный этап работы – переход обеих партий в руки ученика, после предварительного запоминания им наизусть каждого голоса. Подобный способ освоения полифонических пьес значительно повышает интерес к ним, а главное – пробуждает в сознании учащихся живое, образное восприятие голосов. Оно-то и является основой эмоционального и осмысленного отношения к голосоведению.

Активное и заинтересованное отношение учащегося к полифонической музыке всецело зависит от метода работы педагога, от его умения подвести ученика к отчетливо образному восприятию основных элементов полифонической музыки, присущих ей приемов, как, например, имитации. Вряд ли целесообразно знакомить первоклассника с этим термином. Важно, чтобы, безусловно, трудное для ученика понятие было раскрыто на примерах и явлениях, которые доступны и близки ему. Так, в пьесах, где первоначальный напев повторяется октавой выше, можно образно пояснить имитацию сравнением с таким знакомым и интересным для детей явлением, как эхо. Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле: изложение мелодии исполняет ученик, а ее имитацию («эхо») – педагог; затем – наоборот. Особенно полезен такой прием, если имитация сопровождается мелодией в другом голосе.

С первых шагов овладения полифонией учащегося необходимо приучать как к ясности поочередного вступления голосов, так и к четкости их проведения и окончания. На каждом уроке совершенно обязательно добиваться контрастного динамического воплощения и различного тембра для каждого голоса. Важно, чтобы с самого начала работы над пьесой, когда учащийся учит ее каждой рукой отдельно, он слышал на уроках не только сочетание двух голосов в ансамбле, но и их различную окраску.

Вслед за освоением простой имитации (повторение мотива в другом голосе) начинается работа над пьесами канонического склада, построенными на стреттной имитации, которая вступает до окончания имитируемой мелодии. В пьесах такого рода имитируется уже не одна фраза или мотив, а все фразы или мотивы до конца произведения. Для преодоления новой полифонической трудности полезен следующий способ работы, предусматривающий три этапа. Вначале пьеса переписывается и учится в простой имитации. Под первым мотивом песни в нижнем голосе проставляются паузы, а при имитации его в басу паузы выписываются в сопрано. Так же надлежит поступить со вторым мотивом и т.д. В таком облегченном «переложении» пьеса играется два-три урока. На следующем этапе «переложение» несколько усложняется: мотивы переписываются уже в стреттной имитации. Аналогичным образом учится второй мотив и т.д. Разумеется, ансамблевый метод работы должен в это время стать ведущим. Его значение еще больше повышается на последнем, третьем этапе, когда весь нотный текст играется двумя исполнителями так, как он написан автором. И только после этого оба голоса могут быть переданы в руки ученика.

Необходимо подчеркнуть, что сам процесс переписывания полифонических произведений очень полезен: ученик быстрее привыкает к полифонической фактуре, лучше разбирается в ней, более ясно осознает мелодию каждого голоса, их соотношение по вертикали. При переписывании он видит и схватывает внутренним слухом и такую важную особенность полифонии, как несовпадение во времени одинаковых мотивов. Эффективность данных упражнений возрастает во много раз, если их играть затем по слуху, от разных звуков и в разных регистрах (вместе с педагогом). В результате такой работы учащийся отчетливо осознает каноническое строение пьесы, вступление имитации, ее соотношение с той фразой, которая имитируется, и соединение окончания последней с новой фразой.

Так как стреттная имитация в полифонии Баха является очень важным средством развития, то педагог, заботящийся о перспективе дальнейшего полифонического образования ученика, не может не сделать на ней акцента. Если учащийся с первого класса получает правильные пианистические навыки и его воспитание осуществляется на живой музыке, а не в отрыве от нее, то и полифонический репертуар он воспринимает и исполняет осмысленно и содержательно.





























Литература.


1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.

Изд.2-е М., Музыка,1971г.

2.Баренбойм Л. Путь к музицированию. Сов. Композитор. Л. М., 1973г.

3.Браудо И. Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной школе. Композитор. Санкт-Петербург, 2004г.

4.Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. Изд. 2-е Л., Музыка, 1988г.

5.Форкель И. О жизни, искусстве и о произведениях И.С.Баха. Музыка, М.,1974г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!