СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые реабилитационные занятия после КИ с оглохшими взрослыми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые реабилитационные мероприятия после кохлеарной имплантации с позднооглохшими

Просмотр содержимого документа
«Первые реабилитационные занятия после КИ с оглохшими взрослыми»

КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1»

















«Первые реабилитационные занятия после КИ с оглохшими взрослыми»

(Доклад на спецсеминар)





Подготовила:

учитель-дефектолог

Мосиевская Лариса Сергеевна










Барнаул 2022 г.

Первые реабилитационные занятия после кохлеарной имплантации с оглохшими взрослыми

Оглохшие взрослые являются высокоперспективными кандидатами для проведения кохлеарной имплантации (КИ)

Чаще всего оглохшие взрослые через 2 - 3 недели после подключения речевого процессора достаточно успешно проходят реабилитацию и начинают понимать обращённую речь. Как правило, у этих пациентов на момент потери слуха, уже сформирована связная речь и языковая система родного языка. Однако, некоторые из оглохших взрослых все-таки требуют более длительной слухоречевой реабилитации. К этой группе относятся пациенты, которые перенесли нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит, др.). Это обусловлено тем, что при этих заболеваниях повреждаются не только рецепторы улитки, но и слуховой нерв и центральные отделы слухового анализатора.

У оглохших взрослых выделяют два этапа восстановления/развития восприятия речи с КИ

  1. Основной этап (1-3 месяца)

  2. Этап совершенствования (12-18 месяцев)

В период основного этапа достигаются оптимальные параметры настройки процессора КИ. Это позволяет пациенту накопить новые слуховые образы, которые передаются с помощью КИ, и совместить их с теми, которые были получены им до потери слуха.

Важным периодом основного этапа являются первые две недели после подключения речевого процессора. Оглохшие взрослые привыкли слышать естественным способом, поэтому в первые дни они испытывают особенные трудности. Описывая свои ощущения, пациенты говорят о том, что звук, который они слышат, кажется им «механическим», «металлическим». Им мешает постоянное присутствие шума, которое не даёт сосредоточиться на четком восприятии речи собеседника. Некоторые слышат музыку, которая «заглушает» или мешает воспринимать речь. Многие оглохшие взрослые говорят, что сигнал доходит с опозданием, некоторые жалуются на головокружение, головную боль, быструю утомляемость. Часто речь воспринимается тихой, но при увеличении стимуляции возникает дискомфорт. Через 3-4 месяца это, как правило, проходит. Стоит отметить, что пациенты, которые теряли слух постепенно, пользовались слуховыми аппаратами и занимались развитием слухового восприятия (самостоятельно или со специалистами), приходят на процесс реабилитации более подготовленными, чем пациенты, которые не использовали слуховые аппараты.

Несмотря на то, что все пациенты (а при необходимости и их близкие) получают консультацию (перед операцией), и их информируют об особенностях восприятия звуков с КИ после подключения, позднооглохшие пациенты достаточно часто имеют завышенные ожидания результатов КИ. Оглохшие взрослые надеются, что КИ позволит вернуть им естественный слух. Поэтому полученный результат в первые дни после подключения, чаще всего не соответствует их ожиданиям. Позднооглохшие взрослые интегрированы в среду слышащих и имеют высокую мотивацию к использованию слуха для общения. Но, несмотря на это, многим из них трудно привыкнуть к новым условиям восприятия устной речи. Пациенты, резко потерявшие слух, не умеют «прислушиваться» и анализировать отдельные характеристики речевых и неречевых звуков, у них не сформирован навык чтения с губ, так как до момента потери слуха в нём не было необходимости. В некоторых случаях они не готовы «опять учиться». Пациенты после менингоэнцефалита (и других нейроинфекций) часто испытывают дополнительные затруднения в ходе реабилитации. Им порой сложно воспринимать слитную речь, произносимую в быстром или нормальном темпе, а также речь в шуме и шёпотную речь. В некоторых случаях даже различение отдельных слов с разной слоговой структурой и различение фонем, сильно отличающихся акустически, требует длительной, кропотливой работы. В связи с этим, помимо проблем со слуховым восприятием, часто возникают психологические проблемы.

За период с 2013 по 2017 годы было проимплантировано 56 взрослых пациентов различными видами систем кохлеарных имплантов («Cochlear», «Adv.Bionics», «Neurolec») Всем пациентам проводилась тональная пороговая аудиометрия в свободном звуковом поле после настроек речевого процессора системы кохлеарной имплантации, а также проводилась речевая аудиометрия в свободном звуковом поле с использованием многосложного речевого материала в тишине для оценки слуховой реабилитации после кохлеарной имплантации..

11 пациентов (19,6%) к концу реабилитации имели проблемы с разборчивостью речи. В программу реабилитации, данной категории пациентов, были включены курсы слуховых тренировок. Использовалось программное обеспечение, представляющее собой модификацию системы «Учись слушать» с возможностью проводить слуховые тренировки в условиях разного акустического фона (Королева И.В. и соавт. 2016). Для оценки эффективности слуховой тренировки у пациентов рассчитывался прирост правильных ответов в заданиях тренировки.

После курса слуховой тренировки отмечалось повышение разборчивости речи в шуме и улучшение коммуникативных способностей у всех пациентов, а также улучшение и речевой функции в целом.

Советы, которые помогут Вам восстановить умение слышать с КИ

1. Перед тем, как вы приедете в институт на первое подключение и настройку процессора КИ внимательно прочитайте инструкцию и видео ролики по уходу и использованию КИ на сайте СПб НИИ ЛОР.

2. Надевайте внешнюю часть КИ во включенном состоянии на самой тихой программе (обычно это 1 программа). Надев КИ, произнесите несколько раз «па-па-па», послушайте, как звучит ваш голос с КИ.

3. Через 5–10 мин. увеличьте усиление процессора КИ. Если у вас нет неприятных ощущений от громких звуков (похлопайте в ладоши, громко погремите ложкой в чашке), то можно еще увеличить громкость, переключив процессор на более громкую программу. Если звуки вам кажутся неприятно громкими, вернитесь на более тихую программу и походите на ней еще 30-60 мин. 

4. В первые 1-3 дня после подключения, возможно, вы еще не сможете слышать тихие звуки. Не волнуйтесь, постепенно аудиолог будет увеличивать усиление, вы привыкните к новым звукам и услышите их. В первый день Вы можете устать слушать с КИ. В этом случае, переключите процессор на самую тихую программу или выключите процессор на некоторое время, а потом снова включите. Процессор КИ надо носить все время бодрствования. 

5. В первую неделю надо стараться постепенно увеличивать усиление в течение дня, чтобы привыкнуть к новым звукам. На занятиях с сурдопедагогом устанавливайте максимальное усиление (при этом у Вас не должно быть неприятных реакций на громкие звуки), а в шумных помещениях уменьшите усиление. 

6. В течение дня слушайте звуки и речь на разных программах и сравнивайте свои ощущения. Расскажите аудиологу и сурдопедагогу, на какой программе звуки кажутся Вам слишком громкими, на какой программе Вы лучше слышите тихие звуки, какие звуки звучат неприятно, нет слышите ли Вы какой-то постоянный шум, гудение в тишине, или эха после звука, на какой программе звуки и речь звучат наиболее комфортно для Вас. 

7. Через 7-8 дней после достижения стабильных параметров настройки процессора аудиолог сообщает, какую программу рекомендуется использовать. Обычно это программа 2. Вы можете сами выбирать программу, на которой Вам комфортнее слушать звуки и речь в разных ситуациях.

8. На занятиях сурдопедагог будет учить Вас различать слова, предложения, узнавать разные окружающие звуки с помощью КИ. Он также объяснит Вам, как продолжать заниматься дома, чтобы улучшить понимание речи окружающих. 

9. В перерывах между занятиями с сурдопедагогом/логопедом Вы можете заниматься самостоятельно один или с помощью родственника по заданиям специалиста.

10. В течение дня прислушивайтесь к разным звукам в помещении и на улице (звук шагов, звонок телефона, шуршание пакета, кашель, смех, стук тарелок, голоса людей, крики птиц и др.), запоминайте, как они звучат с КИ. Ищите источник звука. 

11. Старайтесь сами несколько раз издать разные звуки (пошуршите пакетом, покашляйте, подвигайте стул…), внимательно прислушиваясь к ним. Это поможет Вам быстрее научиться узнавать окружающие звуки и ориентироваться в пространстве. 

12. Читайте вслух, внимательно вслушиваясь в звучание своего голоса, звучание каждой буквы (звуки речи). Запоминайте, как они звучат с КИ. От того, как быстро Вы научитесь узнавать отдельные звуки речи, зависит Ваше умение понимать речь с КИ только на слух. 

13. Для развития восприятия речи с КИ полезно слушать аудиокниги. В этом случае вы будете лучше слышать, если подключите планшет или телефон к аудиовходу процессора КИ. Речь будет слышна четче, и окружающие шумы вам не будут мешать. Помните, процессор КИ нельзя подключать к приборам с напряжением 220 В.

14. Для восстановления способности понимать речь по телевизору сначала выбирайте телевизионные передачи, в которых один диктор говорит в тишине, и вы видите его лицо. Полезно также использовать фильмы на родном языке с субтитрами.

15. Возможно, Вы захотите послушать музыку с КИ. Лучше это делать спустя 1-3 недели после подключения процессора КИ, потому что для восприятия музыки процессор КИ должен быть уже хорошо настроен, и Вы должны немного привыкнуть к новым слуховым ощущениям, С КИ музыка звучит также по-другому, и слушать ее надо учиться. Начинать лучше, слушая знакомые песни. Восстановить умение получать удовольствие от слушания музыки Вам поможет брошюра «Как слушать музыку с кохлеарным имплантом. Рекомендации для взрослых пользователей» (Med-El).

16. Если Вы носите слуховой аппарат на неимплантированном ухе, то на период настройки его рекомендуется выключить, чтобы быстрее научиться слушать с КИ. Через 7-8 дней после подключения процессора КИ сурдолог перенастраивает слуховой аппарат, и вы носите оба устройства вместе. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Рекомендации по адаптации взрослого к совместному использованию КИ и слухового аппарата».

17. Если у вас на втором ухе (без КИ) есть остаточный слух и вы слышите какие-то звуки даже без слухового аппарата, то рекомендуется закрывать это ухо с помощью беруши. Используйте их на занятиях с педагогом и близкими, а также часть времени дома. Это поможет Вам быстрее научиться слышать с КИ.

18. Для восстановления способности общаться по телефону следуйте советам, описанным в брошюре Med-El «Как тренировать умение общаться по телефону»

19. Во время последующих курсов реабилитации параметры настройки процессора КИ будут проверяться и корректироваться по Вашим ощущениям.

Заключение:

Кохлеарная имплантация – целый комплекс мероприятий, направленных на восстановление слухового восприятия. Одним из самых важных этапов является слухоречевая реабилитация. Это трудный и длительный этап, но, в большинстве случаев, процесс слухоречевой реабилитации оглохших взрослых, проходит успешно и сравнительно быстро. Важно постараться сформировать мотивацию, для того, чтобы оглохший взрослый быстрее и легче адаптировался к «новой» жизни. Доказано, что кохлеарная имплантация позволяет восстановить и улучшить восприятие звуков, речи, а также создает у взрослого ощущение безопасности и уверенности в себе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!