СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые известия Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Первые известия Руси»

План-конспект урока по истории России


Класс: 7

Дата проведения урока: 28 января 2021 года

Учитель: Кудзоева Залина Артуровна.

Тема: «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады»

Цель урока:

- познакомить учащихся с началом правления Ивана IV, с причинами, основными направлениями и результатами реформ Избранной рады.

Задачи урока:

- обучающие: способствовать формированию у учащихся представления о личности первого русского царя, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство для становления Российского государства, выяснить содержание и значение реформ Избранной рады .

- развивающая: продолжить развивать у учащихся умение работать и анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты, продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.

- воспитательная: формирование уважительного отношения к истории и традициям нашей Родины, чувства коллективизма, товарищества.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные:

регулятивные:

-самостоятельно определять цели своего обучения;

-ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

познавательные:

-использовать общие приёмы решения поставленных задач, выбирать наиболее эффективные способы их решения;

-сопоставлять и обобщать факты;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.

коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-работать индивидуально, в паре, группе;

-осуществлять самооценку и взаимооценку.

Личностные:

-Осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

- усваивать традиционные ценности многонационального российского общества;

-приобрести опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.

Тип урока - урок изучения нового материала

Формы работы учащихся фронтальная беседа, работа с книгой, работа в парах, в группах, применение предыдущих знаний в новой ситуации.

Ресурсы урока:

-История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.1./ {Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, Ф.Я.Токарева}; под ред. А.В.Торкунова - М.: Просвещение, 2016

-ноутбук, проектор, презентация к уроку, тест, рабочие листы

Основные понятия и термины: венчание на царство, боярское правление, Избранная рада, Земский собор, приказы, Стоглав, стрельцы,

Основные даты: 1533-1584 гг. - правление Ивана IV, 1538 г.- смерть Елены Глинской,

1547 г - венчание Ивана IV на царство, восстание в Москве

1549 г.-Земский Собор, 1550 г. - принятие Судебника, 1551 г.- церковный собор

Персоналии: Елена Глинская, Иван IV, митрополит Макарий, А.Ф.Адашев, священник Сильвестр, М.И.Воротынский, А.М.Курбский, И.В.Шереметев, И.М.Висковатый.


Структура и ход урока

I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята!

Проверьте, готовы ли вы начать урок?

Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Улыбнулись!
Я рада приветствовать Вас, ребята, в вашем классе.
Есть классы разные у вас.
Но ваш, поведали мне, самый классный класс.
Примерные, инициативные, разумные, активные, мудрые, интересные
Я, Вам желаю проявить сегодня на уроке, все свои самые лучшие качества.

II. Этап проверки домашнего задания.

2.1.Фронтальный опрос:

Учитель: вернемся на секунду к прошлому уроку.

-С образованием единого Российского государства определились его основные внешне-политические задачи. Перечислите их. (Примерные ответы уч-ся: борьба с Великим княжеством Литовским за западнорусские земли, получение выхода к Балтийскому морю - западное направление; защита южных рубежей государства от крымских набегов (южное направление); подчинение Казанского ханства (восточное)

2.2.Учитель: я предлагаю выполнить тест.

Самостоятельное выполнение работы: тест по теме «Внешняя политика Российского государства в первой трети 16 века» (приложение 1)

2.3. Взаимопроверка: ключ к тесту:1.б, 2.в, 3.в, 4в, 5.острог, 6.в, 7.г, 8.в. (слайд №1)

2.4.Оценивание (на слайде№2) - выставление полученных баллов за выполненное задание в лист оценивания.

III. Мотивационно-целевой этап

3.1.Введение в тему урока. Определение целей.

Выполняем следующее задание: Соотнеси события к персоналиям. (слайд №3)

1.Иван III а) автор путевых записей «Хождение за три моря»

2.Василий III б) принял титул «Государя всея Руси»

3.Иван IV в) представительница Византийской династии

4.Афанасий Никитин г) сделал гербом своего государства двуглавого орла

5.Софья Палеолог д) Взял Смоленск

А теперь вопрос:

-К какому деятелю не отнесено ни одно событие? (Ивану IV).

-Давайте попробуем сформулировать тему урока.

3.2. Запись темы урока в тетрадь – слайд №4

План темы на слайде.

Учитель: Определим цели, которые помогут раскрыть эту тему? (Необходимо поставить цели урока)

3.3.Фаза вызова. Приём «З-ХЗ-У». Определение целей и задач урока. (Рабочий лист. Маркировочная таблица)

1.Актуализация знаний. Работа в группе:

-Заполните и обсудите графу «Знаю» (составляют список знаний, обсуждают и обобщают);

-предоставляют обобщенную информацию на класс.(учитель уточняет и обобщает высказывания уч-ся) - «З»

2.Пробуждение познавательного интереса. Заполняем графу «ХЗ» (учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые соответственно порождают мотивацию к их удовлетворению, определяют направления изучаемой темы)

(Предполагаемые цели)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Иван IV возведён на престол в малолетнем возрасте.

1.Почему и кто правил в годы малолетства Ивана IV?


2.Иван IV- в народе Грозный

2.Что повлияло на формирование характера Ивана IV?


3.Первый русский царь, у которого были приближённые, как и у всех правителей.

3.Кто они? Что такое Избранная рада? Кто входил в неё?


4.Что такое реформа (изменения, преобразо-вания).

4.Какие были проведены реформы? Какое значение имели реформы для государства?


В ходе урока мы найдем ответ на вопрос:

– Почему Российскому государству потребовались реформы в начале правления Ивана IV?

3. Обобщение графы «ХЗ»

IV.Фаза реализации смысла (осмысление). Усвоение новых знаний и способов действий. По ходу выполнения заданий -заполняется графа «У»

4.1.Рассказ учителя:п.1 Боярское правление. Елена Глинская.

Задание: На основе рассказа учителя уч-ся сделать вывод и заполнить графу «У»

Василий III умер в 1533 г., оставив наследником трёхлетнего сына Ивана, назначив для попечения о сыне опекунский совет - из 7 бояр. Постоянная борьба за власть между боярами-опекунами Шуйскими, Бельскими, Глинскими, вынудила мать наследника взять управление государством в свои руки. Елена Васильевна (из рода князей Глинских) управляла страной с 1533 по 1538 г. Что же известно историкам о Елене Глинской? Как оценивают они её регентство?

Елена была чудо как хороша: стройная, живая, грациозная, с удивительно тонкими и правильными чертами удлинённого лица. В столице Русского государства Елена Глинская появилась в возрасте четырнадцати лет и сразу затмила красотой всех местных боярынь и княжон. Увидев её в Успенском соборе на одном из церковных праздников, Василий III уже не смог её позабыть. Она была второй супругой Василия III, которому было 47 лет, когда он её встретил. Ему пришлось отправить в монастырь свою первую жену Соломонию Сабурову, от брака с которой у него не было детей.

  • Историк Николай Михайлович Карамзин в своём сочинении «История государства Российского» даёт такую характеристику отношения народа к Елене Глинской:

«…не только искренняя любовь к Василию III производила общее сетование о безвременной кончине его; но и страх, что будет с государством? – никогда Россия не имела столь малолетнего властителя; никогда – если исключим древнюю, почти баснословную Ольгу, - не видала своего кормила государственного в руках юной женщины и чужеземки, литовского ненавистного рода. На троне не бывает предателей: опасались Елениной неопытности, естественных слабостей, пристрастия к Глинским, коих имя напоминало измену. Хотя лесть придворная славила добродетели великой княгини, её боголюбие, милость, справедливость, мужество сердца, проницание ума и явное сходство с бессмертной супругой Игоря…»

Елена при изумительной красоте была ещё и умна, весела нравом и прекрасно образована: она знала немецкий и польский языки, говорила и писала по-латыни. К тому же была она знатного рода и состояла в дальнем родстве со многими властительными южнославянскими домами.

Мнение о ней не было однозначным. Одни восхваляют за те реформы и твёрдый курс, которые она проводила, другие осуждают за излишнюю жестокость, с которой она расправлялась со своими врагами. (Юрий Дмитровский, Андрей Старицкий)

Реформы.

Денежная (утверждение единой общегосударственной системы счёта; введение

копейки).

Единые для всех меры веса и длины

Укрепление Москвы.

Строительство стен Китай-города.

Стабилизация отношений с Польшей и Швецией

- перемирие с Литвой (1537)

В апреле 1538 г. молодая правительница внезапно скончалась. Очевидцы утверждали: вид покойной, положение её тела – всё ясно говорило, что умерла она в страшных конвульсиях и мучениях. Ходила молва, что её отравили.

«Вряд ли Елене дали быстродействующий яд… Это было бы слишком явным и опасным делом, - считает Л. Е. Морозова. – Великая княгиня, видимо, чахла постепенно. В последний год жизни она страдала от какого-то непонятного недуга: испытывала слабость, головокружение, тошноту. Это заставляло её часто отправляться в богомольные поездки по монастырям. Во время них она чувствовала себя много лучше, полагая, что её спасают истовые молитвы у чудотворных икон и мощей. На самом деле великая княгиня покидала дворец, где, видимо, находился источник хворобы, и это улучшало её здоровье. Но постоянно пребывать в разъездах она не могла и в конце концов умерла».

Настораживает спешка, с которой была похоронена Елена Глинская: погребение состоялось… в день её смерти, и родственникам едва дали проститься с покойной. Может, виновники её гибели торопились скрыть следы своего злодеяния? (В настоящее время уже доказано, что Елена Глинская умерла от отравления солями ртути. Это выяснилось при исследовании её останков.)

4.2. Вопрос классу:

-Что нового узнали из моего рассказа?(зачитываются записи из графы «У» )

4.3. Учитель: После смерти матери Иван остался сиротой. Он еще был слишком мал, чтобы править самостоятельно. В России началось правление различных боярских груп-пировок – Шуйские, Бельские, Глинские. Они вели себя как хозяева – расхищали государственную казну, издевались над Иваном IV. Все это повлияло на характер будущего царя. Он стал жестоким и подозрительным. Однако Иван получил отличное образование, увлекался исторической литературой

Всем известно прозвище Ивана IV – Грозный.

Каким же он был? Как формировался его характер? От рождения он имел дурные качества или приобрёл их вследствие воспитания и обстоятельств? Мы найдём ответ на этот вопрос, выполнив следующее задание.

Задание: Работая с дополнительным материалом и п.2 параграфа 6 с.43, составьте психологический портрет юного царя и ответьте на поставленный вопрос .





















(Проверка задания: группы презентуют свои схемы)

-Какие черты личности Ивана IV для Вас положительны, а какие нет? Почему?

4.4.Венчание на царство. Избранная рада.

Рассказ учителя

- Митрополит Макарий старался внушить молодому Ивану мысль о его особом предназначении – быть наместником Бога на земле. Макарий считал, что Иван должен принять титул царя, чтобы, во-первых, возвыситься над боярами и князьями, во-вторых, стать вровень с великими монархами мира.

16 января 1547 года (запись в тетрадь) венчание на царство. Оно проходило в Успенском соборе. Ивана Васильевича посадили на золоченный трон, на плечи одели бармы (круг золототканой материи), и митрополит возложил ему на голову шапку Мономаха. (слайд)

- Вскоре состоялась и свадьба царя с боярышней Анастасией Захарьиной.

- В годы боярского правления резко ухудшилось положение народных масс. Злоупотребления бояр стали, в конечном счете, главной причиной восстания в Москве в 1547 году.

В этом же году произошел сильный пожар, в результате которого 80 тыс. москвичей остались без крыши над головой. Иван только тогда понял, насколько все серьезно и задумался о реформах

- Ивану на тот момент было всего 17 лет. У него не было опыта правления, поэтому ему помогали его друзья-советчики, которых стали называть Избранной радой (совет)

-работа над понятием «Избранная рада» с.49 учебник (слайд)

Вывод: Таким образом, после венчания на царство в 1547 году и создания Избранной рады началось самостоятельное правление Ивана IV Грозного.

И тут важно понять, каким было правление Ивана Грозного.


4.5. Реформы Избранной рады. Работа в группах. Выполнение задания

Учитель: 1549 год - первый в истории России Земский собор

Работа над понятием: - Прочитайте объяснение этому понятию с.49 учебника

«Земский собор» -собрание представителей от сословий всех русских земель для решения наиболее важных государственных вопросов.

Вопрос классу:

- Вспомним, что такое РЕФОРМА? (преобразование, изменение)

1 группа: Судебная реформа .

2 группа: Церковная реформа.

3 группа: Военная реформа

4 группа: Реформа местного управления

Задание группам:1.Прочти пункты параграфа.

2.Заполни пропуски в таблице

3.Предоставь отчет о работе группы

Учитель: Итак, какой мы можем сделать вывод? Каково значение реформ Избранной рады?

Предполагаемые ответы (реформы улучшили работу государства, царь стал советоваться с народом, усилилась ответственность бояр за свои действия, улучшилось управление государством, с помощью выборного самоуправления царь разделил власть с народом, усилилась мощь государства)

- Кроме этого в русской армии появились литые бронзовые пушки, легкие полевые орудия, тяжелые крепостные осадные орудия, например, Царь-пушка В русской армии были созданы специальные строительные отряды. Их лучшее изобретение – гуляй-города – деревянные щиты, из которых можно было собрать стены от 2 до 10 км


V.Контрольно - оценочный (в том числе рефлексивный)

5.1.Закрепление полученных знаний

-Можем ли мы утверждать, что ответ на вопрос, “Почему Российскому государству потребовались реформы в начале правления Ивана IV” , нашли.

Ответ:(В годы боярского правления ухудшилось положение народных масс, опустела казна, вспыхивали восстания, поэтому необходимы реформы

5.2. Рефлексия: (плакат)

-Мы узнали…, Мы развивали…, мы воспитывали в себе…, мне понравилось…. Меня заинтересовало…, Я смог…

5.3. Оценивание (из листа оценивания)

-Оцените свою работу на уроке.

VI.Инструктаж по выполнению домашнего задания:

для всех уч-ся: параграф 6, с.47-48 вопросы,

дополнительно для высокой оценки: с.49 вопросы 3, 4 Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем» на выбор

Благодарю за урок!



Для учителя


Дата

Реформа

Содержание

1549 г.


Учреждение Земского собора

Земский собор – собрание представителей от сословий Русской земли для решения важных государственных дел

1550 г.


Земский собор принимает новый Судебник

Перечисляются разные виды штрафа, наказания за них; наказание за взятки и несправедливый приговор; подтверждение Юрьева дня

1550-е гг.


Создание приказов

Приказы – это органы центральной власти, каждый из которого ведал определенной отраслью государственного управления (Посольский, Разрядный, Поместный, Разбойный и т. д.)

1556 г.


Реформа местного управления

Отмена кормлений, введение выборного самоуправления в городах, уездах, волостях

1556 г.


Военная реформа

Создание дворянской конницы и стрелецкой пехоты


























Дополнительный материал

В 1538 г. великий князь потерял и родительницу – Елену Глинскую. Правитель – мальчик, наделённый умом смышлёным, насмешливый и ловкий, любил сочинять музыку, играть в шахматы.

С ранних лет мальчик чувствовал себя сиротой, обделённым вниманием. Окружённый пышностью и раболепием во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. К этому прибавилась ожесточённая борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. Позднее, уже в зрелые годы, царь Грозный не мог забыть свои детские невзгоды: «Бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем на постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не смотрит».

В такой обстановке рос великий князь. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Убийства, интриги и насилие, окружавшие его, способствовали развитию подозрительности, мстительности и жестокости. Иван не помнил отца и уже в восемь лет остался без матери. Первые осознанные впечатления ребёнка, попавшего в такую среду, связаны с совершенным расстройством государства. Вот выдержка из его собственных воспоминаний: «По смерти матери нашей Елены остались мы с братом Георгием круглыми сиротами; подданные наши хотение своё улучили, нашли царство без правителя: об нас, государях своих, заботиться не стали, начали хлопотать только о приобретении богатства и славы, начали враждовать друг с другом. И сколько зла они наделали! Сколько бояр и воевод, доброхотов отца нашего, омертвили! Дворы, сёла и имения дядей наших взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенесли в большую казну, причём неистово пихали ногами ея вещи и спицами кололи; иное и себе побрали…» Такие впечатления развивали в ребёнке чувства одиночества, досады и беспомощности. В результате к 17 годам появилась преждевременная зрелость, сопровождающаяся постоянным недовольством, мелочной, нервной раздражительностью. В нём рано развилась подозрительность, привычка скрывать свои мысли, недоверие к людям, склонность к лицемерию, свидетельствовавшие об отсутствии родительской заботы и материнской ласки. Рождённый для престола, он вынес из детства страстное желание мести своим обидчикам.

Он быстро осознал, что рассчитывать надо, прежде всего, на самого себя, никому полностью не доверяя. Научился скрывать свои чувства и мысли, наблюдать за окружающими с подозрением; остерегаться измены и карать врагов беспощадно. И ещё одно его убеждение: не следует давать возвышаться ни одному роду боярскому, дабы не поднялся он над самим государём.











Как и при каких обстоятельствах юный Иван стал царём?

16 января 1547 г. в Успенском соборе Ивану возложили на голову царский венец, присланный согласно преданию византийским императором Константином Мономахом внуку своему Владимиру как знак высшей власти.

Вскоре Иван Васильевич выбрал из многих царских невест Анастасию, дочь умершего окольничего Романа Захарьина.

А в Москве было дурное предзнаменование: перед вечерней упал колокол. 21 июня в церкви Воздвижения на Арбате вспыхнул пожар. Было сухо и ветрено. Огонь быстро распространился по деревянным строениям. Выгорали целые кварталы. Пламя перекинулось на Кремль. В церкви Благовещения сгорел иконостас работы Андрея Рублёва. Страшный пожар унёс тысячи жизней, в основном детей. Погорельцы, оставшиеся без крова, одежды и пищи, с отчаяния стали искать виноватых. Тут-то и был пущен слух, что Глинские – колдуны, что вынимали они сердца человеческие, держали в воде, а той водой кропили московские улицы – вот и выгорел город дотла.

Толпы обезумевших москвичей принялись убивать всех подозреваемых в колдовстве, прежде всего служивших у Глинских. Забили до смерти одного из братьев покойной царицы Елены. Подстрекаемые боярами, двинулись на село Воробьёво, где находился царь. Хотели убить княгиню Анну Глинскую – бабушку царя и сына её Михаила. Узнав об этом, молодой царь пришёл в ужас. Угроза народного бунта особенно ясно показала, насколько он слаб и беспомощен.

Тут предстал перед ним монах Сильвестр и произнёс гневную проповедь. Ссылался на знамения земные и небесные, предрекающие смертельную опасность для царя и всей Московской земли. Божья кара неминуемо грянет и свергнет народ царскую власть, если не покается Иван Васильевич в грехах своих тяжких, ибо всему виной его пороки.

Юный царь был ошеломлён и растерян. Детские страхи нахлынули на него. Зарыдав, он стал истово каяться, прося у Бога прощения за свои грехи.

Толпа приблизилась к царской усадьбе. Верная стража дала залп из пищалей. Нападавшие в панике разбежались, оставив несколько убитых и раненых.

С этого момента царь во всём стал послушен монаху. Да и юная царица, имея характер мягкий и ровный, могла смирять порывы его гнева.

В это время царь Иван сблизился с незнатным и просвещённым Алексеем Адашевым. Вокруг них сложилась группа молодых образованных вельмож: князья Курлятов, Курбский, Воротынский, Одоевский, Серебряный, Шереметьевы, Горбатый. Тогда же впервые была созвана Земская дума из выборных людей всей Руси.

Наступала пора нового правления, при котором самодержец имел опору на круг аристократов, не забывая при этом о существовании народной массы, того самого люда, который в конечном счёте определяет, каким станет государство.











Рабочий лист

1.маркировочная таблица


Знаю

Хочу узнать

Узнал





































2. Каким же он был? Как формировался его характер? От рождения он имел дурные качества или приобрёл их вследствие воспитания и обстоятельств?

Задание: Работая с дополнительным материалом и п.2 параграфа 6 с.43, составьте психологический портрет юного царя и ответьте на поставленный вопрос .(схема-кластер)

-Какие черты личности Ивана IV для Вас положительные, а какие нет? Почему?


3.Реформы Избранной рады. Работа в группах. Выполнение задания

1 группа: Судебная реформа . с.45

2 группа: Церковная реформа. с.46

3 группа: Военная реформа с 46

4 группа: Реформа местного управления с.47

Задание группам:

1.Прочти пункты параграфа

2.Заполни пропуски в таблице (задание №6 взято из рабочей тетради с.24)


Отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина

«Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы. Но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих, не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия».

Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911) — виднейший русский историк и педагог. Отрывки из сочинений «Курс русской истории» и «Исторические портреты и этюды»:

«От природы царь получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие. Иван рано осиротел… Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "Родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя… не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка».

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879).

«Ребенок родился с блестящими дарованиями… Известно, что ребенок, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в неприятное положение, развивается быстро и преждевременно… По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей… При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его спокойно мог бы сложиться, окрепнуть, но Иоанн трех лет был уже великим князем…Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти… Видел он и как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться…Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте!»

ВОПРОС: Что повлияло на становление характера Ивана Васильевича? Какие качества характера отмечают русские историки?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!