СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые известия о Руси.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Первые известия о Руси.»

Открытый урок по истории России в 6 кл.

Первые известия о Руси.

Цели и задачи: Познакомить с версиями происхождения Руси, процессом образования государства; исследовать происхождение слово Русь; называть и характеризовать сторонников и противников норманнской теории происхождения русского государства; описывать предпосылки образования Древнерусского государства.

Планируемые результаты:

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и примеры исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования летописных сведений и археологических данных; выявлять закономерность процесса превращения поселков восточных славян в города; характеризовать особенности развития Новгорода и Киева как двух центров формирования Древнерусского государства; обсудить версии происхождения слова Русь; различать достоверную и вымышленную информацию в источниках и комментировать их; определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого.

Метапредметные УУД:

  1. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

  2. Регулятивные: формировать елевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи.

  3. Познавательные: анализировать материал учебника и дополнительный материал; находить и фиксировать информацию, выделяя главное и второстепенное, критически оценивать ее достоверность; решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности;

Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.

Тип урока: урок открытия нового знания, урок общеметодологической направленности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.



Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Существуют различные подходы к определению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи считают, что она возникла с появлением первых государственных образований у восточных славян в VI в., другие связывают ее с возникновением древнерусского государства в IX в., а третьи отправной точкой древнерусской цивилизации считают Крещение Руси в 988 г. Когда и как появилась Русь? Этот вопрос мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема нашего урока «Первые известия о Руси». (сл.1,2)

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

(сл.3) План урока

1. Происхождения народа русь.

2. О чем говорит археология.

3. Споры норманистов и антинорманистов.

( сл. 4) Проблемный вопрос

— Почему вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным?

III. Введение в новый материал

Свидетельства «Повести временных лет» о строительстве Киева и призвании варягов привели к возникновению множества споров. В.О. Ключевский отмечал: «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории». Первая теория была сформулирована во второй четверти XVIII в. Г.З. Байером и Г.Ф. Миллером. Немецкие ученые полагали, что государственность на Русь была привнесена извне, варягами (норманнами). Ярым противником этого взгляда на русскую историю был М.В. Ломоносов. Предлагаю принять участие в споре историков.

— Как мы можем выяснить истоки происхождения народа русь? С помощью каких источников?

(Ответы учеников.)

IV. Работа по теме урока

1. Происхождения народа русь. (слайд 5)

«Повесть временных лет» — древнерусская летопись, созданная монахом Нестором в начале XII в. В нее включены исторические записки, документы, жития святых, поучения князей и народные сказания. Основной целью создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события. В самом начале «Повести временных лет» говорится о происхождении славян.

(сл. 6) — Разделитесь на три группы, воссоздайте события прошлого и ответьте на вопросы.

Первая группа работает с п. 1 § 4 учебника и дополнительным материалом и исследует версию происхождения народа русь.

Вторая группа работает с п. 2 § 4 учебника и дополнительным материалом и исследует версию о происхождении Руси.

Третья группа работает с п. 3 § 4 учебника и дополнительным материалом и сопоставляет норманнскую и антинорманнскую теории.

Исследуем версии происхождения народа русь по архивным данным.

(Первая группа представляет свою работу в форме сообщения, используя предложенный учителем дополнительный и иллюстративный материал.)

Дополнительный материал для первой группы

(сл. 7) О Киеве.

В «Повести временных лет» говорится, что земли, населенные полянами. в давние времена посетил апостол Андрей. Он благословил это место и предсказал, что здесь возникнет великий город. Город действительно появился в ту пору, когда полянами правили братья Кий, Щек и Хори в.

Летописей приводит две легенды о Киеве. По одной версии город назвали в честь старшего брата. Кий, если верить народному сказанию, был великим вождем и ходил к Царьграду (Константинополю), где его с почетом принимал сам император. Согласно другой версии, около города полян был перевоз через Днепр, а перевозчика звали Кий.

(сл. 7) О призвании варягов на Русь.

Варяги принудили кривичей и ильменских словен платить дань. Северные племена изгоняют варягов за Балтийское море и пытаются управлять собой сами, но не имеют общего свода законов и оттого втягиваются в междоусобицы («встал род на род»). Чтобы прекратить войну, словене и чудь решили пригласить в князья иноземного владыку. Послы северных славянских племен, мери и чуди отправились к варягам с призывом: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата — Рюрик, Трувор и Синеус — поспешили на призыв. Старший из братьев - Рюрик — садится княжить в Новгороде (у словен), второй брат — Синеус — в Белозерске (у веси), а третий брат — Трувор — в Изборске (у кривичей). Через два года Синеус и Трувор умирают, всю власть в своих руках сосредоточивает Рюрик. «Те варяги назывались русью... И от тех варяг прозвалась Русская земля».

(сл.7) О народе русь в «Повести временных лет» и других источниках

В начале летописи утверждается, что русь — это название варягов, которые пришли с Рюриком. В другом месте читаем: «Поляне, яже ныне зовомая русь». Русский язык летописец считал славянским. Очень часто термин «Русская земля» он употребляет не в приложении ко всему государству, а в узком смысле, как название некоей территории. Историки давно ее определили — это северная земля и земли полян и древлян.

Таким образом, в «Повести временных лет» народ русь — это и жившие на юге восточные славяне, и варяги. Но есть и третий подход. При перечислении племен, участвовавших в походе князя Олега на Константинополь в 907 г., указаны варяги, словене, чудь... и «вся русь». Народ русь противопоставлен и славянам, и скандинавам, и угро-финнам.

Подобное противопоставление встречается и в Первой Софийской (Новгородской) летописи. В повести о неудачном походе сына киевского князя Ярослава, Владимира Ярославича, на Царьград в 1043 г. читаем: «Рекоша русь Володимиру: станем здесь на поле. А варязи рекоша: пойдем в ладьях под город».

(сл. 8,9) Иностранные авторы о народе русь

Византийские и восточные авторы IV—VI вв. и готский историк Иордан упоминают народ рус или рос, который жил в Причерноморье. Эти росы досаждали всем соседям грабежами. В «Житии Георгия Амастридского» (до 842 г.) упоминается русь — народ, который все знают и который опустошает Черноморское побережье.

Арабский писатель Ибн Хордадбег в «Книге путей и государств» сообщил, что русские купцы, приезжающие на восток, - славяне. Однако более поздние арабские и византийские источники IХ-Х вв. видят в русах господствующий класс и противопоставляют его низшим слоям — славянам. «Русы не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян» (Ибн Русте). «Всегда 100—200 из них ходят к славянам и насильно берут у них свое содержание, пока там находятся» (Гардизи).

В «Вертинских анналах» — ежегодных хрониках, которые велись в одном и з монастырей Франкской империи, — говорится, что в 839 г. ко двору императора Людовика Благочестивою, сына Карла Великого, вместе с византийским посольством прибыли люди, назвавшие себя представителями народа рос. Своего правителя они назвали титулом хакан (каган) Однако вскоре выяснилось, что эти люди, хотя и называли себя росами, на самом деле свей, т. е. шведы. Где находилось их государство, во главе которого стоял хаган, из анналов не ясно.

Вопросы для первой группы

— Как трактует «Повесть временных лет» слово «русь»?

— Что говорят о народе русь иностранные авторы?

— К каким выводам вы пришли?

— Когда и каким образом варяги пришли на княжение в славянские земли?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

Выводы. Первая версия: русь — это название одного из племен полян, обитавшего в районе среднего течения Днепра и его притока — реки Рось. Вторая версия: русь — это надплеменной дружинно-торговый общественный слой, консолидирующийся вокруг князя, образующий его дружину, войско, административный аппарат (скандинавы, родоплеменная славянская знать).

2. О чем говорит археология

Исследуем вопрос пребывания норманнов на славянских землях.

(Вторая группа представляет свою работу в форме сообщения, используя предложенный учителем дополнительный и иллюстративный материал.)

(сл. 9,10) Дополнительный материал для второй группы

Археологи находят в Старой Ладоге, Изборске, Пскове, Новгороде, Полоцке постройки скандинавского типа (длинные бревенчатые дома с чуть покатой крышей, засыпанной землей, с открытым очагом в центре), варяжские шлемы и оружие, предметы быта и клады с монетами.

Роль варягов

После утверждения династии Рюрика варяжские дружины, появлявшиеся в землях восточных славян, были не пиратскими, а торговыми экспедициями. Многие из купцов-воинов навсегда оставались среди славян. Не случайно на Русском Севере в XVIII—XIX вв. слово «варяжить» означало «торговать». Кроме купцов — гостей приходили в восточно-славянские земли бойцы-наемники, чтобы служить местным князьям. Саги и письмена на варяжских могилах свидетельствуют, как почетна и выгодна была служба воина-варяга в стране городов — Гардарике (так варяги называли славянские земли).

Почему же так случилось? Почему с восточными славянами варяги имели почти дружеские отношения? Ведь в Западной Европе набеги норманнов тормозили развитие цивилизации.

По мнению академика Б.А. Рыбакова, защитила восточных славян природа. На севере Восточно-Европейской равнины она отняла у варягов их главный козырь — внезапность нападения. Чтобы попасть к ильменским словенам или кривичам, варяги должны были войти в Финский залив, где их флотилия просматривалась с берега, а затем им предстоял 500-километровый путь по рекам и озерам против течения Невы, Волхова, Ловати. На всем протяжении пути ладьи могли простреливаться местным населением с обоих берегов. А если бы варяги задумали добраться до южных, более богатых владений полян, северян, древлян, то завоевателей ждал волок. Северные и южные русские реки не имеют прямого сообщения друг с другом. Приходилось ставить корабли на катки и посуху, волоком вкатывать на гребень водораздела, таща их по земле 30—40 км. В этих условиях варяги становились беззащитными.

Вопросы для второй группы

— Когда в землях восточных славян появляются поселения пришельцев из-за моря? (в 8-9 вв.)

— Где располагались эти поселения? (в г. Ладога)

— Когда и где появился Новгород? (в 8-9 вв. в 2-х км от Ладоги)

— К какому выводу пришли многие археологи? (Что этими пришельцами были выходцы из Скандинавии-норманны)

— Каковы были главные занятия норманнов? (война и торговля)

— Почему с восточными славянами варяги имели почти дружеские отношения, в то время как на Западе они внушали ужас местным жителям? (доп. материал «Роль варягов»)

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)



(сл.11,12,13) 3. Споры норманистов и антинорманистов

— Вернемся к спорам норманистов и антинорманистов, о которых мы говорили в начале урока.

(Третья группа презентует свою работу в табличной форме, используя предложенный учителем дополнительный и иллюстративный материал.)

 

Норманисты

Антинорманисты

Сторонники теории

Г.З. Байер, А.Л. Шлецер, Г.Ф. Миллер (XVIII в.), Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев (XIX в.)

М.В. Ломоносов (XVIII в.), Б.А. Рыбаков (XX в.)

Название «Русь»

Скандинавское происхождение

Славянское происхождение

Основные положения

1. Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

2. Варяги — представители более развитого мира. Они были образованнее и организованнее славян

1. Древнерусское государство сформировалось на внутренней общественно-экономической основе. Варяги лишь влились в местный процесс образования государства.

2. Варяги стояли на той же стадии общественного и культурного развития, что и восточные славяне, поэтому они не могли принести на Русь ни более высокой культуры, ни государственности



Вопросы для третьей группы

— Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры не только среди историков? Ответ: (археологические раскопки не всегда могут дать точный ответ, каким народом оставлены те или иные следы. Помимо жителей Скандинавии, морскими походами, войной и торговлей занимались тогда и другие племена, обитавшие по берегам морей. Многие такие народы вели сходный образ жизни, использовали похожее оружие, предметы быта).

— Чье мнение (норманистов или антинорманистов) вы считаете более убедительным?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Вопросы к классу

— О каких исторических событиях идет речь?

— Кто такие варяги?

— Какова роль варягов в создании Древнерусского государства? (Ответы учеников.)

— Выскажите свое мнение о знакомстве с теориями о происхождении Руси, продолжив следующие фразы.

• Я узнал(а)...

• Я понял(а)...

• Я хочу...

• Мне кажется...

Домашнее задание

1. п.4 стр. 36.

2. Вопросы и задания на с. 39 учебника (устно).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!