Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
по курсу «Финансовая грамотность».
Тема занятия «Монеты».
Целевая аудитория: ученики 2 класса.
Цель занятия: формирование начальных представлений о монетах как средстве приобретения товаров.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «монета», с историей появления монет и их функцией.
Организовать деятельность по определению понятия «монета»
Выяснить какими были первые монеты в разных странах.
Воспитывать бережное отношение к личным финансам.
Тип занятия: формирование новых знаний.
Применяемые технологии:
Технология игрового обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Информационно-коммуникативные технологии.
Кейс-метод
Групповая технология
Технология критического мышления (метод «кластер»)
Технология проблемного обучения
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактический материал: учебник С.Федин «Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы». В 2-х частях, часть 1., презентация к занятию, толковые словари, элементы монет, физическая карта полушарий, фрагмент мультфильма «Утиные истории».
№ п/п | Наименование этапа | Время | Задача этапа | Формы и методы работы |
I | Эмоционально-установочный | 3 мин | Организовать межличностное взаимодействие. | Форма: фронтальная работа. Метод: коммуникативная ситуация. |
II | Актуализации знаний | 5 мин | Повторить материал, изученный на прошлом занятии. | Форма: фронтальная работа Метод: сюжетно–ролевая игра. |
III | Постановка учебной задачи | 3 мин | Создать проблемную ситуацию. | Форма: фронтальная работа. Методы: кейс-метод. Проблемное обучение |
IV | Получение новых знаний | 15 мин | Знакомство с понятием «монета» и историей появления монет. | Форма: групповая работа. Методы: беседа, частично- поисковый метод (Работа со словарями) Самостоятельная работа с литературой Групповая работа. Кластер. |
| Физминутка | 2 мин | Смена вида деятельности | Игра «Что можно купить» |
V | Этап закрепления | 15 мин | Организовать работу учащихся по закреплению новых знаний | Форма: групповая работа. Индивидуальная работа. Методы: беседа. демонстрация наглядных материалов. |
VI | Эмоционально-рефлексивный (оценочный) | 2 мин | Оценить личностные результаты внеурочного занятия. | Форма: фронтальная работа Метод: словесный |
Ход занятия
Этап I: эмоционально-установочный
Время: 3 мин
Задача: организовать межличностное взаимодействие.
Форма: фронтальная работа.
Метод: коммуникативная ситуация.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Учитель предлагает разделиться уч-ся на группы в игровой форме. - Достать из волшебного сундучка часть изображения, какого-то предмета и собраться в группу. | Дети достают из сундучка части монет. Применяют установленные правила. Распределились по группам, сев за парты согласно своему элементу монеты, который выбрали. |
Этап II: актуализации знаний
Время:5 мин
Задача: повторить материал, изученный на прошлом занятии.
Форма: фронтальная работа
Метод: сюжетно–ролевая игра.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Учитель организовывает повторение знаний, полученных на предыдущих уроках. | Учащиеся разыгрывают заранее подготовленную сцену из учебника (1ч. стр.16) |
Этап III: постановка учебной задачи
Время:3 мин
Задача: создать проблемную ситуацию.
Форма: фронтальная работа.
Методы: кейс-метод, проблемное обучение.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Учитель создаёт ситуацию, которая позволяет выйти на открытие новых знаний. | Учащиеся рассматривают ситуацию и предлагают возможные решения. Определяют тему и цель занятия. Просмотр фрагмента мультфильма «Утиные истории» Ссылка на мультфильм: https://www.youtube.com/watch?v=4u2I0UZmk-A Cоставляют план урока. Что такое монеты? Как они возникли? Из чего были изготовлены первые монеты? Чем отличались первые монеты разных стран? Роль монет в жизни человека? |
Этап IV: получение новых знаний
Время: 15 мин
Задачи: знакомство с понятием «монета» и с историей появления монет.
Форма: групповая работа.
Методы: беседа, частично - поисковый метод (работа со словарями),самостоятельная работа с литературой , групповая работа, кластер.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Учитель предлагает ученикам найти в толковом словаре понятие «монета». Организовывает выступление каждой группы. - А из чего же делали первые монеты и как они выглядели? - Проверим так ли это было. Учитель сообщает уч-ся новый материал. Слайд 1. Долго люди искали то, что было бы деньгами. Для этого подошли драгоценные металлы: золото и серебро, так как они красивые и прочные, не ржавеют и не портятся, встречаются редко. Драгоценные камни тоже дорогие и редкие, как золото и серебро. Почему их не использовали люди? Слайд 2. Первые золотые деньги были в виде слитков самой разной формы и массы. Это было не удобно, т.к. их приходилось каждый раз взвешивать, а весы были не всегда. Поэтому их стали рубить на мелкие кусочки. Слайд 3. Эти золотые и серебряные кусочки взвешивали и помечали клеймом с указанием веса, чтобы во время торговли не тратить на это время. Позже на них стали наносит надписи и изображения – названия страны или города, портрет короля или герб. Это были первые монеты. Как вы думаете, почему в древности не делали монеты из дерева? | Ищут нужную информацию в словарях. Ученики высказывают свои предположения. Ученики слушают рассказ учителя и отвечают на вопросы. |
Физминутка Время: 2 мин Задача: смена вида деятельности | Игра «Что можно купить». Хлопните в ладоши, если можно курить этот товар за деньги, топните ногой, если это купить нельзя. ( Слова: дом, конфеты, книга, счастье, мама, цветы, солнце, кофта, молоко, здоровье, смех, стол, мечта, велосипед) |
Организовывает работу в группах по составлению краткого рассказа о монете по заданному плану. - Из предложенного материала учебника составьте ответ на вопрос: «Как выглядит ваша монета и из какой она страны?» по плану. /Учебник, стр.20-21/ | Учащиеся составляют рассказ о монете по плану, заполняют таблицу. Обмениваются знаниями. Название монеты | | Страна происхождения | | Из чего была сделана | | Внешний вид | | Интересный факт | | |
Учитель организовывает выступление каждой группы. | Рассказы групп, показ монет, страны на карте. Учащиеся обмениваются самостоятельно полученной информацией. |
Этап V: закрепления
Время: 15 мин
Задачи: организовать работу учащихся по закреплению новых знаний
Форма: групповая работа, индивидуальная работа.
Методы: беседа, демонстрация наглядных материалов.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организовывает работу учащихся по закреплению полученных знаний | Таблица соотнеси изображение монеты с названием и страной, в которой она появилась. Монета | Название монеты | Страна | | Золотая монета Палау | Рим | | Чугунная монета | Австралия | | Серебряный денарий | Лидия | | Ауреус | Китай | | Древние лидийские монеты | Палау | | Золотая монета «Кенгуру» | Рим | Анализируют. Отвечают на вопросы. |
Учитель предлагает собрать пословицы из их частей: «Копейка рубль бережёт» «Копейка к копейке проживёт и семейка» «Без копейки рубля нет» Обсудить: Почему люди небрежно относятся к монетам? Почему люди не берут сдачу? Почему нужно ценить мелкие монеты? | Ученики собирают пословицы Копейка | проживёт и семейка | Без копейки | рубль бережёт | Копейка к копейке | рубля нет | Дети должны прийти к выводу. Что даже к мелким деньгам нужно относиться бережно. |
Этап VI: эмоционально-рефлексивный (оценочный)
Время: 2 мин
Задачи: оценить личностные результаты внеурочного занятия.
Форма: фронтальная работа
Метод: словесный
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Учитель создаёт ситуацию для осмысления всей работы на уроке. Какую цель ставили? Что такое монеты? Продолжите фразы: Я узнал… Я открыл для себя новое.. Меня удивило… Меня огорчило… Мне хочется ещё узнать… | Презентация результатов деятельности и отношения к ним. |
Приложение
Этап I: эмоционально-установочный
Группа 1.
Группа 2.
Г руппа 4.
Группа 5.
Группа 3. Группа 6.
Этап IV: получение новых знаний
Название монеты | |
Страна происхождения | |
Из чего была сделана | |
Внешний вид | |
Интересный факт | |
Этап V: закрепления
Монета | Название монеты | Страна |
| Золотая монета Палау | Рим |
| Чугунная монета | Австралия |
| Серебряный денарий | Лидия |
| Ауреус | Китай |
| Древние лидийские монеты | Палау |
| Золотая монета «Кенгуру» | Рим |
Копейка | проживёт и семейка |
Без копейки | рубль бережёт |
Копейка к копейке | рубля нет |