СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первая русская революция 1905 – 1907гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспект урока "Первая русская революция 1905 – 1907гг."

Просмотр содержимого документа
«Первая русская революция 1905 – 1907гг.»

План-конспект урока по истории 9 класс учитель Гниденко Т.В.

Тема: Первая русская революция 1905 – 1907гг.

ЦЕЛИ:

Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью социально-экономических и политических противоречий; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905–1907гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.

Развивающие: способствовать формированию умений и навыков учащихся:

- по систематизации, обобщению и анализу исторического материала;

- самостоятельной работы с материалами учебника, документами;

- по выявлению причинно-следственных связей и делать выводы;

Воспитательные:

- патриотическое воспитание на материале урока;

- научное понимание исторического процесса.

Задачи урока:

1) Познакомить учащихся с Первая Российская революция 1905-1907 ;

2)Проследить причинно-следственные связи, ход, итог и значении революции

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: мультимедийное оборудование; презентация Power Point; схемы, таблицы, документы; «История России. ХХ – начало XXI века », 11 класс.

ХОД УРОКА.

I.Оганизационный момент ( 1минута) (Слайд 1)

II. Проверка домашнего задания ( 7 минут)

Учитель: На прошлом уроке была изучена тема «Внешняя политика. Русско-японская».

Слайд 2: Вопросы для повторения

  1. Давайте вспомним, какие события или настроения могли вызвать волнения в России.

2. Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф. («Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»).

3. Каковы последствия Русско-японской войны?


Вашему вниманию предложена информация проблемного содержания, с помощью которой вы должны определить тему урока.  Слайд 3

Работа с документом

Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией. Вступивший на престол в 1894 г. Николай II был убежден в том, что ограничение прав самодержца, внедрение представительных институтов и конституции приведет Россию к краху. «Я буду охранять начала самодержавия», — обещал он в начале царствования. 

III. Новый материал:  Тема урока: Первая российская революция 1905 – 1907 гг. 

Сегодня мы познакомимся с причинами, основными событиями и итогами первой российской революции.

Слайд 4 ПЛАН

А.Причины и задачи и первой русской революции.

Б. Политические силы

В.Этапы революции

Г. Кровавое воскресенье

Д.Позиция власти

Е.Высший подъем революции.

Ж.Манифест 17октября 1905

З.Итоги революции 1905 – 1907 гг.

 С помощью учебника выяснить причины революции, записать в тетрадь в виде кластера

Слайд 5 ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ


Первая революция в России вспыхнула в 1905 г. в результате глубоких политических и социально-экономических противоречий, обострившихся в начале XX в.

Историки революцию называют буржуазно – демократической.

Учитель: Объяснте смысл данного названия.

Предполагаемый ответ ученика: Буржуазная, т.к сохранились феодальные пережитки( помещичье землевладение, использование наёмного труда)

Демократическая, т.к. должна демократизировать политический строй, ограничить самодержавие введя Конституцию и Гос. Думу.

Учитель: Таким образом, исходя из объяснения понятия буржуазно – демократическая революция, можно назвать её основные задачи.

основные задачи 1. Ликвидация самодержавия, помещичьего землевладения, феодальных пережитков.

2. Демократизация политического строя страны. 

Слайд 6. 9 января 1905 года – «Кровавое воскресение»

3 января 1905 г. В ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе. Эту забастовку поддержали рабочие других предприятий Петербурга. Возник план организации мирного шествия к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Мирную демонстрацию возглавлял священник Гапон. Несколько тысяч жителей Петербурга в нарядных одеждах с иконами и изображениями царя шли к Зимнему дворцу чтобы просить защиты у царя-батюшки от произвола чиновников. Но начальник городской полиции приказал открыть огонь по демонстрантам. Расстрел мирной демонстрации получил широкий резонанс и в тот же день возникли массовые беспорядки.

Слайд 7. Работа с документом Из Петиции рабочих.

Петиция рабочих

Меры против нищеты народной:

Передача земли народу и отмена выкупных платежей;

Отмена косвенных налогов, замена подоходным;

Прекращение войны по воле народа.

Меры против бесправия русского народа:

Возвращение пострадавших за политические и религиозные убеждения;

Предоставление прав и свобод личности;

Всеобщее обязательное народное образование;

Равенство перед законом.

Меры против гнёта капитала над трудом:

Отмена института фабричных инспекторов;

Учреждение постоянных комиссий выборных рабочих;

Восьмичасовой рабочий день и нормальная рабочая плата.

Как вы думаете, мог ли пойти на такие уступки император? Почему?


Выделяется 3 этапа революции:

1. 9 января 1905 г. -3 июня 1907 г. “Кровавое воскресенье” стало точкой отсчета революции.

2. Октябрь — декабрь 1905 г. — высший подъем революции.

3. Январь 1906 г. — 3 июня 1907 г. —спад.

Слайд 8. «КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»

Учитель: В начале ХХ века министр внутренних дел К. Плеве поддержал предложение начальника московской охранки С. Зубатова разработать и внедрить «полицейский социализм». Его суть состояла в организации рабочих обществ, которые занимались экономическим просвещением. Это, по мнению Зубатова, должно было увести рабочих от политической борьбы. Но он не смог удержать рабочих от стачечного движения. Достойным продолжателем идей Зубатова стал Георгий Гапон, священник. 

Учитель: Еще в 1904 году священник Петербургской пересыльной тюрьмы Георгий Гапон при содействии полиции создал в городе рабочую организацию "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга".

Учитель: Кто был движущей силой революции?

Предполагаемый ответ ученика: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия, интеллигенция, отдельные части армии 

 Слайд Класс делится на три группы:

1 группа – события первого этапа революции (9 января - сентябрь 1905 г.) – начало и развитие революции.

9 января 1905 г. – расстрел мирной демонстрации рабочих. Массовые беспорядки в Петербурге. Вслед за ними забастовки объявили рабочие Москвы, Риги и ряд других городов Украины, Закавказья

весна 1905 г. – волна первомайских стачек (600 тыс. человек). Наиболее крупной стала стачка в Иваново – Вознесенске (72 дня), в ходе которой избран Совет рабочих уполномоченных, ставший органом власти в городе

лето 1905 г. – армия и флот охвачены революционным движением. 14 июня 1905 г. восстали матросы на броненосце «Князь Потемкин Таврический».


2 группа - события второго этапа революции (октябрь-декабрь 1905 г.) – высший подъем революции

октябрь 1905 г. – всеобщая октябрьская политическая стачка (2 млн. человек). Крестьянскими волнениями охвачено 1/3 уездов России. Николай II издает указ о прекращении взимания выкупных платежей за землю.

17 октября 1905 г. - император подписал Манифест

10-19 декабря 1905 г. – вооруженное восстание в Москве (6 тыс. человек).

В ответ на усиливающиеся беспорядки и боевые действия, Николай II подписал указ, который получил в истории название как «Манифест 17 октября 1905 года».


3 группа - события третьего этапа революции (январь 1906-3 июля 1907 гг.) – поражение революции.

Выступление групп

Восстание на “Потемкине” имело историческое значение. Впервые большой военный корабль открыто перешел на сторону революционного народа. Восстание на броненосце показало, что армия, считавшаяся оплотом царизма, начала колебаться. 

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. С.Ю. Витте советовал царю: необходимо положить предел самоуправству и деспотизму администрации, даровать народу основные свободы и установить настоящий конституционный режим.

Серьёзность положения была наконец осознана царём

17 октября 1905г. Николай II подписал указ об учреждении Государственной Думы, которая бы занималась “предварительной разработкой законов”. Всеобщее возмущение вызвал этот проект Булыгинской Думы (по имени министра внутренних дел).

Слайд 8 Учитель: Прочитайте документ «Манифест 17 октября 1905 г.». ( 2 минуты) стр.35

Сделаем вывод, что согласно манифесту 17 октября царь шел на уступки в отношении ограничения собственной власти, так как соглашался с созданием государственной думы и признавал законное существование оппозиции, т.е. политических партий. Манифест гарантировал населению свободу слова, совести, вероисповеданий, выбора., а так же вводил всеобщее избирательное право, но равным ли было это право?

Таким образом, формируются три основные партии: либеральные, монархические, социалистические. Они имели свои взгляды по различным вопросам.

1 гос дума была распущена императорам, так как в ней не было согласия и она только распаляла огонь внутри страны. Сравните соотноше ний представителей различных партий. Эта дума не могла решить крестьянского вопроса и нужд населения.


.«…Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2… привлечь… к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

3.Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думой...»

Учитель: Какие права получило российское население?

Какой новый орган государственной власти был обещан в Манифесте?

Какими полномочиями он наделялся?

Оцените значение манифеста.

III. ОБОБЩЕНИЕ

.ИТОГИ РЕВОЛЮЦИИ 1905 – 1907 гг.( 3минуты)

Учитель: Подведём итоги. Какие изменения произошли в политической системе России?

Фронтально называем итоги революции

Ученик: Россия встала на демократический путь развития.

Учитель: Доказываем ответ

В стране несколько изменилась ….

Ученик: …….политическая система: появились элементы демократии — Государственная дума, многопартийность, признание основных прав личности, но без гарантий их соблюдения.

Учитель: В деревне…..

Ученик: …. были отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю. Но аграрный вопрос не был решен: сохранялось помещичье землевладение.

Учитель: Рабочие…

Ученик: получали право создавать профсоюзы, им разрешались забастовки. рабочий день сокращен до 9 часов, повышена зарплата.

Учитель: Но основные противоречия русской действительности решены не были… 

Ученик: …оставалось самодержавие, помещичье землевладение.

Учитель: Вывод: Одним из главных итогов революции 1905-1907гг. явился заметный сдвиг в сознании народа. На смену патриархальной России шла Россия революционная.
Революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Она нанесла удар по самодержавию. Впервые царизму пришлось смириться с существованием в стране таких элементов буржуазной демократии, как Дума и многопартийность. Российское общество добилось признания основных прав личности (однако, не в полном объеме и без гарантий их соблюдения) . Народ получил опыт борьбы за свободу и демократию. 

Рефлексия давайте подведем итоги сегодняшнего урока, самооценка и выставление оценок

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.( 2 минуты)

§ 5, Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: — Как проходила первая российская революция?

Вопрос для обсуждения.

Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905 – 1907 гг. потерпела поражение? Аргументируйте свой ответ. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!