СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Первая и вторая" молодость Мариуса Петипа.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка в рамках воспитательной работы по истории балета для учеников четвертого года обучения Ансамбля танца "Невская Акварель"

Просмотр содержимого документа
«"Первая и вторая" молодость Мариуса Петипа.»

Первая и вторая“ молодость Мариуса Петипа


Мариус Иванович Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе в семье французского танцовщика и балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. Учился балетному искусству у отца. В детском возрасте начал выступать на сцене в балетах, поставленных отцом. А в 16 лет получил свой первый самостоятельный ангажемент в Париже, где танцевал с Карлоттой Гризи и Фанни Эльслер в Гранд Опера. После успеха был приглашен в Нант танцовщиком и балетмейстером. Правда, балетная труппа была невелика, и юному балетмейстеру приходилось только сочинять танцы для опер, ставить одноактные балеты своего сочинения и придумывать балетные номера для дивертисментов.

В 21 год он вместе с отцом успешно гастролировал в Нью-Йорке. Вернувшись, совершенствовался в школе Парижской оперы, но в состав труппы не попал и уехал в Бордо в качестве первого танцовщика. Успех был ошеломительный, но мало оплачиваемый и Петипа отправился в Мадрид, где в течении трех лет танцевал с испанской танцовщицей и особенно отличился в характерных танцах. Там же он поставил три балета. Но романтическая связь с испанкой заставила молодого артиста бежать во Францию от ее ревнивых поклонников.




Так закончилась “первая” молодость энергичного танцовщика и балетмейстера Мариуса Петипа.












В 1847 году безработный в данный момент Петипа случайно, по знакомству через старшего брата Люсьена и директора петербургского театра Гедеонова получает ангажемент в Санкт-Петербурге и приезжает в Россию, где заключает контракт с дирекцией императорских театров.

Талантливый балетмейстер, которому не было еще тридцати лет, покинул родину не только ради выгодного места. В Европе ему была бы обеспечена блестящая карьера. Но его не устраивало там отношение к балету. “Балет – серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает”. Главное для Петипа были пластика, грация и красота и это он мечтал увидеть именно на русской сцене. С первых же выступлений он понравился публике и как танцовщик хорошей школы, и как пантомимный актер – нарочито эффектный и приподнятый, и успех его на этом поприще был обусловлен упорными занятиями и личным обаянием. Многие отмечали, что как классический танцовщик он был намного слабее, чем как исполнитель характерных танцев, но хвалили его артистизм и прекрасные мимические способности. В 1847-48 годах Петипа ставит два балета на сцене Петербурга - “Пахиту” и “Сатаниллу”.

Балеты эти были поставлены в Париже балетмейстером Жозефом Мазилье. Петипа ставит оба балета в Петербурге в своей редакции, а балет “Пахита” на музыку Эдуара Дельдевеза по новелле Сервантеса "Цыганочка" дополняет Гран-па на музыку Людвига Минкуса. И именно эта версия и становится балетным шедевром по сей день. Поставил также несколько небольших танцевальных дивертисментов и небольших балетов, и балетмейстер уверенно рассчитывал на продолжение постановок собственных хореографий.



Но в 1848 году в Петербург приглашают главным балетмейстером Жюля Перро, в ореоле славы которого меркнет успех Петипа. Но неутомимый танцовщик и хореограф становится верным учеником и помощником балетмейстера. Перро поручает Мариусу первые роли в своих балетах, делился с ним знаниями и опытом, требует, чтобы танцовщик побольше читал и ходил в музеи, набираясь знаний по истории и этнографии.

В 1854 году Петипа женится на молодой русской танцовщице Марии Суровщиковой, которая была одарена от природы идеальной грацией удивительной пластичностью, но была лишена виртуозности и не пользовалась успехом у публики. И именно благодаря Петипа, она с годами превратилась в выдающуюся балерину и в течении 10 лет Петипа ставил на нее балеты. Однако танцовщица, в семейной жизни оказалась далеко не идеальной женой. Супруги после 15 лет брака вынуждены будут расстаться.

С 1855 года Петипа работает педагогом в танцевальном училище и ему стали доверять постановки в театре. Были удачи и неудачи, хореографу было чему поучиться – тщательной подготовке спектаклей, действенному танцу и тут пригодилась школа Перро. Петипа научился до мельчайших подробностей и до тончайших нюансов чувствовать танец и музыку своего будущего произведения.

В 1859 году в Россию на смену Перро приехал балетмейстер и танцовщик Шарль Сен-Леон. Он оказался даровитым и легким танцовщиком и не считал Петипа конкурентом.

Первый монументальный балет Петипа “Дочь фараона” появился в 1862 году, украшающий нашу сцену до нынешних дней. Он сам принимал участие в разработке либретто. В деятельности Петипа на петербургской сцене этот балет играет важную роль: он был назначен вторым балетмейстером после Шарля Сен-Леона, а затем и единственным. Балет на музыку Ц.Пуни был поставлен для последнего бенефиса балерины Каролины Розати. Цезарь Пуни был приглашен в Петербург, где получил должность капельмейстера-сочинителя балетной музыки при императорских театрах, которую и занимал до конца жизни. Совместно с Петипа и Сен-Леоном им было создано для Мариинского театра 35 балетов. Балет “Дочь фараона” был принят публикой хорошо. За блестящее владение танцевальными ансамблями, умелую группировку кордебалета и солистов балетмейстеру простили даже слабый сюжет. Все танцы поражали художественностью, самостоятельностью и оригинальностью. Балет занял преобладающее место в репертуаре на долгое время. Хоть Петипа и ставил балет для Розати, но как танцовщица она оставляла желать большего. В то время ей было уже далеко за тридцать лет и она в силу этого не могла скакать по сцене с легкостью недавней выпускницы танцевального класса, и в постановке хореографии для нее необходимо было учитывать эти специфические особенности. И после Розати партию Аспичии в “Дочери фараона” стали исполнять по очереди две балерины - Мария Петипа (Суровщикова) и Марфа Муравьева. Балетоманы тогда разделились на две партии. Триумфы одной балерины возбуждали ревность в поклонниках другой и наоборот.

Следующий балет “Ливанская красавица или Горный дух” на музыку Ц.Пуни Петипа поставил уже только на свою жену. Успех был несомненный, несмотря на интриги в театре. С каждым новым балетом талант М.И.Петипа выражался все ярче и ярче, заставляя краснеть противников балетмейстера, недостойно интригующих против него. Но он был тогда действительно очарован своей женой и иногда забывал о других балеринах.

Но и у Сен-Леона было много достойных работ, в частности балет “Конек Горбунок” (Ц.Пуни) на русскую тему и поставленный на М.Муравьеву. Успех был колоссальный. Соревнование таких талантливых хореографов, как Сен-Леон и Петипа, сочинявших один за другим отличные балеты, не могло не способствовать прогрессу у нас хореографического искусства. Артистам было в чем развивать свои таланты и у кого учиться.

Следующий балет “Царь Кандавл” (Ц.Пуни) в 1868 году имел успех в обеих российских столицах. Размеры, масштаб, разнообразие создали ему славу. И после отъезда Сен-Леона в 1869 году М.Петипа становится единственным балетмейстером театров Санкт-Петербурга и Москвы.

А в “Дон Кихоте”, поставленным в Москве в 1869 году, Петипа мобилизует все запасы испанских впечатлений. Публика и критика хвалили балетмейстера за хореографию, но упрекали за слабость драматургической основы и растянутость балета. Петипа взял за основу лишь часть сюжета романа Сервантеса, относящуюся к свадьбе Базиля и Китри. Новым на балетной сцене было широкое использование испанских народных танцев, и лишь партия Дульсинеи была строго выдержана в классическом духе. А в петербургской постановке классическому танцу была отведена уже значительно большая роль, комедийных сцен стало меньше, и весь балет принял более блестящий вид. Композитор Людвиг Минкус, как и Пуни, исключительное явление, потому что он был назначен композитором балетной музыки при петербургском балете. Работая на этой должности 15 лет, он написал 15 балетов. Написав меньше балетов, чем Пуни, Минкус был значительно выше его в оркестровке. Мелодичная, доходчивая, ритмически четкая балетная музыка Минкуса отражающая специфику балетной драматургии имеет самостоятельное художественное значение.

За эти годы, кроме перечисленных, были поставлены балеты “Парижский рынок”, “Голубая Георгина”, “Флорида”, “Фауст”, “Сон в летнюю ночь”, “Дочь снегов”, “Млада”, “Бабочка”, “Бандиты”, “Зорайя, мавританка в Испании” и другие. Некоторые были успешны, некоторые не очень, это балеты, с одной стороны, “сиюминутные”, с другой – удивительно танцевальные. Талантливый балетмейстер ставил балет за балетом, проявляя широкий полет фантазии, эстетический вкус, оригинальность и умение распоряжаться массами на сцене.

И лишь в 1877 году его редкий талант проявился во всю мощь. Петипа поставил “Баядерку” в бенефис Екатерины Вазем на музыку Людвига Минкуса. Проявляя неиссякаемую фантазию в сочетании танцевальных движений, Петипа добивался стройности и логичности как сольного, так и массового танца. Напряженное драматическое действие и яркий характер главной героини прекрасно сочетались с хореографическими разработками. “Баядерка” являла собой гармоничный синтез музыки, танца и драмы, что впоследствии было развито Петипа в его дальнейших постановках. Финальная картина балета “Тени”, до сих пор непревзойденный образец массового классического танца и романтического балета.




Но в марте 1881 году после гибели императора Александра II все спектакли прекратились. И только через пол года после назначения нового директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожского последовало открытие в Большом театре балетных спектаклей после траура. Новые балеты не ставились. Всеволожский стремился, чтобы Петипа отрекся от романтического балета с его драматургией. В театре все должно быть празднично, весело, театр должен прославлять империю. Все заботы были направлены на приготовление хореографического произведения для торжественного спектакля во время коронации в Москве. И Петипа, под чутким руководством Всеволожского поставил балет “День и ночь”, основная мысль, которого была в единении всех народностей России для приветствия восходящего светила Дня, которое своим ярким светом обещает счастье и обилие. Петипа был в растерянности. Он не хотел отказываться от своих балетмейстерских идей и заниматься только созданием замысловатых вариаций для заезжих виртуозов. Он даже задумывался об отставке. В результате его деятельность в Санкт-Петербурге свелась к одной новой постановке в год и к одному возобновлению какого-нибудь старого балета.

В 1882 году умерла Мария Петипа-Суровщикова. Их общая дочь Мария Мариусовна Петипа стала характерной танцовщицей Мариинского театра и педагогом в балетной школе. А Мариус Петипа женился во второй раз на дочери известного в те годы артиста Леонидова, Любови Леонидовне. С тех пор, по признанию самого Петипа, он “впервые узнал, что значит семейное счастье, приятный домашний очаг”. Артистическая семья была большой, и все дети Петипа связали свою судьбу с театром. Четверо его сыновей стали драматическими актерами, четыре дочери танцевали на сцене Мариинского театра. Правда, ни одна из них не достигла высот славы, хотя все они прекрасно владели хореографической техникой.




Так закончилась “вторая” молодость Мариуса Ивановича Петипа.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!