СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективы укрепления славяно-тюркского союза в аспекте национальной безопасности РФ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире, характеризуемом высокой степенью культурно-политической турбулентности и неравновесности, сохранение евразийского цивилизационного единства является геополитической задачей Российской Федерации. Внутриполитической задачей является защита и укрепление  российской идентичности – полиэтничного единства российской нации, как ключевого фактора обеспечения национальной безопасности страны.

Просмотр содержимого документа
«Перспективы укрепления славяно-тюркского союза в аспекте национальной безопасности РФ»

Перспективы укрепления славяно-тюркского союза в аспекте национальной безопасности РФ


В современном мире, характеризуемом высокой степенью культурно-политической турбулентности и неравновесности, сохранение евразийского цивилизационного единства является геополитической задачей Российской Федерации. Внутриполитической задачей является защита и укрепление российской идентичности – полиэтничного единства российской нации, как ключевого фактора обеспечения национальной безопасности страны.

Выступая на заседания валдайского клуба «Многообразие России для современного мира» в 2013 г., Президент России В.В. Путин отметил: «Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм, другие религии – неотъемлемая часть идентичности и исторического наследия России в настоящей жизни ее граждан. Главная задача государства, закрепленная в Конституции, – обеспечение равных прав для представителей традиционных религий и атеистов, права на свободу совести для всех граждан страны. Однако идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения, безусловно, невозможна. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны»1. О евразийском характере российской цивилизации В.В. Путин постоянно напоминает в своих программных выступлениях в контексте национальной безопасности страны2.

Геополитические риски и глобальные вызовы современности ставят перед Россией историческую задачу – «собирание Евразии» как цивилизационный проект. Он включает в себя два евразийских цивилизационных кода: сохранение цивилизационной общности народов Евразии и российской нации в РФ, как ключевых факторов цивилизационной и национальной безопасности России.

Как отмечает исследователь Ф. М. Мустафаев, «в российских полиэтничных условиях обеспечение цивилизационной безопасности предполагает формирование новой цивилизационной идентичности на основе успешного завершения начавшегося процесса формирования новой нации под именем «россияне» на основе общности истории, территории, идеологии, языка при глубоком уважении к межнациональным различиям и культурным традициям различных народов, населяющих Россию»3. Он характеризует цивилизационную безопасность как «состояние цивилизационной общности, при котором обеспечивается ее устойчивое развитие и защита цивилизационного кода (базовых цивилизационных ценностей и ментальности) от внутренних и внешних угроз»4.

В России научным сообществом данная проблема теоретически изучена и практически апробируется целым рядом ученых. В аспекте цивилизационной безопасности тему исследует В.Б. Дердюк5; в аспекте национальной безопасности – А.В. Возжеников6, П.Г. Белов7, В.И. Коваленко8, О.В. Дамаскин9, О.А. Бельков10; в аспекте культурной безопасности – В.В. Сергеев11; в аспекте культурной политики – А.Ю. Голобородько12; в аспекте межэтнических взаимодействий имеются диссертации Е.А. Ерохина13, Р.А. Катеринич14, М.Г. Мустафаевой15 и целая серия научных монографий16.

В направлении укрепления российской нации в регионе Северного Кавказа активно работает научный коллектив Адыгейского государственного университета (З.А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, Р.Д. Хунагов, А.Ю. Шадже)17. Коллектив ученых на основе синергетической этнокультурной парадигмы разработал модель укрепления российской национальной идентичности и концепцию совмещения российской, региональной и этнокультурной идентичностей народов Северного Кавказа. В своей монографии «Многоуровневая идентичность» они раскрывают взаимосвязь российской идентичности со всей системой культурных идентичностей человека (этническая, региональная, национальная, цивилизационная, геополитическая)18.

Исследователь А.Э. Арутюнян определяет термин «политическая безопасность», заключающийся «в устойчивом и эффективном развитии политической системы общества, позволяющая ему адекватно реагировать на негативные внешние и внутренние воздействия, сохранять целостность социума и его сущностные качества в ходе объективного процесса интеграции в мировое сообщество»19. В структуре внешнеполитической безопасности он выделяет такие элементы, как:

– глобальная безопасность, в основе которой лежат геополитические, международные и военно-стратегические факторы;

– региональная безопасность, связанная с недопущением кризисов и конфликтов в сфере непосредственных национально-государственных интересов в стратегически важных районах мира;

– государственная безопасность, взятая в аспектах, сопряженных с внешним воздействием.

Следовательно, задача сохранения евразийской общности России является включенной в систему национальной безопасности РФ на всех ее уровнях (глобальном, региональном, государственном).

Обоснованию идеи формирования российской идентичности как ключевом факторе национальной безопасности РФ посвящены работы ученых З.А. Жаде20, Р.Д. Хунагова21.


Возглавляемый Р.И Мурзагалеевым тюркологический Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа) разработал евразийскую цивилизационную модель единства славяно-тюркских народов России и стран СНГ, которая может стать частью общей государственной программы и евразийской политики России. Ученые утверждают: «Модель межкультурного сотрудничества России и стран Центральной Азии в контексте тюркской конфигурации, на наш взгляд, может быть представлена двумя фазами: инновационного введения евразийской цивилизации в практическое применение, формирование особой цивилизационной системы.

Первая фаза связана с внедрением категории «евразийской цивилизации» в российско-центрально-азиатский дискурс, как особой геокультурной инновации, сопровождающейся этнической фрагментацией и даже некоторой конкуренцией культур, продуцируемыми нововведениями. По мере распространения инновации в действие включаются вторая фаза цивилизационной интеграции и культурного единения: межкультурные границы становятся более проницаемыми, преобладает комплементарная стратегия культурной самоидентификации (наличие широкого веера этнокультурных лояльностей, проницаемость границ между народами постсоветского региона)22.

Таким образом, оценивая перспективы укрепления славяно-тюркского союза в аспекте национальной безопасности РФ, можно выделить пять уровней такой евразийской межэтнической интеграции народов:

  1. Межцивилизационное партнерство народов Евразии в аспекте континентальной социально-экономической и культурной интеграции для достижения международной и цивилизационной безопасности стран мира.

  2. Внутрицивилизационное сотрудничество народов стран Евразийского союза для укрепления региональной и национальной безопасности стран, для защиты евразийской цивилизационной общности народов ЕАС.

  3. Гражданская интеграция народов России для развития и укрепления российской идентичности – российской нации, в целях духовной, культурной, военной, политической и национальной безопасности России.

  4. Эффективное взаимодействие федерального центра и национальных регионов для гармоничного развития региональных, культурных и религиозных идентичностей народов России с целью укрепления региональной безопасности РФ.

  5. Институциональное взаимодействие всех частей гражданского общества и государства, семьи, школы, СМИ, учреждений культуры и других органов, с целью институциональной безопасности России и эффективного формирования российской нации.

Как констатируют участники Международной научно-практической конференции «Русский и Тюркский мир перед лицом глобальных вызовов современности» в своей резолюции, отмечая свое культурно-историческое единство и единую позицию перед общими вызовами: «В судьбоносный период развития цивилизации русские и тюрки, как и наши предки, должны выступить единым фронтом перед лицом таких глобальных угроз как международный терроризм, рост экстремистских воззрений в мировом масштабе, попытки деструктивных сил подменить радикальной идеологией традиционные ценности христианских и мусульманских конфессий, иных религиозных объединений. Эти глубоко деструктивные по своей сути процессы угрожают самому существованию отдельных народов Евразийского континента, способствуют масштабной перекройки Вашингтонско-Версальской и Ялтинской системы мироустройства»23.

Исторически российская нация в своем евразийском единстве показала свою жизнеспособность на протяжении всей драматической истории России: в годы Смутного времени начала XVII века, в Отечественную войну 1812 г., в эпоху гражданской войны начала XX века, в Отечественную войну 1941 – 1945 гг., при распаде СССР в 1991 г. Исторические вызовы, с которыми столкнулась российская нация в начале XXI в. – глобализация и терроризм, не разрушили это единство, а стали факторами дальнейшей консолидации евразийских народов в могучий государствообразующий российский народ.



1 Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html

2 В.В. Путин Россия: национальный вопрос. «Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром» // Независимая газета. 23.01.2012. № 007 (5493).

3 Мустафаев Ф. М. Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности

России: автореф. дисс. … докт. философ. наук. – Ростов-на-Дону, 2014. – С.18.

4 Мустафаев Ф. М. Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России: автореф. дисс. … докт. философс. наук. – Ростов-на-Дону, 2014. – С. 22.

5 Дердюк В.Б. Цивилизационная безопасность России в современных условиях // Власть. 2010. № 9. С. 42.

6 Возжеников А.В. Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: Теория и политика обеспечения: автореф. дисс. … докт. полит. наук. – М., 2002.

7 Белов П.Г Методологические основы национальной безопасности России. СПб.:СПбГПУ, 2004. Ч. I. Базовые категории, методы исследования и обеспечения. – 258 с.; Ч.II. Методы совершенствования и политико-правовое обеспечение. – 308 с.

8 Коваленко В.И. Инновационная политика как фактор реализации национальной безопасности современной России // Политология: к осмыслению национальных интересов России. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2016. – 704 с.

9 Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М.: Флинта: Наука, 2007.

10 Бельков О.А. Духовные основы и факторы национальной безопасности // Безопасность России – 2011: Экспертно-аналитическое обозрение. – М.: ИД «Критерий», 2010.

11 Сергеев В.В. Формирование культурной безопасности в условиях модернизации российского общества (на примере московского мегаполиса): автореф. дисс. … докт. социолог. наук. – М.. 2011.

12 Голобородько А.Ю. Государственная культурная политика в системе обеспечения национальной безопасности современной России: диссертация ... докт. полит. наук. – Москва, 2016. – 276 с.

13 Ерохина Е.А. Этническое самосознание в межэтнических взаимодействиях: дисс. … канд. философ. наук. – Новосибирск, 1999.

14 Катеринич Р.А. Философский анализ этничности в поле межкультурного взаимодействия: дисс. … канд. философ. наук. – Ростов-на-Дону, 2009.

15 Мустафаева М.Г. Межнациональное общение в контексте этнокультурного анализа: автореф. дисс. … докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002.

16 Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. М.: Экономика, 2003; Кузнецов В.Н. Социология безопасности. – М.: Книга и бизнес, 2003; Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 4: К 15-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. – М.: Известия, 2007; Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. М.: Изд-во РАГС, 2003; Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Юнити, 2006; Национальная безопасность: политико-правовые вопросы. Научное исследование / Под общей ред. М.П. Фомиченко. – М.: Российская правовая академия Минюста РФ, 2008. – 452 с.

17 Жаде З.А., Куква Е.С., Ляушева С.А., Шадже А.Ю. Российская идентичность на Северном

Кавказе. – М.: Социально-гуманитарные знания; Майкоп: ООО «Качество», 2010.

18 Многоуровневая идентичность / З.А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже. М.: Российское философское общество; Майкоп: ООО «Качество», 2006.

19 Арутюнян А.Э. Политические основы национальной безопасности // Проблемы национальной безопасности в условиях глобализации и интеграционных процессов (междисциплинарные аспекты) / Материалы международной научной конференции. – Ереван, Изд-во РАУ, 2015. – С.123.

20 Жаде З.А. Формирование российской идентичности как фактор национальной безопасности // Проблемы национальной безопасности в условиях глобализации и интеграционных процессов (междисциплинарные аспекты) / Материалы международной научной конференции. – Ереван, Изд-во РАУ, 2015. С. 262 – 267.

21 Формирование российской идентичности как фактор национальной безопасности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. / Отв. ред. Р.Д. Хунагов. М. Майкоп – Ростов-н/Д.: Изд-во АГУ, 2014; Этносоциальные процессы и риски на Юге России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию АГУ (25-26 сентября 2015 г., г. Майкоп) / отв. ред. Р.Д. Хунагов. – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2015. – 334 с.

22 Мурзагалеев Р.И., Сулейманов А.Р., Бикбулатова А. М.,Чекрыжов А.В., Мурзагалеев Б.Р. Тюркский вектор межкультурного сотрудничества России и стран Центральной Азии / ООО «Издательство «Диалог» – Уфа, 2016. – С. 64.

23 «Русский и Тюркский мир перед лицом глобальных вызовов современности». http://www.bgsha.com/ru/news/133243/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!