СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»







Статья на тему:

Проектная деятельность обучающихся с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС на уроках профессионально-трудового обучения (растениеводство) как средство формирования жизненных компетенций









Ульмаскулова Надежда Юрьевна,

учитель профессионально-трудового обучения (растениеводство),

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

452000, Республика Башкортостан, г. Белебей, улица Пионерская, д. 49


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС) педагогический коллектив государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья работает над формированием жизненно важных компетенций у обучающихся. Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования детей с умственной отсталостью как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми им в обыденной жизни для дальнейшего успешного обучения, социализации и успешной интеграции в социум. Успешному овладению жизненными компетенциями способствует использование в процессе реализации ФГОС деятельностного подхода в обучении.

Деятельностный подход имеет главную цель – развитие личности обучающегося с умственной отсталостью. Одним из его направлений является проектная деятельность, которая открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной деятельности, повышает мотивацию к обучению.

Как учитель коррекционной школы, я ставлю перед собой задачи на развитие самостоятельности обучающихся умственной отсталостью в процессе познания, интереса к познавательной деятельности, формирование жизненных компетенций и, поэтому в своей работе на уроках профессионально-трудового обучения (по профилю «Растениеводство») активно применяю элементы проектной деятельности, доступной обучающимся с умственной отсталостью. Данную работу веду по двум направлениям. Первое направление – развивающее, оно заключается в создание определенной коррекционно-развивающей среды в зоне ближайшего развития, которая направлена на самостоятельную деятельность обучающихся. В процессе проектной деятельности обучающиеся овладевают элементарными приемами труда, практическими навыками выполнения различных приемов работы, общетрудовыми умениями и навыками, изучают особенности сельскохозяйственных культур и особенности их выращивания, учатся самостоятельности и мотивируются на трудовую деятельность. Второе направление – это нравственный аспект, который направлен на воспитание нравственных качеств (коллективизм, взаимопомощь, сопереживание, толерантность).

Важным условием выполнения проектной работы является создание благоприятного психологического климата и сотрудничество с учителем. Необходимым условием проектной деятельности является осуществление индивидуального подхода к обучающимся, имеющим различные уровни психофизического и интеллектуального развития. Мне необходимо учитывать личностные особенности обучающихся с умственной отсталостью, создавать ситуацию успеха.

Очень важным аспектом проектной деятельности является то, что обучающиеся обязательно получают продукт своей деятельности. Продуктами проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения (растениеводство) являются: овощные, цветочные культуры, комнатные растения, посадочный материал и др.

Во время изучения программного материала обучающиеся с умственной отсталостью имеют возможность выбрать интересную тему своей проектной деятельности. Проектную работу они выполняют под моим руководством. Выполняя проектную работу, например, по теме «Размножение сенполии (фиалки)». Составляют технологическую карту «Последовательность размножения сенполии (фиалки)», в которой отражают ход выполнения практической работы. Затем, опираясь на технологическую карту «Последовательность размножения сенполии (фиалки)», обучающиеся с умственной отсталостью выполняют практическую работу. В итоге обучающиеся с умственной отсталостью готовятся к презентации своей работе. Свою презентацию по теме «Размножение сенполии (фиалки)» обучающиеся с нарушением интеллекта продемонстрировали на открытом уроке перед педагогическим коллективом школы.

Презентация результата работы является важным этапом проекта. Обычно презентацию демонстрируем на уроках профессионально-трудового обучения (растениеводство). Значимые работы презентуем на открытых уроках, на школьной исследовательской конференции «Шаг в будущее», праздниках, мероприятиях, родительских собраниях. Подготовка к презентации проходит под руководством и в сопровождении учителя.

Под моим руководством обучающаяся 9 класса приняла участие в VIII школьной исследовательской конференции «Шаг в будущее». Обучающаяся продемонстрировала свою проектную работу на тему «Влияние внешних факторов на проращивание семян» и заняла III место.

Заключительным этапом проектной работы является рефлексия. Проводится самооценка деятельности обучающихся. Оценивание проектной деятельности обучающихся проводим по следующим критериям:

  • степень самостоятельности;

  • степень активности;

  • содержание;

  • качество оформления;

  • качество выступления на презентации.

С критериями оценивания обучающиеся знакомятся в начале работы над проектом.

В процессе выполнения проектных работ на уроках профессионально-трудового обучения (растениеводство), обучающиеся достигли следующие результаты:

  • овладели элементарными приемами труда;

  • у них сформировались практические навыки выполнения различных приемов работы;

  • овладели общетрудовыми умениями и навыками;

  • усвоили особенности сельскохозяйственных культур и их выращивания,

  • у них повысилась активность на всех этапах выполнения проектных работ;

  • приобрели навыки выступления на презентации;

  • у них повысилась мотивация к познавательной деятельности.

Проектная деятельность научила обучающихся учиться, получать знания для последующих применений полученных знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, обучающиеся научились:

  • ставить перед собой цели;

  • планировать свою работу;

  • работать с разными источниками информации;

  • перерабатывать информацию;

  • выбирать способы реализации целей;

  • выделять главное;

  • оценивать свою деятельность.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию жизненных компетенций у обучающихся, приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, успешной адаптации в обществе, отраженные в ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью.

Список литературы

  1. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий, М., 2006.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599.

  3. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. СанПиН 2.4.2.3286-15», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.

  4. Адаптивная основная образовательная программа предмета «Профессионально-трудовое обучение (растениеводство)» для обучающихся с легкой умственной.

  5. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования, Народное образование, №2, 2005.

  6. Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности, Народное образование, № 7, 2000.

  7. Поливанова К. Н., Проектная деятельность школьников, М., Просвещение, 2008.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!