СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный годовой план работы педагога-психолога.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы на год.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный годовой план работы педагога-психолога.»

Цели и задачи

Цели:

- Психологическое сопровождение участников образовательного процесса для повышения качества образования, сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- Способствовать социализации личности воспитанников и учеников;

- Диагностировать познавательные способности воспитанников и учеников, их состояния;

- Оказывать психологическую помощь обучающимися, их родителям, педагогам, работникам школы;

- Способствовать разрешению конфликтных ситуаций в школе.

Задачи:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, защита прав и достоинств ребенка.

  2. Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

  3. Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.

  4. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

  5. Оказывать помощь детям группы «риска».

  6. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе.

  7. Профилактика и преодоление личностных проблем.

  8. Просвещение и консультирование педагогических работников и родителей.


Нормативные документы, регламентирующие

работу психолога в системе образования РФ


Пакет документации педагога-психолога включает в себя: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальную документацию; организационно-методическую документацию; комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей.

Федеральные:

- ФГОС

- Конвенция о правах ребенка.

- Конституция Российской Федерации.

- Закон об образовании.

- Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года № 70/23-16 «О практики проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

- Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

с локальными документами:

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- 436-ФЗ от 29.12.2010  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

- 427-ФЗ от 28.12.2010  «О внесении изменений в федеральный закон «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и отдельные законодательные акты РФ в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа».

- Федеральный Закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ  (ред. от 23.07.2008) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ».

- Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001г. №29/1886-6 

- Решение  Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 "О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»

- Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 867 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении типового положения об образовательным учреждении для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи».

- О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/901-6                                   

- Семейный кодекс РФ.                       

- Гражданский кодекс РФ.                 

- Трудовой Кодекс  РФ                       

Основные направления деятельности

педагога – психолога


Циклы сопровождения:

- Психологическое сопровождение разновозрастной подготовительной группы

- Готовность к обучению и адаптация в 1 классе;

- Переход в среднее звено;

- Подростковый кризис;

- Адаптация и профориентация в старшем звене.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, просветительский и методический.


ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК


Диагностический блок включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества.

Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД делятся на четыре основные группы:

I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап диагностической работы (дошкольники) – поступление ребенка в дошкольную группу. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики в разновозрастной подготовительной к школе группе на определение уровня адаптации к образовательному учреждению

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (методика Семаго).

2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.

II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения, поступление ребенка в школу. В рамках данного этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь, методика Кумариной).

2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).

3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)

III этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.

Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (в конце года).

РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК


Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. С дошкольниками испытывающими трудности в адаптации к образовательному учреждению проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в новую социальную среду.

  2. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.

  3. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.

  4. Учащиеся категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

  5. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.

  6. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

1) воспитанники дошкольной группы: занятия направленные на снижение гиперактивности, агрессивности, развитие ВПФ.

2) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;

3) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;

4) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.


КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК


Данный блок составляют три направления:

1. Работа с учащимися (дошкольниками)..

2. Работа с родителями.

3. Работа с учителями.

I направление. Работа с детьми включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.


ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ БЛОК


Данный блок составляют три направления:

1. Работа с учащимися (дошкольниками).

2. Работа с родителями.

3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися:

- включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

- направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

II направление. Работа с родителями:

- заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;

- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями:

- включает в себя выступления по теме педагогического совета, МО; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;

- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.


МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК


1. Оформление документации:

- Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.

- Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.

- Разработка, подготовка и проведение: родительских собраний, классных часов, занятий с классными руководителями, учителями.

- Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.

- Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

- Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.

- Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.

- Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

- Составление выводов, рекомендаций, характеристик.

- Участие в работе РМО педагогов-психологов, посещение Школы молодого специалиста, посещение семинаров, круглых столов.

- Проведение "недели психологии".

- Анализ научной и практической литературы.

- Работа над темой самообразования.

2. Оформление кабинета:

- приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;

- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала

- оформление уголка психолога, стендов.

3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение РМО; проведение открытых занятий.


Учебно-методическое обеспечение кабинета


Материально-технические условия:

- Наличие помещения, стола и стульев для занятий.

- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).

- Материалы для занятий: тетради в клетку; цветные карандаши; ручки шариковые; бумага чистая.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Диагностический и развивающий блок.

Дошкольная группа (3-7 лет):

  • успешная адаптации к ОО;

  • способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия;

  • формирование умения планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений;

  • формирование способности понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений;

  • формирование навыки диалогического общения;

  • уметь отражать в речи суть происходящего;

  • развитие точных, четких и координированных мелко моторных движений;

  • нормализация целостного психосоматического состояния.

Начальное звено (7-10 лет):

• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;

• повышение уровня учебной мотивации;

• базовые способности к самопознанию и познанию других;
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;

• формирование положительного образа своего «Я»;

• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;

• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;

• положительные отношения со сверстниками и учителями.

Среднее звено (11-15 лет):

• способности и стремление к самопознанию и познанию других;
• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;

• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;

• осознание важности и смысла процесса обучения;

• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;

• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

Старшее звено (16-18 лет):

• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

• профессиональное и жизненное самоопределение;

• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;

• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;

• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;

• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;

• активная и позитивная жизненная позиция.

Консультативный блок.

Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Просветительский блок.

Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Методический блок.

Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.


Перспективный план работы на учебный год.


п/п

Вид работы

Условия проведения

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Организационная работа

1.1

Планирование работы (составление плана, графика работы и рабочих программ)


1.09.22-15.09.22


Диагностическая работа

Дошкольная группа

1.2.

Диагностика адаптации










Диагностика УУД

1.Заполнения карт наблюдения по адаптации (нервно-психическое развитие).

2. Диагностика внешних признаков эмоционального возбуждения Ю. Я. Киселева

3. Опросник родительских отношений А. Я Ворги, В. Столин

4. Психологический климат в коллективе

5. Диагностика готовности к школе по Семаго

6.Методика «Палочки и черточки» (У.В. Ульенкова).

7.Методика «Лесенка» (В.Г.Щур) на определение самооценки


Сентябрь-Октябрь






Декабрь



Май


Ноябрь


Март


1.Изучение полученных результатов

2. Выявление дезадаптированных детей

3. Изучение УУД у учащихся

4.Выявление учащихся с низкими показателями УУД познавательных процессов

5. Оказание им психологической помощи

1-ый класс

1.3.

Диагностика адаптации, мотивации первоклассников к учебному процессу







Диагностика УУД

1.Методика Лускановой «Определение уровня школьной мотивации»

2.Проективная методика «Рисунок школы»

3.Анкета для учителя «Адаптированный и модифицированный вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации»

4. Анкета для родителей.

5.Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

6.«Что мне нравится в школе?» - опросник (Н.Г.Лусканова)

7.«Палочки и черточки» (У.В.Ульенкова)

Метод наблюдения.

Сентябрь – Октябрь









Март-Апрель

1.Изучение полученных результатов

2. Выявление дезадаптированных детей

3. Изучение УУД у учащихся

4.Выявление учащихся с низкими показателями УУД познавательных процессов

5. Оказание им психологической помощи

2-ой класс

1.4. Диагностика дезадаптированных детей по мере необходимости

3-ий класс

1.5.

Диагностика УУД

1.Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан)

2.«Что мне нравится в школе?» - опросник (Н.Г.Лусканова)

3.Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене)

Метод наблюдения, Социометрия

3-й класс - 2-я четверть;



1.Изучение УУД у учащихся

2.Выявление учащихся с низкими показателями УУД познавательных процессов

3. Оказание им психологической помощи

4-ый класс

1.6.

Диагностика УУД

1.Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан)

2.«Что мне нравится в школе?» - опросник (Н.Г.Лусканова)

3.Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене)

Метод наблюдения, Социометрия

4-й класс - 4-я четверть

1.Изучение УУД у учащихся

2.Выявление учащихся с низкими показателями УУД познавательных процессов

3. Оказание им психологической помощи

5-ый класc

1.7.

Диагностика адаптации, мотивации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу













Диагностика УУД

1.Тест школьной тревожности Филлипса;

2.Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»

3.Анкета для классного руководителя Э.М. Александровская, Ст. Громбах «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся»

4. Анкета для родителей

5.Определение уровня адаптации учащихся. Л.Я Ясукова.

6.Опросник мотивации Н.Г. Лускановой

7.Тест тревожности А.М. Прихожан.

8.Методика «Числовые таблицы».

9.Методика «Оцени поступок».

10. Методика «Составь слово из элементов».

11.Методика «ГИТ» установление аналогий.

12.Методика «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга (для середины года).


Сентябрь – Октябрь
















По плану

1.Изучение полученных результатов

2. Выявление дезадаптированных детей

3. Изучение УУД у учащихся

4.Выявление учащихся с низкими показателями УУД познавательных процессов

5. Оказание им психологической помощи

6 класс

1.8.

Диагностика УУД и эмоциональных состояний

1. Методика «Изучение общей самооценки» (опросник Казанцевой)

2. Методика изучения мотивации учения подростков.

3.Методика «Выкладывания узора из кубика» (К.Кос).

4.Методика «Оценка отношений подростка с классом» .

5. «Числовые ряды» 5-суб тест

6.Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева

(диагностика уровня агрессивности).

По плану

1.Изучение УУД у учащихся

2.Выявление учащихся с низкими показателями УУД познавательных процессов

3. Изучение эмоциональных состояний

3. Оказание им психологической помощи

7 класс

1.9.

Диагностика УУД и эмоциональных состояний

1.Методика «Планируем свой день».

2.Методика «Кодировка».

3. Методика Айзенка (определение типа темперамента).

4.Методика «ГИТ» (использование инструкции и определение сходства и различия понятий).

5.Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева

( диагностика уровня агрессивности).

6.Методика субъективного ощущения одиночества Д Рассела (диагностика суицидальных склонностей).

По плану

1.Изучение УУД у учащихся

2.Выявление учащихся с низкими показателями УУД познавательных процессов

3. Изучение эмоциональных состояний

3. Оказание им психологической помощи

8 класс

1.10.

Диагностика УУД и эмоциональных состояний

1. «Социометрия» Дж.Моррено

2.Методика «Исследования волевой саморегуляции» А.В. Зверькова

3. Изучение устойчивости профессиональных выборов учащихся Тест Д. Голланда, Климов Е.А

4. Методика Айзенка (определение типа темперамента).

5.Методика «Выкладка узоров из кубиков» К.Коса

6.Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева

( диагностика уровня агрессивности).

7.Методика субъективного ощущения одиночества Д Рассела (диагностика суицидальных склонностей).

По плану

1.Изучение УУД у учащихся

2.Выявление учащихся с низкими показателями УУД познавательных процессов

3. Изучение эмоциональных состояний

3. Оказание им психологической помощи

9-11 классы

1.11.

Диагностика УУД, эмоциональных состояний, профессионального самоопределения

1.Тест Голланда. (9 кл)

2.Тест школьной тревожности Филлипса

3.Тест «Стресс» Анкета (9-11кл)

4.Тест «Моральная устойчивость»

5.Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассел (10 кл)

6. Методика Ч. Д. Спилберга (10 кл)

7. Методика «Оцени поступок».(9кл)

8. Тест-опросник Шмишека «Кем быть?» (9-11 кл).

9. Тест. Карта интересов.( 9,11 кл)

По плану

1.Изучение УУД у учащихся

2.Выявление учащихся с низкими показателями УУД познавательных процессов

3. Изучение эмоциональных состояний и уровня профессионального самоопределения

3. Оказание им психологической помощи

дополнительные

1.12

Диагностика одаренности

Диагностика «Группы риска»

1.Методика «Палитра интересов».

2.Матрицы Дж. Равена

3.Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева

4. диагностика склонности к суицидальному поведению опросник «Одиночество» Г.С. Корчагина

В течение года

1.Выявление одаренных детей.

2.выявление детей склонных к агрессивности.

2. Коррекционно - развивающая работа

2.1

Работа с дошкольниками

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия

Сентябрь-май

Индивидуальное психологическое сопровождение ребенка, предупреждение дезадаптации, помощь родителям, разработка рекомендаций, игр для развития ребенка.

Благоприятное течение адаптации, снижение риска возникновения дезадаптированных детей

2.2

Работа с учащимися, имеющими трудности в процессе адаптационного периода. Работа с учащимися нуждающимися в поднятии уровня мотивации

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-х, 5-х классов

Сентябрь-май

Индивидуальное психологическое сопровождение ребенка, предупреждение дезадаптации, помощь родителям,лицам, их заменяющим, учителям, разработка рекомендаций, игр для развития ребенка.

Благоприятное течение адаптации, снижение риска возникновения дезадаптированных детей

2.3

Работа с учащимися, имеющими низкие показатели по уровню познавательных процессов

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-4 классов

В течение года

Улучшение показателей таких психических процессов, как память, внимание, мышление, речь и др. упражнений для развития психических процессов. Разработка рекомендаций

2.4

Работа с учащимися, имеющими низкие показатели по уровню школьной мотивации

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-4 классов

В течение года

Улучшение показателей по уровню школьной мотивации. Разработка рекомендаций

2.5

Коррекция поведения у агрессивных учащихся

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся

В течение года

Оказание психологической помощи агрессивным учащимся. Разработка рекомендаций

2.6

Коррекционные занятия с детьми с заниженной самооценкой

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

В течение года

Оказание психологической помощи учащимся с заниженной самооценкой. Разработка рекомендаций

2.7

Коррекционная работа с учащимися, имеющими высокие показатели уровня тревожности в школе

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся

В течение года

Оказание психологической помощи учащимся с высокой степенью тревожности. Разработка рекомендаций

2.8

Коррекционная работа с учащимися «Группы риска»

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся

В течение года

Психологическое сопровождение учащихся «Группы риска» и оказание им психологической помощи

2.9

Коррекционные занятия с «Одаренными детьми»

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся

В течение года

Оказание психологической помощи учащимся.

2.10

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-4 классов по курсу «Тропинка к своему я»

Развивающие групповые и индивидуальные занятия

В течение года

Помощь детям в адаптации к школе, развитие социально-психологических навыков, коррекция психологических проблем.

2.11

Коррекционные занятия с учащимися суицидальными склонностями

Индивидуальные занятия для учащихся

Март

Профилактика суицидов.

3. Психологическое просвещение и профилактика

3.1

Предупреждение возможных социально-психологических проблем у детей

Индивидуально

В течение года

Психологическое сопровождение учащихся «Группы риска»

3.2

Психологическое занятие для пятиклассников из серии «Я-пятиклассник»

Групповое занятие

Октябрь

Облегчение процесса адаптации при переходе в среднее звено школы

3.3

Психологический тренинг для 9-11 классов «Путь к успеху»

Групповое занятие

9класс - апрель

11 класс - май

Повышение психологической культуры учащихся

3.4

Психологический тренинг для учащихся 4 классов «Впереди у нас 5 класс»

Групповое занятие

апрель


3.5
















Выступление на родительских собраниях:

1 «Трудности периода адаптации младших школьников и пути их преодоления.»

2 «Трудности периода адаптации при переходе в среднее звено»


3 «Как справиться со стрессом на экзамене»



4«Психологическая готовность ребенка к школе»


Проведение недели психологии

Групповые занятия



1 класс – декабрь



5 класс – декабрь


11 класс собрание -

9 класс собрание – март


Июнь



Май

Повышение психологической культуры родителей и лиц, их заменяющих.

Повышение психологической культуры учащихся


4. Психологическое консультирование

4.1

Индивидуальное консультирование воспитанников, учащихся, родителей и лиц, их заменяющих, педагогов

Индивидуально

В течение года

Оказание конкретной помощи взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, связанных с взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятия собственных решений.

4.2

Анализ результатов адаптационного периода

Совещание при директоре

Декабрь

Ознакомление с результатами исследования уровня адаптации учащихся.

4.3

Анализ результатов диагностических исследований, выдача необходимых рекомендаций педагогам, родителям и лиц, их заменяющих

Групповая работа по итогам результатов диагностической работы

В течение года

Ознакомление с результатами психологических исследований

4.4




Индивидуальные консультации для учащихся «Группы риска», их родителей и лиц их заменяющих

Индивидуальные консультации для учащихся 9-11 классов

Индивидуально




Индивидуально

В течение года




В течение года

Психологическая поддержка учащихся «Группы риска»



Помощь учащимся в профессиональном выборе

5. Организационно - методическая работа


Вид работы

Сроки проведения



5.1

Подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям, консультациям. Оформление методических материалов

В течение года



5.2

Участие в заседаниях, совещаниях, педсоветах

В течение года



5.3

Обработка, анализ, обобщение результатов, интерпретация полученных данных. Заполнение отчетной документации

В течение года



5.4

Повышение психологических знаний через:

- учебу на семинарах;

- обмен опытом коллег;

- изучение специальной литературы

В течение года




Темы собраний

п\п

Тема родительского собрания

Ответственный

Сроки

дошкольники


Знакомство с родителями воспитанников

Педагог-психолог, воспитатель

Сентябрь


Трудности адаптации первоклассников

Педагог-психолог, воспитатель

Ноябрь


Итоги прошедшего учебного года

Педагог-психолог, воспитатель

Май

1 класс

1.

Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Педагог-психолог, классный руководитель

Сентябрь

2.

Трудности адаптации первоклассников

Педагог-психолог, классный руководитель

Ноябрь

3.

Итоги прошедшего учебного года

Педагог-психолог, классный руководитель

Май

2 класс

1.

Физическое и психическое развитие младшего школьника в школе и дома

Педагог-психолог, классный руководитель

Октябрь

2.

Учимся учится

Педагог-психолог, классный руководитель

Декабрь

3.

Итоги прошедшего учебного года

Педагог-психолог, классный руководитель

Май

3 класс

1.

Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

Педагог-психолог, классный руководитель

Октябрь

2.

Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Роль семьи в развитии работоспособности и личностных качеств.

Педагог-психолог, классный руководитель

Декабрь

3.

Итоги прошедшего года


Май

4 класс

1.

Физиологическое взросление и его влияние на формирование

познавательных и личностных качеств ребенка

Педагог-психолог, классный руководитель

Октябрь

2.

Психологические проблемы перехода к обучению в среднем звене

Педагог-психолог, классный руководитель

Апрель

3.

Итоги четырех лет обучения

Педагог-психолог, классный руководитель

Май

5 класс

1.

Трудности адаптации ребенка к обучению  в 5-ом классе

Педагог-психолог, классный руководитель

Декабрь

2.

Трудные дети или трудные родители?

Педагог-психолог, классный руководитель

Март

3.

Итоги прошедшего года – «Вот и стали мы на год взрослей»

Педагог-психолог, классный руководитель

Май

6 класс

1.

Физическое развитие школьника и пути его совершенствования

Педагог-психолог, классный руководитель

Ноябрь

2.

Особенности подросткового возраста.

Педагог-психолог, классный руководитель

Март

3.

Итоги прошедшего учебного года

Педагог-психолог, классный руководитель

Май

7 класс

1.

Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.

Педагог-психолог, классный руководитель

Декабрь

2.

Роль семьи в развитии работоспособности ученика.

Педагог-психолог, классный руководитель

Март

3.

Итоги прошедшего учебного года

Педагог-психолог, классный руководитель

Май

8 класс

1.

Психологические и возрастные особенности подростка

Педагог-психолог, классный руководитель

Октябрь

2.

Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

Педагог-психолог, классный руководитель

Март

3.

Итоги прошедшего учебного года

Педагог-психолог, классный руководитель

Май

9 класс

1.

Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка

Педагог – психолог, классный руководитель

Январь

2.

Трудный ребенок. Какой он?

Педагог – психолог, классный руководитель

Февраль

10-11 класс

1.

Помощь ребёнку в подготовке к экзаменам

Педагог-психолог, классный руководитель

Ноябрь

Общешкольное родительское собрание «Психологическая служба в рамках школьного образования»

Участие в родительских собраниях по запросу учителей, воспитателей, администрации





Направления, тематика профилактических бесед с родителями


1. Профилактике самовольных уходов из дома и образовательного

учреждения:

- «Учимся быть терпимыми»;

- «Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения».

2.Профилактика систематических пропусков занятий:

- «Время кризиса. Переход из начального в среднее звено»;

- «Тяжело в ученье»;

- «Введение в школьную жизнь»;

- «С гордостью и тревогой».

3. Профилактика выявления фактов жестокого обращения с детьми:

- «Искусство наказывать и прощать»;

- «Воспитание без насилия».

4. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних:

- « Во что играют наши дети».

5. Профилактике употребления несовершеннолетними психоактивных веществ:

- «Как уберечь детей от беды»;

- «Профилактика вредных привычек у подростков».


Психологические классные часы (в течение года).

1.«Стресс в жизни человека» (9,10 кл.).

2.«Способы саморегуляции эмоционального состояния» (9-10 кл.).

3.«Формирование у уч-ся позитивного образа Я»(8 кл.)

4.«Чему может научить психология?» Притчи, афоризмы (6-7кл.).

5.Просмотр психологического фильма (9-10кл)


Тренинги для обучающихся (в течение года).

1.Тренинг «13 билет» (Подготовка к экзаменам) 9кл

2.Большая психологическая игра 9 кл.

3.Тренинг «Жить здорово!!!»

4.Тренинг для детей с компьютерной зависимостью

5.Тренинг для агрессивных детей

6.Тренинг «Развитие познавательных процессов у учащихся 2 класса».

7.Тренинг коммуникативных навыков




План работы стенда «Уголок психолога»


Месяц

Тема

Сентябрь

Адаптация дошкольников, учащихся 1-х, 5-х классов к особенностям обучения


Психологическая служба школы. Направления работы.

Октябрь

Суицид. Признаки, профилактика, раннее выявление.

Ноябрь

Родители и дети «стили воспитания»

Развитие памяти младших школьников

Декабрь

СДВГ и гиперактивность

Тревожность, симптомы, способы преодоления

Январь

Развитие мышления

Февраль

Особенности подросткового возраста

Особенности развития младших школьников

Март

Особенности воспитания ребенка с агрессивным поведением

Апрель

Формирование мотивации в учебной деятельности

Май

Итоги 2019-2020 учебного года





Литература


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.

  2. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.

  3. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.

  4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.

  5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.

  6. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.

  7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.

  8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.

  9. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.

  10. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.

  11. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  12. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.

  13. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.

  14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.

  15. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.

  16. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.

  17. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.

  18. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.

  19. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.

  20. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.

  21. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.

  22. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

  23. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.

  24. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.

  25. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.

  26. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.

  27. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

  28. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.

  29. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.

  30. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.

  31. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.

  32. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.

  33. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.

  34. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.

  35. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.

  36. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.

  37. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.

  38. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  39. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.

  40. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.

  41. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.

  42. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.

  43. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.

  44. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.

  45. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.

  46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

  47. Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.

  48. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.

  49. Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.

  50. Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.

  51. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.

  52. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

  53. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.

  54. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.

  55. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.

  56. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.

  57. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.

  58. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.

  59. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

  60. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!