Хоружий Алексей Николаевич,
учитель информатики
ГОУ ЛНР «Брянковская гимназия»
Урок информатики в 7 классе
Тема: Персональный компьютер.
Цель:
- дать понятие о типичной архитектуре персонального компьютера, назначение структурных компонентов персонального компьютера;
- привести примеры устройств ввода, вывода, хранения и обработки информации;
- способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса изучения предмета;
- развивать аккуратного и бережного отношения к техническим средствам.
Оборудование и материалы: презентация к уроку, кроссворд, учебник «Информатика 7 класс»
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
Игра «Лови ошибку»
Учитель зачитывает определение, где допущена ошибка. Задача: определить эту ошибку.
- Информационной системой называют совокупность взаимосвязанных средств, осуществляющих работу компьютера (хранение и обработку информации).
- Информационная технология - это технология организации работы компьютера (информационной системы или взаимодействия нескольких информационных систем).
- Информатика - область человеческой деятельности, связанная с осуществлением информационных процессов (с помощью компьютерных средств).
- Информатика - это получение, обработка, подача и хранения информации. (Совокупность наук, связанных с получением, обработкой, представлением и хранением информации)
- Информационная культура - проявление культуры личности в сфере написания программ (использование информационных технологий).
- информационная компетентность - совокупность знаний, навыков и умений, необходимых для работы за компьютером (эффективного использования компьютерных информационных технологий и систем).
- Программное обеспечение - программа (информация), что определяет поведение информационной системы.
- Аппаратное обеспечение - комплекс программных (технических) средств, необходимых для функционирования информационной системы
III. Изучение нового материала.
1) Мотивация учебной деятельности
Вряд ли среди вас найдется человек, который ни разу не видела компьютера, и все ли знают, что у него внутри, и могут рассказать, на каких принципах основывается его работа?
Представьте себе, что вы решили приобрести себе компьютер. Ваши действия?
Приглашать человека, который хорошо разбиралась в компьютерах сейчас стоит денег. А можете ли вы сами определить технические характеристики компьютера?
Вот например, вам в магазине предложили компьютеры со следующими характеристиками:
2GHg CPU \ 512 MB RAM \ 100 GB HDD \ TFT 17 "-19" \ FDD \ DVD-R \ RW
3GHg CPU (Intel Centrino DUO) \ 2-4 GB RAM \ 200 GB HDD \ 17 "\ FDD \ DVD-R \ RW
3GHg CPU (Intel Centrino DUO или более) \ 4 MB RAM \ 500 GB HDD \ TFT 19 "\ FDD \ DVD-R \ RW
Вы сможете выбрать компьютер?
2. Объявление темы и цели урока
Сегодня мы с вами вспомним те знания, которые получили в предыдущие годы изучения информатики и дополним их новыми по теме «Персональный компьютер. Классификация и назначение аппаратных средств: устройств ввода, вывода, хранения и обработки информации. Программное обеспечение компьютера
».
3) Актуализация базовых знаний по теме «Основные устройства компьютера»
Игра «Определи устройство»
По описанию и назначению устройств компьютера определите их названия:
- к нему подключают основные компоненты: устройства ввода-вывода и дополнительные устройства;
- предназначен для обработки данных и управления работой всех остальных устройств компьютера;
- на ней содержатся разъемы (слоты) для установки процессора, модулей памяти, видеокарты, подключение накопителей, клавиатуры, мышки, сканера и т.д., а также контроллеры - микросхемы, которые используются для управления работой этих устройств;
- устройства, позволяющие вводить в компьютер изображения с бумаги или другой плоской поверхности. С помощью специальных программ эти устройства дают возможность распознавать текст в введенном рисунке;
- устройство для обмена данными с другими компьютерами через телефонную сеть.
Определите названия изображенных на рисунке устройств компьютера и их назначение.
Назовите устройства, входят в обязательный комплект ПК.
4) Изучение нового материала
Термин «компьютер» первоначально означал человека, который выполняет вычисления. Сейчас так называют машины, хотя современные компьютеры выполняют много задач, непосредственно не связанных с математикой.
Компьютер - программируемое электронное устройство, которое принимает данные, обрабатывает их, отображает результаты в виде информационных сообщений и при необходимости сохраняет данные для их дальнейшего использования.
Возможность использования указанных процессов является основным свойством компьютеров. Однако каждый из них выполняет все четыре процесса.
- Типичная архитектура персонального компьютера.
Джон фон Нейман (1903-1957)
Используя идеи Бэббиджа, в 1946 году этот американский математик сформулировал общие принципы, по построению компьютера, чтобы он был универсальным и эффективным устройством для выполнения вычислений и логических операций.
Работа фон Неймановской машины основывается на следующих принципах:
• Информация кодируется в двоичной форме и делится на порции, которые называют словами.
• Алгоритм, по которому должен действовать машина, подается как последовательность управляющих слов, которые называют командами.
• Совокупность команд, для кодировки алгоритма, называется программой. Программы и данные хранятся в одной памяти.
• Структурно память состоит из пронумерованных ячеек.
• Арифметические и логические операции выполняет АЛУ, а какие именно это операции - определяет устройство управления.
• Устройство управления и АЛУ обычно объединяют в один, называют центральным процессором.
• Центральный процессор читает команды из памяти и определяет, какие действия следует выполнять. Обработка информации в соответствии с алгоритмом сводится к последовательному выполнению команд в порядке, однозначно определенном программой.
- Классификация и назначение аппаратных средств: устройств ввода, вывода, хранения и обработки информации.
Давайте вспомним, какие устройства ввода и вывода информации вы знаете?
Дайте характеристику каждому из них.
IV. Практическая работа.
1) Правила техники безопасности при работе на компьютере.
Пришло время непосредственной работы за компьютером и вспомнить правила, которые нужно соблюдать во время работы в кабинете информатики.
«Опрос цепочкой»
2) Работа с пользовательским интерфейсом и объектами файловой системы.
Практическая работа № 1.
V. Итог урока.
1) Разгадать кроссворд
2) Оценивание учеников
VI. Домашнее задание. Учебник: параграф 2.2. Сделать доклад на тему «Принтеры» и «Видеосистема компьютера»