СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- игра позволяет обобщить и систематизировать знания обучающихся, полученные при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Периодический закон и периодическая система 9 класс»




Тип урока Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)


Вид урока: Урок - игра

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся, полученные при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

Задачи:

  • Образовательные:

- обобщить знания обучающихся об основных свойствах элементов и образуемых ими простых и сложных веществ

- закрепить материал по теме

- выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

  • Развивающие:

-развивать речевые навыки, наблюдение и умение делать выводы

-развивать интерес к предмету

-развивать общеучебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике)

- развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление

  • Воспитательные:

- воспитывать коллективизм, патриотизм, проводить рефлексию собственной деятельности.

Планируемые результаты:

  1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

   2)Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией;

      3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

     4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.

Формы обучения: фронтальная, работа в группах.

Образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения.

Оборудование: Компьютер, проектор, периодическая система химических элементов, портрет Д.И.Менделеева, оценочные листы, виртуальная лаборатория.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. Актуализация знаний, умений, навыков.

  4. Обобщение и систематизация понятий.

  5. Выставление оценок.

  6. Информация о домашнем задании.

  7. Рефлексия.

  8. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

Слайд №1

Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает.

Д.И.Менделеев

I. Организационный момент

II. Целеполагание и мотивация

Добрый день ребята. Посмотрите высказывание Д.И. Менделеева о периодическом законе: “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает”. Как вы можете объяснить эти слова.

Слайд №2



2019 год объявлен во всём мире годом периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. 6 февраля 2019 года в Москве в РАН состоялось торжественное открытие года периодической системы в России. Посвящен этот год круглой дате, о которой мы сегодня поговорим более подробно.

Класс делится на 2 команды.

Разминка: За каждый правильный ответ по 1 баллу.

1.В каком году Д.И.Менделеев открыл периодический закон? Какую дату мы отметим в этом году?

Слайд №3

2. Какие достижения в науке химии были известны к этому времени?

3. Какую величину Менделеев взял за основу при создании периодической таблицы? Почему именно эту величину?

4. В чём проявляется периодичность в изменении свойств элементов и образованных ими веществ?

5. Почему существует несколько формулировок периодического закона?

6. Каково значение периодического закона для развития науки?

7. Назовите имена учёных в честь которых были названы химические элементы в периодической таблице?

8. Почему в созданной Менделеевым таблице оставались свободные клетки?

Конкурс 2 Узнай элемент:

1. Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе? (Водород).

2. Какой элемент всегда рад? (Радон).

3. Какой неметалл является лесом? (Бор).

4. Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества «рождать»? (углерод, водород, кислород).

5. От какого металла нужно убрать две буквы, чтобы получилась известная кость скелета животного или человека? (Серебро).

6. Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний).



Конкурс 3 Разгадай кроссворд.

Разгадав кроссворд вы узнаете название города, в котором родился Д.И.Менеделеев. ( За каждое угаданное слово команда получает по одному баллу)

  1. Способность соединения проявлять кислотные и основные свойства

  2. 35 элемент в таблице

  3. Распространенный сплав для литья скульптур

  4. Горизонтальный ряд элементов в таблице Менделеева

  5. Притягивается к магниту

  6. Малоактивный металл

  7. Бинарное соединение

  8. Наименьшая частица вещества, обладающая его свойствами



Слайд 4

1. а

м

ф

о

т

е

р

н

о

с

т

ь

2.б

р

о

м

3.б

р

о

н

з

а

4 п

е

р

и

о

д

5.ж

е

л

е

з

о

6.м

е

д

ь

7.о

к

с

и

д

8.м

о

л

е

к

у

л

а



Конкурс 4 Конкурс синквейнов

Каждая команда получает задание составить синквейн про любой химический элемент.

Ребята, вы очень много слышали на уроках биологии, географии, в повседневной жизни о практической значимости элементов. В крови у человека найдено 76 элементов, из них 62-металлы. Все элементы очень важны, проблемы со здоровьем возникают как при их недостатке, так и при их избытке в организме. Посмотрите на формулу элементного состава человека.

Слайд 5

Н375. 000.000 О 132. 000.000 С 85,700/000 N 6.430.000

Ca 1.500.000 P 1.020.000 S 206.000 Na 183.000

K 177/000 Cl 127.000 Mg 40.000 Si 38.600

Fe 2.68 Zn 2.110 Cu 76 I 14

Mn 13 F 13 Cr7 Se 4 Mo 3 Co1

Конкурс 5

Подумайте, какие элементы являются макроэлементами и почему?

Какие микроэлементами? Ответ запишите на листах.

Конкурс 6 Проведение качественного анализа

Вы знаете, что при отдаче или принятии электронов атомы химических элементов превращаются в ионы, которые мы должны уметь распознавать с помощью качественных реакций.

Используя виртуальную лабораторию, распознайте

Ионы Cl H +

Объясните, где возможно составьте уравнение реакции

Посмотрите фрагмент фильма о Д.И.Менделеве. (3 мин) и ответьте на проблемные вопросы.

https://www.youtube.com/channel/UCS1h9Z3AwuXo4eAsQRZx1Gg?feature=embeds_subscribe_title



Конкурс 7 Проблемные вопросы

Все ученые, которые занимались поисками естественной классификации химических элементов, находились в равных условиях, имели одни и те же предпосылки. Почему же ни одному из них, кроме Д.И.Менделеева, не удалось открыть периодический закон?



Одно из важных значений периодического закона это предвидение новых, еще не открытых элементов и прогнозирование их свойств. Швед Нильсон, открывший в 1879 году скандий (экабор) прислал Менделееву в подарок немного нового металла, а немец Винклер, открывший предсказанный Менделеевым германий (экасилициум), восторженно писал: «…периодичность элементов уже не гипотеза, а факт, и химическое исследование сделало, таким образом, новый, неисчислимо важный шаг в царство познания». Группа американских химиков во главе с Т.Сиборгом в 1955 году получила новый,101 элемент, который назвала в честь величайшего русского химика «менделевий». А какие еще химические элементы связаны своими названиями с нашей Родиной – Россией?



Домашнее задание. Найдите информацию о последних полученных в лаборатории г. Дубна химических элементах.



Рефлексия

Какие Ваши личные качества помогли Вам работать в команде?

Какие качества Вам помешали?

Оцените работу каждого в своей группе в оценочном листе.

Домашнее задание; Параграф 1-3

Подведение итогов.


Просмотр содержимого документа
«методические комментарии к занятию»

Методический комментарий к методической разработке урока по теме « Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

Учитель: Сысоенкова Ирина Ивановна

Класс 9

Предмет: Химия

Тип урока по ФГОС Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)


Вид урока: Урок - игра

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

Задачи:

  • Образовательные:

- обобщить знания обучающихся об основных свойствах элементов и образуемых ими простых и сложных веществ

- закрепить материал по теме

- выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

  • Развивающие:

-развивать речевые навыки, наблюдение и умение делать выводы

-развивать интерес к предмету

-развивать общеучебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике)

- развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление

  • Воспитательные:

- воспитывать коллективизм, патриотизм, проводить рефлексию собственной деятельности.

Планируемые результаты:

  1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

   2)Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией;

      3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

     4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.

Поддержанию хорошей работоспособности обучающихся в течение урока, способствовала смена видов деятельности и форм работы.

Виды деятельности и формы работы на уроке: фронтальная, работа в группах, практическая работа; творческая работа.

Образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения.

Для повышения качества образования обучающихся использовалось следующее оборудование и средства обучения:

Компьютер, проектор, периодическая система химических элементов, портрет Д.И.Менделеева, оценочные листы, виртуальная лаборатория

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. Актуализация знаний, умений, навыков.

  4. Обобщение и систематизация понятий.

  5. Выставление оценок.

  6. Информация о домашнем задании.

  7. Рефлексия.

  8. Подведение итогов.

Урок начался с организационного момента, целью которого было позитивно настроить детей на работу. Актуализация знаний позволяет обучающимся сформулировать цель урока. В ходе анализа высказывания была поставлена задача для дальнейшей работы на уроке и самостоятельного определения темы урока. Эта проблемная ситуация помогает обучающимся активно включиться в работу и заинтересовать их.

Так как в классах обучаются разноуровневые дети, то были использованы различные методы обучения:

    1. Словесные (беседа,);

    2. Наглядные (презентация);

    3. Практические (работа с виртуальной лабораторией, решение проблемных задач).

Для  повышения учебной мотивации, развития познавательной активности обучающихся, была использована компьютерная презентация, загадки и самостоятельная  работа в группах. Так же мотивацию обучающихся повышают такие новые формы как работа по составлению синквейнов и работа с виртуальной лабораторией. Учитывая  психологические и возрастные особенности детей старшего школьного возраста, в урок были включены здоровьесберегающие технологии: игровые моменты.

На уроке решались воспитательные задачи: отношения в классном коллективе, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну (демонстрация фрагмента фильма о Д.И.Менделееве).

Целью работы в  группах является формирование у обучающихся коммуникативной грамотности, которая поможет им  в дальнейшем успешно обучаться, сотрудничать друг с другом. Для расширения кругозора на уроке использовалась межпредметная связь (связь с географией, физикой, биологией), что послужило опять же для формирования целостного представления о мире (задания о микро и макроэлементах).

Уровень самостоятельного мышления обучающихся, их познавательная активность, уровень усвоения и обобщения материала проявляются в ходе проведения различных конкурсов.

Качественную оценку деятельности обучающихся делают сами обучающиеся в конце урока в ходе рефлексии. (Какие Ваши личные качества помогли Вам работать в команде? Какие качества Вам помешали?) и в конце подведение итогов (самооценка в оценочных листах), что послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности.

В контексте даннного урока соблюдаются все требования к современному уроку по ФГОС

  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

  • Осуществляется практический, деятельностный подход.

  • Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.



































































































5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!