СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Период правления Ивана IV Грозного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Период правления Ивана IV Грозного»

Тест 1.4.1. Иван III и Иван IV

Начало формы

1. Первое общегосударственное ограничение свободного перехода крестьян к другому землевладельцу произошло вследствие принятия

  

 1) 

«Указа о заповедных летах»

  

 2) 

Судебника 1497 г.

  

 3) 

Судебника 1550 г.

  

 4) 

Соборного Уложения 1649 г.


Конец формы


Начало формы

2. Какое из перечисленных событий произошло позже всех других?

  

 1) 

Куликовская битва

  

 2) 

набег хана Тохтамыша на Москву

  

 3) 

«великое стояние» на р. Угре

  

 4) 

сражение на р. Калке


Конец формы


Начало формы

3. В результате военной реформы XVI в. в России появились

  

 1) 

рекруты

  

 2) 

стрельцы

  

 3) 

драгуны

  

 4) 

гвардейцы


Конец формы


Начало формы



Начало формы

Конец формы




Начало формы

5. В чье правление был принят Судебник – первый свод законов единого Русского государства?

  

 1) 

Дмитрия Донского

  

 2) 

Ивана III

  

 3) 

Александра Невского

  

 4) 

Ивана IV


Конец формы


Начало формы

6. Какое имя в приведенном ряду имен связано с княжением Ивана III?

  

 1) 

Сергий Радонежский

  

 2) 

Аристотель Фиораванти

  

 3) 

Алексей Адашев

  

 4) 

Андрей Курбский


Конец формы





Начало формы

7. Установите соответствие между терминами и временем их появления.


  

ТЕРМИНЫ

 

ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ

1) 

вира

2) 

баскаки

3) 

приказы

4) 

стрельцы


   

А) 

XIII в.

Б) 

XI в.

В) 

XVI в.

Г) 

XV в.

Д) 

XIV в.




Конец формы


Начало формы

8. В XV – XVI вв. Боярская дума была

  

 1) 

высшим совещательным органом при великом князе

  

 2) 

высшим законодательным органом

  

 3) 

органом, ведавшим дворцовым хозяйством

  

 4) 

органом, составлявшим свод бытовых и нравственных правил


Конец формы



Начало формы

Конец формы



9. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, как назывался характеризуемый в нем порядок служебных отношений в Московском государстве XV – XVI вв.

«В Москве XVI века при замещении высших должностей служилыми людьми соображались не с личными качествами назначаемых, а с относительными служебными значениями фамилий… Каждая родословная фамилия и каждое отдельное лицо такой фамилии занимали определенное и постоянное положение среди других фамилий и отдельных лиц… Иерархическое отношение между лицами не устанавливалось при их назначении на должности по усмотрению назначившей их власти, а заранее указывалось помимо нее фамильным положением назначаемых».

  

 1) 

кормлением

  

 2) 

местничеством

  

 3) 

выслугой

  

 4) 

рекрутчиной


Начало формы


Конец формы





Начало формы

10. Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «1».

 


Конец формы



Начало формы

11. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

Город, обозначенный на схеме цифрой «2», был основан российскими землепроходцами.

  

 2) 

Поход по маршруту, обозначенному в легенде схемы цифрой «5», возглавлял Ермак Тимофеевич.

  

 3) 

Покровский собор что на Рву (храм Василия Блаженного) был возведён
в Москве в честь успешного завершения похода, маршрут которого обозначен в легенде схемы цифрой «4».

  

 4) 

Город, обозначенный на схеме цифрой «3», был присоединён
к Российскому государству в период правления того же монарха, при котором произошли походы, обозначенные на схеме стрелками.

  

 5) 

На схеме обозначена и подписана река, по которой в древности проходил торговый путь, связывавший Русь со странами арабского Востока.

  

 6) 

На схеме обозначен город, явившийся отправной точкой путешествия,
описанного в «Хождении за три моря».


Конец формы



Начало формы

12. На схеме обозначена и подписана река, название которой было изменено
в результате народного восстания 1773–1775 гг. Укажите современное название реки.

 


Конец формы



Начало формы

13. Заполните пропуск в предложении: «Территория, обозначенная на схеме штриховкой, вошла в состав Российского государства в середине _____________________ в.» Ответ запишите словом.

Конец формы




14. Из сочинения французского историка Анри Труайя.

«...Царь... отстраняет от власти Глинских, против которых выступает народ... Заменить их он решает советом из представителей «людей государственных» и духовенства, известных своей мудростью, уравновешенностью и преданностью. Среди них — митрополит Московский Макарий, оправившийся после произошедшего с ним, Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский... Главные роли играют здесь двое — митрополит Макарий, самый просвещенный человек на Руси, и протопоп Сильвестр, который осмеливается говорить с царём как с простым грешником. Этот священник низкого происхождения имеет на государя такое влияние, угрожая ему карой небесной, что вскоре на него возлагается управление делами церковными и гражданскими. Всё проходит через него, и каждый должен полагаться на его компетентность. При нем проявляется Алексей Адашев — молодой боярин, прекрасный военный, с интересной внешностью и острым умом. Недавно он был всего лишь постельничим. Теперь, по воле царя и благословению Макария и Сильвестра, становится советником и доверенным лицом царя. Летописцы называют его «ангелом» и хвалят за чистоту намерений и чувствительность; «имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, основательный и бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод, а для пользы Отечества».

С1. Укажите, как назывался орган государственного управления, о котором идёт речь в источнике. Кто стоял во главе государства в это время? Назовите хронологические рамки его правления.

С2. Назовите не менее трёх основных реформ данного органа управления. В какие годы они осуществлялись?

С3. Какие исторические личности (укажите не менее трёх фамилий) вошли в состав указанного органа управления? Приведите не менее трёх личных качеств, которые были основанием для их избрания на высокие должности.



15. Из воспоминаний иностранного дипломата

«Вся страна, находясь теперь под правлением одного государя, заключает в себе следующие главные княжества, или области: Владимирскую (которая занимает первое место в титуле царей, потому что дом их происходит от князей этой области), Московскую, Нижегородскую, Псковскую, Смоленскую, Новгорода Великого и др. Это коренные области, принадлежащие России, но они гораздо более и обширнее английских графств, хотя менее населены. Прочие области и земли, завоёванные русскими царями и присоединённые ими недавно к другим владениям, суть следующие: Тверская, Пермская, Вятская, Черниговская и др. со значительной частью Сибири, коих жители хотя и некоренные русские, однако повинуются русскому царю, управляются законами его земли и платят подати и налоги наравне с его собственным народом. Сверх того, ему подвластны царства Казанское и Астраханское, недавно завоёванные. Что же касается до всех владений его в Литве (коих до 30 значительных городов и более) с Нарвою и Дерптом в Ливонии, то они совсем утрачены, будучи отняты в последние годы королями польским и шведским.

Царский дом в России имеет прозвание Белого. Название это (как предполагают) происходит от королей венгерских, и это кажется тем вероятнее, что короли венгерские некогда действительно так назывались.

Главные государи этого дома, увеличившие силу его и распространившие владения, были три последние, занимавшие престол до вступления на него нынешнего государя, а именно: Иван, Василий и Иван, отец теперешнего царя. Из них Василий, отец Ивана и дед нынешнего государя, первый принял титул и название царя, тогда как прежде они довольствовались титулом великих князей московских. Кроме нынешнего государя, у которого нет детей, есть ещё один только член этого дома, именно дитя шести или семи лет, в котором заключается вся надежда и всё будущее поколение царского рода. Он содержится в отдалённом месте от Москвы под надзором матери и родственников из дома Нагих, но (как слышно) жизнь его находится в опасности от покушений тех, которые простирают свои виды на обладание престолом в случае бездетной смерти царя».



Начало формы

1) Назовите русского царя, в годы правления которого были написаны эти воспоминания. Назовите его предшественника на троне. Назовите упоминаемого в тексте возможного малолетнего наследника.

Конец формы



Начало формы

2) Как автор объясняет тот факт, что Владимирское княжество занимает первое место в титуле царей? Какое «прозвание», по мнению автора, имеет царский дом в России? Как он объясняет происхождение этого названия?

Конец формы



Начало формы

3) Укажите упоминаемую в тексте войну с участием Польши и Швеции. Укажите любые два условия договоров, заключённых по результатам этой войны.

Конец формы


16. Из сочинения французского историка Анри Труайя.

«В московском Кремле случилось странное, небывалое событие. Раз в конце 1564 г. там появилось множество саней. Царь, ничего никому не говоря, собрался со всей своей семьей и с некоторыми придворными куда- то в дальний путь, захватил с собой утварь, иконы и кресты, платье и всю свою казну и выехал из столицы. Видно было, что это не обычная богомольная, не увеселительная поездка царя, а целое переселение. Москва оставалась в недоумении, не догадываясь, что задумал хозяин. Побывав у Троицы, царь со всем багажом остановился в Александровской слободе.... Отсюда через месяц по отъезде царь прислал в Москву две грамоты. В одной, описав беззакония боярского правления в свое малолетство, он клал свой государев гнев на всё духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всем православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их, ходатайствуя за них пред государем. И вот царь, гласила грамота, «от великой жалости сердца», не стерпев всех этих измен, покинул свое царство и пошел поселиться где-нибудь, где ему Бог укажет. Это — как будто отречение от престола с целью испытать силу своей власти в народе. Московскому простонародью, купцам и всем тяглым людям столицы царь прислал другую грамоту, которую им прочитали всенародно на площади. Здесь царь писал, чтобы они сомнения не держали, что царской опалы и гнева на них нет. Всё замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли. В смятении и ужасе город завопил, прося митрополита, епископов и бояр ехать в слободу, бить челом государю, чтобы он не покидал государства. ... В слободу отправилась депутация из высшего духовенства, бояр и приказных людей.... Царь принял земское челобитье, согласился воротиться на царство, «паки взять свои государства», но на условиях, которые обещал объявить после. Через несколько времени, в феврале 1565 г., царь торжественно воротился в столицу и созвал Государственный совет из бояр и высшего духовенства... В совете он предложил условия, на которых принимал обратно брошенную им власть. Условия эти состояли в том, чтобы ему на изменников своих и ослушников опалы класть, а иных и казнить, имущество их брать на себя в казну, чтобы духовенство, бояре и приказные люди всё это положили на его государевой воле, ему в том не мешали».

С1. Назовите имя царя, о котором идёт речь в документе. Как назывался порядок, введенный в результате описанных в документе событий?

С2. Что царь ставил в вину боярам, духовенству, служилым и приказным людям? Приведите не менее трёх положений.

С3. На основе текста и знаний по истории назовите не менее трёх основных черт установленного в результате описанных событий порядка.

17. Из записок иностранца, современника событий

«Крымский царь Девлет-Гирей приказал запалить слободы
и подгородные монастыри, отсюда огонь перекинулся на весь город Москву и Кремль. Прекратился звон колоколов. Все колокола расплавились и стекли в землю. Никто не мог спастись от этого пожара. После пожара ничего 
не осталось в городе.

Так осуществились пожелания земских и угроза великого князя. Земские желали, чтобы этот двор сгорел, а великий князь грозился земским, что 
он устроит им такой пожар, что они не сумеют его потушить. Великий князь рассчитывал, что и дальше он будет играть с земскими так же, как начал. Он хотел искоренить неправду правителей и приказных страны, а у тех, кто 
не служил его предкам верой и правдой, не должно было оставаться в стране ни роду, ни племени. Он хотел устроить так, чтобы новые правители, которых он посадит, судили бы по судебникам без подарков, дач и приносов. Земские господа вздумали этому противиться и препятствовать и желали, чтобы двор сгорел, чтобы опричнине пришёл конец, а великий князь управлял бы по их воле и пожеланиям. Тогда всемогущий Бог послал эту кару, которая приключилась через посредство крымского царя Девлет-Гирея.

С этим пришёл опричнине конец, и никто не смел поминать опричнину под следующей угрозой: виновного обнажали по пояс и били кнутом 
на торгу. Опричники должны были возвратить земским их вотчины. И все земские, кто только оставался ещё в живых, получили обратно свои вотчины.

Хотя всемогущий Бог и наказал Русскую землю так тяжко и жестоко, что никто и описать не сумеет, всё же нынешний великий князь достиг того, что по всей Русской земле, по всей его державе – одна вера, один вес, одна мера! Только он один и правит! Всё, что ни прикажет он, всё исполнится 
и всё, что запретит, действительно остаётся под запретом. Никто ему 
не перечит: ни духовные, ни миряне».



Начало формы

1) Укажите десятилетие, в которое происходили описываемые события. Назовите великого князя, о котором идёт речь в отрывке. Назовите государство, правителем которого был упоминаемый в тексте Девлет-Гирей.

Конец формы



Начало формы

2) Укажите любые две задачи, которые, по мнению автора, великий князь пытался решить с помощью опричной политики. Укажите одно любое последствие опричной политики, названное автором.

Конец формы



Начало формы

3) Укажите название неофициального совещательного органа, оказавшего большое влияние на политику упоминаемого в отрывке великого князя
в первые годы его самостоятельного правления. Укажите любые две реформы, которые были проведены в период существования данного органа.

Конец формы



18. Назовите не менее трех реформ Избранной Рады. В чем заключалось их значение? Укажите не менее трех положений.


19. Назовите не менее трех черт социально-экономического кризиса в стране, наступившего к концу правления Ивана IV Грозного. Каковы были его причины? Укажите не менее двух причин.


20. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. После смерти Елены Глинской начинается ожесточенная борьба боярских родов за власть, которая длилась до достижения Иваном IV совершеннолетия. Укажите хронологические рамки «боярского правления». Почему в России установилось «боярское правление»? Назовите не менее двух причин. Какие последствия оно имело? Назовите не менее трех последствий.


21. Сравните систему управления Русским государством в начале XVI в. и в 1580-х гг. . Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).


22. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В начале своего царствования Иван IV осуществил ряд реформ и мероприятий, стимулирующих экономическое развитие государства. Однако в 1565 г. Царь резко изменил внутреннюю политику. Каковы были причины изменения внутренней политики Ивана Грозного? (Укажите не менее двух положений). Каковы были экономические последствия этой политики?(Укажите не менее двух последствий).


23. Некоторые историки считали главной целью опричной политики Ивана Грозного борьбу с крупным боярством – противником централизации государства. Какое другое суждение о сущности опричной политики Ивана Грозного вы знаете? Какое суждение вы считаете более убедительным? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранное вами суждение.


24. Ниже приведены две точки зрения на опричную политику Ивана Грозного: 1.Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоев населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.

2.Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалась террором и произволом. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений. Которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


25. Вы­ска­зы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щая оцен­ка го­су­дар­ствен­ной де­я­тель­но­сти Ивана Гроз­но­го в пе­ри­од оприч­ни­ны:

«Оприч­ная по­ли­ти­ка, про­во­ди­мая Ива­ном Гроз­ным, спо­соб­ство­ва­ла даль­ней­ше­му объ­еди­не­нию рус­ских зе­мель и от­ве­ча­ла ин­те­ре­сам ши­ро­ких слоёв на­се­ле­ния, стра­дав­ших от про­из­во­ла бо­яр­ской ари­сто­кра­тии».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те не менее двух ар­гу­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и не менее двух ар­гу­мен­тов, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...


26. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Оприч­ная по­ли­ти­ка Ивана Гроз­но­го спо­соб­ство­ва­ла укреп­ле­нию рос­сий­ско­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...


27. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской

науке.

«Мос­ков­ское го­су­дар­ство в се­ре­ди­не XVI в. было цен­тра­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …


28. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Внешняя политика Ивана IV была неуспешной, подорвала позиции русского государства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте

исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …


29. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1533– 1584 гг.; 2) 1689–1725 гг.; 3) июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей 
в этих событиях (явлениях, процессах);

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!