СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

Просмотр содержимого документа
««Период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов»»


«Период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов»

ости, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.

Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Условно адаптационный период можно разделить на 3 этапа:

• подготовительный (май, июнь, август);

• собственно адаптационный (сентябрь-октябрь);

• постадаптационный или аналитический (октябрь-ноябрь)

Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Каковы же задачи адаптационного периода?

Для первоклассников:

- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник);

- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

- подготовить родителей к новой роли - родителя школьника.

В пятых классах следует обратить внимание на:

- адаптацию к «разноголосице» требований учителей;

- введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);

- выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на поло-ролевое взаимодействие;

- принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.

В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:

- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;

- принятие новичков в коллектив;

- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;

- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Прогнозируемый результат выполнения программы адаптации:

  • Сформированность у первоклассников и пятиклассников психологических свойств и умений, необходимых для успешного развития, обучения и общения на соответствующем этапе обучения.

  • Сформированность у педагогов и родителей навыков психологического мониторинга, потребности в рефлексии.


Динамика адаптационного периода.


Адаптация первоклассников.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому во время адаптационного периода, учитель, прежде всего, ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества (например, 1-го класса «А»). Обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего это можно достичь.

Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

  1. Несформированность «внутренней позиции школьника».

  2. Слабое развитие произвольности.

  3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.

  4. Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.

  5. Общение с учителем.

  6. Принятие учебной задачи.

  7. Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.

  8. Отношение к себе.

  9. Завышенные требования со стороны родителей

  10. Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.

  11. Соматически ослабленные дети.

  12. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).

  13. Леворукие.

  14. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Время проведения диагностик: 1 четверть.

Цель: изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.

Программа исследования адаптации первоклассников состоит из следующих методик:

1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

3. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.

4. Карта наблюдения за процессом адаптации учащихся 1-х классов.

В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально–волевой сферы и положение в классе. Эти сведения могут быть дополнительными для оценки адаптации ребенка в школе.

5. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики". (О.А. Ореховой). Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

6. Опрос родителей. Опрос проводился путем раздачи текста опросника родителям и последующим сбором заполненных ответов.  Источник анкеты:  Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.

7. Беседа с учителем о адаптации первоклассников.

Беседа проводилась с учителем, который вёл занятия в период исследования адаптации первоклассников. На основе полученных данных заполнялись карты наблюдения за процессом адаптации учащихся 1-х классов.

8. Отмечались особенности поведения ребёнка во время исследования.

9. Рисуночная методика «Рисунок человека» — позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.

10.Анкета по адаптации для учителя первого класса. Учителем выставляются баллы от 0 до 5 по семи шкалам. Результаты обрабатывает психолог.

Работа по профилактике дезадаптации будущих первоклассников начинается с подготовительных курсов, которые дети начинают посещать за год до поступления в школу (с октября по май, по вторникам и четвергам). Учителя совместно с психологом проводят занятия, направленные на изучение особенностей ребенка и на готовность к обучению в школе в виде диагностических уроков. По результатам диагностики даются рекомендации родителям по подготовке ребенка к обучению в школе.

Начиная с сентября, ведется наблюдение за поведением первоклассников на уроках и во внеурочное время (перемены и внеклассные мероприятия). Контроль за адаптацией первоклассников производиться при помощи комплексного психолого-педагогического исследования, которое включает:

  • Экспертную оценку педагогами адаптированности первоклассников (карта наблюдения).

  • Анкетирование родителей.

  • Психодиагностическая работа с учащимися (скрининг): изучение самочувствия и настроения первоклассников в школе (методики «Градусник» и «Домики»), самооценка (методика «Лесенка») и тревожность.

Следующий психодиагностический срез планирую провести в апреле, что позволит уточнить эффективность адаптации первоклассников.

Общий вывод:

В целом адаптация первоклассников проходит нормально.

В целом у большинства детей в школе преобладает хорошее настроение, положительные эмоции, наблюдается позитивная самооценка. Детям нравиться учиться и ходить в школу, хотя не все из них осознают цели и важность учения, многих школа привлекает внешней стороной.

Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребенка, но и новый вид деятельности – учебная деятельность – возникает не сразу. 

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.

От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе. Как правило, учитель для ученика – высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающим их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче – дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.

С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма и длится от нескольких недель до года. А в некоторых случаях и дольше и требует серьезного вмешательства.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: "Я УЖЕ УЧЕНИК!", готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т. п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.

Рекомендации

Классному руководителю

1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е.

·    своевременную смену видов деятельности;

·   не давать задания, требующие монотонных движений;

·   отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.

2. Обратить учителю внимание на процесс принятия учебной задачи обучающимися, задействовать все способы принятия информации (зрительно, на слух, тактильно), делать акцент на моменте объяснения задачи. Давать задания для самостоятельного выполнения

3. На физминутках можно задействовать пространственную ориентировку (право-лево, вверх- вниз), а также развивать эту функцию во время письменных заданий

4.проводить беседы о школьных правилах, необходимости учёбы, о требованиях к ученику


Адаптация пятиклассников.

Подготовка к адаптации будущих пятиклассников начинается еще во время обучения учащихся в 4 классе и включает в себя следующие мероприятия:

Наблюдение за учащимися во время уроков и во внеурочное время (перемены и внеклассные мероприятия).

Психодиагностика учащихся (скрининг): интеллектуальное развитие, индивидуальные особенности.

При необходимости (исходя из результатов диагностики учащихся) проводится коррекционно-развивающая работа с учащимися, недостаточно готовыми к переходу в 5-ый класс.

Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он хорошо умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Может наблюдаться усиление страха не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.

Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.


Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

  • много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

  • непривычное расписание (новый режим);

  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

  • новые дети в классе (или я сам в новом классе);

  • новый классный руководитель;

  • в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;

  • проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

С пятиклассниками работа строится по той же схеме, что и с первоклассниками:

Для анализа уровня адаптации учащихся была проведена следующая работа:

- Психологическая диагностика.

-Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

-Изучение уровня и характера тревожности связанной со школой у детей (методика Филлипса)

- опросник Учебная мотивация

-Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся методика «цветные письма»

-Экспресс методика «выявление тревожности у обучающихся в период адаптации»

-Карта наблюдения за процессом адаптации учащихся 5-х классов

-Карта психологического изучения ребёнка

-Карта наблюдения за учащимся


По данным диагностики ситуация адаптации вызывает у пятиклассников среднюю тревожность, как школьную, так и личностную.

Трудности и страхи в отношениях с учителями. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

В 5 классе новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.

Повторную диагностику адаптации пятиклассников планирую провести в марте - апреле.

«Из начальной школы в основную».

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для учителей.

Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными.

Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в основную школу.

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса:

учащихся, учителях, родителях, администрации школы, специалистах психолого- педагогической службы.

  Рекомендации учителям, работающих в 5 классах

1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника:

- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

- правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: 

начинать урок со звонком;

готовиться к уроку на перемене;

прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; 

поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;

отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.

4.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

5.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо
прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

6.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть
с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.

7.На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.

8.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.

9.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.
10.Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний. Найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей, контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе.

11.Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.

12.Введите правило среди учащихся помогать больным, передавать им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.

13.Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.

14.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно
сыть бесконфликтным».

15.Учитесь учить не уча.

Вывод:

.В процессе наблюдения за процессом адаптации в пятом классе велось наблюдение за поведением учащихся на переменах и внеклассных мероприятиях, проводились беседы с классным руководителем и учителями- предметниками.

Результаты проделанной работы показали: Учащиеся пятого класса – успешные, дисциплина нормальная, грубых нарушений правил нет, отношение между учащимися – доброжелательные.

По данным проведённых исследований по изучению уровня адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене можно сказать, что адаптационный период у пятиклассников проходит на достаточном уровне.

Общее отношение к школе и процессу обучения в большей степени положительное.

      Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: русский язык, литература, математика, физкультура.

        В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

Таким образом, можно подвести итог по  вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

- у   учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

Существенных трудностей не выявлено. Процесс привыкания и приспособления протекает удовлетворительно. На сегодняшний день у учащихся вызывает тревогу такие процессы, как ситуация проверки знаний, адаптация к новым учителям-предметникам, самовыражение.

Общая сопротивляемость стрессу у учащихся 5 класса на низком уровне, соответственно, на его повышение тоже необходимо работать педагогам. Отсюда следует вывод, что учителям стоит разрабатывать более четкие последовательные и устойчивые требования к детям, объяснять, почему они необходимы.

Помощь учителей детям должна быть направлена на то, чтобы создать благоприятные условия для развития эмоционально-волевой среды учащихся, поддерживать детей в этот трудный период, помочь наладить контакт с одноклассниками и учителями, работающими в классе. Таким образом, всем учителям очень важно в этот период настроится на возрастные особенности пятиклассников и выработать всем педагогам чёткие, последовательные согласовывать с требованиями других учителей, равномерно распределять учебную нагрузку по разным предметам. В первую очередь это относится к домашним заданиям, где необходимо обсудить трудности, больше хвалить проанализировать и оптимизировать свой стиль общения с детьми, обучить новым способам поведения, на родительском собрании требованиями.


                             Адаптация  десятиклассников.

         Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.

Основные задачи.

1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».

2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.

3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.

4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.

Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.


Методики:

-Уровень Мотивации обучения (Анкета Лукьянова Н.В., Калинина М)

-Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан):

-Изучения психологического климата в вашем классе (анкета

Федоренко Л.Г.):

-Тест школьной тревожности Филлипса


Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.

2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.

3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.

4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.

Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?

5. а) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.

   б) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?

6. Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.

Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

                           

  Рекомендации учителям, работающих в 10 классах

          - безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач и не сравнивают с другими;

          - отношения должны быть естественными, чувства неподдельными;

      - обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов;

    - относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению.

           Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно          выслушав подростка.  

 

Вывод:

учащиеся 10 класса успешно прошли адаптацию к социально-педагогическим условиям обучения в школе старшего звена, проявляют групповую сплоченность в обновленном коллективе, самостоятельность в решении учебных и внеклассных задач.

Учащиеся высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учится.

Все учащиеся имеют средний уровень тревожности

Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу

Следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего года. Сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость. Некоторые дети быстро утомляются. К концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушениями со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.

Так постепенно складывается наша самооценка.

Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации в школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его.

Чтобы помочь ребенку помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.



в чем проявляются сложности организационного и учебного характера.

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с одноклассниками, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

Другие учителя отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен учителем без соответствия с реальными возможностями.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, учителя порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

Ошибочным мнением учителей среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и основной школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

4. Отсутствие коллективных средств обучения.

Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на учителя, способного организовать значимое для школьников общение.

5. Наличие большей свободы и самостоятельности.

При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

8. Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж учителя, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителей.

В данном перечне обозначены далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в основную школу сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится «облегчением». Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д.

Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в школе.

В этот период классный руководитель и есть та «путеводная звезда», которая поможет найти выход и преодолеть менее болезненно период адаптации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!