План урока, разработанного учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №50 Белой Елены Александровны, по теме:
«Перемены в культуре России в годы петровских реформ».
Данный урок является седьмым в теме: «Преобразования Петра I». Подготовку к данному уроку целесообразно начать за две недели до даты проведения занятия. Учащимся предлагаются карточки пяти цветов, из которых каждый должен вытянуть одну. Затем в зависимости от цвета формируются группы, каждая из которых получает задание:
-красный цвет – наука в годы Петра I;
Задание: *раскрыть предпосылки зарождения отечественной науки;
*изучив пункт 1 параграфа 26 и дополнительную литературу, рассказать об
основных научных открытиях петровских времен;
*показать значение этих открытий.
-зеленый цвет – просвещение;
Задание: *в чем вы видите причины стремления Петра I к расширению сети начальных
школ и специальных учебных заведений 4
*изучив пункт 2 параграфа 26 и дополнительную литературу, рассказать о
системе образования в начале XVIII века, о новых школах и
законодательных актах;
*рассказать о создании первого российского музея – Кунсткамеры и ее
коллекциях.
-желтый цвет – художественная культура;
Задание: *чем были вызваны изменения в художественной культуре;
*изучив пункт 3 параграфа 26 и дополнительную литературу, выявитья. Что
нового появилось в архитектуре и изобразительном искусстве I четверти
XVIII века;
*сделать презентацию по архитектурным памятникам петровского времени.
-синий цвет – быт;
Задание: *чем были вызваны изменения в быту;
*изучив пункт 4 параграфа 26 и дополнительную литературу, рассказать об
изменениях в повседневной жизни людей при Петре I;
*выявить, какие сословия эти перемены затронули в большей степени, а чей
быт практически не изменился;
*сделать презентацию по одежде времен Петра I.
-белый цвет – эксперты (3 человека).
Задание: *изучить параграф 26 учебника и дополнительную литературу;
*на основе изученного материала и выступления представителей групп
сделать вывод об особенностях развития культуры в эпоху Петра I;
*сделать вывод о значении петровских преобразований в области культуры.
Задачи урока:
1. Совместно с учащимися выявить перемены в культурной жизни России в эпоху Петра I; раскрыть значение этих преобразований.
2. Продолжить формирование у учащихся умений:
- давать собственную оценку тех или иных преобразований;
- определять проблемы, противоречия, делать выводы и обобщать;
- работать с историческими источниками;
- систематизировать материал и составлять таблицу.
3. Воспитание гражданских качеств личности, развитие творческих способностей учащихся.
Основные понятия:
-кунсткамера;
-Академия наук;
-гравюра;
-ассамблеи;
-канты;
-клавикорды.
Оборудование:
-иллюстрации с изображением гардероба Петра I;
-репродукции архитектурных строений времен Петра I;
-таблички с новыми словами.
Ход урока:
I. В целях экономии времени опрос домашнего задания целесообразно не проводить.
II.Изучение нового материала.
План:
Наука в первой четверти XVIII века.
Образование в первой четверти XVIII века.
Художественная культура.
Изменения в повседневной жизни.
Выступление групп согласно плану урока.
При выступлении первой группы учитель корректирует выводы учащихся и помогает сформулировать предпосылки зарождения отечественной науки.
Научные знания были нужны для:
-освоения сибирских и дальневосточных просторов;
-поиска полезных ископаемых;
-строительства городов, дамб, каналов;
-роста мануфактурного производства;
-строительства флота.
По ходу выступления представителей групп остальные учащиеся заполняют таблицу (пустая таблица заранее чертится учителем на доске). Один из представителей групп может делать краткие записи в таблице на доске по ходу выступления своих «одногруппников».
После выступления четырех групп у учащихся в тетрадях должна появиться примерно такая таблица:
Наука | -1706 г.в Москве основан Аптекарский огород, ставший основой будущего Ботанического сада; -1707 г.-открыт первый в России госпиталь и при нем госпитальная школа; -1718 г. в Петербурге начали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты; -1720 г.- издана карта Каспийского моря; -1700 г. организована государственная горноразведочная служба; -1703 г. на Урале открыто месторождение медных руд; -1714 г. близ Петрозаводска открыты первые в России минеральные лечебные воды; -начало 20-х гг.- на юге России и в Подмосковье открыты залежи каменного угля; -1699 г.- Я.В.Брюс организовал в Москве Навигацкую школу, где изучалась астрономия; -1702 г.- оборудована первая в России обсерватория; -1707 г. Брюс составил первую в России карту звездного неба; -1712-1725 гг. – А.К.Нартов первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков; -1724 г. – Никонов создал и испытал на Галерном дворе первую русскую подводную лодку. |
Образование | - открытие Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной, Медицинской школ; - 1714 г. – начало появления цифирных школ; - обучение детей дворян за границей; - указ Петра I, запрещавший дворянам, не получившим начального образования, жениться; - 1703 г. – выход в свет учебника «Арифметика» Л.Ф.Магницкого; - 1708 г. – выход в свет учебника «Геометрия, славянски землемерие»; - 1703 г. – выход в свет первой в России печатной газеты «Ведомости»; - 1710 г. – введение гражданского шрифта; - 1714 г. – в Петербурге открыта первая научная библиотека; - 1719 г. – открытие для свободного посещения Кунсткамеры – первого русского музея; - 1724 г. – Указ об учреждении Академии наук. |
Художествен- ная культура | -строительство Санкт-Петербурга а).приглашенные зарубежные специалисты: Ж.Леблон, Д.Трезини, Б.Растрелли б).русские архитекторы: И.К.Коробов, М.Г.Земцов; - важнейшие памятники архитектуры: *собор Петра и Павла; *Петропавловская крепость; *здание Двенадцати коллегий; *дворец А.Д.Меншикова в Петербурге; *Меншикова башня в Москве; - новое явление в изобразительном искусстве – гравюра * мастер-гравер А.Ф.Зубов; - развитие искусства портрета *портретист И.Н.Никитин; |
Быт | - 20 декабря 1699 г. – Указ о введении в России нового летоисчисления от Рождества Христова ( с 1-го января 1700 г.); - 1702 г. - открытие в Москве театра; - 1705 г. – Указ об обрезании бород и платьев; - 1717 г. – выход в свет пособия с правилами хорошего тона «Юности честное зерцало»; - 1718 г. – Указ об учреждении ассамблей. |
III. Итоги урока.
Выступление группы экспертов (задача учителя помочь экспертам обобщить факты и сформулировать вывод).
-культурные преобразования Петра I способствовали развитию отечественной науки, системы образования, художественной культуры, преодолению отсталости России, приобщению к достижениям западной культуры; создали основу для реформ во всех других сферах жизни.
-главной особенностью развития культуры в эпоху Петра I стало усиление ее светских начал и активное проникновение западной культуры.
IV. Закрепление материала.
Учащимся предлагается 2 варианта тестов по пройденному на уроке материалу. В целях экономии времени на проверку каждому ученику выдается готовая таблица для ответов. Вопросы подобраны таким образом, что при всех правильных ответах у учащихся первого варианта получится буква W,а у второго варианта – буква М.
Фамилия_______________________________________________
Первый вариант.
1.Первая печатная газета называлась:
А). «Ведомости»
Б). «Четьи-Минеи»
В). «Апостол»
2.Венцом петровских преобразований в науке и просвещении стал (о):
А).открытие первого русского музея
Б).указ об учреждении Академии наук и художеств
В).формирование системы профессионального образования
3.Европейское летоисчисление было введено с января:
А).1703 г.
Б).1708 г.
В).1700 г.
4.В изобразительном искусстве первой четверти XVIII в. появилось такое новое явление, как:
А).миниатюра
Б).гравюра
В).мозаика
5.Основоположником светской живописи является:
А).И.Н.Никитин
Б),С.Ушаков
В).Г.С.Мусикийский
6.Важнейший памятник архитектуры Петровской эпохи:
А).Смольный монастырь
Б).здание Двенадцати коллегий
В).церковь Ильи Пророка в Ярославле
7.Ассамблеей называли:
А).смотр войск
Б).заседание Сената
В).собрание-бал с участием женщин
8. По указу Петра I от 16 января 1705 г. во всех городах со всяких служилых чинов и посадских велено брать по 60 р.с человека за уклонение от выполнения определенной указом обязанности. За что именно бралась плата?
А).за уклонение от воинской службы
Б).за разрешение носить усы и бороду
В).за разрешение носить старорусскую одежду
9. В каком году был введен лично утвержденный царем легкий для чтения и написания гражданский шрифт:
А).в 1710 г.
Б).в 1714 г.
В).в 1718 г.
Второй вариант.
1.Когда в России было введено новое летоисчисление:
А).1 сентября 1721 г.
Б).1 января 1721 г.
В).1 января 1700 г.
2.Одной из новых черт в системе образования в Петровскую эпоху было (и):
А).появление светских школ
Б).формирование системы профессионального образования
В).обучение в государственных школах даже детей крепостных крестьян
3.Учреждение Академии наук произошло в:
А).в 1724 г.
Б).в 1714 г.
В).в 1718 г.
4.Печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге:
А).кант
Б).гравюра
В).миниатюра
5.В строительстве Санкт-Петербурга принимали участие русские архитекторы:
А).И.Т.Посошков, Ф.С.Салтыков
Б).А.Ф.Зубов, И.Н.Никитин
В),И.К.Коробов, М.Г.Земцов
6.Знаменитое пособие с правилами хорошего тона называлось:
А). «Домострой»
Б). «Юности честное зерцало»
В). «Часословец»
7.Новое явление в образе жизни людей первой четверти XVIII в.:
А)участие женщин в общественных развлечениях
Б).средством передвижения стали кареты
В).конные скачки
8.Л.Ф.Магницкий:
А).изобретатель и строитель токарных станков
Б).создатель энциклопедии математических знаний «Арифметика»
В).основоположник русской светской живописи
9.Ж.Леблон, Д.Трезини, В.В.Растрелли. Кто эти люди?
А)основатели первой в России обсерватории
Б).художники первой половины XVIII века
В).иностранные архитекторы, участвовавшие в строительстве Санкт-Петербурга
Подведение итогов, выставление оценок за работу в группах и за выполнение теста.
Домашнее задание
-Параграф 26, вопросы на стр. 216.
-Закончить составление таблицы.
-Письменно ответить на вопросы к документу (документ выдается учащимся в письменном виде).
В XIXв. историк Погодин, анализируя события, связанные с европеизацией быта, отмечал:
«Мы проснулись, какой нынче день? – и называем дату по введенному Петром летоисчислению от рождества Христова (с Новым годом 1 января). Бреемся – брить бороды заставлял дворян и бояр Петр I. Одеваемся – одежда европейского покроя введена Петром I. Материал одежды – с фабрик, которым он положил начало, а если шерсть – овец тоже начали разводить при Петре I. За завтраком пьем кофе, возможно, курим табак, читаем газеты – все петровские нововведения. Отправляемся в светскую школу или на государственную службу – порождение эпохи Петра I. Берем книгу – гражданский шрифт, арабские цифры, литературный язык из тех же времен. Идем в музей – первый появился при Петре. Наконец, вечеринка – в обществе дам, которые стали допускаться в мужское общество на петровских ассамблеях…».
1). Отличаются ли детали нашей повседневной жизни от тех, что подметил историк в XIX в., или они сохранились в том же виде, как при Петре I?
2). Какие изменения в быту при Петре I, по вашему мнению, не указал историк Погодин?
3). В чем вы видите исторический смысл преобразований Петра I в повседневной жизни дворян?
Список литературы,
использованной при составлении плана урока.
1. Андреевская Т.П. Тесты по истории России XVI – XVIII веков. М.,«Экзамен»,2005 г.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История государства и народов России». Учебник для
общеобразовательных учреждений. 7 класс. М., «Дрофа»,2004 г.
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. Конец XVI – XVIII век». Рабочая
тетрадь. 7 класс. М., «Просвещение»,2006г.
4. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. «Мир и Россия в новое время». Краткие конспекты
уроков для учителя истории. 7 класс. М., «Владос», 2002 г.
5. Козленко С.И., Козленко И.В. «Промежуточная аттестация по истории». Пособие
для учителя. М.,«Просвещение», 2008г.
6. Назаренко М.Н. «История России» 7 класс. Поурочные планы. Часть II. Волгоград,
2003 г.
7. Старобинская Г.И. «Россия в XVII - XVIII веках». Вопросы и задания. М., «Аркти»,
2003 г.