Урок 8 класс.
ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К ОБЩЕСТВУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ
Цель:
Охарактеризовать основные черты нового времени;
Сравнить традиционное общество с индустриальным;
Выяснить, что означают понятия модернизация и индустриализация.
Вспомнить что такое традиционное общество.
Найти отличительные черты между индустриальным и традиционным обществом.
Узнать какие исторические события сопровождали процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.
Словарь:
МОДЕРНИЗАЦИЯ - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам, напр., модернизация оборудования.
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ - процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу. Источниками средств для индустриализации могут быть как внутренние ресурсы, так и кредиты, инвестиции капиталов из более развитых стран.
КАПИТАЛИЗМ - тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества
Ход урока
Характеристика основных сфер традиционного общества (фронтальная работа)
Экономическая сфера:
сельское хозяйство является основным видом деятельности людей;
Натуральное хозяйство (что это такое?);
Ручной труд.
Политическая сфера:
Абсолютная монархия.
Социальная сфера:
Классовое и сословное деление.
Духовная сфера:
Религия.
Разрушение традиционного общества происходит неравномерно:
Выделяется три эшелона модернизации
страны старого капитализма – эволюция традиционного общества в индустриальное общество; носила естественный характер – Англия и Франция.
страны молодого капитализма – модернизация происходит за счет целенаправленных реформ – Германия, Италия, Австрийская империя, США, Россия.
Третьего эшелона – Мексика, Бразилия.
страны традиционного развития – Латинская Америка, Испания, Португалия – процессы модернизации заторможены.
Как вы думаете, коснулась ли модернизация стран востока и почему?
На путь индустриализация встала только Япония: «Восточная мораль – западная техника».
В эпоху нового времени происходят новые демографические процессы:
Ускоряется рост населения;
Урбанизация;
Миграция населения;
Эмиграция в Новый Свет;
Преобладание города в экономической жизни
Далее учащимся предлагается заполнить таблицу на основе текста
Плюсы и минусы развития индустриального общества
«+» | «-» |
Господство машинного производства Разделение труда, развитый рынок Демократизация общественного устройства Усиление влияния человека в обществе и его власть над природой | Выделение двуокиси водорода привели к потеплению атмосферы Новые виды оружия сделали войны особенно опасными Зависимость производства от источников энергии Технический прогресс породил экологические проблемы. |
| |
Домашнее задание: стр. 5-8 учебника, прочитать, выучить термин «модернизация», повторить записи в тетради.
Закрепление материала.
Дать определение термину «модернизация».
Соотнести страны и эшелоны модернизации:
1.первый эшелон 2. Второй эшелон 3. Третий эшелон
А) Австрия; б) США; в) Испания; г)Англия; д)Португалия; е)Италия; ж)Россия; з)Франция; и)Страны Латинской Америки; к)Голландия; л)Япония; м)Германия.
3. Соотнесите виды обществ и их характеристики.
1. Индустриальное общество 2. Традиционное общество
А) ручной труд; б) коллективизм; в) конституционная монархия; г) машинный труд; д) наука, знания; е) сельское хозяйство; ж) сословное деление; з) религия; и) рыночное хозяйство; к) переход из одного класса в другой.
Рефлексия :
Что для вас было новым и интересным на уроке?
Что не вызвало интереса, оказалось непонятным?
Как вы оцениваете свою деятельность?
Итоги урока
Учитель оценивает работу учащихся и выставляет оценки.