СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

««Пейзаж в русской живописи. Создание живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моей Родины».»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка подойдёт для открытого урока при аттестации.

Просмотр содержимого документа
«««Пейзаж в русской живописи. Создание живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моей Родины».»»



Донецкая Народная Республика

отдел образования администрации Петровского района города ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ общеобразовательное УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа № 106 города Донецка»



Урок по изобразительному искусству

в 6 классе на тему:

««Пейзаж в русской живописи. Создание живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моей Родины».»

Учитель изобразительного искусства: Долгих О.А.

Донецк 2021 г.

Тема урока: Пейзаж в русской живописи. Создание живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моей Родины».

Цель: Расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности.  Закрепить использовать различные способы рисования монотипии.



Задачи: Образовательные: формировать умение определять творческую индивидуальность художника в создании им образах природы. Познакомить с произведениями русского художника пейзажиста И.И. Шишкина.

Развивающие: способствовать развитию творческой и познавательной активности, любознательности; умение находить ассоциативные связи между картинками и предметами.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, Родине.

Оборудование: мультимедийное обеспечение (презентация с использованием работ И.И.Шишкина), аудиозаписи симфонического цикла П.И. Чайковского «Времена года», репродукции картин русских художников, художественные материалы (гуашь, кисти разных размеров, стакан для воды, стекло).

Меж предметные связи: литература, музыка, информатика и ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1) Организационная часть-30 сек.

2) Актуализация опорных знаний. -2 мин.30 сек.

3) Изучение нового материала-7 мин.

4)Физкультминутка-1 мин.

5) Практическая часть-30 мин.

6) Закрепление знаний учащихся. Рефлексия -2 мин.

7) Выставка работ, подведение итогов, обсуждение -1 мин.

8) Домашнее задание-1 мин.



Ход урока

1. Организационная часть.

Снова нам звенит звонок,
Начинается урок.
На нашу выставку смотри,
Ничего не упусти.

-Сегодня мы с вами погрузимся в мир природы, фантазии и воображения.

Процесс воображения свойственен только человеку. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создаёт новые образы и идеи.

2. Актуализация опорных знаний.

-Сегодня у нас необычный урок рисования. Почему он необычный вы узнаете позже. А сейчас, давайте вместе с вами определи тему нашего урока из высказывания русского философа Ивана Александровича Ильина.

«Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь.» (ответы учеников).

Учитель: Сегодня мы с вами будем рисовать Родину и её великолепную природу.

А что для вас значит слово Родина? (ответы учеников)

-Но у каждого из вас есть своя Малая Родина-тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина-небольшой посёлок или деревенька, для других-городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

-Чтобы настроить вас на нужный лад я хотела бы прочитать вам замечательное стихотворение.

Родина.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

 

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

 

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

 (Татьяна Бокова)

3.Изучение нового материала.

-Большое количество русских художников с огромным трепетом относились к природе, она буквально пленила их своим бесчисленным количеством красок, разнообразием оттенков и лучами солнца. Это величайшие пейзажисты России: Иван Иванович Шишкин, Исаак Ильич Левитан, Иван Константинович Айвазовский, Архип Иванович Куинджи, Виктор Иванович Васнецов и много других мастеров, запечатлевших в своих произведениях бескрайние просторы и укромные уголки Родины. (просмотр картин знаменитых русских художников, вывешенных на доске).

-У каждого великого живописца свой подчерк, поэтому и пейзажи у них разнообразны и оригинальны по-своему:

  • кто-то взял из реальности великолепные уголки природы и наполнял пейзажи лиризмом;

  • кто-то создавал эпические панорамы;

  • кто-то передавал трепетание лёгкого ветерка или сияние радуги в небесах;

  • а кого-то привлекли штормы и бури.

- Но остановимся мы сегодня на великолепном русском живописце Иване Ивановиче Шишкине. Пожалуй, лучше всех он смог отобразить в своих произведениях мощь и торжественное величие русской природы.

(Просмотр презентации репродукций картин И.И.Шишкина)

-Но остановимся мы сегодня, пожалуй, на одной. И это картина «Утро в сосновом лесу». Она скрывает в себе много загадок. Шишкин сумел поймать один миг из целой лесной жизни. Он передал при помощи рисунка момент начала дня, когда солнце только начало вставать. Удивительный миг зарождения новой жизни. Картина «Утро в сосновом лесу» изображает пробуждающийся лес и еще сонных медвежат, которые выбираются из укромного жилища.

  В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у дерева, на котором резвятся медвежата, вырваны корни. Шишкин как будто бы подчеркнул, что этот лес настолько нелюдимый и глухой, что в нем могут обитать только звери, а деревья падают сами, от старости.

Утро в сосновом бору Шишкин указал при помощи тумана, который мы видим между деревьями. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток.

Предыстория.

 Ученик 1 Художник с огромным трепетом относился к лесной природе, она буквально пленила его своим бесчисленным количеством красок, разнообразием оттенков, лучами солнца, пробивавшимися сквозь густые сосновые ветви. Картина «Утро в сосновом лесу» стала воплощением этой любви Шишкина к лесу.

Учитель Она очень быстро обрела популярность, и вскоре уже использовалась на марках, и даже на фантиках конфет. Посей день ее бережно хранят в Третьяковской галерее. В моём детстве были очень популярны конфеты с изображением фрагмента картины. Называются они «Мишка косолапый». Конфеты со вкусом искусства. Я их и по сей день люблю. Посмотрите, как они выглядят. Наверняка вы их видели.

 Мало кто знает, что конфеты “Мишка Косолапый” (медовый грильяж) – это визитная карточка не только советской кондитерской промышленности, но гордость и животный символ самой Царской России, который всегда считался царём леса и защитником всего рода. Ведь родился этот сладкий шедевр в мастерских легендарной паровой фабрики «Эйнем», которая занималась производством чайного печенья и шоколада с 1851 года. – Это 170лет тому назад.

Но и это ещё не всё.

 Есть ещё одна тайна у картины «Утро в сосновом лесу».

Ученик 2 Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Он создавал пейзаж, а вот четверых медвежат нарисовал другой художник, специалист по зверям, Константин Савицкий. Рисуя утро в сосновом бору, Шишкин взял Савицкого соавтором, и картина изначально была подписана ими двумя. Однако, после того как полотно было передано в Третьяковскую галерею, Третьяков посчитал работу Шишкина более обширной и стер имя Савицкого. Картина появилась на свет в 1889 году с подписью Ивана Ивановича Шишкина. А художник Савицкий успокоился и на подпись не претендовал. Соавторство и мастерство двух талантливейших художников подарило нам эту замечательную картину. Теперь мы знаем тайну картины «Утро в сосновом лесу».

4.Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

И начнём рисовать.


5. Практическая часть.

- Сегодня мы свами будем работать в ранее изученном нами способе отображения своего творческого представления -монотипия. Представьте, что вы И.И.Шишкин и хотите отобразить всю красоту своей Родины. Что бы вы хотели нарисовать? (Ответы учеников)

-Напоминаю этапы работы в технике монотипия:

1этап. На стекло наносим кляксы (пятна, линии) гуашевой краской с помощью кисточки, цвета используем в зависимости от замысла. Используем разноцветные краски.

2этап. Накрываем влажным листом бумаги изображение на стекле.

3этап. Поднимаем листочек движением «на себя». А если рассмотреть монотипию со всех сторон, то можно увидеть какой-либо образ. Его можно дорисовать тонкой кистью.

Правила техники безопасности.

  • При работе с красками и водой будьте аккуратными.

  • При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной.

  • При работе со стеклом соблюдаем технику безопасности.

  • Сильно не давим, с места не двигаем.


-Эта техника хороша тем, что, начиная работу невозможно предугадать, что в результате получится. Высокий полёт фантазии, огромное желание и отличное настроение и перед вами шедевр. Начинаем творить!

(дети работают на стекле, перенося своё изображение на бумагу, прорисовывая детали).

Работа выполняется под аудиозаписи симфонического цикла П.И. Чайковского «Времена года»


6. Закрепление знаний учащихся. Рефлексия

Закончить фразу:

  1. Какой прием работы мы сегодня закрепили? (монотипия)

  2. Какие материалы мы использовали для этого? (стекло, краски, бумагу)

  3. Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства?

(Своей непредсказуемостью)

  1. На уроке я узнал…

  2. Мне понравилось…

  3. Для меня было открытием…

7. Выставка работ, подведение итогов, обсуждение.

- Что вы нарисовали?

- Какое настроение, какой характер вы хотели показать в своей работе?

- Как вам это удалось?

8. Домашнее задание

Я очень хочу, чтобы святая сила вдохновения не покидала вас, и вы унесли бы с нашего урока ту частицу любви и нежности, которые завещали нам поэты и художники-пейзажисты. Поэтому дома я предлагаю вам составить кроссворд по творчеству русских художников, уже знакомых вам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!