СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пейзаж в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученица в презентации  на примере нескольких эпизодов рассматривает роль пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Просмотр содержимого документа
«Пейзаж в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"»

Пейзаж в романе Л. Н. Толстого «Война и Мир» Работу выполнила ученица 10 класса А (лицей №1 г.Балаково) Таранюк Татьяна Учитель Е.В.Лоханова

Пейзаж в романе Л. Н. Толстого «Война и Мир»

Работу выполнила

ученица 10 класса А

(лицей №1 г.Балаково)

Таранюк Татьяна

Учитель Е.В.Лоханова

 Большую роль играет пейзаж в романе “Война и мир». Лев Николаевич Толстой — большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или иной теории, а также показывает гармонию с великой “матерью-природой”.

Большую роль играет пейзаж в романе “Война и мир». Лев Николаевич Толстой — большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или иной теории, а также показывает гармонию с великой “матерью-природой”.

 Нельзя не обратить внимание на пейзаж в романе «Война и мир», потому что лучшие герои Л.Н. Толстого и лучшие минуты их жизни связаны с природой. Вспомним, как на обратном пути из Отрадного Болконский увидел, что старый дуб зазеленел.

Нельзя не обратить внимание на пейзаж в романе «Война и мир», потому что лучшие герои Л.Н. Толстого и лучшие минуты их жизни связаны с природой. Вспомним, как на обратном пути из Отрадного Болконский увидел, что старый дуб зазеленел.

 «Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни в одно и тоже время вдруг вспомнились ему. «И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и луна - все это вдруг вспомнилось ему».

«Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни в одно и тоже время вдруг вспомнились ему. «И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и луна - все это вдруг вспомнилось ему».

 Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему, как в сцене с дубом. После тяжелого духовного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе Андрея Болконского, еще робко и слабо, появляются новые проблески жизни. Это происходит ранней весной, когда на закате виднелся «красный отблеск солнца по синеющему разливу… и … волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома».

Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему, как в сцене с дубом. После тяжелого духовного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе Андрея Болконского, еще робко и слабо, появляются новые проблески жизни. Это происходит ранней весной, когда на закате виднелся «красный отблеск солнца по синеющему разливу… и … волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома».

 Полное духовное возрождение Андрея Болконского связывается с его восприятием оживающей весенней природы, когда не только молоденькие березки, но и старый могучий дуб, сердитый, презрительный с обломанными суками, корявыми руками и пальцами, чувствует прилив жизненных сил, сливаясь со всей обновленной природой.

Полное духовное возрождение Андрея Болконского связывается с его восприятием оживающей весенней природы, когда не только молоденькие березки, но и старый могучий дуб, сердитый, презрительный с обломанными суками, корявыми руками и пальцами, чувствует прилив жизненных сил, сливаясь со всей обновленной природой.

 Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном. Природа еще сохраняет свои яркие краски: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделялись от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого яркого жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса… стали золотистыми и ярко- красными островами посреди ярко-зеленых озимей», но «уже были зазимки, утренние морозы заковали смоченную дождями землю». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке кипучие силы, и ей так глубоко созвучно то страстное увлечение людей охотой, музыкой, пляской, которое с такой художественной выразительностью дает Толстой в сценах охоты Ростовых и их пребывания в гостях у дядюшки.

Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном. Природа еще сохраняет свои яркие краски: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделялись от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого яркого жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса… стали золотистыми и ярко- красными островами посреди ярко-зеленых озимей», но «уже были зазимки, утренние морозы заковали смоченную дождями землю». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке кипучие силы, и ей так глубоко созвучно то страстное увлечение людей охотой, музыкой, пляской, которое с такой художественной выразительностью дает Толстой в сценах охоты Ростовых и их пребывания в гостях у дядюшки.

 Прекрасное описание зимней лунной ночи, своим ярким блеском гармонирующей с настроением молодежи. «Тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны», но вот тройки с ряженными вырвались за ограду, «алмазно- блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон.» и эта сверкающая равнина, и безумная скачка, и смех и крики ряженых - все было созвучно той молодой радости, которую переживали и Николай, и Соня, и Наташа.

Прекрасное описание зимней лунной ночи, своим ярким блеском гармонирующей с настроением молодежи. «Тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны», но вот тройки с ряженными вырвались за ограду, «алмазно- блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон.» и эта сверкающая равнина, и безумная скачка, и смех и крики ряженых - все было созвучно той молодой радости, которую переживали и Николай, и Соня, и Наташа.

 «Свет был так силен и звезд на снегу было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело».

«Свет был так силен и звезд на снегу было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело».

 Отрицательные же персонажи Толстого почти никогда не изображаются в единстве с природой, они лишены дивной связи с ней.

Отрицательные же персонажи Толстого почти никогда не изображаются в единстве с природой, они лишены дивной связи с ней.

 Светлая, ясная природа дает человеку радость и силы и делает еще более непонятным безумие людей, убивающих друг друга. Утро Бородинской битвы «было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов».

Светлая, ясная природа дает человеку радость и силы и делает еще более непонятным безумие людей, убивающих друг друга. Утро Бородинской битвы «было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов».

 Пьер в это момент видит панораму Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца… кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто- зеленного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

Пьер в это момент видит панораму Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца… кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто- зеленного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

 А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля боя: «Над всем полем, прежде столь весело-красным, с его Блестками штыков и дымами на утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, на изуродованных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете»?

А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля боя: «Над всем полем, прежде столь весело-красным, с его Блестками штыков и дымами на утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, на изуродованных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете»?

 Полное изгнание врага потребовало от русских людей много настойчивости, упорства, трудов, скромного, незаметного героизма. И этой их деятельности созвучна простая русская природа. «Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь». В лесу выслеживали вражеские воинские части наши партизаны во главе с Денисовым.

Полное изгнание врага потребовало от русских людей много настойчивости, упорства, трудов, скромного, незаметного героизма. И этой их деятельности созвучна простая русская природа. «Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь». В лесу выслеживали вражеские воинские части наши партизаны во главе с Денисовым.

 Дожди, а затем снег и морозы вырывают из рядов русских войск ослабевших и заболевших, но это не ослабевает русскую армию в целом. «8-го ноября, в последний день Красненских сражений, уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно- лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться». Суровая природа воспитала крепких, выносливых, сметливых людей. Солдаты притащили плетеную стенку, разрубили трубки. Один из них стал плясать… но слабые пришельцы гибнут здесь, вызывая своей беспомощностью едкие насмешки русских богатырей.

Дожди, а затем снег и морозы вырывают из рядов русских войск ослабевших и заболевших, но это не ослабевает русскую армию в целом. «8-го ноября, в последний день Красненских сражений, уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно- лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться». Суровая природа воспитала крепких, выносливых, сметливых людей. Солдаты притащили плетеную стенку, разрубили трубки. Один из них стал плясать… но слабые пришельцы гибнут здесь, вызывая своей беспомощностью едкие насмешки русских богатырей.

 «И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто их не увидит, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой». Казалось, сама природа сочувствует проявлению доброго, человеческого чувства. Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное небо» - символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков. Пейзаж обретает философский смысл и играет важную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».

«И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто их не увидит, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой». Казалось, сама природа сочувствует проявлению доброго, человеческого чувства. Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное небо» - символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков. Пейзаж обретает философский смысл и играет важную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».

Итак, что же отличает толстовский пейзаж?  Прежде всего ,необыкновенная красота и изящество. Но Толстой - мыслитель оставался верен себе, наделяя пейзаж и дополнительными функциями: каждая картина несёт философскую нагрузку, играет немалую композиционную роль, помогает понять смысл произведения.

Итак, что же отличает толстовский пейзаж?

Прежде всего ,необыкновенная красота и изящество. Но Толстой - мыслитель оставался верен себе, наделяя пейзаж и дополнительными функциями: каждая картина несёт философскую нагрузку, играет немалую композиционную роль, помогает понять смысл произведения.

Литература:  http://images.yandex.ru/yandsearch  http://www.referat.ru/referats/view/27267  http://schooltask.ru/pejzazh-v-raskrytii-avtorskogo-zamysla-v-romane-vojna-i-mir/

Литература:

http://images.yandex.ru/yandsearch

http://www.referat.ru/referats/view/27267

http://schooltask.ru/pejzazh-v-raskrytii-avtorskogo-zamysla-v-romane-vojna-i-mir/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!