Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)
| кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный грубый неуживчивый безропотный бескорыстный покорный | |
Речевая разминка.
Синицы Сказка
Зайчик едет на такСИ. Ра-ра-ра начинается -игра
Куда едет, сам спроСИ. Ар-ар-ар-кипит наш -самовар
Медведь лежит в густой теНИ, Ру-ру-ру продолжаем мы- игру
Его за лапу не тяНИ. Рыто-рыто-рыто разбитое- корыто
В подарок белочке овЦА Рик-рик-рик-в гостях у нас- старик
Несёт четыре леденЦА. Руху-руху-руху-ты поищи-старуху
Хочу спросить я учениц: Ак-ак-ак наш герой- рыбак
Скажите, сколько здесь синиц? Ре-ре-ре в море мы уже
Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Чему учит сказка?»
Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
проявляют интерес к чтению литературных сказок,
проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
принимают и сохраняют учебную задачу;
выполняют учебное задание по алгоритму;
контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
в конце урока объясняют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.
Коммуникативные УУД:
учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
используют речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
сравнивают героев и обосновывают своё мнение.
Предметные:
читают осознанно, выразительно,
составляют словесный портрет героев,
составляют план и пересказывают текст по плану.
Средства достижения планируемых результатов:
технология критического мышления (приём составления кластера)
технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
технология оценивания учебных успехов
диалоговый метод
деятельностный метод
метод моделирования
средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)
Ход урока
1.Оргмомент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
Аделина наизусть Лукоморье А.С.Пушкина
Речевая разминка.
- Прочитайте медленно хором.
- Ответьте на вопрос стихотворения.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- А теперь скороговоркой.
Синицы Сказка
Зайчик едет на такСИ. Ра-ра-ра начинается -игра
Куда едет, сам спроСИ. Ар-ар-ар-кипит наш -самовар
Медведь лежит в густой теНИ, Ру-ру-ру продолжаем мы- игру
Его за лапу не тяНИ. Рыто-рыто-рыто разбитое- корыто
В подарок белочке овЦА Рик-рик-рик-в гостях у нас- старик
Несёт четыре леденЦА. Руху-руху-руху-ты поищи-старуху
Хочу спросить я учениц: Ак-ак-ак наш герой- рыбак
Скажите, сколько здесь синиц? Ре-ре-ре в море мы уже
Актуализация знаний
Где можно встретить эти предметы? Рассматривают ракушки и камни. (В море)
Загадки
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицей морскою вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о … .
(Рыбаке и рыбке)
У старухи есть корыто,
Но оно давно разбито.
Кто помог старухе вредной
Сытой стать и жить безбедно,
А потом всё отнял разом,
Не моргнув при этом глазом?
Жадность бабушку сгубила —
Потеряла всё, что было.
Даже древние старушки
Знают, автор сказки …ПУШКИН.
(Сказке о рыбаке и рыбке)
- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?
Я вас приглашаю в сказку А.С.Пушкина
«Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок! (А.С.Пушкин)
Отрывок напомнит Рамина
- Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём викторину
(Презенация)
Где жили старик и старуха?
Тридцать три года — такие дела
Старуха у моря все пряжу пряла.
А дед неудачной рыбалкою жил.
Что за жилье у них было, скажи?
(Землянка)- ветхой землянке)
2) С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
3) С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
4) Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
5) Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
6) В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
7) Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
8) Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
9) Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
10) Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
11)Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
4) Восстановление сюжетной цепочки сказки:
- Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема
5) Постановка проблемного вопроса?
- Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?
- Вот он наш главный вопрос(?)
6) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.
- Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки (старик, старуха и рыбка)
- Что вы узнали о них из сказки, расскажите, где они жили, чем занимались…
- Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, вспомните отрывок в сказке и послушайте.
- Как вела себя рыбка?
- Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?
- Почему рыбка стала помогать старику?
- Как обращается старик к рыбке в тексте?
- Что он испытывает, когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)
7) Характеристика старика и старухи, рыбки (работа в паре по карточкам)
| кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный грубый неуживчивый безропотный бескорыстный покорный | |
- Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.
- Покажите свои рисунки.
- А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.
8) Отношение автора к героям сказки
- Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?
- рыбку – любит, гордится ею, восхищается;
- старику – сочувствует, жалеет …
- старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки
- Давайте разделим героев: на положительных и отрицательных и докажем, почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.
- У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Это рыбка. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?
Физкультминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
9) Характеристика моря.
- Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море (нарисуем маркером на доске)
- помутилось синее море
- синее море
- видит на море чёрная буря
- море слегка разыгралось
- не спокойно синее море
- почернело синее море
- Молодцы, а теперь проверим, правильно ли мы нарисовали, образец на доске
- Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)
- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.
- А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
- Чему учит нас эта сказка?
10) Работа с пословицами.
- На примере сказки объясним смысл пословиц:
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям.
И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пусть она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
И. Акулинин
11) Итог урока.
Мне сегодня понравилось на уроке…..
Мне было трудно …..
Я узнал, что ….
Оцените свою работу на уроке.
12)Разукрасить рыбку, если останется время (раскраска)