СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Педагогика Пушкина А.С.:от наследия поэта к ценностно-деятельностной технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по сказке Пушкина А.С.Создание устного портрета героев.Научить составлять словестную характеристику по алгоритму.

Просмотр содержимого документа
«"Педагогика Пушкина А.С.:от наследия поэта к ценностно-деятельностной технологии"»



Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)









кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

покорный










Речевая разминка.

Синицы Сказка

Зайчик едет на такСИ. Ра-ра-ра начинается -игра

Куда едет, сам спроСИ. Ар-ар-ар-кипит наш -самовар

Медведь лежит в густой теНИ, Ру-ру-ру продолжаем мы- игру

Его за лапу не тяНИ. Рыто-рыто-рыто разбитое- корыто

В подарок белочке овЦА Рик-рик-рик-в гостях у нас- старик

Несёт четыре леденЦА. Руху-руху-руху-ты поищи-старуху

Хочу спросить я учениц: Ак-ак-ак наш герой- рыбак

Скажите, сколько здесь синиц? Ре-ре-ре в море мы уже

Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Чему учит сказка?»

Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявляют интерес к чтению литературных сказок,

  • проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;

  • выполняют учебное задание по алгоритму;

  • контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • в конце урока объясняют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.

Коммуникативные УУД:

  • учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,

  • используют речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:

  • определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,

  • описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,

  • сравнивают героев и обосновывают своё мнение.

Предметные:

  • читают осознанно, выразительно,

  • составляют словесный портрет героев,

  • составляют план и пересказывают текст по плану.


Средства достижения планируемых результатов:

  • технология критического мышления (приём составления кластера)

  • технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)

  • технология оценивания учебных успехов

  • диалоговый метод

  • деятельностный метод

  • метод моделирования

  • средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)


Ход урока

1.Оргмомент.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

Аделина наизусть Лукоморье А.С.Пушкина

Речевая разминка.

- Прочитайте медленно хором.

- Ответьте на вопрос стихотворения.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- А теперь скороговоркой.


Синицы Сказка

Зайчик едет на такСИ. Ра-ра-ра начинается -игра

Куда едет, сам спроСИ. Ар-ар-ар-кипит наш -самовар

Медведь лежит в густой теНИ, Ру-ру-ру продолжаем мы- игру

Его за лапу не тяНИ. Рыто-рыто-рыто разбитое- корыто

В подарок белочке овЦА Рик-рик-рик-в гостях у нас- старик

Несёт четыре леденЦА. Руху-руху-руху-ты поищи-старуху

Хочу спросить я учениц: Ак-ак-ак наш герой- рыбак

Скажите, сколько здесь синиц? Ре-ре-ре в море мы уже


  1. Актуализация знаний

Где можно встретить эти предметы? Рассматривают ракушки и камни. (В море)

Загадки

Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицей морскою вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о … .
(Рыбаке и рыбке)

У старухи есть корыто,
Но оно давно разбито.
Кто помог старухе вредной
Сытой стать и жить безбедно,
А потом всё отнял разом,
Не моргнув при этом глазом?
Жадность бабушку сгубила —
Потеряла всё, что было.
Даже древние старушки
Знают, автор сказки …ПУШКИН.
(Сказке о рыбаке и рыбке)

- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?


Я вас приглашаю в сказку А.С.Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок! (А.С.Пушкин)


Отрывок напомнит Рамина


- Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём викторину

(Презенация)

  1. Где жили старик и старуха?

Тридцать три года — такие дела
Старуха у моря все пряжу пряла.
А дед неудачной рыбалкою жил.
Что за жилье у них было, скажи?
(Землянка)- ветхой землянке)

2) С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

3) С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

4) Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

5) Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

6) В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

7) Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

8) Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

9) Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

10) Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

11)Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)


4) Восстановление сюжетной цепочки сказки:

- Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема




5) Постановка проблемного вопроса?

- Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?

- Вот он наш главный вопрос(?)


6) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.

- Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки (старик, старуха и рыбка)

- Что вы узнали о них из сказки, расскажите, где они жили, чем занимались…

- Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, вспомните отрывок в сказке и послушайте.

- Как вела себя рыбка?

- Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?

- Почему рыбка стала помогать старику?

- Как обращается старик к рыбке в тексте?

- Что он испытывает, когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)

7) Характеристика старика и старухи, рыбки (работа в паре по карточкам)









кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

покорный










- Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.

- Покажите свои рисунки.

- А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.


8) Отношение автора к героям сказки

- Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?

- рыбку – любит, гордится ею, восхищается;

- старику – сочувствует, жалеет …

- старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки

- Давайте разделим героев: на положительных и отрицательных и докажем, почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.

- У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Это рыбка. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?


Физкультминутка «Море»

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)


9) Характеристика моря.

- Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море (нарисуем маркером на доске)

- помутилось синее море

- синее море

- видит на море чёрная буря

- море слегка разыгралось

- не спокойно синее море

- почернело синее море

- Молодцы, а теперь проверим, правильно ли мы нарисовали, образец на доске

- Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)

- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.

- А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?

- Чему учит нас эта сказка?


10) Работа с пословицами.

- На примере сказки объясним смысл пословиц:

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям.

И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пусть она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.



К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
И. Акулинин

11) Итог урока.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Мне было трудно …..

Я узнал, что ….

Оцените свою работу на уроке.


12)Разукрасить рыбку, если останется время (раскраска)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!