СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогика как наука

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогика как наука»

Педагогика как наука Лекция 1

Педагогика как наука

Лекция 1

Содержание лекции: История становления педагогической науки. Развитие педагогических идей Педагогика как наука о человеке: объект, предмет, функции, методология и методы исследования. Категориальный аппарат современной педагогики.

Содержание лекции:

  • История становления педагогической науки. Развитие педагогических идей
  • Педагогика как наука о человеке: объект, предмет, функции, методология и методы исследования.
  • Категориальный аппарат современной педагогики.
Возникновение и развитие педагогики, ее представители.  Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае , Индии , Египте , Греции  – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии ; и в ней же были сделаны первые педагогические обобщения .

Возникновение и развитие педагогики, ее представители.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае , Индии , Египте , Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии ; и в ней же были сделаны первые педагогические обобщения .

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия:    Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) Сократ (469 – з99 гг. до н.э.) Платон (427 – 347 гг. до н.э.) Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) Марк Квинтилиан (35 -96 гг.)

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия:

  • Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.)
  • Сократ (469 – з99 гг. до н.э.)
  • Платон (427 – 347 гг. до н.э.)
  • Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)
  • Марк Квинтилиан (35 -96 гг.)
Ксенофонт Сократ Платон Педагогика Paides  ago   - дети – вести

Ксенофонт

Сократ

Платон

Педагогика

Paides

ago

- дети

вести

  В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Тертулиан (160 – 222 гг.) Августин (354 -430 гг.) Аквинат (1225 – 1274 гг.)

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло.

  • Тертулиан (160 – 222 гг.)
  • Августин (354 -430 гг.)
  • Аквинат (1225 – 1274 гг.)
«Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». – лозунг Эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский (1466 – 1536 гг.) Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 гг.) Франссуа Рабле (1494 -1553 гг.) Ян Амос Коменский (1592 1670 гг.) выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему! Джон Локк (1632 – 1704 гг.) Д. Дидро (1713 – 1784 гг.) К. Гильвеций (1715 -1771 гг.) П. Гольбах (1723 – 1789 гг.) Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.)

«Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». – лозунг Эпохи Возрождения.

  • Эразм Роттердамский (1466 – 1536 гг.)
  • Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 гг.)
  • Франссуа Рабле (1494 -1553 гг.)
  • Ян Амос Коменский (1592 1670 гг.) выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему!
  • Джон Локк (1632 – 1704 гг.)
  • Д. Дидро (1713 – 1784 гг.)
  • К. Гильвеций (1715 -1771 гг.)
  • П. Гольбах (1723 – 1789 гг.)
  • Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.)
Ян Амос Коменский В работе  «Великая дидактика»  впервые разработаны основы классно-урочной системы  - исповедовал свободный урок,   - определил границы учебного года  - ввел четверти и промежуточные испытания,   - определил количество учащихся в классе,  - открыл дифференцированный подход. - был убежден в том, что в классе должен быть одновозрастной состав учащихся.  Главное - четко ставить цель. Возрастная периодизация и система воспитания:   - до 6 лет - детство - Воспитание в семье.

Ян Амос Коменский

В работе

«Великая дидактика»

впервые разработаны основы

классно-урочной системы

- исповедовал свободный урок,

- определил границы учебного года

- ввел четверти и промежуточные испытания,

- определил количество учащихся в классе,

- открыл дифференцированный подход.

- был убежден в том, что в классе должен быть одновозрастной состав учащихся.

Главное - четко ставить цель.

Возрастная периодизация и система воспитания: - до 6 лет - детство - Воспитание в семье. "Руководство по воспитанию в семье".

- с 6 до 12 лет - школа родного языка. "Чувственный мир в картинках". Следует использовать наглядный метод.

- с 12 до 18 лет - юность – обучение в латинской школе, практическая подготовка ребенка . "Открытая дверь к языкам".

- с 18 до 24 лет - возмужалость - академии и университеты.

Возрастная периодизация и система воспитания:   - до 6 лет - детство - Воспитание в семье.

Возрастная периодизация и система воспитания: - до 6 лет - детство - Воспитание в семье. "Руководство по воспитанию в семье".

- с 6 до 12 лет - школа родного языка. "Чувственный мир в картинках". Следует использовать наглядный метод.

- с 12 до 18 лет - юность – обучение в латинской школе, практическая подготовка ребенка . "Открытая дверь к языкам".

- с 18 до 24 лет - возмужалость - академии и университеты.

Представители русской педагогической мысли:  В.Г. Белинский (1811 -1848 гг.) А.И. Герцен (1812 – 1870 гг.) Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 гг.) Н.А. Добролюбов (1836 -1861 гг.) Л.Н. Толстой (1828 – 1910 гг.) К.Д. Ушинский (1824 – 1871 гг.) - Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.

Представители русской педагогической мысли:

  • В.Г. Белинский (1811 -1848 гг.)
  • А.И. Герцен (1812 – 1870 гг.)
  • Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 гг.)
  • Н.А. Добролюбов (1836 -1861 гг.)
  • Л.Н. Толстой (1828 – 1910 гг.)
  • К.Д. Ушинский (1824 – 1871 гг.)

- Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.

Народная педагогика сказки приметы былины предания загадки колядки частушки скороговорки прибаутки считалки пословицы колыбельные хороводные песни

Народная педагогика

сказки

приметы

былины

предания

загадки

колядки

частушки

скороговорки

прибаутки

считалки

пословицы

колыбельные

хороводные песни

В конце XIX - начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Были сформулированы общие принципы, выделены закономерности воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образовани я. Джон Дьюи (1859 – 1952 гг.) Эдвард Торндайк (1874 – 1949 гг.)

В конце XIX - начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Были сформулированы общие принципы, выделены закономерности воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образовани я.

  • Джон Дьюи (1859 – 1952 гг.)
  • Эдвард Торндайк (1874 – 1949 гг.)
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе С.Т. Шацкий (1878 – 1934 гг.) П.П. Блонский (1884 – 1941 гг.) А.П. Пинкевич (1884 – 1939 гг.) Н.К. Крупская (1869 – 1939 гг.) А.С. Макаренко (1888 – 1939 гг.) В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 гг.)

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе

  • С.Т. Шацкий (1878 – 1934 гг.)
  • П.П. Блонский (1884 – 1941 гг.)
  • А.П. Пинкевич (1884 – 1939 гг.)
  • Н.К. Крупская (1869 – 1939 гг.)
  • А.С. Макаренко (1888 – 1939 гг.)
  • В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 гг.)
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ   Гуманитарный  характер педагогической науки проявляется в ее миссии по отношению к человеку.  На человека должно оказываться воздействие , но не давление . Человеку надо помочь  стать духовно богатым, творчески активным, найти равновесие с природой и обществом … Личностно-субъективный характер  педагогической науки проявляется в деятельности педагогов как личностей в достижении высших целей воспитания и определяется субъективными факторами :   - профессиональным мастерством и творчеством  - уровнем профессиональной компетентности педагога  - уровнем развития личности учащихся

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ

  • Гуманитарный характер педагогической науки проявляется в ее миссии по отношению к человеку. На человека должно оказываться воздействие , но не давление . Человеку надо помочь стать духовно богатым, творчески активным, найти равновесие с природой и обществом …
  • Личностно-субъективный характер педагогической науки проявляется в деятельности педагогов как личностей в достижении высших целей воспитания и определяется субъективными факторами : - профессиональным мастерством и творчеством - уровнем профессиональной компетентности педагога - уровнем развития личности учащихся
Вероятностный характер  педагогической науки проявляется в решении педагогических задач и ситуаций , которые необходимо рассматривать во взаимосвязи с окружающим пространством и временем   Педагогическая задача  Где?  Когда?  С кем?   Зачем?  Почему? Кто? Результат решения педагогической ситуации

Вероятностный характер педагогической науки проявляется в решении педагогических задач и ситуаций , которые необходимо рассматривать во взаимосвязи с окружающим пространством и временем

Педагогическая

задача

Где?

Когда?

С кем?

Зачем?

Почему?

Кто?

Результат решения педагогической ситуации

Педагогика наука о законах и закономерностях воспитания. (И.П. Подласый) наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. ( Н.В. Бордовская, А.А. Реан)

Педагогика

  • наука о законах и закономерностях воспитания. (И.П. Подласый)
  • наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. ( Н.В. Бордовская, А.А. Реан)
педагогический факт (явление ) Объект педагогики - Предмет педагогики - педагогический процесс  Категории педагогики Образование Обучение Воспитание

педагогический факт (явление )

Объект педагогики -

Предмет педагогики -

педагогический процесс

Категории педагогики

Образование

Обучение

Воспитание

О педагогических категориях: ОБУЧЕНИЕ УЧИТЬСЯ = учить-СЯ = учить самого себя; ОБУЧАТЬ и ОБУЧИТЬ = об-УЧАТь, об-УЧИТь = учит другой; ОБУЧЕНИЕ = об-учение = учиться + обучать = двусторонний процесс взаимодействия, предполагающий с одной стороны учебно-познавательную деятельность учащихся и, с другой стороны – профессиональную педагогическую деятельность педагога.

О педагогических категориях: ОБУЧЕНИЕ

  • УЧИТЬСЯ = учить-СЯ = учить самого себя;
  • ОБУЧАТЬ и ОБУЧИТЬ = об-УЧАТь, об-УЧИТь = учит другой;
  • ОБУЧЕНИЕ = об-учение = учиться + обучать = двусторонний процесс взаимодействия, предполагающий с одной стороны учебно-познавательную деятельность учащихся и, с другой стороны – профессиональную педагогическую деятельность педагога.
Обучение Преподавание – организация учебного труда обучаемых, формирование у учащихся мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования. Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Учение - усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Обучение

Преподавание – организация учебного труда обучаемых, формирование у учащихся мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования.

Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников.

Учение - усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

О педагогических категориях: ВОСПИТАНИЕ Для личностного развития необходимо, чтобы осуществлялось у СВОЕ ние, о СВОЕ ние, при СВОЕ ние   новой информации. ВОСПИТАНИЕ – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы личности.  В результате – осознание личностного смысла норм современной культуры и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

О педагогических категориях: ВОСПИТАНИЕ

Для личностного развития необходимо, чтобы осуществлялось

у СВОЕ ние, о СВОЕ ние, при СВОЕ ние

новой информации.

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы личности.

В результате – осознание личностного смысла норм современной культуры и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Структура личности Направленность : потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, идеалы  Темперамент Характер Способности

Структура личности

  • Направленность : потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, идеалы
  • Темперамент
  • Характер
  • Способности
Воспитание В широком педагогическом  значении – процесс  целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной  воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В узком значении –  специальная воспитательная деятельность,  имеющая целью формирование  определенных качеств,  свойств и отношений человека Цель воспитания - помощь личности в разностороннем  развитии

Воспитание

В широком педагогическом

значении – процесс

целенаправленного

формирования личности

в условиях специально организованной

воспитательной системы,

обеспечивающей взаимодействие

воспитателей и воспитуемых.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В узком значении

специальная воспитательная

деятельность,

имеющая целью формирование

определенных качеств,

свойств и отношений человека

Цель воспитания -

помощь личности в

разностороннем

развитии

О педагогических категориях: ОБРАЗОВАНИЕ Процесс образовывания самого себя – ОБРАЗОВАНИЕ = ОБРАЗ-ование = создание ОБРАЗа мира и себя как части мира. ОБРАЗОВАНИЕ – единый процесс физического и духовного развития личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные и зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны – образы . А если не складывается адекватное отношение к явлениям окружающего мира, то это –  без ОБРАЗ ие!

О педагогических категориях: ОБРАЗОВАНИЕ

Процесс образовывания самого себя –

ОБРАЗОВАНИЕ = ОБРАЗ-ование = создание ОБРАЗа мира и себя как части мира.

ОБРАЗОВАНИЕ – единый процесс физического и духовного развития личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные и зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны – образы .

А если не складывается адекватное отношение к явлениям окружающего мира, то это –

без ОБРАЗ ие!

Образование Как система Как результат Как процесс Совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.  Достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений Освоение в учреждениях образования и в результате самообразования системы знаний, умений, навыков.

Образование

Как система

Как результат

Как процесс

Совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений

Освоение в учреждениях образования и в результате самообразования системы знаний, умений, навыков.

ФУНКЦИИ (ЗАДАЧИ)  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: Объяснительная 2. Преобразовательная 3. Прогностическая

ФУНКЦИИ (ЗАДАЧИ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:

  • Объяснительная

2. Преобразовательная

3. Прогностическая

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ  описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ  (прикладная, практическая )  На основе фундаментального знания  совершенствуется педагогическая практика.   В результате исследований создаются новые педагогические системы, технологии описания процессов воспитания или обучения.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ (прикладная, практическая )

На основе фундаментального знания

совершенствуется педагогическая практика.

В результате исследований создаются новые педагогические системы, технологии описания процессов воспитания или обучения.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ   Предвидение развития педагогической реальности.  Результатом педагогических исследований являются новые теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они представляются в разных формах: докладах, статьях, монографиях, учебных пособиях, учебных программах и т.п.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Предвидение развития педагогической реальности.

Результатом педагогических исследований являются новые теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они представляются в разных формах: докладах, статьях, монографиях, учебных пособиях, учебных программах и т.п.

Связь педагогики с другими науками Социология Философия Психология Кибернетика Медицина Этика и эстетика Физиология Экономика Информатика Политология Биология

Связь педагогики с другими науками

Социология

Философия

Психология

Кибернетика

Медицина

Этика и эстетика

Физиология

Экономика

Информатика

Политология

Биология

Педагогика развивается в тесной связи с другими науками: 1. Философские науки:  - этика  - эстетика  - науковедение  - … 2. Анатомия 3. Физиология 4. Психология 5. История, литература, медицина, экология, экономика, археология…

Педагогика развивается в тесной связи с другими науками:

1. Философские науки:

- этика

- эстетика

- науковедение

- …

2. Анатомия

3. Физиология

4. Психология

5. История, литература, медицина, экология, экономика, археология…

    Интеграция наук привела к возникновению пограничных наук – педагогической психологии и психопедагогики.    Педагогика также находится на стыке точных и технических наук – кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.

  • Интеграция наук привела к возникновению пограничных наук – педагогической психологии и психопедагогики. Педагогика также находится на стыке точных и технических наук – кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.
Отрасли современной педагогической науки: История педагогики Школьная гигиена Общая педагогика Сравнительная педагогика Возрастная педагогика Этнопедагогика Производственная педагогика Семейная педагогика Специальная педагогика:  олигофренопедагогика - тифлопедагогика - сурдопедагогика - логопедия - превентивная педагогика Военная педагогика

Отрасли современной педагогической науки:

История педагогики

Школьная гигиена

Общая педагогика

Сравнительная педагогика

Возрастная педагогика

Этнопедагогика

Производственная педагогика

Семейная педагогика

Специальная педагогика:

  • олигофренопедагогика
  • - тифлопедагогика
  • - сурдопедагогика
  • - логопедия
  • - превентивная педагогика

Военная педагогика

Методы исследования: методы эмпирического познания педагогических явлений  (наблюдение; опрос – интервьюирование, беседа, анкетирование; изучение школьной документации; анализ продуктов деятельности; изучение и обобщение педагогического опыта; социометрия; тестирование; эксперимент; изучение литературы), методы теоретического исследования  (анализ и синтез изучаемых явлений, в том числе системно-структурный анализ; индуктивные и дедуктивные методы), методы математической статистики  (регистрация; парное сравнение; ранжирование; шкалирование).

Методы исследования:

  • методы эмпирического познания педагогических явлений (наблюдение; опрос – интервьюирование, беседа, анкетирование; изучение школьной документации; анализ продуктов деятельности; изучение и обобщение педагогического опыта; социометрия; тестирование; эксперимент; изучение литературы),
  • методы теоретического исследования (анализ и синтез изучаемых явлений, в том числе системно-структурный анализ; индуктивные и дедуктивные методы),
  • методы математической статистики (регистрация; парное сравнение; ранжирование; шкалирование).
«История зарубежной педагогики» Эпоха Характеристика педагогической мысли(науки) Древний мир Главные представители педагогической профессии Средние века Эпоха возрождения Новое время Современное время (с 70-х г.- ХХвек)

«История зарубежной педагогики»

Эпоха

Характеристика педагогической мысли(науки)

Древний мир

Главные представители педагогической профессии

Средние века

Эпоха возрождения

Новое время

Современное время

(с 70-х г.- ХХвек)

«История педагогики России» Эпоха Характеристика педагогической мысли(науки) До XVII  в.(вкл.) Главные представители педагогической профессии XVIII век ` XIX – XX вв. Современность (с 70-х г. -ХХвек)

«История педагогики России»

Эпоха

Характеристика педагогической мысли(науки)

До XVII в.(вкл.)

Главные представители педагогической профессии

XVIII век

`

XIX – XX вв.

Современность

(с 70-х г. -ХХвек)

Лекция окончена

Лекция окончена


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!