Педагогика как наука
Лекция 1
Содержание лекции:
- История становления педагогической науки. Развитие педагогических идей
- Педагогика как наука о человеке: объект, предмет, функции, методология и методы исследования.
- Категориальный аппарат современной педагогики.
Возникновение и развитие педагогики, ее представители.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае , Индии , Египте , Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии ; и в ней же были сделаны первые педагогические обобщения .
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия:
- Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.)
- Сократ (469 – з99 гг. до н.э.)
- Платон (427 – 347 гг. до н.э.)
- Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)
- Марк Квинтилиан (35 -96 гг.)
Ксенофонт
Сократ
Платон
Педагогика
Paides
ago
- дети
– вести
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло.
- Тертулиан (160 – 222 гг.)
- Августин (354 -430 гг.)
- Аквинат (1225 – 1274 гг.)
«Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». – лозунг Эпохи Возрождения.
- Эразм Роттердамский (1466 – 1536 гг.)
- Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 гг.)
- Франссуа Рабле (1494 -1553 гг.)
- Ян Амос Коменский (1592 1670 гг.) выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему!
- Джон Локк (1632 – 1704 гг.)
- Д. Дидро (1713 – 1784 гг.)
- К. Гильвеций (1715 -1771 гг.)
- П. Гольбах (1723 – 1789 гг.)
- Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.)
Ян Амос Коменский
В работе
«Великая дидактика»
впервые разработаны основы
классно-урочной системы
- исповедовал свободный урок,
- определил границы учебного года
- ввел четверти и промежуточные испытания,
- определил количество учащихся в классе,
- открыл дифференцированный подход.
- был убежден в том, что в классе должен быть одновозрастной состав учащихся.
Главное - четко ставить цель.
Возрастная периодизация и система воспитания: - до 6 лет - детство - Воспитание в семье. "Руководство по воспитанию в семье".
- с 6 до 12 лет - школа родного языка. "Чувственный мир в картинках". Следует использовать наглядный метод.
- с 12 до 18 лет - юность – обучение в латинской школе, практическая подготовка ребенка . "Открытая дверь к языкам".
- с 18 до 24 лет - возмужалость - академии и университеты.
Возрастная периодизация и система воспитания: - до 6 лет - детство - Воспитание в семье. "Руководство по воспитанию в семье".
- с 6 до 12 лет - школа родного языка. "Чувственный мир в картинках". Следует использовать наглядный метод.
- с 12 до 18 лет - юность – обучение в латинской школе, практическая подготовка ребенка . "Открытая дверь к языкам".
- с 18 до 24 лет - возмужалость - академии и университеты.
Представители русской педагогической мысли:
- В.Г. Белинский (1811 -1848 гг.)
- А.И. Герцен (1812 – 1870 гг.)
- Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 гг.)
- Н.А. Добролюбов (1836 -1861 гг.)
- Л.Н. Толстой (1828 – 1910 гг.)
- К.Д. Ушинский (1824 – 1871 гг.)
- Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.
Народная педагогика
сказки
приметы
былины
предания
загадки
колядки
частушки
скороговорки
прибаутки
считалки
пословицы
колыбельные
хороводные песни
В конце XIX - начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Были сформулированы общие принципы, выделены закономерности воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образовани я.
- Джон Дьюи (1859 – 1952 гг.)
- Эдвард Торндайк (1874 – 1949 гг.)
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе
- С.Т. Шацкий (1878 – 1934 гг.)
- П.П. Блонский (1884 – 1941 гг.)
- А.П. Пинкевич (1884 – 1939 гг.)
- Н.К. Крупская (1869 – 1939 гг.)
- А.С. Макаренко (1888 – 1939 гг.)
- В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 гг.)
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- Гуманитарный характер педагогической науки проявляется в ее миссии по отношению к человеку. На человека должно оказываться воздействие , но не давление . Человеку надо помочь стать духовно богатым, творчески активным, найти равновесие с природой и обществом …
- Личностно-субъективный характер педагогической науки проявляется в деятельности педагогов как личностей в достижении высших целей воспитания и определяется субъективными факторами : - профессиональным мастерством и творчеством - уровнем профессиональной компетентности педагога - уровнем развития личности учащихся
Вероятностный характер педагогической науки проявляется в решении педагогических задач и ситуаций , которые необходимо рассматривать во взаимосвязи с окружающим пространством и временем
Педагогическая
задача
Где?
Когда?
С кем?
Зачем?
Почему?
Кто?
Результат решения педагогической ситуации
Педагогика
- наука о законах и закономерностях воспитания. (И.П. Подласый)
- наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. ( Н.В. Бордовская, А.А. Реан)
педагогический факт (явление )
Объект педагогики -
Предмет педагогики -
педагогический процесс
Категории педагогики
Образование
Обучение
Воспитание
О педагогических категориях: ОБУЧЕНИЕ
- УЧИТЬСЯ = учить-СЯ = учить самого себя;
- ОБУЧАТЬ и ОБУЧИТЬ = об-УЧАТь, об-УЧИТь = учит другой;
- ОБУЧЕНИЕ = об-учение = учиться + обучать = двусторонний процесс взаимодействия, предполагающий с одной стороны учебно-познавательную деятельность учащихся и, с другой стороны – профессиональную педагогическую деятельность педагога.
Обучение
Преподавание – организация учебного труда обучаемых, формирование у учащихся мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования.
Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников.
Учение - усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.
О педагогических категориях: ВОСПИТАНИЕ
Для личностного развития необходимо, чтобы осуществлялось
у СВОЕ ние, о СВОЕ ние, при СВОЕ ние
новой информации.
ВОСПИТАНИЕ – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы личности.
В результате – осознание личностного смысла норм современной культуры и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
Структура личности
- Направленность : потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, идеалы
- Темперамент
- Характер
- Способности
Воспитание
В широком педагогическом
значении – процесс
целенаправленного
формирования личности
в условиях специально организованной
воспитательной системы,
обеспечивающей взаимодействие
воспитателей и воспитуемых.
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
В узком значении –
специальная воспитательная
деятельность,
имеющая целью формирование
определенных качеств,
свойств и отношений человека
Цель воспитания -
помощь личности в
разностороннем
развитии
О педагогических категориях: ОБРАЗОВАНИЕ
Процесс образовывания самого себя –
ОБРАЗОВАНИЕ = ОБРАЗ-ование = создание ОБРАЗа мира и себя как части мира.
ОБРАЗОВАНИЕ – единый процесс физического и духовного развития личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные и зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны – образы .
А если не складывается адекватное отношение к явлениям окружающего мира, то это –
без ОБРАЗ ие!
Образование
Как система
Как результат
Как процесс
Совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений
Освоение в учреждениях образования и в результате самообразования системы знаний, умений, навыков.
ФУНКЦИИ (ЗАДАЧИ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:
2. Преобразовательная
3. Прогностическая
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ (прикладная, практическая )
На основе фундаментального знания
совершенствуется педагогическая практика.
В результате исследований создаются новые педагогические системы, технологии описания процессов воспитания или обучения.
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Предвидение развития педагогической реальности.
Результатом педагогических исследований являются новые теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они представляются в разных формах: докладах, статьях, монографиях, учебных пособиях, учебных программах и т.п.
Связь педагогики с другими науками
Социология
Философия
Психология
Кибернетика
Медицина
Этика и эстетика
Физиология
Экономика
Информатика
Политология
Биология
Педагогика развивается в тесной связи с другими науками:
1. Философские науки:
- этика
- эстетика
- науковедение
- …
2. Анатомия
3. Физиология
4. Психология
5. История, литература, медицина, экология, экономика, археология…
- Интеграция наук привела к возникновению пограничных наук – педагогической психологии и психопедагогики. Педагогика также находится на стыке точных и технических наук – кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.
Отрасли современной педагогической науки:
История педагогики
Школьная гигиена
Общая педагогика
Сравнительная педагогика
Возрастная педагогика
Этнопедагогика
Производственная педагогика
Семейная педагогика
Специальная педагогика:
- олигофренопедагогика
- - тифлопедагогика
- - сурдопедагогика
- - логопедия
- - превентивная педагогика
Военная педагогика
Методы исследования:
- методы эмпирического познания педагогических явлений (наблюдение; опрос – интервьюирование, беседа, анкетирование; изучение школьной документации; анализ продуктов деятельности; изучение и обобщение педагогического опыта; социометрия; тестирование; эксперимент; изучение литературы),
- методы теоретического исследования (анализ и синтез изучаемых явлений, в том числе системно-структурный анализ; индуктивные и дедуктивные методы),
- методы математической статистики (регистрация; парное сравнение; ранжирование; шкалирование).
«История зарубежной педагогики»
Эпоха
Характеристика педагогической мысли(науки)
Древний мир
Главные представители педагогической профессии
Средние века
Эпоха возрождения
Новое время
Современное время
(с 70-х г.- ХХвек)
«История педагогики России»
Эпоха
Характеристика педагогической мысли(науки)
До XVII в.(вкл.)
Главные представители педагогической профессии
XVIII век
`
XIX – XX вв.
Современность
(с 70-х г. -ХХвек)
Лекция окончена