СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет: «Взаимодействие семьи и школы»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа позволяет повысить профессиональные компетентности педагогов, проанализировать школьную систему воспитания по взаимодействию семьи и школы, выявить наиболее эффективные фориы взаимодействия школы и семьи

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет: «Взаимодействие семьи и школы»»

Педагогический совет: « Взаимодействие семьи и школы »

Педагогический совет:

« Взаимодействие семьи

и школы »

 Цель :  повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.  Задачи : проанализировать школьную систему воспитания по взаимодействию семьи и школы; выявить наиболее эффективные формы взаимодействия школы и семьи.  Сидоренко В.В.

Цель : повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.

Задачи :

  • проанализировать школьную систему воспитания по взаимодействию семьи и школы;
  • выявить наиболее эффективные формы взаимодействия школы и семьи.

Сидоренко В.В.

Задачи взаимодействия Воспитание гармонически развитой творческой личности обучающихся Привитие навыков здорового образа жизни Формирование активной жизненной позиции родителей и обучающихся Подготовка ребёнка к саморазвитию и самовоспитанию Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся

Задачи взаимодействия

Воспитание гармонически развитой творческой личности обучающихся

Привитие навыков здорового образа жизни

Формирование активной жизненной позиции родителей и обучающихся

Подготовка ребёнка к саморазвитию и самовоспитанию

Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся

Направления Изучение семей обучающихся Психолого-педагогическое просвещение родителей Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом Совместная деятельность родителей и обучающихся

Направления

Изучение семей обучающихся

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Привлечение родителей к управлению образовательным

учреждением, образовательным процессом

Совместная деятельность родителей

и обучающихся

Основы взаимодействия педагогов с родителями «Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание». В.А. Сухомлинский

Основы взаимодействия педагогов с родителями

«Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».

В.А. Сухомлинский

Равноправные субъекты воспитания Школа  Семья ребенок

Равноправные субъекты воспитания

Школа

Семья

ребенок

организация социально- педагогической помощи семье совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей «Семья – школа» повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы

организация социально- педагогической помощи семье

совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения

согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей

«Семья – школа»

повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе

консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы

Критерии взаимодействия Такт, уважение семья школа Вера, оптимизм Взаимопо-нимание Откровен-ность Взаимоза-висимость

Критерии взаимодействия

Такт,

уважение

семья

школа

Вера, оптимизм

Взаимопо-нимание

Откровен-ность

Взаимоза-висимость

Система семейно-общественного воспитания Родители и учителя – равноправные участники Групповые и индивидуальные формы работы на диалоговой основе дифференцированный и индивидуальный подход к семьям Систематическая и целенаправленная психолого-педагогическая поддержка Контроль на основе диагностики и поэтапного анализа образовательного процесса Коррекционная работа

Система семейно-общественного воспитания

Родители и учителя – равноправные участники

Групповые и индивидуальные формы работы на диалоговой основе

дифференцированный и индивидуальный подход к семьям

Систематическая и целенаправленная психолого-педагогическая поддержка

Контроль на основе диагностики и поэтапного анализа образовательного процесса

Коррекционная работа

активный Родительский контроль творческий ненавязчивый Факторы, влияющие на воспитание в семье уважительный Родительские требования Эмоциональная поддержка, вера в ребенка Совместные действия Взаимо-отношения забота Любовь  Содержательное времяпрепровождение

активный

Родительский контроль

творческий

ненавязчивый

Факторы, влияющие на воспитание в семье

уважительный

Родительские требования

Эмоциональная поддержка, вера в ребенка

Совместные действия

Взаимо-отношения

забота

Любовь

Содержательное времяпрепровождение

Семья формирует у ребёнка такие базовые понятия, как: отношение к себе; стиль отношений с другими людьми; нравственные ценности или представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; представления о себе как о мужчине или о женщине; стремления и идеалы; смысл жизни; чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своей малой Родине, к своему народу, к своей стране.

Семья формирует у ребёнка такие базовые понятия, как:

  • отношение к себе;
  • стиль отношений с другими людьми;
  • нравственные ценности или представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • представления о себе как о мужчине или о женщине;
  • стремления и идеалы;
  • смысл жизни;
  • чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своей малой Родине, к своему народу, к своей стране.
2017-2018 Социальный паспорт семей 2019-2020

2017-2018

Социальный паспорт семей

2019-2020

Работа в группах

Работа в группах

СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими. Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ

  • Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
  • Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

СИТУАЦИЯ 1

После уроков мама Оли заходит в класс.

Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами. Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?

Мать. Да?! Я не знала.

Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.

Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.

Учитель . О чем вы хотите поговорить?

Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница... Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит-. “Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!” Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике “4” и “3”. Вот за что сегодня “3” по математике?

Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо еще дома потренироваться.

Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам еще дома доучивать приходится?

Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочеты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.

Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?

Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.

Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.

Учитель. Но я пока не могу посадить ее ближе, Оля высокая девочка.

Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.

СИТУАЦИЯ 2

Учительница вызвала а школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.

Учитель. Вы совершенно перестали следить за сыном

Мать. То есть как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.

Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!

Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.

Учитель . Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки ...

Мать. Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.

Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведет себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.

Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашел, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.

Учитель. А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!

Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.

Учитель. В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).

Мать уходит.

Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!

СИТУАЦИЯ 3 Мама пришла в школу по вызову учителя. Мать. Здравствуйте, М. И., получила Вашу записку. Что случилось? Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось? Ученик молчит. Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку? Ученик. Да я не ... Мать . Ну как тебе не стыдно? Ученик. Да это не я ... Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему? Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются. Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести? Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись! Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу! Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали. Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.

СИТУАЦИЯ 3

Мама пришла в школу по вызову учителя.

Мать. Здравствуйте, М. И., получила Вашу записку. Что случилось?

Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?

Ученик молчит.

Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?

Ученик. Да я не ...

Мать . Ну как тебе не стыдно?

Ученик. Да это не я ...

Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?

Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.

Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?

Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!

Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!

Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.

Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.

Формы взаимодействия с семьёй Родительские собрания «День открытых дверей» Мастер-класс Родительская конференция Внеурочные мероприятия Сотрудничество Посещение семьи Собрания совместно с детьми Консультирование Совет школы Родительский комитет

Формы взаимодействия с семьёй

Родительские собрания

«День открытых дверей»

Мастер-класс

Родительская конференция

Внеурочные мероприятия

Сотрудничество

Посещение семьи

Собрания совместно с детьми

Консультирование

Совет школы

Родительский комитет

Памятка педагога:   Выработка правил педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся (использование мозгового штурма). Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу. Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе. Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально. Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

Памятка педагога:

Выработка правил педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся (использование мозгового штурма).

Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.

Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.

Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.

Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.

Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.

Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

Решение педагогического совета Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразия форм проведения родительских собраний, чаще использовать нетрадиционные формы. Активизировать деятельность по привлечению родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет). Проведение в конце учебного года анкетирования родителей учащихся на предмет на предмет удовлетворенности учебным процессом и внеурочной деятельности.

Решение педагогического совета

  • Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразия форм проведения родительских собраний, чаще использовать нетрадиционные формы.
  • Активизировать деятельность по привлечению родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет).
  • Проведение в конце учебного года анкетирования родителей учащихся на предмет на предмет удовлетворенности учебным процессом и внеурочной деятельности.
«Прежде чем убеждать других, убедись в этом сам», считал Станиславский, а я действительно убежден, что «учитель - профессия дальнего действия, главная на Земле!»

«Прежде чем убеждать других, убедись в этом сам», считал Станиславский, а я действительно убежден, что «учитель - профессия дальнего действия, главная на Земле!»

Список использованных источников

1. Шепелева Г.Г., Сотикова С.В. Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие. //Воспитание школьников. – 2012. № 5. – С.24–30.

2. Зыкова К.С. Совместная работа школы и семьи. Обобщение опыта работы школы № 28 г. Томска – Т., 2000.

3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. – М., 1981 г.т.3

4. Часовитина Г.Н. Семья и школа: пути эффективного взаимодействия.http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2011/09/24/pedsovet-vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-v

5. Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству/ В.М. Брюханова // Классный руководитель. - 2007. - № 7. - С. 113-129

6. Социализация ребёнка. Взаимодействие школы и семьи /авт.-сост.: В.Е. Шиковец, Е.Н. Пархоць, В.И. Давыдова. Минск: Красико-Принт, 2012. – (Деятельность классного руководителя).

7. Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н., Левит М.В., Лизинский В.М., Морозова Т.В., Плахова Л.М., Полянская Н.Я. Педсовет: идеи, методики, формы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

8. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М.: Просвещение, 2006.

9. Задачи: проанализировать состояние связей школы с семьей и общественностью на данном этапе; определить основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребенка [Электронный ресурс]. http://uchebana5.ru/cont/1850946-p5.html (дата обращения: 24.02.2020)

10. Едревская Л. В. Семья и школа: актуальные аспекты взаимовыгодного сотрудничества [Электронный ресурс]. http://referatdb.ru/sport/197876/index.html (дата обращения: 24.02.2020)

11. Педагогический совет «О взаимодействии семьи и школы в интересах личности ребенка» [Электронный ресурс]. https://urok.1sept.ru/статьи/521692/

(дата обращения: 24.02.2020)

12. Фоминова Н.А. Социально-психологические аспекты воспитания. [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2012/10/14/dlya-roditeley (дата обращения: 24.02.2020)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!