СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет на тему "Педагогический совет «Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по реализации требований ФГОС НОО и ФГОС ООО»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассмотрены проблемы преемственности обучения между начальной и основной школой

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет на тему "Педагогический совет «Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по реализации требований ФГОС НОО и ФГОС ООО»»


Начало формы

Доклад

Педагогический совет «Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по реализации требований ФГОС НОО и ФГОС ООО. Методическое сопровождение обеспечения преемственности обучения при переходе на ФГОС ООО третьего поколения»

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Вопрос преемственности в условиях новых ФГОС НОО и ООО является принципиальным, поскольку стандарты разработаны и утверждены по ступеням общего образования.

Сохранение единства методологических и концептуальных оснований ФГОС для всех ступеней общего образования, обеспечено статьями Закона Российской Федерации.

В школьные  годы  ребенок переживает  несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени  обучения  в  другую  возрастают  требования  к  интеллектуальному  и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных  знаний,  учебных  действий.

Любые переходные периоды  выдвигают  специфические проблемы, которые  требуют особого внимания. Решение  вопроса преемственности представляется  возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного  процесса: руководителей школ, учителей среднего и начального звена.

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в  среднюю школу  заставляет взрослых  обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

К  четвертому  классу  у  большинства  детей  уже  складывается  индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни  приступают  к  урокам  сразу  после  прихода  из школы,  другим  требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают  выполнять  домашние  задания  с  трудных  учебных  предметов,  другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

К  четвертому  классу  у  большинства школьников  намечается  дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. 

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально типологическими  особенностями  детей,  их  работоспособностью, спецификой  познавательного  развития,  преобладающим  типом  восприятия  и переработки  информации,  неодинаковым  интересом  к  различным  учебным предметам и т.д.

Индивидуальный  стиль  учебной  работы проявляется не  только  в  общем подходе  к  выполнению  учебных  заданий, но и  в использовании школьниками различных  учебных  умений  и  навыков.  Владение  продуктивными  приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

Учиться  всему  этому необходимо  в начальной школе,  пока  объем  учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно  необходимыми,  поскольку  заметно  возрастает  количество новой  информации,  более  сложным  станет  и  ее  содержание.

Не  следует  также  забывать,  что жизнь  детей не  ограничивается  стенами школы. За  ее пределами ребенок может быть погружен  в  такие  занятия, которые  позволят  ему  проявить  свою  умелость,  добиться  успеха,  обрести  уверенность в себе.

Каками же были наши 5 классники в 4 классе?

Выступление Коломиец С.А. (доклад С.А. Коломиец)

Продолжение Юрьевой Т.В.

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Дети решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения  с педагогами, привыкшими работать  с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой. Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять.

Новые учителя предлагают формы работы, не освоенные, и  на  осмысление  тоже  нужно  время.  Классным  руководителям  первые полгода большую часть времени следует уделить именно этим проблемам,  а  к  целенаправленному  формированию  детского  коллектива 

переходить позже, когда решены основные учебные проблемы.

Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.

Сложности организационного и учебного характера.

  1. Определенное количество учителей порождает вариативность поведения школьников.

Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений!». Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Важно поддерживать не только стиль преподавания учителя начальной школы, но по возможности и темп его работы, голоса, вариативность форм и видов заданий.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена часто является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консульта­ций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, поделок, совместные поездки, экскурсии.

Необходимо, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремиться сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для уче­ников мероприятия.

5. Отсутствие коллективных средств обучения.

Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее зна­чимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

6. Наличие большей свободы и самостоятельности.

При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детям часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

7.Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Или воспитатель считает, выполнять домашнее задание дети должны полностью самостоятельно. Дифференцированные задания в среднем и старшем звене -большая редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.

8. Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.


Сфера  взаимоотношений учитель-ученик  неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их  любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки.  А теперь учителей, которые оценивают  знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко  угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.  


Одна из актуальных задач переходного периода – объективный контроль знаний,  умений  и  навыков  учащихся  на  соответствие  требованиям  государственных образовательных  стандартов. Актуальным также остается процесс оценивания знаний учащихся. Оценка качества знаний помогает  учителю  выявить  пробелы  и  недостатки  в  организации  педагогического 

процесса, ошибки в своей деятельности.


Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.  

В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10-11 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно:

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Сегодня на педсовете мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидим наших детей глазами психолога, учителей предметников.

С точки зрения психологии…

Подростковый возраст (10-15 лет) период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности развития подростков должны иметь в виду и педагоги и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно и неверно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создаёт дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте много замечательных составляющих.

Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток всё более стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости.

Характеризуя этот возраст, можно сказать, что подросток уже не ребёнок, но уже и не взрослый. Подросток – это ребенок, становящийся взрослым.

Возрастные особенности младшего подростка:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье

  • повышенная утомляемость

  • стремление обзавестись верным другом

  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе

  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе

  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского

  • отсутствие авторитета возраста

  • отвращение к необоснованным запретам

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контакта с разными учителями, усвоение новых предметов).

Надо заметить, что с понятием адаптация тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе»:

Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.

Качественно иной, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значительными людьми.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации пятиклассников:
Педагогический аспект:

В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  часто  конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

  • Много новых учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

  • Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

  • Непривычное расписание (новый режим);

  • Новый классный руководитель;

  • В средней школе мы снова – маленькие, а в начальной были уже большими;

  • Проблемы взросления (подросткового периода)

  • Новые дети в классе;

  • проблемы со старшеклассниками;

  • возросший темп работы;

  • возросший объем работ в классе и д/з;

  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

  • ослабление или отсутствие контроля;

  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей; 

  • несамостоятельность в работе с текстами;

  • низкий уровень развития речи;

  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;

  • своеобразие подросткового возраста. 

В 5-м классе количество предметов увеличивается до 15 предметов, но самое главное  учителей  будет  столько  же,  и  у  каждого  свои  требования. 

Причем  большинство уроков проходят в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 15 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам выдвигать   единые  требования  к  пятиклассникам.

Особое  внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо  детям  разъяснять  критерии  оценивания,  дать  возможность  ученику  оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.

Таким  образом,  следует  продолжать  начатую  в  начальной  школе  работу 

по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей  с  требованиями,  которые  он  предъявляет  к  ним  по  своему предмету.

Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во многом — по духу  своему,  интересам,  манере  поведения- они  близки  ученикам  начальной школы, а  с другой стороны по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам. 

Психологический аспект

  • происходит процесс смены ведущей деятельности;

  • формируется новая социальная позиция;

  • снижается самооценка;

  • повышается ситуативная тревожность; психологическая нагрузка;

  • возрастные особенности;

  • много учителей – предметников;

  • переход из кабинета в кабинет;

  • изменение личностного смысла учения;

  • снижение интереса к учебной деятельности.

Какие же пути преодоления трудностей в период адаптации

1. Создание ситуации успеха

2. Применение положительных установок

3. Опора на особенности ребёнка

4. Создание комфорта, интереса

  1. Работа над навыками сотрудничества, коммуникативности, толерантности

  2. Творческая внеклассная работа

  3. Коллективная работа

8. Живая связь «учитель - родители»


Признаки дезадаптации:

Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  • Нежелания выполнять домашние задания.

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный сон.

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

2022/2023 учебный год является особенным для учащихся пятых классов. Ведь, именно С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступают в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования.

Обновлённые стандарты детализировали требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ.

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. 

Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. 

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.

  • Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

  • ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы. 

  • Появление нового понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»  

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достиженитя личностных результатов освоения программы

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) в последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

На начало учебного года в 5-х классах насчитывалось 191 пятиклассников. Изменение контингента учащихся за 1 четверть: 3 выбыли, 3 учащихся – прибыли. В течении сентября-октября выбыли: Терещенко А., Зеятдинов И., Кутовой И., прибыли: Шевченко К., Межиев Б, Кутовой И. Таким образом, численный состав учащихся 5-х классов сохранился - 191 человек.

В начале учебного года произошли незначительные изменения в коллективах. В 5-е классы прибыли учащиеся:

Прибывшие учащиеся за лето 2022

Класс

Кол-во

Уровень обучения

5-А

-

-

5-Б

1

средний

1

Достаточный

5-В

  1. 1

достаточный

5-Г

  1. 1

средний

5-Д

  1. --

---



Выбывшие учащиеся до 01.09.2022:

Класс

Кол-во

Уровень обучения

5-А

  1. --

--

5-Б

  1. 1

достаточный

  1. 1

высокий

  1. 1

достаточный

5-В

1

достаточный

5-Г

1

достаточный

5-Д

1

средний



Уровень обучения на конец учебного года в 4 классе составил на высокий и достаточный уровень – 78%.



Класс

Кол-во учащихся

в классе

Средний уровень

%

Достаточный уровень

%

Высокий уровень

%







4-А

38

8

21%

22

58%

8

21%

4-Б

39

8

20%

23

59%

8

21%

4-В

39

9

23%

28

72%

2

5%

4-Г

38

8

21%

22

58%

8

21%

4-Д

40

10

26%

21

55%

4

10%

Итого

194

43

22%

116

63%

30

15%



Изменение контингента учащихся незначительно повлиял на уровень обучения.

На высокий и достаточный уровень окончили 1 четверть76% учащихся (вместо 78%).



Класс

Кол-во учащихся

в классе

Средний уровень

%

Достаточный уровень

%

Высокий уровень

%







5-А

38

3

8%

27

71%

8

21%

5-Б

38

11

29%

17

45%

10

26%

5-В

39

12

31%

25

64%

2

5%

5-Г

39

8

21%

22

56%

9

23%

5-Д

37

12

32%

22

60%

3

8%

Итого

191

46

24%

113

59%

32

17%



Таким образом, на высокий и достаточный уровень обучается в пятом на 2% ниже чем в четвертом классе.

Возрастной состав таков: дети 2010 г.р. – 7 чел – 3%; 2011 г.р. – 158 чел. - 83%, 2012 г.р. – 26 чел. -14%.

Национальный состав: украинцев – 10,5 %, русских – 70%, крымских татар - 16%, других национальностей (армяне, корейцы, чеченцы, узбеки) – 3,5%.

Половой состав: мальчиков - 50%, девочек –50%.

Половой состав учащихся 5-х классов:



Класс

Всего в классе

Кол-во девочек

Кол-во мальчиков

5-А

38

20

18

5-Б

38

17

21

5-В

39

18

21

5-Г

39

23

16

5-Д

37

17

20

Итого:

191

95

96

Учащиеся, в основном, воспитываются в полных семьях (87 %).

Класс

Полные семьи

Неполные семьи

5-А

35

3

5-Б

32

6

5-В

31

8

5-Г

36

3

5-Д

33

4

Итого:

167

24



В 5-х классах обучаются 35 учащихся из многодетных семей :

На заседании круглого стола определи учащегося, требующего особого педагогического внимания: 1 ученик

В 5-х классах работают учителя:

Высшей категории – 26%

1-категория – 20%

Специалист- 54%

Дополнительные образовательные услуги – вид деятельности, способствующий повысить успеваемость ребенка по отдельно взятым предметам. Родители учащихся 5 классов используют данную возможность и выбрали в качестве ДОУ английский язык, математика.

Класс

Математика

Английский

язык

5-А



5-Б

2

2

5-В

5

5

5-Г

2

1

5-Д



Итого:

9

8



Однако всего лишь 9 человек воспользовались ДОУ по математике и 8 по английскому языку, а по результатам анкет учащиеся испытывают трудности по русскому языку.

Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным, с изменениями в дисциплине.

Могут приходить в школу с невыполненным домашним заданием:

5-Б класс: 3 чел

5-В класс: 2 чел

5-Г класс: 4 чел

5-Д класс: 3чел

Есть проблемы и с дисциплиной, разговоры на уроках:

5-А класс: 1 чел

5-Б класс: 1 чел

5-В класс: 1 чел

5-Г класс: 1 чел

5-Д класс: 3 чел

Опаздывают на классные часы и уроки:

5-А класс : ----

5-Б класс: 1 чел

5-В класс: 1 чел

5-Г класс: 1 чел

5-Д: 1 чел



Можно ли избежать серьезных проблем с учебой, с воспитательным процессом при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

В ходе классно – обобщающего контроля проводилось анкетирование.

Результаты анкетирования показали, что учащиеся 5-х классов переживают сложный процесс адаптации по разному, около 85% детей проходят его положительно. Сложности испытывают по следующими предметами: математика, английский язык, русский язык. Учащиеся больше всего времени тратят на выполнение домашнего задания по этим предметам.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами. Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! «5» или «Неверно!.

В соответствии с планом работы МБОУ «Школа-гимназия, детский сад №25» г. Симферополя,  с целью контроля за качеством знаний обучающихся, уровнем сформированности классного коллектива, уровнем адаптации обучающихся на второй ступени обучения в сентябре - ноябре 2022г. была проведена методическая неделя открытых уроков в 5-х классах, проведен классно – обобщающий контроль и проведены педконсилиумы во всех 5-х классах, проведены срезы знаний.

Открытые уроки и срезы знаний показали: результаты высвечиваются на экране



       Уроки учителей математики   содержат все необходимые  этапы: проверка домашней работы, устный счет, объяснение нового материала, закрепление, обобщение, подведение итогов. При проверке  домашней работы выявляются типичные ошибки и отрабатываются задания, предполагающие пути преодоления этих ошибок в следующий раз. Посещая открытые уроки у учителя математики по теме «Деление с остатком» отмечено, что урок проведен в  соответствии с требованиями ФГОС. В течение урока, учитель использовал различные формы работы  (индивидуальная, парная, фронтальная) и виды работы (работа с карточками, работа с учебником, цифровой диктант). В начале урока использовала устный счет. Также использовал дифференцированный подход (домашнее задание). Однако следует уделить внимание и проработать целеполагание на уроке (добиться, чтоб учащиеся называли тему урока сами); дифференцированный подход использовать на уроке для работы со слабоуспевающими/одаренными учащимися; давать четкую инструкцию перед выполнением задания, Добиться полного понимания учащихся.

Урок по теме «Разложение числа на множители» . Отмечено, что структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствовало познавательной активности учащихся. Материал излагался доступно. Задания соответствовали программным требованиям, были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской, использована здоровьесберегающие технологии.

Тетради по математике учителями  проверяются систематически, однако работа над ошибками выполняется в не системе.  Объем домашних и классных работ соответствует норме.  Не всегда в  тетрадях по математике учителя требуют соблюдения единого орфографического режима, чертежи выполнены ручкой, без линейки.

Результаты среза знаний по математике показал, что  работу выполняло 165 человек. На выполнение отводилось 45 минут. Работа содержит 6 заданий различного типа:

  • Запись натуральных чисел

  • Сравнение натуральных чисел

  • Арифметические действия с натуральными числами

  • Решение уравнений

  • Последовательное выполнение действий с натуральными числами

  • Решение текстовой задачи

Заданий базового уровня сложности – 4, заданий повышенного уровня сложности – 2. Результаты выполнения заданий по математике – в таблице 1.

Таблица 1. Результаты выполнения заданий по математике

Раздел содержания

Число заданий в работе

Результаты выполнения

Математика

Количество выполненных заданий обучающимися

5-А

5-Б

5-В

5-Г

5-Д

Процент выполнения

1

Запись натуральных чисел

1

148

30

24

27

31

36

83%

2

Сравнение натуральных чисел

1

151

32

22

29

33

35

84%

3

Арифметические действия с натуральными числами

1

146

31

25

26

33

31

82%

4

Решение уравнений

1

142

30

23

28

29

32

80%

5

Последовательное выполнение действий с натуральными числами

1

93

23

14

23

26

7

52%

6

Решение текстовой задачи

1

91

20

14

19

23

15

51%

Всего

6

771

166

122

152

175

156




Высокий уровень выполнения заданий по разделам «Запись натуральных чисел» (83%), «Сравнение натуральных чисел» (84%), «Арифметические действия с натуральными числами» (82%), «Решение уравнений» (80%), Низкий уровень выполнения текстовых задач (51%), разделу «Последовательное выполнение действий с натуральными числами» (51%). Обучающиеся умеют читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона, группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, выполнять письменно действия с многозначными числами, распознавать, называть, изображать геометрические фигуры.

Типичные ошибки раздела «Текстовые задачи» связаны с установлением зависимости между величинами, планированием хода решения задачи, оцениванием хода решения и реальностью ответа на вопрос задачи.

Таблица 2. Результативность выполнения диагностической работы

Класс

Количество
учащихся

Количество
писавших работы

5

4

3

2

Результативность

Результативность за 4 класс

класс



кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

СОУ, %

качество, %

СОУ, %

качество, %

5-А

38

36

18

50

7

19,4

11

31

0

0

73

69

74

82

5-Б

38

28

7

25

9

32,1

12

43

0

0

61

57

67

85

5-В

39

31

15

48

10

32,3

6

19

0

0

76

81

62

87

5-Г

38

34

17

50

11

32,4

6

18

0

0

77

82

69

84

5-Д

39

36

13

13

13

36,1

19

53

0

0

69

72

63

82

ИТОГО

192

165

70

42

50

30,3

54

33

0

0

71,2

72,2

67

84



Уровень обученности в 5-Аклассе составляет 73 процента, в 5-В классе -76 процентов, 5 Г классе - 77 процентов, средний уровень обученности в 5- Б классе 61 процент и 5 –Д классе 69 процентов. Высокое качество выполнения работы в 5 - В классе составило 82 процента и в 5 –В классе составило 76 процентов (диаграмма 1).

Результаты стартовой диагностической работы по математике в 5-х классах немного ниже, чем оценки по итогам года, полученные обучающимися в 4-м классе. В 4-х классах неуспевающих не было.

На основании среза знаний были сделаны выводы и даны рекомендации:

  1. Высокий уровень выполнения заданий диагностической работы по математике в 5-х классах по разделам «Числа и величины» (85%), «Арифметические действия» (76%), средний уровень выполнения заданий на пространственные отношения, геометрические фигуры (74%), геометрические величины (70%). Низкий уровень выполнения текстовых задач (60%), заданий по работе с информацией (58%).

  2. Результаты стартовой диагностической работы по математике в 5-х классах немного ниже, чем оценки по итогам года, полученные обучающимися в 4-м классе.

  3. Больше всего ошибок по математике было допущено по разделу «Решение текстовых задач».

Рекомендации:

1.1. Ознакомить с результатами внутришкольного контроля результатов стартовых диагностических работ на заседании методического объединения учителей начальных классов, математики (до 20.10.2022).

1.2. Проконтролировать включение в рабочие программы математике в 5-х классах тем, разделов, по которым имеются низкие показатели на стартовой диагностической работе (до 22.10.2022).

1.3. Проконтролировать, как учителя математики включают в уроки задания с низкими результатами стартовой диагностики (срок – первая четверть).

1.4. Провести проверочные работы по математике в конце первой четверти с включением заданий с низкими результатами стартовой диагностики.

2. Руководителям методических объединений учителей математики:

2.1. Проанализировать результаты стартовой диагностики на заседаниях методических объединений объединений (в срок до конца первой четверти).

3. Учителям математики:

3.1. Скорректировать рабочие программы в 5-х классах с включением тем, разделов с низкими результатами на диагностической работе (до 22.10.2022).

4. Классным руководителям 5-х классов довести до сведения родителей (законных представителей) обучающихся 5-х классов результаты стартовой диагностики (в течение недели после объявления результатов).

Преподавание биологии ведет учитель высшей категории.  В рамках методической недели провела открытый урок по теме «Научные методы изучения живой природы». Урок проведен на высоком уровне, в соответствии с требованиями ФГОС с использованием различных форм работы: рассказ, беседа, работа с материалом учебника, дополнительной литературой, применяла ТСО, проводилась демонстрация, опыты. Учащиеся на уроки были активны. Объяснение учителя понятное, научно-обоснованное. Учитель формирует общеучебные умения и навыки: умения сравнивать, выделять главное.

Срез знаний по биологии показал:

Работу выполняли 169 учащихся. Работа проведена в виде тестов.

Результаты среза знаний по биологии

Ф.И.О.

учителя

класс

Количество учащихся в классе

Количество учащихся писавших

«2»

«3»

«4»

«5»

% успеваемости

Качество знаний

Кузнецова Н.Н.

5-А

38

31

2

1

15

13

94%

90%

Кузнецова Н.Н.

5-Б

39

34

1

1

18

14

97%

94%

Кузнецова Н.Н.

5-В

39

35

1

8

18

8

97%

74%

Кузнецова Н.Н.

5-Г

39

34

1

1

12

20

97%

94%

Кузнецова Н.Н.

5-Д

39

35

4

5

21

5

89%

74%



194

169

9

16

84

60

95%

85%



Учащиеся всех классов хорошо справились с такими заданими: определение метода изучения живой природы, названий лабораторного оборудования, работы с таблицами по поиску данных. Трудности вызвали вопросы с подбором оборудования для различных методов исследования. Качество знаний составило 85% . Однако 9 учащихся выполнили работу на «2». Учителю даны рекомендации:

    1. Повторить во 2 четверти тему «Метода изучения живой природы» , При организации повторения уделить необходимое внимание вопросам, вызвавшим наибольшие затруднения у школьников.

  1. Повторно выполнить тестовые задания по теме «Метода изучения живой природы» с учащимися, выполнившими работу на «2» (ноябрь 2022 г.)

3.Руководителю МО :

Заслушать результаты среза знаний на заседании МО (ноябрь 2022 г.)

Географию преподает учитель высшей категории Бабич О.М. Учителем дан открытый урок по теме «История географических открытий. Эпоха Великих географических открытий». На уроке использовалась работа с картой, с контурными картами. Урок – путешествие. Учитель использовала компьютерную презентацию. Однако не было интерактивных форм работы. В основном учитель говорила сами, не привлекая учащихся. Учителю необходимо использовать в работе интерактивные формы, работу в группах. В парах, применять игровой материал.

Срез знаний показал: Работы выполняли 159 учащихся, проведен по темам «Введение. География – наука о планете Земля».

Работа состояла из 15 тестовых заданий на усвоение пройденного материала.


Результаты среза знаний:


класс

в классе

писали

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

% качества знаний

5-А

38

27

0

0

5

13

9

81%

5-Б

39

33

0

0

8

12

13

76%

5-В

39

36

0

0

25

7

4

31%

5-Г

39

31

0

0

6

13

12

81%

5-Д

39

32

0

0

12

15

5

63%

итого

194

159

0

0

56

60

43

65%


С работой справились все учащиеся. Качество знаний составило 65 %, на «4» и «5» выполнили работу 103 ученика. Темы усвоены.

Типичные ошибки:

Ошибались в ответах на вопросы:

- В каком году Васко да Гама прибыл на побережье Индии?

- Куда А. Никитин совершил путешествие?

- Как вначале называли новый материк, открытый Х. Колумбом?

  1. Учителю необходимо повторить во 2 четверти темы в которых обучающиеся допускали ошибки:

- история географических открытий.

- география в эпоху Средневековья, история географических открытий.

- эпоха Великих географических открытий

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Анализ уровня преподавания показал, что учителя, работающие в 5 классе, имеют достаточный образовательный уровень, знают психологические особенности детей этого возраста, с пониманием относятся к трудностям обучения учащихся в адаптационный период, используют   приемы для соблюдения преемственности в обучении и воспитании.  Проводится последовательная работа над развитием организационных и учебно-коммуникативных навыков, работают над развитием учебно-интеллектуальных навыков учащихся. Разные по своим задачам уроки объединяет одно: атмосфера доброжелательности, стремление учителя заставить работать на уроке каждого ученика с  полной отдачей. Наблюдения за учащимися в процессе работы на уроке показали следующее: положительную адекватную реакцию на требования учителя – предметника, умение работать в режиме развития (учащиеся оперируют терминами,  владеют навыками самоконтроля), понимание дисциплины.  

Посещенные уроки показали, что хорошая организация учащихся, полная их готовность и быстрое включение в деловой ритм – начало урока – у биологии, английского языка, истории, физической культуры. Их уроки построены методически грамотно, с высокой плотностью, активностью учащихся. На уроке много наглядности, раздаточного материала. Уроки яркие, эмоциональные. На уроках этих учителей хороший контакт с учащимися, благоприятный психологический климат, учащиеся проявляют большой интерес к предмету. На своих уроках используют современные технологии обучения Интересные физ.минутки. Однако при посещении уроков отмечены следующие недостатки: уроки учителей музыки, ИЗО в основном носили комбинированный характер, не использовались интерактивные формы работы, дифференцированный подход в обучении, современные компьютерные технологи. Не всегда уделяется должное внимание физ. минуткам, здоровьесберегающим технологиям.

Учителям необходимо работать над методикой построения урока, использовать интерактивные формы работы.

Мы, учителя, должны изменить схему урока: От объяснительно- иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) к взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.

Подлежит изменению и предметная деятельность учителя, работающего по ФГОС: если по предыдущим стандартам большую часть урока занимала речь учителя (объяснение, закрепление нового материала), то сейчас это самостоятельная деятельность обучающихся. Учитель должен так организовать работу учащихся, чтобы они искали и обрабатывали информацию, обобщали, систематизировали, ставили учебную задачу. Теперь актуальными являются такие формулировки заданий: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. вместо традиционных: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

 

 Что бы сегодня не возвращаться к вопросу о методах я позволю напомнить, что    при использовании технологии деятельностного подхода приемлемы следующие технологические приемы:

  диалог - основной способ взаимодействия учащихся;

  групповая работа учащихся – основная форма организации учебной деятельности;

  проект – приоритетный метод обучения;

  рефлексия учащимися результатов деятельности, рефлексия учеником своего участия в деятельности;

  технология проектно-исследовательской деятельности,

  технология ИКТ

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»,- сказал Гипократ.

Уроки физической культуры в 5-х классах ведет учитель Постникова Л.В.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни особенно актуальны в нашей школе.

Учащиеся 5-х классов страдают заболеваниями органов зрения, лор-заболеваниями, эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, иммунной системы, костно-мышечной системы.

На основании медицинских справок определены группы по физической культуре:

Класс

Основная группа

Подготовительная группа

Специальная группа

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

5-А

17

45%

21

55%



5-Б

15

39%

19

50%

4

11%

5-В

21

54%

18

46%

-

-

5-Г

20

51%

19

49%



5-Д

21

57%

16

43%



Итого

94

49%

93

49%

4

2%



Физ.минутки и зарядка для глаз должны стать неотъемлемой частью каждого урока в 5 классах. К сожалению, лишь немногие учителя-предметники проводят данный вид работы целенаправленно, с учетом медицинских рекомендаций.

Самые распространенные болезни школьников – близорукость, гастрит и искривление позвоночника. Что можно сделать, чтобы избежать этого?

Сколько часов в день школьник может читать, писать, решать, запоминать без вреда для здоровья?

Как считают специалисты, к примеру, в 5-м классе при пятидневной рабочей неделе не больше 28 уроков.

Необходимо внимательно следить по состоянию ребенка во время физических нагрузок любого характера. Обязательным является соблюдение Государственных санитарных правил и норм (Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в 5 классе – 2 часа.

    Классный руководитель в 5 классе – главный помощник ученика, связующее звено между учителями - предметниками – родителями – учениками. С чего начинается работа классного руководителя в 5-х классах?

Прежде всего с установления эмоционального контакта с будущими воспитанниками. Классные руководители проводили интересные мероприятия, классные часы, поездки, которые позволяют сплотить детский коллектив.

Пятиклассники очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, совместные поездки за город и так далее.

Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. От классного руководителя полностью зависит микроклимат в классном коллективе, во многом - результаты учебной деятельности.

Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В связи с этим встает необходимость четкого планирования работы по преемственности.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Важно не принуждать детей работать на оценку, тем самым провоцируя страхи и неуверенность в своих силах.

Таким образом, на основе представленных материалов можно утверждать, что эффективность педагогического труда неразрывно связана с работой по созданию новой образовательной среды, основными принципами которой становятся ведущие образовательные компетенции: здоровьесберегающая, общекультурная (коммуникативная), информационная.


На основании вышеизложенного,-

Постановили:

Решение педагогического совета:

    1. Признать адаптацию учащихся 5-го класса к новым условиям обучения удовлетворительной.

    2. Обобрить работу учителей начальных классов

  1. Учителям начальных классов:

3.1. Обратить внимание на квалификацию учащихся, технику чтения, скорость письма, математические навыки.

3.2. С целью повышения у обучающихся учебной мотовации учителям-предметникам создавать на уроках ситуацию успеха.

4. Учителям – предметникам, работающим в 5 классе:

4.1. Регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий с целью предупреждения перегрузок, дифференцировать задания на всех этапах урока, уделять внимание здоровьесберегающим технологиям на уроках. (Постоянно в течение года)

4.2. Продолжить работу по формированию предметных и метапредметных результатов, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести воспитательную работу в классе. (В течение года)

4.3. Вести работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся. (В течение года)

4.4. Соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности ( учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы) (В течение года)

4.5. Использовать смену деятельности, разнообразные приемы опроса, методы самооценки и взаимооценки, добиваясь при этом 100% подготовки к уроку. (Постоянно в течение года)

4.6. Систематически проводить физминутки , поддерживать интерес к учебе, используя игровые моменты и методы положительной мотивации. (Постоянно в течение года)

4.7. Применять исследовательские и творческие методы изучения нового материала с учётом психологических и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей памяти и мышления. (Постоянно в течение года)

4.8. Учителям, принимающим 5 классы, посещать во 2 полугодии уроки учителей 4-х классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста, практиковать проведение пробных уроков в этих классах.

5. Классным руководителям:

5.1.Продолжить работу по формированию классного коллектива.

5. 2. Изучать результаты психологической диагностики обучающихся для построения эффективной работы с детьми.

5.3. Спланировать индивидуальную работу с учащимися на основе полученных результатов .

6.Педагогу- психологу школы :

6.1.Провести повторную диагностику с пятиклассниками, имеющими высокий уровень тревожности (декабрь 2022г).


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!