УМК развивающей системы
Л.В. Занкова
УМК системы Л.В. Занкова включает в себя учебники по всем основным предметам: - Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. - Русский язык. Автор: Нечаева Н.В. - Литературное чтение (2 линии). Автор : Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Автор: Лазарева В.А. - Математика (2 линии). Авторы : Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс). Автор : Ванцян А.Г. (1 класс). - Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. - Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. - Музыка. Автор: Ригина Г.С.
Леонид Владимирович Занков (10 апреля 1901 — 27 ноября 1977) — советский психолог. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Автор оригинальной системы развивающего обучения (системы Л. В. Занкова).
https://lbz.ru/metodist/authors/zankov /
http://zankov.ru /
http:// zankov.ru/sysinreg/article=1486
4
http://zankov.ru/sysinreg/article=1486
Цель — достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника.
Задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Принципы обучения:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание процесса учения;
- быстрый темп прохождения учебного материала;
- целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Ведущая идея УМК:
В начальном образовании нет «главных» и «неглавных» предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка.
Главное в процессе обучения - развитие личности ребенка, т.к обучение ориентировано на каждого конкретного ученика.
Обучение является личностно ориентированным, развивающим. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Плюсы и минусы системы обучения Занкова
«+»
«-»
- Большой объем домашней работы.
- Высокие требования к преподавателю.
- Минимальный объем закрепления.
- Высокий темп и уровень трудности подходит не для всех детей.
- Скудную теоретическую часть.
- Малое количество заданий для самооценки и самопроверки.
- Дефицит образцов и примеров выполнения.
1.Каждый ребенок является отдельной личностью.
2. Уважительное отношение к ученику.
3. Развитие творческих способностей.
4.Обсуждение и рефлексия.
5.Высокая успеваемость обучающихся.
Особенности УМК:
- понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания;
- владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
- условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка.
Особенности УМК:
- активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
- проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
- индивидуализация обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности.
Анализ учебника «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой, 1 класс
Анализ учебника «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой, 1 класс
- Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе.
Примеры заданий
Анализ учебника «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой, 1 класс
- Учебник способствует развитию критического мышления ребёнка.
Примеры заданий
Анализ учебников «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой, 1 класс
- Главный прием , который используется в учебниках, - это создание условий для сравнения .
Примеры заданий
Анализ учебников «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой, 1 класс
- Красочное оформление учебников не просто оформительский прием: иллюстрации несут большую содержательную нагрузку
Примеры заданий
Пособия для учащихся
Хрестоматии могут быть использованы для работы в классе и для домашнего чтения: четко простроенная система вопросов позволяет и при самостоятельном чтении выполнять поставленные учебные задачи.
Рабочие тетради
Во 2 классе. Представленные в тетради задания учат вдумчиво, внимательно анализировать произведения разных жанров.
В 3- 4 классах предоставляют детям возможность оценить свою работу по различным критериям, таким как умение работать с текстом, таблицей, иллюстрациями.
Пособие по чтению «Учись читать» (авт. В.Ю. Свиридова, Э.В. Березина ), поможет проводить дополнительную индивидуальную работу над техникой чтения, повышать слитность, скорость, выразительность, осознанность чтения.
Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» (1-4 кл.) раскрывают концепцию и структуру учебников, включают программу курса, вариант тематического планирования, подробный комментарий к главам учебника, рекомендации по формированию УУД и достижению планируемых предметных результатов.
Мультимедийные материалы «Проверь себя» (1 класс) .
- Материалы представлены в виде заданий тестового типа. Компьютерная программа создана с учетом возрастных особенностей учащихся: – дублирование текста заданий голосом, поскольку первоклассники только начинают читать; – соответствие оформления текста требованиям СанПиН; – ограничение по времени – продолжительность работы ребенка не более 15 минут.
Обучение грамоте. Авторы: Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец
«Представляемый курс обучения грамоте не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и письма, он ориентирован и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям жизнедеятельности, на формирование универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности»
Русский язык
Автор программы - Н.В. Нечаева
Курс построен на коммуникативной основе.
Умение выражать свои чувства и эмоции.
Авторы учебников: И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина.
Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.
Содержательная основа: логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.
Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
Технология
Автор программы: Н.А. Цирулик
«Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств»
Список используемой литературы:
- О системе. http ://zankov.ru/about /
- Система Л. В. Занкова. https:// schoolguide.ru/index.php/progs/archive/zankov.html
- Система Занкова. Учебники. Пособия https ://idfedorov.ru/zankov/literature/article=3959 /
- https://lbz.ru/metodist/authors/zankov /