Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумячская средняя школа имени В.Ф. Алешина»
216410 Смоленская область, п. Шумячи, ул. Садовая, д. 41 тел. 8-4813342456
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
____________И.Н. Кухаренкова
Педагогический проект
«Все начинается с мысли – и добро, и зло»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 14 – 15 лет
Разработчик: Агафонова Светлана
Федоровна, учитель географии
Шумячи - 2020
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания «Все начинается с мысли – и добро, и зло» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012г №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность программы
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Усиление внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Новизной данной программы является понимание духовно-нравственного воспитания как деятельностное приобретение духовного и нравственного опыта ребенка, который является фундаментом активной, развитой, воспитанной личности. В связи с этим, для успешной реализации данной программы необходимо перемещение акцента с результатов деятельности на саму деятельность ребенка.
Цель программы - создание условий для формирования нравственных качеств учащихся, воспитание доброты, милосердия, миролюбия.
Задачи
Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.
Воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности, воспитывать культуру труда.
Вовлекать учащихся в учебные и социальные проекты, акции, конкурсы.
Развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Ценностные установки
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде
системных культурологических представлений о религиозных идеалах.
Предполагаемые результаты:
Формирование нравственных качеств у учащихся: доброты, милосердия, доброжелательности, внимания друг к другу.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Сплочение проектной команды учащихся на основе сотрудничества и кооперации.
Формирование регулятивных УУД. Освоение процедуры проектирования: умение найти и сформулировать проблему, цель, задачи, составить план действий, прохождение всех этапов проектной деятельности, ведущих к получению продукта проекта.
Развитие познавательных и личностных УУД. Формирование практических навыков, воспитание толерантности.
Реализация творческого потенциала.
Повышение уровня социального взаимодействия: учитель – ученик – родитель.
Методы и формы
беседы;
дискуссии;
конкурсы;
игры;
заочные путешествия;
проекты и акции.
Содержание
1раздел. Я и мой мир 10 ч
Моя семья (5 часов)
Я и моё имя. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Наша школа (3 часа)
Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников.
Проект «Вас жизнь вызвала к доске» (об учителях – ветеранах педагогического труда).
Мой край на карте Родины (2 часа)
Моя малая родина. Шумячи на карте Смоленской области и России. Заочное путешествие по храмам Шумячского района.
Светские праздники (5 часов)
Новый год. 23 февраля - день Защитника Отечества. 8 марта - Международный женский день. 9 мая –День Победы. 1 сентября - День Знаний. 5 октября - День учителя. 4 ноября- День Единства. 27 ноября- День матери.
Акция «1 сентября - День Знаний». Поздравление первоклассников. Квест: «4 ноября - День Единства». Конкурс рисунков «Самая милая, самая красивая» (ко Дню матери). Калейдоскоп новогодних хлопот. Изготовление подарков и елочных украшений к Новому году.
Православные праздники (5 часов)
Пасха (Воскресение Христово) — главный праздник. Двунадесятые праздники — 12 праздников, которые напоминают об основных событиях в жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Рождество Христово. Чем церковные праздники отличаются от мирских. Как отмечать православные праздники.
Правила вежливости. Доброта и жестокость. Доброта как категория вечности. Мы поссорились. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Милосердие. Милосердие и сострадание. Нужны ли они сейчас? «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания. Зависть и здоровье души. Что такое толерантность?
Акция «Согреем душу добротой!» Акция «Поможем братьям меньшим!» Дискуссия «Доброта как категория вечности».
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Понятие «Родина», «страна», «государство». День Победы – праздник со слезами на глазах. Стойкость и героизм воинов – земляков в годы Великой Отечественной войны. Земляки – Герои Советского Союза. Акция «Памятник». Афганистан болит в мой душе.
Акция «Памятник» (д. Ворошиловка, д. Пустосел). Акция «Украсим мир чистотой!»
Тематический план программы
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1. Акция «1 сентября - День Знаний». Поздравление первоклассников. 2. Проект: «Я и мое имя». 3. Беседа «Правила вежливости». 4. Православный ликбез: «Чем церковные праздники отличаются от мирских». |
Октябрь | 1. Проект «Вас жизнь вызвала к доске» (об учителях – ветеранах педагогического труда). 2. Проект «Моя родословная». 3. Православный ликбез: «Двунадесятые праздники — 12 праздников, которые напоминают об основных событиях в жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа». 4. Игровая ситуация – мы поссорились! (правила устранения конфликта) |
Ноябрь | 1. Беседа: «Наша дружная семья». 2. Квест: «4 ноября - День Единства». 3. Конкурс рисунков «Самая милая, самая красивая». (ко Дню матери) 4. Дискуссия на тему: «Зависть и здоровье души». |
Декабрь | 1. Круглый стол: «Традиции моей семьи». 2. Акция «Поможем братьям меньшим!» 3. Дискуссия «Доброта как категория вечности». 4.Калейдоскоп новогодних хлопот. Изготовление подарков и елочных украшений к Новому году. |
Январь | 1. Рождественские встречи. «Вместе в мир добра, согласия, детства и чудес» (совместные посиделки с родителями). 2. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…». 3. Беседа. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания. 4. Заочное путешествие по храмам Шумячского района. |
Февраль | 1. Встреча с воинами – интернационалистами «Долг – Родину защищать». 2. Акция «Согреем душу добротой!» 3. Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. 4. Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. (презентация творческих работ учащихся) |
Март | 1. Акция «Цветы для милых дам». 2. Храним огонь родного очага» (альбом «Наши слабые – сильные мамы). 3. Православный ликбез: «Как отмечать православные праздники». 4. Беседа: «Что такое толерантность?» |
Апрель | 1. Самый главный праздник! Светлое Христово Воскресение. Пасха. 2. Судьбы выпускников. (Работа с архивом школьного музея) 3. Моя малая родина. Шумячи на карте Смоленской области и России. 4. Дискуссия на тему: «Милосердие и сострадание. Нужны ли они сейчас?» |
Май | 1. Проект на тему: «Земляки – Герои Советского Союза». 2. День Победы – праздник со слезами на глазах. (просмотр военной хроники) 3. Акция «Памятник» (д. Ворошиловка, д. Пустосел). 4. Акция «Украсим мир чистотой!» |
Работа с родителями
Воспитание школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Сегодня на сознание ребенка, большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для воспитания школьника.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного воспитания школьников. Но многие родители такой культурой не обладают, сводя роль воспитания к тому, чтобы одеть и накормить своего ребенка. Поэтому необходимо воспитывать духовно – нравственно и родителей.
План работы с родителями
Месяц | Тема родительского собрания |
Сентябрь | Духовно-нравственное воспитание в семье |
Ноябрь | Ценностное ориентирование подростка в современном обществе, семье |
Январь | Храни веру православную |
Март | Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца |
Май | Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной |