СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект " Археология школьникам: от теории к практике"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня все сложнее заинтересовать учеников на уроках истории. Стоит острый вопрос, а как можно увлечь историей весь класс, а не одну треть учеников? Как можно активизировать класс и заинтересовать его к изучению новой темы самостоятельно и как сохранить надолго полученные знания? На уроках истории, начиная с пятого класса, должно отводиться серьезное место методам исторического исследования и анализа. Чтобы научить детей этому, необходим интересный по содержанию, яркий, наглядный материал. Бездонным источником такого материала являются специальные исторические дисциплины, например, археология.  

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект " Археология школьникам: от теории к практике"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №18 г. Томска













Педагогический проект

«Археология школьникам: от теории к практике»

Направление: археолого-краеведческое

Целевая аудитория: учащиеся 5-8 классов




Автор проекта: Генераленко С.В.,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории















г. Томск -2022

Введение

Сегодня все сложнее заинтересовать учеников на уроках истории. Стоит острый вопрос, а как можно увлечь историей весь класс, а не одну треть учеников? Как можно активизировать класс и заинтересовать его к изучению новой темы самостоятельно и как сохранить надолго полученные знания? На уроках истории, начиная с пятого класса, должно отводиться серьезное место методам исторического исследования и анализа. Чтобы научить детей этому, необходим интересный по содержанию, яркий, наглядный материал. Бездонным источником такого материала являются специальные исторические дисциплины, например, археология. Она даёт огромный шанс учащимся себя реализовать и раскрыть весь свой потенциал на уроках и в научно-исследовательской деятельности, что позволяет углубленно изучить историю как нашей страны, так и мира, сформировать умение анализировать и сопоставлять археологические источники, приобщиться к археологии, сотрудничая с историками, палеонтологами, археологами, работниками музеев и научных библиотек.

Археология как наука, изучающая прошлое на основе материальных остатков деятельности человеческого общества, является одной из важнейших составляющих исторической науки, играет в этом далеко не последнюю роль.

В школьном курсе истории археология несправедливо занимает незначительное место. Несколько уроков не позволяют закрепить достаточно прочно знания и общие понятия в этой области. В учебниках истории археологические материалы представлены абстрактно, практически без конкретной «привязки» к археологическим памятникам. Упоминаемые редкие памятники чаще всего расположены где-то далеко в Египте или Греции. Вся кропотливая повседневная исследовательская работа археологов остается, как правило, вне поля зрения людей. До сих пор программа общеобразовательной школы не включает в качестве обязательного и курс исторического краеведения, с которым археология связана непосредственно. Отчасти это можно объяснить более широкими задачами программ общеобразовательной школы. В этой связи роль внеурочной деятельности несоизмеримо возрастает, так как именно в этом направлении у педагога появляются широкие возможности как для пропаганды и популяризации археологии, так и для решения задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Без знания особенностей исторического развития подростку, входящему во взрослую жизнь, сложно дать объективную оценку происходящему.

Актуальность данного проекта проявляется в том, что при изучении археологии школьники не только теоретически, но и практически, непосредственно в ходе организации учебных занятий, музейных уроков, полевых практик, экскурсий к археологическим местонахождениям прикасаются к прошлому нашей страны. Взаимодействие археологии и исторического краеведения в работе учителя позволяет воспитывать в учащихся осознание историко-культурной ценности родного края и формировать основы историко-культурного мышления школьников, т.е. понимание ими взаимосвязи территорий в историческом развитии, значимости и важности изучения прошлого человечества.

В ходе реализации проекта предлагается взглянуть на археологию под принципиально новым углом зрения – как на средство развития познавательных интересов учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Археологическая работа с учащимися помогает решать задачу социализации личности, под которой рассматривается процесс усвоения ребенком нового социального опыта и одновременно воспроизведения им тех или иных социальных отношений.

По уровню содержания проект характеризуется как учебно-исследовательский, практико-ориентированный.

По форме организации - групповой.

По срокам реализации – долгосрочный. Срок реализации проекта – 3 года.

По степени профессионализации – методологической грамотности и общекультурной компетенции.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ - содействие становлению учащегося как человека культурного, творческого, патриота, через его активное участие в возрождении культуры родного края средствами археологической и научно-исследовательской работы.

ЗАДАЧИ:

  1. Ознакомить с древнейшей историей Томской области.

  2. Пробудить интерес к археологическому наследию как части общекультурных ценностей человечества в целом и родного края в частности.

  3. Развивать познавательную и творческую деятельность школьников:

  • Формировать умения анализировать исторические источники и делать выводы об уровне развития народов;

  • Развивать навыки исследовательской работы;

  • Приобщать учащихся к знаниям по древней истории в условиях археологической экспедиции.

  • Формировать навыки активно-положительного проведения свободного времени у подростков, расширять кругозор и развивать творческие способности путем проведения культурно- развлекательных мероприятий.

  1. Воспитывать самостоятельность и способствовать формированию навыков самообслуживания в процессе проведения полевой археологической практики.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА


Задачи первого года обучения:

  1. Познакомить с основными научными понятиями археологии,

  2. Показать связь археологии с другими научными дисциплинами,

  3. Дать понятие об основных особенностях археологического источника,

  4. Сформировать систематические знания по первобытной археологии;

  5. Привить навыки камеральной обработки материала;

  6. Познакомить с основными методами проведения полевых исследований.


  1. Вводное занятие. Знакомство с детьми в игровой форме. Анкетирование с целью изучения мотивации и интересов детей.

  2. Основные понятия археологии.

Археология как наука. Задачи археологии. Археологические источники. Виды археологических памятников. Культурный слой. Основные понятия и термины.

Опрос по теме.

  1. Археология и ее место в системе научного познания

Археология в системе гуманитарных и естественных наук, ее роль в научном познании мира.

Археология и краеведение. Понятие краеведения. Источники. Историко-географическая характеристика края.

5. Методы археологических исследований

Полевая и кабинетная археология.

Полевая археология: разведки, раскопки. Требования и правила проведения полевых археологических исследований. Топографическая съемка памятников. Полевая фиксация и документация. Стратиграфия.

Камеральная обработка археологических материалов. Очистка, консервация, реставрация.

Реконструкция в археологии.

Методы научных исследований, применяемых в археологии: естественно научные методы (металлография, химический и спектральный анализ, трассологический метод), эксперимент, моделирование.

Типологический метод. Математические методы, компьютеры в археологии. Космическая и аэрофотосъемка. Подводная археология.

Практические занятия: камеральная обработка археологических материалов. Археологический рисунок, чертеж. Выход на археологический памятник.

6. Археологическая периодизация и хронология.

Методы археологического датирования.

Принципы выделения основных периодов в археологии. Хронология.

Относительное и абсолютное датирование. Методы археологического датирования: по письменным источникам, по монетам, по аналогиям, дендрохронология, естественные методы датирования (радиоуглеродный, термолюминесцентный и прочие).

7. Естественнонаучная история Земли и биологическая эволюция.

Происхождение жизни на Земле. Легенды о сотворении мира. Понятие эволюции. Идеи Дарвина.

Геологические этапы истории Земли. Ископаемые свидетельства о разных формах жизни. Палеонтология.

8. Древнейшее прошлое человечества.

Появление человека. Эволюция человека. Ископаемые свидетельства об эволюции человека: австралопитек, питекантроп, гейдельбергский человек, неандерталец.

География находок. Видовой состав.

Африка – древнейшая родина человечества. Homo sapiens: его занятия и образ жизни.

В поисках древнего человека: исследователи, методы поиска и изучений.

9. Древний каменный век – ПАЛЕОЛИТ. Палеолитическое искусство

Этапы палеолита: поздний, средний, ранний палеолит. Хронология палеолита.

Классические памятники эпохи каменного века в России и за рубежом.

Антропологический облик древнего человека. Материальная культура и виды деятельности в эпоху палеолита.

Заселение человеком Сибири. Основные памятники эпохи палеолита.

Палеолитическое искусство. Обряды и верования, живопись, скульптура.

10. МЕЗОЛИТ в истории человечества

Хронология мезолита. Важнейшие изобретения человечества. Особенности технологии каменной индустрии эпохи мезолита.

Человек и природа. Мезолитические культуры на территории России, Сибири. Образ жизни и занятия человека в эпоху мезолита.

11. НЕОЛИТ. Неолитическая революция

Хронология неолита. Доместикация растений и животных. Зарождение гончарства. Неолитическая революция и ее значение для развития человечества.

Неолитические культуры лесной зоны России и Сибири.

Неолит Сибири, основные памятники культуры. Хозяйство, обычаи и верования населения эпохи неолита.

12. Гончарное ремесло: происхождение, развитие и методы археологического изучения

Теория возникновения гончарства. Примитивное гончарство. Этнографические данные по истории гончарства. Источники и методы изучения археологической керамики.

Гончарный круг.

Глазурованная керамика. Изобретение Китайского фарфора. Немецкий фарфор. История русского фарфора.

Керамика как исторический источник.

13. ЭНЕОЛИТ. Зарождение производящего хозяйства

Хронология энеолита. Знакомство человека с металлом. Зачатки производящего хозяйства у племен эпохи энеолита.

Энеолит Томского Приобья.

14. Археологические культуры эпохи бронзы

Хронология бронзового века. Особенности хозяйства племен эпохи бронзы, выделение металлургии и металлообработки как ремесла. Бронзовый век Кавказа: наиболее яркие памятники и находки.

Культуры бронзового века лесной зоны России, Урала, Сибири.

Инокультурное влияние и взаимодействие культур.

Верование и искусство племен эпохи бронзы.

15. История медно-бронзовой металлургии

Первый металл планеты. Геология и история.

По следам древних рудокопов.

Добыча руды в древности. Огненное ремесла. Металлы и сплавы, кузнецы и ювелиры.

Археологические и естественнонаучные методы изучения бронзовых изделий.

16. Камеральная обработка археологических материалов: основные

принципы и методы

Основные принципы камеральной обработки археологических материалов. Сохранение и первичная обработка находок при проведении археологических раскопок. Составление полевых описей. Кабинетная обработка полученных материалов. Музейный шифр. Консервация и реставрация археологических предметов.

Практические занятия.

17. Чтение и обсуждение художественной и научно-популярной литературы по археологии Выбор литературы для занятий осуществляется руководителем в соответствии с планом и изучаемой темой, а также по желанию учащихся.

18. Моделирование. Макетирование. Археологический рисунок

Изготовление из различных материалов (глина, пластилин, фольга, дерево) макетов древних поселений, построек, погребений, систем укреплений, а также отдельных находок, в соответствии с планом и изучаемой темой, по желанию учащихся.

19. Археологическая карта края. Археологическая разведка

Составление археологической карты края по изучаемым памятникам (теоретически и практически).

Понятие о маршрутном листе, маршруте, различные виды маршрутов. Расположение однообразных археологических памятников в сходных природных условиях. Геология и археология.

Археологические памятники и речные террасы. Сплошное обследование территории. Археологическая разведка и археологические карты. Сведения об археологических памятниках, опрос населения.

Практическое занятие. Маршрутное обследование участка долины реки или определенного района для выявления археологических памятников.

20. Экскурсии в музеи и на выставки

Посещение постоянно действующих экспозиций и выставок в музеях. Знакомство с историческими и этнографическими материалами.

Организация учебных экскурсий по музеям других городов.

Практическое занятие.

Описание экспозиции археологического отдела музея или отдельных археологических коллекций.

21. Исторические вечера

Исторические встреча с кандидатами исторических наук, обсуждение интересующих вопросов.


22. Методика археологических раскопок

Раскопка древних поселений. Шурф, раскоп, стратиграфия. Замкнутые комплексы, профили. Перекопы, древняя поверхность , культурный слой. Могильный комплекс. Коллективное погребение. Погребения на поселении. Раскопка монументального памятника. Техника обмеров. Принципы разбивки раскопа.

Практическое занятие. Составление археологических планов и чертежей, разрезов культурного слоя, знакомство с системой фиксации археологических находок.

23. Организация однодневного археологического похода. Оборудование лагеря.

Техника безопасности в быту и на раскопе

Подготовка похода: комплектование необходимого оборудования и личного снаряжения.

Набор продуктов питания, меню, хранение продуктов в условиях похода.

Правила выбора места для лагеря, оборудование лагеря.

Дисциплина в походе.

Гигиенические требования в походе. Оказание первой медицинской помощи.

Организация досуга. Освоение древних технологий по устройству жилищ, оборудованию очагов, изготовлению простейших орудий труда и оружия из камня и дерева, изготовление глиняных сосудов, обжиг их на костре.

Практическое занятие. Установка и снятие палатки, разжигание костра, пользование пилой, топором, лопатой, приготовление пищи на костре.


24. Выезды к археологическим памятникам

Знакомство с археологическими памятниками на местности. Отработка методики проведения археологических разведок. Сбор подъемного материала. Глазомерная съемка плана памятника.

Практическое освоение и закрепление эколого-туристских навыков и умений.


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи:

  • Ознакомить с основными исследовательскими процедурами;

  • Сформировать элементарные навыки работы с археологическими источниками, литературой.

Применяются следующие формы и методы работы: беседы, викторины, игры, подготовка сообщений и написание рефератов и докладов.

С целью закрепления навыков самостоятельной полевой работы планируется в заключение второго года обучения выезд в археологическую экспедицию.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Повторение по курсу первого года обучения

Итоги полевого сезона

Что такое археология?

Периоды и культуры в археологии. Археологическая хронология. Методы исследования в археологии. Диагностика – тестирование.

Знакомство с новыми членами объединения. Планы на новый учебный год.

Практическое занятие. Вечер – отчет об археологической экспедиции.

2. РЖВ. Основные понятия и культуры

Освоение человеком железа, технические новшества в материальном производстве. Изменения в общественных отношениях.

Памятники рубежа 1 тыс. н.э.

Культуры РЖВ лесной зоны Восточной Европы.

Сибирь и Алтай в эпоху РЖВ. Памятники тагарской культуры.

Пазырыкские курганы. Таштыкская культура. Гунны в Забайкалье.

3. Древнейшие цивилизации: история и культура

Понятие о цивилизации. Цивилизация и государство.

Древнейшие государства Средней Азии, Кавказа и Причерноземья.

Государство Урарту.

Земледельческие народы Средней Азии. Древний Хорезм, Бактрия, Согдиана: памятники, открытия, сокровища.

Крито – лименская культура и ее роль в развитии мировой цивилизации.

4. Черная металлургия и кузнечное ремесло: источники и история, методы исследования

Переход человека от бронзы к железу. Технология получения железа: добыча железной руды, металлургические горны. Крупнецшие районы добычи и производства железа в древности.

Технология кузнечного производства. Кузнечные мастерские и инструментарий ремесленников. Профессия, овеянная легендами.

Памятники металлургии и кузнечного ремесла в эпоху РЖВ и средневековья в Среднем Поволжье.

Металлографический метод изучения железных предметов.

5. Эпоха Великого переселения народов

Господство ираноязычного населения в южнорусских степях в начале 1 тыс. н.э. нашествие гуннов в 370 годы.

Образование кочевнического союза племен под главенством гуннов. Письменные источники о гуннском времени. Держава Германариха.

Памятники гуннского времени в Самарском Поволжье. Владимировское и Федоровское погребение.

Сокровища гуннов в Европе. Историческая роль гуннов.

6. Понятие об этнологии. Классификация народов

Основные понятия этнологии. Народы, расы, культура. Методы этнологических исследований.

Классификация народов (территориальные, антропологические, языковые). Этническая история древних народов.

Культура, хозяйственно – культурные типы, соотношения с этническими и расовыми группами.

Этнология и археология. Археологическая культура и этнос.

7. Происхождение славян

Прародина славян по данным археологии и лингвистики. Письменные источники по истории ранних славян. Восточные, западные. Южные славяне.

Археологические культуры 1 тыс. н.э.: черняховская, зарубинецкая, пшеворская, киевская. Хозяйственный уклад, общественные отношения, взаимодействия культур.

8. Язычество славян

Представления древних славян о мире. Славянский языческий пантеон. Археологические исследования древнеславянских святилищ. Пережитки язычества в позднейшее время.

Работы Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян», «Язычество Древней Руси».

9. Материальная культура восточных славян.

Орудия пашенного земледелия. Предметы вооружения, быта, ремесленное производство. Типы поселения и построек в южных и северных землях. Керамическое производство. Выделение ремесел, появление городов.

10. Подготовка докладов и участие в научно-творческих и

практических школьных конференциях

Работа со специальной археологической литературой, консультации и помощь в написании докладов. Подготовка иллюстраций. Оформление докладов. Подготовка отчетов о летней экспедиции. Оформление газеты по результатам полевого сезона с фотографиями и иллюстрациями.

11. Индивидуальные занятия с учащимися по углубленной программе для участия в олимпиадах

Выбор темы для специализации учащихся, помощь в подборе литературы. Проведение занятий по углубленной программе.

Методы археологических исследований. Освоение и закрепление навыков и умений научного исследования. Практические занятия.

12. Чтение и обсуждение художественной и научно-популярной археологической литературы

Выбор литературы для занятий осуществляется руководителем в соответствии с планами и изучаемой темой, а также пожеланию учащихся.

13. Камеральная обработка археологических материалов

Практические занятия. Консервация и реставрация археологических предметов, склейка керамических сосудов.

Чистка археологических материалов из летних раскопок. Шифровка материала, составление коллекционных описей.

14. Экскурсии в музеи, на выставки

Посещение постоянно действующих экспозиций и выставок в музеях. Знакомство с историческими и этнографическими материалами.

Организация учебных экскурсий по музеям других городов.

15. Исторические вечера

Проведение исторических капустников с родителями.

16. Практические занятия

Проводятся как в школе, так и в музеях:

  • Реставрация керамики;

  • Зарисовки древних вещей;

  • Определение способов орнаментации сосудов;

  • Наблюдение за состоянием археологических памятников;

  • Моделирование керамики из пластилина по древним образцам;

  • Отработка туристических навыков.

17. Выезды на археологические памятники (однодневные и многодневные (походы)

Знакомство с археологическими памятниками на местности. Отработка методики проведения археологических разведок. Сбор подъемного материала. Глазомерная съемка плана памятника. Правила разбивки раскопа. Методика проведения археологических раскопок

18. Организация экспедиции. Техника безопасности в быту и на раскопе.

Подготовка экспедиции: комплектование необходимого оборудования и личного снаряжения. Набор продуктов питания, меню, хранение продуктов в условиях экспедиции. Правила выбора места для лагеря, оборудование лагеря. Дисциплина в экспедиции. Техника безопасности в быту и на раскопе. Гигиенические требования в экспедиции. Оказание первой медицинской помощи.

19. Выезд в археологическую экспедицию.

Выезд в экспедицию предполагает достижение не только основной цели – участие учащихся в археологических раскопках, немаловажна и организация досуга. Можно попробовать оборудовать очаг, использовать древние технологии устройства жилища, изготовить простейшие орудия труда и оружие из камня, дерева, изготовить глиняные сосуды и обжечь их на костре, как это делали древние люди. Деятельный досуг развивает самостоятельность и житейские навыки у ребят.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Цель третьего года обучения является углубление интереса школьников в археологии, закрепление результатов самостоятельного исследования.

Задачи: закрепить навыки работы с археологическими источниками и литературой; познакомить со средневековой археологией и историей археологии.

С целью закрепления приобретенных навыков самостоятельной полевой работы планируется выезд в археологическую экспедицию в конце третьего года обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Повторение по курсу второго года обучения

Археологическая периодизация, хронология. Археологические культуры. Методы исследования в археологии. Диагностика. Тест. План занятий на новый учебный год.

Отчет об археологической экспедиции.

2. Вспомогательные исторические дисциплины. Этнография, хронология, геология, палеография, нумизматика, геральдика, сфрагистика. Начало чеканки монет. Греческая нумизматика. Общее знакомство с ними.

3. Промышленная археология

Археология и современность. Что изучает промышленная археология. Специфика промышленной археологии. Соотношение письменных источников и археологических материалов. Промышленная и экспериментальная археология.

4. История археологии в России. Выдающиеся русские археологи и археологи Томской области

Появление термина археология. Понятие археологии в древности, средневековье, в новые времена. Начало научных археологических исследований. Указ Петра 1 о сохранении и сборе археологических материалов. В.Н.Татищев.

Российская археология в Х1Х в. раскопки графа А.С. Уварова. Основание археолого – нумизматического общества в Петербурге и Московского археологического общества. Всероссийские археологические съезды. Археологическое общество в Томске.

Охрана памятников истории и археологии в России.

5. Древнерусская монументальная архитектура, памятники Енисейского района.

Гражданские, культовые и крепостные сооружения. Принципы и техника строительства в древней Руси. Византия и Киевская Русь. Производство плиноры. Техника кладки. Стиль древнерусский архитектуры домонгольского времени.

Киев и Новгород. Софии, Спасский собор во Владимире. Постройка в Боголюбове. Крепостные стены Новгорода и Пскова. Церкви и соборы города Томска. Семилуженский острог. Архитектура декоративная. Архитектурная технология.

6. Архитектурные и монументальные памятники.

Архитектурные творенья купеческого Томска. Деревянное кружево Томска.

7. Математические методы в археологии. Роль геометрии на разведках, раскопках. Отработка умений в составлении плана раскопа. Теория и методика нанесения находок на план.

8. Участие в научно-исследовательских и практических школьных, муниципальных, региональных конференциях.

9-10 Индивидуальные занятия с учащимися

Подготовка к выпуску сборника детских проектных работ.

11. Организация экспедиции. Техника безопасности в быту и на раскопе.

Подготовка экспедиции: комплектование необходимого оборудования и личного снаряжения. Набор продуктов питания, меню, хранение продуктов в условиях экспедиции. Правила выбора места для лагеря, оборудование лагеря. Дисциплина в экспедиции. Техника безопасности в быту и на раскопе. Гигиенические требования в экспедиции. Оказание первой медицинской помощи.

12. Диагностика (итоговый тест)

РЕСУРСЫ

Реализация проекта осуществляется Генераленко С.В., учителем истории и обществознания МАОУ гимназии №18 г. Томска при поддержке администрации гимназии, родительской общественности, активистов и руководителя школьного музея Нам В.И. и школьного библиотекаря Мирошниченко И.В.

Техническая оснащенность проекта: учебные классы, компьютерный класс, видеотека кабинета истории.

ПАРТНЕРЫ

  • ОГАУК Томский областной краеведческий музей им. М.Б.Шатилова

  • Музей археологии и этнографии Сибири им. В.М.Флоринского

  • Палеонтологический музей им. В.А.Хахлова

  • Музей истории Томска

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Учащиеся 5-8-х классов

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

(2021-2024 учебный год)

Основные мероприятия

Срок исполнения

Результат мероприятия

Ответственные

1.Подготовительный(аналитический)– (Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива по организации археолого-краеведческой работе с учащимися 5-8-х классов).

Круглый стол « Проблемы и перспективы перехода к новым ФГОС»

октябрь

2021г.

Создание творческой группы

Зам.директора по УВР

Заключение согласованных действий с социальными партнерами

октябрь-ноябрь

План-график мероприятий соцвзаимодействия

Зам.директора по УВР

2.Организационный(информационно-методологический)– создание условий для осуществления деятельности в рамках реализации проекта: постановка целей, разработка организационно-информационного сопровождения деятельности.


Составление плана деятельности, разработка организационно-информационного сопровождения деятельности.

ноябрь 2021г

План мероприятий

Творческая группа

Подбор учебно-методической литературы, наглядного материала, видеофильмов, компьютерных презентаций, разработка учебных занятий, экскурсий

ноябрь-декабрь

2021

Методическая копилка


Творческая группа

Практический(реализация намеченных планов) апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта (Введение разработок и новых технологий в воспитательно-образовательный процесс гимназии №18)

Основные мероприятия в ходе реализации проекта

(учебные занятия, практикумы, игры, викторины, исторические реконструкции, экскурсии, однодневные походы, полевые практики и др.)

Методы работы со школьниками:

знакомство с азами археологии,

объяснение значимости археологического наследия для отечественной науки и культуры, исторической науки,

вовлечение в научную деятельность,

ролевые исторические игры,

участие в научно-практических конференциях

январь 2022 –май 2024г.

Реализация воспитательно-образовательного процесса.

Выпуск стенгазеты (1 раз в четверть)«Археологический альманах»;

создание макета «Археологическая карта Томской области»;

создание мини-музея «Сокровища земли Сибирской»;

создание сайта проекта для сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями города и области


Творческая группа

3.Обобщающий(подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем) Подведение итогов экспериментальной работы по внедрению и апробации проекта « Археология школьникам: от теории к практике». Трансляция опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

Трансляция проекта

июнь-август 2024г.

Выпуск сборника проектных работ учащихся по теме «Занимательная археология»;

участие учащихся и педагогов в различных НПК


Творческая группа


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся, участники проекта, должны знать:

  • Основные понятия об археологии, методы археологических исследований.

  • Археологическую периодизацию и хронологию.

  • Археологическую карту Томской области.

  • Научную терминологию.

  • Историю, археологию, культуру древнейших цивилизаций.

  • Археологические памятники Сибири.

  • Правила разбивки раскопа.

Должны уметь:

  • Анализировать исторические источники.

  • Владеть навыками исследовательской работы.

  • Работать с архивными материалами.

  • Производить обработку археологических данных.

  • Составлять маршрутный лист, археологическую карту по изучаемым памятникам.

  • Составлять археологические планы и чертежи.

  • Производить раскоп археологического памятника в полевых условиях.

  • Готовить отчеты о полевой археологической практике.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

В ходе реализации проекта учащиеся:

  • выпустят собственный сборник проектных работ «Занимательная археология»;

  • начнут издавать гимназическую газету «Археологический альманах»;

  • создадут макет «Археологическая карта Томской области»;

  • организуют мини-музей «Сокровища земли Сибирской»;

  • представят свои научно-исследовательские проекты на НПК разного уровня;

  • создадут сайт проекта для сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями города, области и России.



КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Теоретические знания постоянно контролируется разнообразными способами: небольшие викторины, решение кроссвордов по пройденным темам, тесты.

Развитию и закреплению исследовательских навыков способствует подготовка рефератов и докладов по выбранным самостоятельно или по рекомендации учителя темам, проведение исторических реконструкций.

Практические навыки археологических исследований проверяются во время однодневных походов, экскурсий и экспедиций. Учащиеся после второго года обучения уже могут работать на раскопках, самостоятельно контролируя качество своей работы и работы новичков. После третьего года обучения многие ребята могут оказывать достаточно квалифицированную помощь в экспедиции при разбивке раскопа, нивелирования поверхности и находок, зачистка стенок раскопа и поверхности, первичной обработке массовых находок. Археологическая экспедиция является наиболее ожидаемым ребятами этапом их занятий. Во время проведения экспедиции, учащиеся приобретают навыки полевых археологических работ, включаются в профессиональную деятельность историков, археологов. Именно в экспедиции в наибольшей степени удовлетворяется познавательный интерес учащихся.

Для достижения оптимизации воспитательного процесса, к сотрудничеству привлекается школьный психолог, который оказывает профессиональную помощь в проведении ряда методик для изучения личностных особенностей подростков, межличностных отношений в группах, общего настроя в детском коллективе, в определении познавательной активности детей.

Успешность участия детей в данном проекте будет проявляться в качестве и глубине подготовительных работ, в выступлениях учащихся на уровне городских и региональных олимпиад и в научно-практических конференциях по археологии и краеведению.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА


Для дальнейшей реализации проекта необходимо расширять горизонты социального взаимодействия, искать партнеров для серьезной финансовой поддержки и продвижения. Не исключается и необходимость грантовой поддержки проекта.


ЛИТЕРАТУРА.


  1. Авдусин Д.А. Основы археологии. М.,1985г.

  2. Авдусин Д.А. Полевая археология. М.,1980г

  3. Антонова Л.В. Удивительная археология.- М.: ЭНАС, 2008.- 304 с.- (О чем умолчали учебники)

  4. Волков В.Г. Тюрки Томского Приобья в XVII – начале XVIII В. Этнотерриториальные группы и пути их формирования по данным археологии, антропологии и генетики.

  5. Лурье С. Заговорившие таблички

  6. Лурье С. Письмо греческого мальчика

  7. Матюшин Г.Н. Археологический словарь.- М.: Просвещение, 1996.- 304 с.

  8. Молодин В.И. Людмила Александровна Чиндина // Молодин В.И. Очерки сибирской археологии. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. С. 214-219.

  9. Низовский А. Сто великих археологических открытий.- М.: Вече, 2004.

  10. Петроковский А.И. Археология.- М.: АСТ: Астрель, 2003.- 398 с. – («Я познаю мир»)

  11. Плетнева Л.М. Томское Приобье в начале II тыс. н.э. (по археологическим источникам)Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. — 350 с

  12. Полевой журнал археолога.- М.: Пешком в историю, 2011.

  13. Ранов В. Древнейшие страницы истории человечества.- М.: Просвещение, 1988.- 158с.

  14. Чиндина Л.А. Могильник Рёлка на Средней Оби. Томск: Изд-во Том. ун-та,1977. 193 с.

  15. Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. 256 с. Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху раннего Средневековья. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.184 с.

  16. Энциклопедия археологических открытий.- М.: Махаон, 2007.- 128с.- (Большая иллюстрированная энциклопедия)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!