Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №18 г. Томска
Педагогический проект
«Археология школьникам: от теории к практике»
Направление: археолого-краеведческое
Целевая аудитория: учащиеся 5-8 классов
Автор проекта: Генераленко С.В.,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
г. Томск -2022
Введение
Сегодня все сложнее заинтересовать учеников на уроках истории. Стоит острый вопрос, а как можно увлечь историей весь класс, а не одну треть учеников? Как можно активизировать класс и заинтересовать его к изучению новой темы самостоятельно и как сохранить надолго полученные знания? На уроках истории, начиная с пятого класса, должно отводиться серьезное место методам исторического исследования и анализа. Чтобы научить детей этому, необходим интересный по содержанию, яркий, наглядный материал. Бездонным источником такого материала являются специальные исторические дисциплины, например, археология. Она даёт огромный шанс учащимся себя реализовать и раскрыть весь свой потенциал на уроках и в научно-исследовательской деятельности, что позволяет углубленно изучить историю как нашей страны, так и мира, сформировать умение анализировать и сопоставлять археологические источники, приобщиться к археологии, сотрудничая с историками, палеонтологами, археологами, работниками музеев и научных библиотек.
Археология как наука, изучающая прошлое на основе материальных остатков деятельности человеческого общества, является одной из важнейших составляющих исторической науки, играет в этом далеко не последнюю роль.
В школьном курсе истории археология несправедливо занимает незначительное место. Несколько уроков не позволяют закрепить достаточно прочно знания и общие понятия в этой области. В учебниках истории археологические материалы представлены абстрактно, практически без конкретной «привязки» к археологическим памятникам. Упоминаемые редкие памятники чаще всего расположены где-то далеко в Египте или Греции. Вся кропотливая повседневная исследовательская работа археологов остается, как правило, вне поля зрения людей. До сих пор программа общеобразовательной школы не включает в качестве обязательного и курс исторического краеведения, с которым археология связана непосредственно. Отчасти это можно объяснить более широкими задачами программ общеобразовательной школы. В этой связи роль внеурочной деятельности несоизмеримо возрастает, так как именно в этом направлении у педагога появляются широкие возможности как для пропаганды и популяризации археологии, так и для решения задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Без знания особенностей исторического развития подростку, входящему во взрослую жизнь, сложно дать объективную оценку происходящему.
Актуальность данного проекта проявляется в том, что при изучении археологии школьники не только теоретически, но и практически, непосредственно в ходе организации учебных занятий, музейных уроков, полевых практик, экскурсий к археологическим местонахождениям прикасаются к прошлому нашей страны. Взаимодействие археологии и исторического краеведения в работе учителя позволяет воспитывать в учащихся осознание историко-культурной ценности родного края и формировать основы историко-культурного мышления школьников, т.е. понимание ими взаимосвязи территорий в историческом развитии, значимости и важности изучения прошлого человечества.
В ходе реализации проекта предлагается взглянуть на археологию под принципиально новым углом зрения – как на средство развития познавательных интересов учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Археологическая работа с учащимися помогает решать задачу социализации личности, под которой рассматривается процесс усвоения ребенком нового социального опыта и одновременно воспроизведения им тех или иных социальных отношений.
По уровню содержания проект характеризуется как учебно-исследовательский, практико-ориентированный.
По форме организации - групповой.
По срокам реализации – долгосрочный. Срок реализации проекта – 3 года.
По степени профессионализации – методологической грамотности и общекультурной компетенции.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ - содействие становлению учащегося как человека культурного, творческого, патриота, через его активное участие в возрождении культуры родного края средствами археологической и научно-исследовательской работы.
ЗАДАЧИ:
Ознакомить с древнейшей историей Томской области.
Пробудить интерес к археологическому наследию как части общекультурных ценностей человечества в целом и родного края в частности.
Развивать познавательную и творческую деятельность школьников:
Формировать умения анализировать исторические источники и делать выводы об уровне развития народов;
Развивать навыки исследовательской работы;
Приобщать учащихся к знаниям по древней истории в условиях археологической экспедиции.
Формировать навыки активно-положительного проведения свободного времени у подростков, расширять кругозор и развивать творческие способности путем проведения культурно- развлекательных мероприятий.
Воспитывать самостоятельность и способствовать формированию навыков самообслуживания в процессе проведения полевой археологической практики.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Задачи первого года обучения:
Познакомить с основными научными понятиями археологии,
Показать связь археологии с другими научными дисциплинами,
Дать понятие об основных особенностях археологического источника,
Сформировать систематические знания по первобытной археологии;
Привить навыки камеральной обработки материала;
Познакомить с основными методами проведения полевых исследований.
Вводное занятие. Знакомство с детьми в игровой форме. Анкетирование с целью изучения мотивации и интересов детей.
Основные понятия археологии.
Археология как наука. Задачи археологии. Археологические источники. Виды археологических памятников. Культурный слой. Основные понятия и термины.
Опрос по теме.
Археология и ее место в системе научного познания
Археология в системе гуманитарных и естественных наук, ее роль в научном познании мира.
Археология и краеведение. Понятие краеведения. Источники. Историко-географическая характеристика края.
5. Методы археологических исследований
Полевая и кабинетная археология.
Полевая археология: разведки, раскопки. Требования и правила проведения полевых археологических исследований. Топографическая съемка памятников. Полевая фиксация и документация. Стратиграфия.
Камеральная обработка археологических материалов. Очистка, консервация, реставрация.
Реконструкция в археологии.
Методы научных исследований, применяемых в археологии: естественно научные методы (металлография, химический и спектральный анализ, трассологический метод), эксперимент, моделирование.
Типологический метод. Математические методы, компьютеры в археологии. Космическая и аэрофотосъемка. Подводная археология.
Практические занятия: камеральная обработка археологических материалов. Археологический рисунок, чертеж. Выход на археологический памятник.
6. Археологическая периодизация и хронология.
Методы археологического датирования.
Принципы выделения основных периодов в археологии. Хронология.
Относительное и абсолютное датирование. Методы археологического датирования: по письменным источникам, по монетам, по аналогиям, дендрохронология, естественные методы датирования (радиоуглеродный, термолюминесцентный и прочие).
7. Естественнонаучная история Земли и биологическая эволюция.
Происхождение жизни на Земле. Легенды о сотворении мира. Понятие эволюции. Идеи Дарвина.
Геологические этапы истории Земли. Ископаемые свидетельства о разных формах жизни. Палеонтология.
8. Древнейшее прошлое человечества.
Появление человека. Эволюция человека. Ископаемые свидетельства об эволюции человека: австралопитек, питекантроп, гейдельбергский человек, неандерталец.
География находок. Видовой состав.
Африка – древнейшая родина человечества. Homo sapiens: его занятия и образ жизни.
В поисках древнего человека: исследователи, методы поиска и изучений.
9. Древний каменный век – ПАЛЕОЛИТ. Палеолитическое искусство
Этапы палеолита: поздний, средний, ранний палеолит. Хронология палеолита.
Классические памятники эпохи каменного века в России и за рубежом.
Антропологический облик древнего человека. Материальная культура и виды деятельности в эпоху палеолита.
Заселение человеком Сибири. Основные памятники эпохи палеолита.
Палеолитическое искусство. Обряды и верования, живопись, скульптура.
10. МЕЗОЛИТ в истории человечества
Хронология мезолита. Важнейшие изобретения человечества. Особенности технологии каменной индустрии эпохи мезолита.
Человек и природа. Мезолитические культуры на территории России, Сибири. Образ жизни и занятия человека в эпоху мезолита.
11. НЕОЛИТ. Неолитическая революция
Хронология неолита. Доместикация растений и животных. Зарождение гончарства. Неолитическая революция и ее значение для развития человечества.
Неолитические культуры лесной зоны России и Сибири.
Неолит Сибири, основные памятники культуры. Хозяйство, обычаи и верования населения эпохи неолита.
12. Гончарное ремесло: происхождение, развитие и методы археологического изучения
Теория возникновения гончарства. Примитивное гончарство. Этнографические данные по истории гончарства. Источники и методы изучения археологической керамики.
Гончарный круг.
Глазурованная керамика. Изобретение Китайского фарфора. Немецкий фарфор. История русского фарфора.
Керамика как исторический источник.
13. ЭНЕОЛИТ. Зарождение производящего хозяйства
Хронология энеолита. Знакомство человека с металлом. Зачатки производящего хозяйства у племен эпохи энеолита.
Энеолит Томского Приобья.
14. Археологические культуры эпохи бронзы
Хронология бронзового века. Особенности хозяйства племен эпохи бронзы, выделение металлургии и металлообработки как ремесла. Бронзовый век Кавказа: наиболее яркие памятники и находки.
Культуры бронзового века лесной зоны России, Урала, Сибири.
Инокультурное влияние и взаимодействие культур.
Верование и искусство племен эпохи бронзы.
15. История медно-бронзовой металлургии
Первый металл планеты. Геология и история.
По следам древних рудокопов.
Добыча руды в древности. Огненное ремесла. Металлы и сплавы, кузнецы и ювелиры.
Археологические и естественнонаучные методы изучения бронзовых изделий.
16. Камеральная обработка археологических материалов: основные
принципы и методы
Основные принципы камеральной обработки археологических материалов. Сохранение и первичная обработка находок при проведении археологических раскопок. Составление полевых описей. Кабинетная обработка полученных материалов. Музейный шифр. Консервация и реставрация археологических предметов.
Практические занятия.
17. Чтение и обсуждение художественной и научно-популярной литературы по археологии Выбор литературы для занятий осуществляется руководителем в соответствии с планом и изучаемой темой, а также по желанию учащихся.
18. Моделирование. Макетирование. Археологический рисунок
Изготовление из различных материалов (глина, пластилин, фольга, дерево) макетов древних поселений, построек, погребений, систем укреплений, а также отдельных находок, в соответствии с планом и изучаемой темой, по желанию учащихся.
19. Археологическая карта края. Археологическая разведка
Составление археологической карты края по изучаемым памятникам (теоретически и практически).
Понятие о маршрутном листе, маршруте, различные виды маршрутов. Расположение однообразных археологических памятников в сходных природных условиях. Геология и археология.
Археологические памятники и речные террасы. Сплошное обследование территории. Археологическая разведка и археологические карты. Сведения об археологических памятниках, опрос населения.
Практическое занятие. Маршрутное обследование участка долины реки или определенного района для выявления археологических памятников.
20. Экскурсии в музеи и на выставки
Посещение постоянно действующих экспозиций и выставок в музеях. Знакомство с историческими и этнографическими материалами.
Организация учебных экскурсий по музеям других городов.
Практическое занятие.
Описание экспозиции археологического отдела музея или отдельных археологических коллекций.
21. Исторические вечера
Исторические встреча с кандидатами исторических наук, обсуждение интересующих вопросов.
22. Методика археологических раскопок
Раскопка древних поселений. Шурф, раскоп, стратиграфия. Замкнутые комплексы, профили. Перекопы, древняя поверхность , культурный слой. Могильный комплекс. Коллективное погребение. Погребения на поселении. Раскопка монументального памятника. Техника обмеров. Принципы разбивки раскопа.
Практическое занятие. Составление археологических планов и чертежей, разрезов культурного слоя, знакомство с системой фиксации археологических находок.
23. Организация однодневного археологического похода. Оборудование лагеря.
Техника безопасности в быту и на раскопе
Подготовка похода: комплектование необходимого оборудования и личного снаряжения.
Набор продуктов питания, меню, хранение продуктов в условиях похода.
Правила выбора места для лагеря, оборудование лагеря.
Дисциплина в походе.
Гигиенические требования в походе. Оказание первой медицинской помощи.
Организация досуга. Освоение древних технологий по устройству жилищ, оборудованию очагов, изготовлению простейших орудий труда и оружия из камня и дерева, изготовление глиняных сосудов, обжиг их на костре.
Практическое занятие. Установка и снятие палатки, разжигание костра, пользование пилой, топором, лопатой, приготовление пищи на костре.
24. Выезды к археологическим памятникам
Знакомство с археологическими памятниками на местности. Отработка методики проведения археологических разведок. Сбор подъемного материала. Глазомерная съемка плана памятника.
Практическое освоение и закрепление эколого-туристских навыков и умений.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи:
Ознакомить с основными исследовательскими процедурами;
Сформировать элементарные навыки работы с археологическими источниками, литературой.
Применяются следующие формы и методы работы: беседы, викторины, игры, подготовка сообщений и написание рефератов и докладов.
С целью закрепления навыков самостоятельной полевой работы планируется в заключение второго года обучения выезд в археологическую экспедицию.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Повторение по курсу первого года обучения
Итоги полевого сезона
Что такое археология?
Периоды и культуры в археологии. Археологическая хронология. Методы исследования в археологии. Диагностика – тестирование.
Знакомство с новыми членами объединения. Планы на новый учебный год.
Практическое занятие. Вечер – отчет об археологической экспедиции.
2. РЖВ. Основные понятия и культуры
Освоение человеком железа, технические новшества в материальном производстве. Изменения в общественных отношениях.
Памятники рубежа 1 тыс. н.э.
Культуры РЖВ лесной зоны Восточной Европы.
Сибирь и Алтай в эпоху РЖВ. Памятники тагарской культуры.
Пазырыкские курганы. Таштыкская культура. Гунны в Забайкалье.
3. Древнейшие цивилизации: история и культура
Понятие о цивилизации. Цивилизация и государство.
Древнейшие государства Средней Азии, Кавказа и Причерноземья.
Государство Урарту.
Земледельческие народы Средней Азии. Древний Хорезм, Бактрия, Согдиана: памятники, открытия, сокровища.
Крито – лименская культура и ее роль в развитии мировой цивилизации.
4. Черная металлургия и кузнечное ремесло: источники и история, методы исследования
Переход человека от бронзы к железу. Технология получения железа: добыча железной руды, металлургические горны. Крупнецшие районы добычи и производства железа в древности.
Технология кузнечного производства. Кузнечные мастерские и инструментарий ремесленников. Профессия, овеянная легендами.
Памятники металлургии и кузнечного ремесла в эпоху РЖВ и средневековья в Среднем Поволжье.
Металлографический метод изучения железных предметов.
5. Эпоха Великого переселения народов
Господство ираноязычного населения в южнорусских степях в начале 1 тыс. н.э. нашествие гуннов в 370 годы.
Образование кочевнического союза племен под главенством гуннов. Письменные источники о гуннском времени. Держава Германариха.
Памятники гуннского времени в Самарском Поволжье. Владимировское и Федоровское погребение.
Сокровища гуннов в Европе. Историческая роль гуннов.
6. Понятие об этнологии. Классификация народов
Основные понятия этнологии. Народы, расы, культура. Методы этнологических исследований.
Классификация народов (территориальные, антропологические, языковые). Этническая история древних народов.
Культура, хозяйственно – культурные типы, соотношения с этническими и расовыми группами.
Этнология и археология. Археологическая культура и этнос.
7. Происхождение славян
Прародина славян по данным археологии и лингвистики. Письменные источники по истории ранних славян. Восточные, западные. Южные славяне.
Археологические культуры 1 тыс. н.э.: черняховская, зарубинецкая, пшеворская, киевская. Хозяйственный уклад, общественные отношения, взаимодействия культур.
8. Язычество славян
Представления древних славян о мире. Славянский языческий пантеон. Археологические исследования древнеславянских святилищ. Пережитки язычества в позднейшее время.
Работы Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян», «Язычество Древней Руси».
9. Материальная культура восточных славян.
Орудия пашенного земледелия. Предметы вооружения, быта, ремесленное производство. Типы поселения и построек в южных и северных землях. Керамическое производство. Выделение ремесел, появление городов.
10. Подготовка докладов и участие в научно-творческих и
практических школьных конференциях
Работа со специальной археологической литературой, консультации и помощь в написании докладов. Подготовка иллюстраций. Оформление докладов. Подготовка отчетов о летней экспедиции. Оформление газеты по результатам полевого сезона с фотографиями и иллюстрациями.
11. Индивидуальные занятия с учащимися по углубленной программе для участия в олимпиадах
Выбор темы для специализации учащихся, помощь в подборе литературы. Проведение занятий по углубленной программе.
Методы археологических исследований. Освоение и закрепление навыков и умений научного исследования. Практические занятия.
12. Чтение и обсуждение художественной и научно-популярной археологической литературы
Выбор литературы для занятий осуществляется руководителем в соответствии с планами и изучаемой темой, а также пожеланию учащихся.
13. Камеральная обработка археологических материалов
Практические занятия. Консервация и реставрация археологических предметов, склейка керамических сосудов.
Чистка археологических материалов из летних раскопок. Шифровка материала, составление коллекционных описей.
14. Экскурсии в музеи, на выставки
Посещение постоянно действующих экспозиций и выставок в музеях. Знакомство с историческими и этнографическими материалами.
Организация учебных экскурсий по музеям других городов.
15. Исторические вечера
Проведение исторических капустников с родителями.
16. Практические занятия
Проводятся как в школе, так и в музеях:
Реставрация керамики;
Зарисовки древних вещей;
Определение способов орнаментации сосудов;
Наблюдение за состоянием археологических памятников;
Моделирование керамики из пластилина по древним образцам;
Отработка туристических навыков.
17. Выезды на археологические памятники (однодневные и многодневные (походы)
Знакомство с археологическими памятниками на местности. Отработка методики проведения археологических разведок. Сбор подъемного материала. Глазомерная съемка плана памятника. Правила разбивки раскопа. Методика проведения археологических раскопок
18. Организация экспедиции. Техника безопасности в быту и на раскопе.
Подготовка экспедиции: комплектование необходимого оборудования и личного снаряжения. Набор продуктов питания, меню, хранение продуктов в условиях экспедиции. Правила выбора места для лагеря, оборудование лагеря. Дисциплина в экспедиции. Техника безопасности в быту и на раскопе. Гигиенические требования в экспедиции. Оказание первой медицинской помощи.
19. Выезд в археологическую экспедицию.
Выезд в экспедицию предполагает достижение не только основной цели – участие учащихся в археологических раскопках, немаловажна и организация досуга. Можно попробовать оборудовать очаг, использовать древние технологии устройства жилища, изготовить простейшие орудия труда и оружие из камня, дерева, изготовить глиняные сосуды и обжечь их на костре, как это делали древние люди. Деятельный досуг развивает самостоятельность и житейские навыки у ребят.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель третьего года обучения является углубление интереса школьников в археологии, закрепление результатов самостоятельного исследования.
Задачи: закрепить навыки работы с археологическими источниками и литературой; познакомить со средневековой археологией и историей археологии.
С целью закрепления приобретенных навыков самостоятельной полевой работы планируется выезд в археологическую экспедицию в конце третьего года обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Повторение по курсу второго года обучения
Археологическая периодизация, хронология. Археологические культуры. Методы исследования в археологии. Диагностика. Тест. План занятий на новый учебный год.
Отчет об археологической экспедиции.
2. Вспомогательные исторические дисциплины. Этнография, хронология, геология, палеография, нумизматика, геральдика, сфрагистика. Начало чеканки монет. Греческая нумизматика. Общее знакомство с ними.
3. Промышленная археология
Археология и современность. Что изучает промышленная археология. Специфика промышленной археологии. Соотношение письменных источников и археологических материалов. Промышленная и экспериментальная археология.
4. История археологии в России. Выдающиеся русские археологи и археологи Томской области
Появление термина археология. Понятие археологии в древности, средневековье, в новые времена. Начало научных археологических исследований. Указ Петра 1 о сохранении и сборе археологических материалов. В.Н.Татищев.
Российская археология в Х1Х в. раскопки графа А.С. Уварова. Основание археолого – нумизматического общества в Петербурге и Московского археологического общества. Всероссийские археологические съезды. Археологическое общество в Томске.
Охрана памятников истории и археологии в России.
5. Древнерусская монументальная архитектура, памятники Енисейского района.
Гражданские, культовые и крепостные сооружения. Принципы и техника строительства в древней Руси. Византия и Киевская Русь. Производство плиноры. Техника кладки. Стиль древнерусский архитектуры домонгольского времени.
Киев и Новгород. Софии, Спасский собор во Владимире. Постройка в Боголюбове. Крепостные стены Новгорода и Пскова. Церкви и соборы города Томска. Семилуженский острог. Архитектура декоративная. Архитектурная технология.
6. Архитектурные и монументальные памятники.
Архитектурные творенья купеческого Томска. Деревянное кружево Томска.
7. Математические методы в археологии. Роль геометрии на разведках, раскопках. Отработка умений в составлении плана раскопа. Теория и методика нанесения находок на план.
8. Участие в научно-исследовательских и практических школьных, муниципальных, региональных конференциях.
9-10 Индивидуальные занятия с учащимися
Подготовка к выпуску сборника детских проектных работ.
11. Организация экспедиции. Техника безопасности в быту и на раскопе.
Подготовка экспедиции: комплектование необходимого оборудования и личного снаряжения. Набор продуктов питания, меню, хранение продуктов в условиях экспедиции. Правила выбора места для лагеря, оборудование лагеря. Дисциплина в экспедиции. Техника безопасности в быту и на раскопе. Гигиенические требования в экспедиции. Оказание первой медицинской помощи.
12. Диагностика (итоговый тест)
РЕСУРСЫ
Реализация проекта осуществляется Генераленко С.В., учителем истории и обществознания МАОУ гимназии №18 г. Томска при поддержке администрации гимназии, родительской общественности, активистов и руководителя школьного музея Нам В.И. и школьного библиотекаря Мирошниченко И.В.
Техническая оснащенность проекта: учебные классы, компьютерный класс, видеотека кабинета истории.
ПАРТНЕРЫ
ОГАУК Томский областной краеведческий музей им. М.Б.Шатилова
Музей археологии и этнографии Сибири им. В.М.Флоринского
Палеонтологический музей им. В.А.Хахлова
Музей истории Томска
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Учащиеся 5-8-х классов
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
(2021-2024 учебный год)
№ | Основные мероприятия | Срок исполнения | Результат мероприятия | Ответственные |
1.Подготовительный(аналитический)– (Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива по организации археолого-краеведческой работе с учащимися 5-8-х классов). | Круглый стол « Проблемы и перспективы перехода к новым ФГОС» | октябрь 2021г. | Создание творческой группы | Зам.директора по УВР |
Заключение согласованных действий с социальными партнерами | октябрь-ноябрь | План-график мероприятий соцвзаимодействия | Зам.директора по УВР |
2.Организационный(информационно-методологический)– создание условий для осуществления деятельности в рамках реализации проекта: постановка целей, разработка организационно-информационного сопровождения деятельности. | Составление плана деятельности, разработка организационно-информационного сопровождения деятельности. | ноябрь 2021г | План мероприятий | Творческая группа |
Подбор учебно-методической литературы, наглядного материала, видеофильмов, компьютерных презентаций, разработка учебных занятий, экскурсий | ноябрь-декабрь 2021 | Методическая копилка | Творческая группа |
Практический(реализация намеченных планов) апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта (Введение разработок и новых технологий в воспитательно-образовательный процесс гимназии №18) | Основные мероприятия в ходе реализации проекта (учебные занятия, практикумы, игры, викторины, исторические реконструкции, экскурсии, однодневные походы, полевые практики и др.) Методы работы со школьниками: знакомство с азами археологии, объяснение значимости археологического наследия для отечественной науки и культуры, исторической науки, вовлечение в научную деятельность, ролевые исторические игры, участие в научно-практических конференциях | январь 2022 –май 2024г. | Реализация воспитательно-образовательного процесса. Выпуск стенгазеты (1 раз в четверть)«Археологический альманах»; создание макета «Археологическая карта Томской области»; создание мини-музея «Сокровища земли Сибирской»; создание сайта проекта для сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями города и области | Творческая группа |
3.Обобщающий(подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем) Подведение итогов экспериментальной работы по внедрению и апробации проекта « Археология школьникам: от теории к практике». Трансляция опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. | Трансляция проекта | июнь-август 2024г. | Выпуск сборника проектных работ учащихся по теме «Занимательная археология»; участие учащихся и педагогов в различных НПК | Творческая группа |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся, участники проекта, должны знать:
Основные понятия об археологии, методы археологических исследований.
Археологическую периодизацию и хронологию.
Археологическую карту Томской области.
Научную терминологию.
Историю, археологию, культуру древнейших цивилизаций.
Археологические памятники Сибири.
Правила разбивки раскопа.
Должны уметь:
Анализировать исторические источники.
Владеть навыками исследовательской работы.
Работать с архивными материалами.
Производить обработку археологических данных.
Составлять маршрутный лист, археологическую карту по изучаемым памятникам.
Составлять археологические планы и чертежи.
Производить раскоп археологического памятника в полевых условиях.
Готовить отчеты о полевой археологической практике.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта учащиеся:
выпустят собственный сборник проектных работ «Занимательная археология»;
начнут издавать гимназическую газету «Археологический альманах»;
создадут макет «Археологическая карта Томской области»;
организуют мини-музей «Сокровища земли Сибирской»;
представят свои научно-исследовательские проекты на НПК разного уровня;
создадут сайт проекта для сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями города, области и России.
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Теоретические знания постоянно контролируется разнообразными способами: небольшие викторины, решение кроссвордов по пройденным темам, тесты.
Развитию и закреплению исследовательских навыков способствует подготовка рефератов и докладов по выбранным самостоятельно или по рекомендации учителя темам, проведение исторических реконструкций.
Практические навыки археологических исследований проверяются во время однодневных походов, экскурсий и экспедиций. Учащиеся после второго года обучения уже могут работать на раскопках, самостоятельно контролируя качество своей работы и работы новичков. После третьего года обучения многие ребята могут оказывать достаточно квалифицированную помощь в экспедиции при разбивке раскопа, нивелирования поверхности и находок, зачистка стенок раскопа и поверхности, первичной обработке массовых находок. Археологическая экспедиция является наиболее ожидаемым ребятами этапом их занятий. Во время проведения экспедиции, учащиеся приобретают навыки полевых археологических работ, включаются в профессиональную деятельность историков, археологов. Именно в экспедиции в наибольшей степени удовлетворяется познавательный интерес учащихся.
Для достижения оптимизации воспитательного процесса, к сотрудничеству привлекается школьный психолог, который оказывает профессиональную помощь в проведении ряда методик для изучения личностных особенностей подростков, межличностных отношений в группах, общего настроя в детском коллективе, в определении познавательной активности детей.
Успешность участия детей в данном проекте будет проявляться в качестве и глубине подготовительных работ, в выступлениях учащихся на уровне городских и региональных олимпиад и в научно-практических конференциях по археологии и краеведению.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Для дальнейшей реализации проекта необходимо расширять горизонты социального взаимодействия, искать партнеров для серьезной финансовой поддержки и продвижения. Не исключается и необходимость грантовой поддержки проекта.
ЛИТЕРАТУРА.
Авдусин Д.А. Основы археологии. М.,1985г.
Авдусин Д.А. Полевая археология. М.,1980г
Антонова Л.В. Удивительная археология.- М.: ЭНАС, 2008.- 304 с.- (О чем умолчали учебники)
Волков В.Г. Тюрки Томского Приобья в XVII – начале XVIII В. Этнотерриториальные группы и пути их формирования по данным археологии, антропологии и генетики.
Лурье С. Заговорившие таблички
Лурье С. Письмо греческого мальчика
Матюшин Г.Н. Археологический словарь.- М.: Просвещение, 1996.- 304 с.
Молодин В.И. Людмила Александровна Чиндина // Молодин В.И. Очерки сибирской археологии. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. С. 214-219.
Низовский А. Сто великих археологических открытий.- М.: Вече, 2004.
Петроковский А.И. Археология.- М.: АСТ: Астрель, 2003.- 398 с. – («Я познаю мир»)
Плетнева Л.М. Томское Приобье в начале II тыс. н.э. (по археологическим источникам)Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. — 350 с
Полевой журнал археолога.- М.: Пешком в историю, 2011.
Ранов В. Древнейшие страницы истории человечества.- М.: Просвещение, 1988.- 158с.
Чиндина Л.А. Могильник Рёлка на Средней Оби. Томск: Изд-во Том. ун-та,1977. 193 с.
Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. 256 с. Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху раннего Средневековья. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.184 с.
Энциклопедия археологических открытий.- М.: Махаон, 2007.- 128с.- (Большая иллюстрированная энциклопедия)