СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глава 1Особенности тестирования и его место в учебном процессе

Тестирование (от англ., test - опыт, проба) - метод проверки знаний, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков и знаний. Процесс тестирования можно разделить на три этапа:

1) выбор теста (определяется целью теста);

2) его проведение (определяется инструкцией к тесту);

3) интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования).

Традиционная ᴨедагогическая психология понимает под учебной деятельностью

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект»

Педагогический проект

(Приложение)


Использование технологий тестового контроля при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку 11 классах








Введение.

Форма теста признана в системе образования многих стран мира. Актуальность и выбор темы состоит в том, что проблема контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся - вечная проблема образования, и в разные времена предлагалось решать ее по-разному, преобладали то одни формы контроля, то другие, создавались контролирующие системы. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла. Между тем тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений.

Условия современного обучения в старшей школе таковы, что учащиеся в первую очередь нацелены на успешную сдачу Единого государственного экзамена как на необходимое условие дальнейшего поступления в вуз. Поскольку ЕГЭ по русскому языку является обязательным и учитывается при приеме во все вузы, необходимость получения высоких баллов по предмету является очевидной для каждого учащегося. В связи с этим важно сформировать у учащихся 9 классов знания по предмету и практические навыки работы с тестами для успешной сдачи экзаменов.

Цель исследования: сформировать у учащихся навыки работы с тестовыми заданиями.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использованиетестовой формы контроля обеспечивает

-высокий уровень учебных достижений учащихся;

-воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;

-развивает память, вариативно – логическое мышление.

Для реализации поставленной цели проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

-разработать и апробировать тесты разных видов с учётом возрастных особенностей учащихся среднего и старшего звеньев;

- осуществить мониторинг учебных достижений учащихся с применением тестов.

В процессе работы использовались следующие методы:

- тестирование учащихся средних и старших классов;

- наблюдение и сравнение;

- педагогический эксперимент;

- количественный и качественный результат эксперимента.

Практическая значимость работы: материалы данной работы окажут практическую помощь начинающим учителям.

Глава 1Особенности тестирования и его место в учебном процессе

Тестирование (от англ., test - опыт, проба) - метод проверки знаний, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков и знаний. Процесс тестирования можно разделить на три этапа:

1) выбор теста (определяется целью теста);

2) его проведение (определяется инструкцией к тесту);

3) интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования).

Традиционная ᴨедагогическая психология понимает под учебной деятельностью структуру, в которой выделяются следующие четыре этапа: учебные задачи, учебные действия, контроль усвоения знаний и оценказнаний.

При постановке учебной задачи преподаватель формулирует то, чему он учит. Учебные действия предполагают пошаговый алгоритм того, как решается данная учебная задача. Далее следует контроль и оценка. В чем между ним разница? Контроль осуществляется пооᴨерационно, проверяя каждый шаг, каждое учебное действие: так или не так. Оценка же относится ко всей учебной деятельности, возвращая нас к учебной задаче - достигли ли мы цели или нет. Итак, контроль внутриситуативен, а оценка надситуативна (в данном случае речь идет о ситуации обучения). Очень важным моментом при оценке знаний является соотношение оценки, выносимой преподавателем и самооценки обучающегося, т. е. связь оценки и самооценки.

В данной структуре тестирование, безусловно, находится на стадии контроля знаний, т.е. внутри учебной деятельности, и его цель - отслеживание определенного шага, этапа этой деятельности. Тест не может быть оценкой и не должен ей быть.

Очень важный момент учебной деятельности - постановка учебной задачи. От того, насколько корректно она предложена, зависит ход дальнейшего обучения. Учебная задача должна быть преподнесена так, чтобы преподаватель понимал, чему он учит, т.е. должен быть предложен способ достижения учебной задачи. Итак, дальнейшая учебная деятельность становится осмысленной, а контроль становится осознанным и логично вытекает из учебной задачи. Необходимость контроля должна быть обусловлена изнутри.

Учебная деятельность несет в себе определенное противоречие: между ее целью, которая состоит в овладении умениями и навыками, т.е. ученик в результате обучения должен стать более развитым, грамотным, способным к использованию полученных знаний в конкретной ситуации. С другой стороны, всякое обучение предполагает некоторую автоматизацию знания: использование памяти, терминологического аппарата, т.е. всего мнемонического аппарата - некоторое количество сведений, которые должны быть сохранены в памяти.

Тест имеет дело с выявлением знаний типа автоматизации и соотношения фактических сведений. Например, грамматический тест, смысл которого заключается в том, чтобы ученик правильно указал предлоги при соответствующем глаголе. Т.е. идетаᴨеллирование к определенным исходным пунктам.

К творческой стороне дела тестирование имеет косвенное отношение. То, что мы выбираем один из вариантов, не ведет к тому, что ᴨеред нами возникает картина, образ, не предполагает решение творческой задачи.

Творческий компонент обучения таит в себе угрозу субъективизма как для ученика, так и для учителя. Эта угроза неотделима от плюсов: если ученик доказывает, что ᴨередача определенной грамматической категории на языке возможна несколькими взаимозаменяемыми способами, то это может быть ошибкой, а может быть самостоятельным умозаключением. Творческий компонент всегда важен, на него направлено обучение, но он всегда опасен, т.к. влечет к неопределенности. Именно в связи с этим тест очень важен, т.к. устраняет элемент субъективности. Обучение строится на взаимопроникновении двух начал. Тест лишает оценку, получаемую учеником, субъективности. Преподаватель может думать все, что угодно, относиться как угодно - тест остается инструментом четкой оценки. Он создает климат доверия, понимания и прозрачности для ученика.

Все сводить к тестированию неправильно, но неправильно и ᴨереводить все в сферу субъективного, немотивированного высказывания, не обязывающего к точному и определенному выводу.

Если рассматривать тестирование как форму контроля, то здесь необходимо подчеркнуть, что тестирование - это стандартизированная форма контроля знаний, ограниченная во времени. По сути дела, это вариант блиц опроса. В этом смысле сфера применения тестирования довольно узкая, хотя и проверяет способность собраться, овладеть фоновым знанием и уметь им пользоваться в жестких временных рамках. Иногда тесты могут проверить способности обучающегося логически мыслить, он может не знать ответа, а вывести его, догадаться методом исключения.

Использование тестирования как формы контроля приносит определенный результат тогда, когда обучающиеся видят его смысл, когда у теста неотчужденный характер.Контроль - это поддержка обучающегося.

Смысл учебной деятельности не только овладение умениями и навыками, а изменение самого субъекта обучения. Изменение познающего субъекта возможно при достижении новой универсальной образовательной среды. Причем процесс этот обоюдный: учится и обучающийся, и преподаватель.

Обучающемуся необходима мотивация, почему его учат, только тогда ему будет ясно, зачем его тестируют и, соответственно, окажется возможным выход в надситуативность.

Для развития творческой направленности тестирования, когда ученикам предлагается самим сформировать вопросы тестов, а затем обменяться ими и ответить на них. Когда тест создан самостоятельно, то ученик по необходимости, в силу заданных условий находится в надситуативном положении. Меняется его личностное отношение к предмету, а умение грамотно поставить вопрос проверяет стеᴨень ориентации в материале. Обучающийся осознанно и предметно обращается с терминами и понятийным аппаратом.

Итак, для грамотного и осознанного использования тестирования в учебном процессе, полного использования потенциала творческого развития ученика необходимо четко понимать место тестирования в учебном процессе. При этих условиях тест становится и средством обучения, и средством проверки, и тогда он имеет конкретную цель.

Глава2.Методика составления тестов.

К содержанию теста предъявляются определенные требования, которые также являются показателями качества теста. 
      Одним из важных требований к содержанию теста считается его системность, или системообразующие свойства заданий, представленных в тесте. 
      Системообразующими признаками теста являются принадлежность заданий теста к одной учебной дисциплине — так называемая предметная чистота теста,структурная и содержательная целостность, т. е.взаимосвязь заданий теста через общее содержание (например, все задания теста проверяют уровень сформированности лингвистической компетенции) и интерпретацию результатов (общие итоги результатов тестирования подводятся на основе анализа выполнения отдельных заданий).
      Проявлением системного качества теста является различие заданий по степениих трудности. Тест строится как система заданий возрастающей трудности. В него входят легкие задания, с которыми должны справиться большинство учащихся (до 20% заданий от всех заданий теста), задания средней трудности (до 60% заданий теста) и трудные задания, с которыми справятся только наиболее подготовленные учащиеся (до 20% заданий теста). 
      Системообразующим качеством теста является также время тестирования.Время на выполнение стандартизированного теста обычно ограничено. Так, для выполнения 46 заданий экзаменационной работы Единого государственного экзамена дается 170 минут. Время на выполнение тестовых заданий, согласно приблизительным расчетам, тратится: 1 мин/задание — для чтения; 0,8 мин/задание — для аудирования; 0,7 мин/задание — по лексике и грамматике для заданий с выборочным ответом. Ограничение времени выполнения тестов — обязательное условие тестирования, так как скорость оперирования языковым и речевым материалом является важным показателем сформированности языковых навыков и речевых умений. 
      Репрезентативность также показатель содержательной стороны тестов. Репрезентативность объектов тестирования означает, например, что в тест включены наиболее важные элементы программы обучения. 
      Следующим требованием к тестам является специфическая форма тестовых заданий. 
      Таким образом, педагогический тест можно рассматривать как средство измерений, представляющее собой систему тестовых заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющей надежно и объективно измерить уровень усвоения знаний, сформированности навыков и умений испытуемых и выразить результат в числовом эквиваленте (баллах). 
      Объективность и стандартностьтеста достигается в процессе создания и применения тестов через одинаковые инструкции, формы получения ответов, способы обработки результатов, строгое нормирование условий тестирования. 
      Структуратеста также должна отвечать определенным требованиям. 
      Тест должен содержать:
      • общую инструкцию, в которой указывается время выполнения всего теста , а также в тестах на говорение — время на подготовку ответа; количество заданий в тесте и их назначение, специфика выполнения заданий (работа с магнитофоном, с компьютерной программой), право использовать вспомогательные материалы (словарь); 
      • инструкцию для экзаменатора по проведению теста, по оцениванию результатов, другие методические рекомендации;
      • инструкцию к конкретному заданию или группе заданий, объединенных одной основой (текстом, рисунком и т. д.) или одной задачей; 
      • собственно тестовые задания.
      Итак, мы рассмотрели некоторые основные понятия теории тестов, знание которых необходимо преподавателям для того, чтобы самостоятельно разрабатывать качественные тесты и адекватно использовать их для проверки знаний, навыков и умений по русскому языку.

Правила составления тестовых заданий

1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.

2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.

4. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

5. Не задавайте вопросы с подвохом.

6. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.

7. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

8. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.

9. Избегайте повторения.

10. Не упрощайте вопросы.

Глава 3. Использование тестов в своей практике.

Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволяет проверить все виды компетенции и имеет безусловные преимущества по сравнению с другими формами контроля. Назначение экзаменационной работы определяют ее структуру: в нее входят задания различного уровня сложности.

Способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же, как и основные умения:

  • анализировать языковые факты;

  • оценивать их с точки зрения информативности;

  • оценивать языковые единицы (правильность, уместность употребления);

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;

  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; вести речевой самоконтроль.

Все эти умения вырабатывались в своё время на уроках с 7 класса и на уроках, отведённых специально для подготовки к ГИА в программе и учебнике А.Д.Шмелёва. Но есть необходимость обобщить и систематизировать эти знания.

ГИА/ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах  целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д.  

Организацию подготовки учащихся к ГИА/ЕГЭ  начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ.

Условием реализации следующего этапа является  обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно  приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.

Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников.

Работе с орфографическими и пунктуационными правилами посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических или пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии. Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-го класса. Как уже сказала, при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический материал, демонстрационные тесты Минобразования РФ. По наиболее трудному материалу выдаются домашние задания.

Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ГИА/ЕГЭ.

Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Процесс систематизации будет более эффективным, если выпускники постоянно имеют возможность применять уже полученные знания и умения, «прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях.

Но следует помнить, что полной информации о состоянии практической грамотности учащихся тесты не дают, так как проверяют орфографические и пунктуационные умения, но не навыки.

При подготовке к ГИА/ЕГЭ важную роль играет применение тренинговой технологии. Мои учащиеся с 5 по 9 класс имеют две тренинговые тетради: ""Тренинговая тетрадь №1" с теоретическими и практическими сведениями по разделамм лингвистики и "Тренинговая тетрадь №2" (7-9 класс ) для подготовки к ОГЭ с алгоритмами выполнения заданий. Провожу практикумы- тренинги по подготовке к ОГЭ с опорой на "Тренинговую тетрадь №2". Поэтому мои учащиеся самостоятельно с 7 класса успешно решают задания ОГЭ в электронном варианте "Решу ОГЭ" по изученным темам. Разрабатываю небольшие тесты в форме ГИА/ЕГЭ, включающие задания по орфографии, пунктуации, микротексту, фонетике, орфоэпии, культуре речи. Как правило, такие тесты не занимают много времени, зато позволяют на каждом уроке проверять знания. Изучая тему "Служебные части речи", организовывала закрепление и контроль темы в форме тестов ЕГЭ на самостоятельных, контрольных работах, решением тестов в электронном варианте "Решу ЕГЭ". (Приложение №1)

Одним из основных требований к разработке проверочных заданий в рамках государственного экзамена является обязательная соответствен-ность с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету. В связи с этим определяется уровень соответствия освоенных учащимися знаний, умений и навыков основным целям курса русского языка.

Тестовые задания использую главным образом  для проверки знаний учащихся, понимания изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие (или несоответствие) языковым нормам.

Подготовка к ГИА/ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Особое внимание обращаю на то, какие пробелы есть в знаниях ученика, продумываю способы их устранения.

Цель подготовки к государственному экзамену – дать возможность старшеклассникам потренироваться в выполнении заданий, которые включены в ГИА/ЕГЭ, проверить себя по всем темам школьного курса русского языка.

В предлагаемые контрольно-измерительные материалы включаю задания,  проверяющие четыре компетенции: языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую.

В тесты включаю задания по всем содержательным линиям школьного курса. Следовательно, с их помощью выясняю:

- освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве;

- овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять;

- умеет ли выпускник работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и интерпретировать необходимую информацию;

- обладает ли ученик  необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным словарным запасом.

Учитывая специфику контрольно-измерительных материалов, даю комментарий по всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваю наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.

Акцентирую внимание на тесты, которые проверяют:

1.                знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

2.                речеведческие знания – текст: основная мысль, средства связи в нём; типы речи; повествование, описание, рассуждение; стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи;

3.                специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);

4.                орфографическую и пунктуационную грамотность;

5.                владение нормами литературного языка: орфографическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими;

6.                умение анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.

Работаем над наиболее трудными заданиями:

- разбор слова по составу,

- словообразовательный разбор,

- правописание приставок, правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени,

- правописание не и ни с различными частями речи,

- слитное, раздельное и дефисное написание слов,

- орфографические, морфологические и синтаксические нормы,

- осложнённое предложение,

- анализ выразительных средств языка.

Особое внимание уделяю подготовке к написанию части С. Это сочинение-рассуждение, которое создаётся на основе текста. Ставлю цель урока:

1.  подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;

2.  совершенствование навыков анализа текста;

3.  воспитания уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Проводим лингвистический анализ публицистических, разговорных и художественных текстов, оцениваем высказывание с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, стараемся извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Что же необходимо знать, понимать и уметь выпускнику, чтобы успешно сдать государственный экзамен по русскому языку?

Задания по лексике предполагают работу со словом, а следовательно, проверяют знание не только основных понятий, связанных с лексической системой, но и общий уровень развития учащегося, его кругозор, который проявляется, естественно, в активном словарном запасе учащегося. Поэтому я стараюсь расширять словарный запас учащихся, но, прежде всего, прививаю стремление и вырабатываю умение пользоваться справочной литературой, добывать знания самостоятельно. Ученик должен знать, в каком словаре он может получить необходимую справку.

Задание по фонетике, несмотря на кажущуюся простоту, предполагает знание как звуков, так и букв, знание тех фонетических процессов, которые происходят со звуками в потоке связной речи, а также владение основными произносительными нормами. Процент ошибок в этом задании бывает велик, поэтому, чтобы избежать их, необходимо иметь четкое представление о соотношении букв и звуков и не смешивать эти понятия.

И еще большое количество ошибок связано с ударением. Это происходит потому, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Поэтому мы стараемся проработать с учащимися ударение в словах, наиболее часто встречающихся в тестах, а также объяснить основные закономерности постановки ударения в прилагательных, глаголах и причастиях, поскольку именно эти словоформы нередко составляют задание, связанное с постановкой ударения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!