СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время нет сомнений, что учебному заведению нужны профессионалы непосредственно для организации самого процесса. Кроме того, необходимо учитывать то, что знаний, полученных в процессе высшего образования, уже не хватает на одно поколение, а в области инновационных технологий переподготовкой нужно заниматься постоянно.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа № 8»



Педагогический проект

на тему:

«Развитие инновационного педагогического потенциала»







Разработала:

Ипанова Оксана Александровна

учитель начальных классов,

специалист

Джанкой, 2016

Содержание:

Вступление.............................................................................................. 3

Глава 1. Понятие и сущность инновационного педагогического потенциала……………………………………………………………………..5

1.1.Развитие педагогического потенциала в условиях инновационной среды в общеобразовательной школе……………………...7

1.2. Препятствия на пути развития инновационного педагогического потенциала и их преодоление………………………………………………..11

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива школы………………………………………………………………………….16
2.1.Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива учителей начальных классов…………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….24

Список литературы…………………………………………………………... 27

Приложение.…………………………………………………………...…….. 29



























Вступление

Инновации являются неотделимой частью современности. Развитие новых технологий не могло не повлиять и на образовательную систему.

Огромное количество исследований и переосмысление образовательной деятельности как инструмента подготовки нового поколения к реализации в жизненном пространстве привело к пересмотру, как целей самой образовательной системы, так и средств их реализации.

В настоящее время нет сомнений, что учебному заведению нужны профессионалы непосредственно для организации самого процесса. Кроме того, необходимо учитывать то, что знаний, полученных в процессе высшего образования, уже не хватает на одно поколение, а в области инновационных технологий переподготовкой нужно заниматься постоянно.

Актуальность проекта

В настоящее время вместе с изменениями в обществе происходят преобразования и в образовательной системе. Модернизация российской системы образования говорит о том, что необходимо пересмотреть подходы к формированию и укреплению созидающего потенциала педагогов. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая месту чему-то новому. От педагогов же зависит то, какие условия будут созданы в школе, какие возможности будут у детей. Педагогический коллектив школы играет важную роль в становлении личности детей, при этом способность учителей к инновационной деятельности является одной из важнейших профессиональных характеристик, значит, необходимо повышать инновационный потенциал педагогов.





Цель проекта

Выявить и обосновать педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в профессиональном образовании.

Задачи проекта

Изучить научно – педагогическую литературу.

Определить наличие в школе условий, способствующих развитию учителей начальных классов.

Разработать программу развития инновационного потенциала среди учителей начальных классов как систему отслеживания процесса развития.

Предложить собственные варианты развития инновационного потенциала учителей начальных классов.

Объектом проектирования является педагогический коллектив учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8».

Предмет проекта

Педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе профессионального образования.

Инновационный потенциал кадров организации – это способность кадров:

- к позитивно-критическому восприятию новой информации;

- к приращению общих и профессиональных знаний;  

- к выдвижению новых конкурентоспособных идей;

- к нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач;  

- к использованию знаний для практической реализации новшеств. Инновационный потенциал педагогического коллектива раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий.  

Глава 1. Понятие и сущность инновационного педагогического потенциала. 

Модернизация образовательной системы требует от педагогических работников соответствия и постоянного развития их созидательного потенциала. Способность учителей к инновационной деятельности сегодня считается одной из наиболее важных педагогических характеристик.

По определению педагогического терминологического словаря, инновационный потенциал — это описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов [12].

Тогда как инновация — создание, распространение и применение нового средства (новшества). Деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их получения.

В отдельных случаях, инновационный потенциал отождествляется с научно-техническим и представляется как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции».

Еще одним подходом к пониманию сущности инновационного потенциала является ресурсный подход, согласно которому инновационный потенциал рассматривается как совокупность различных видов ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности субъектом рынка.

Инновационный потенциал педагога – это совокупность профессиональных, социокультурных и творческих характеристик личности, выражающая готовность педагога совершенствовать профессиональную деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Это -  желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании, реализовывать инновационные идеи, проекты и технологии, проявлять себя как исследователь и  разработчик [4]. 

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей инновационного потенциала включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.


 






















1.1. Развитие педагогического потенциала в условиях инновационной среды в общеобразовательной школе.

Текущий этап развития образования в России характеризуется значительными переменами, которые меняют условия профессиональной деятельности педагогов. Совокупность вводимых в образовательное учреждение новшеств создают особую среду, в которой трудятся педагоги. Особое качество среды, которое стимулирует педагогов к инновационной деятельности, позволяет рассматривать ее как особый вид профессионально-педагогической среды – инновационную (А.М.Моисеев)

Инновационная среда может по-разному (положительно и отрицательно) влиять на их профессиональное развитие. Во многом это зависит от личностных качеств педагога: его способности быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, уметь осмыслять новшество, быть готовым постоянно обновлять свои знания и умения. Однако, как показывает социальная практика, эти качества формируются не у всех педагогов.

Чтобы влияние среды было позитивным, она должна быть специально организованной, а ее структурно-функциональная модель включать представление о ней как интегральном средстве достижения управленческих целей. Влияние инновационной среды будет позитивным, если при ее моделировании исходить

а) из задач формирования мотивации к инновационной деятельности;

б) из понимания двойственной природы инновационной среды: как источника новых возможностей и как условие их реализации в практической деятельности;

в) из задачи создания и реализации методического сопровождения педагогов в инновационной деятельности [14].

Исходя из того, что в условиях инновационной среды педагог должен быть профессионально компетентным, управленческие решения проблемы профессионального развития должны основываться на четком

определении понятия «профессиональная компетентность» и ее структурных компонентов. По мнению ряда ученых, наиболее полно специфика профессиональной компетентности педагогов отражается при рассмотрении ее с позиции трех следующих компонентов: деятельностного (знания, умения, навыки самостоятельного осуществления деятельности, мотивации деятельности, карьерный рост); личностного (знания, умения, навыки и принципы развития личности учащегося, стремление к саморазвитию, умение контролировать свое эмоциональное состояние);

социально-коммуникативного (знания, умения, навыки осуществления педагогического общения, позитивный настрой, умение разрешать конфликты) [13].

В условиях инновационной среды назрела проблема приобщения педагогов к педагогическому творчеству, включение его в научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Ориентиром эффективности управления в образовательных учреждениях может стать наличие организационно-педагогических условий для развития творческой деятельности педагога, ориентированной на научно-исследовательскую и экспериментальную работу [3].

В нашей школе для повышения эффективности процесса профессионального развития педагогов успешно решаются следующие задачи:

  • выявляются потребности и запросы педагогов к методической поддержке инновационных процессов;

  • разрабатываются конкретные меры по обеспечению условий методического взаимодействия педагогических работников;

  • постоянно обновляется содержание и формы научно-методической деятельности с учетом запросов педагогических работников;

  • создана система научно-методическое обеспечение образовательного процесса на диагностической основе с учетом интересов и возможностей каждого педагога.

Педагоги, часто даже осознав необходимость в изменениях педагогической практики, не всегда могут определить направления этих изменений. Информированность педагогического коллектива в позициях и намерениях органов власти в отношении системы образования позволяет определить границы правового поля деятельности, стратегические направления образовательной практики. Но до настоящих инноваций на этой стадии еще очень далеко. Создание новой практики образования всегда связано с риском, поскольку личности педагога и ученика в педагогике всегда предается большое, а иногда определяющее значение. Можно представить какими, издержками для здоровья и качества образования могут стать любые новшества, если не продумать все этапы его внедрения, не продумать все способы перехода на новую практику, не проанализировать имеющиеся ресурсы, не предусмотреть механизмы минимизации рисков [8].

Поэтому необходимо специально организовать деятельность руководителя школы, направленную на освоение педагогическим коллективом основ педагогического исследования, осознания необходимости такой деятельности и мотивацию педагогов к постановке педагогического эксперимента.

В нашей школе такая работа организована в нескольких направлениях:

  • обучение педагогическим основам организации инновационной деятельности, технологии постановки педагогического исследования, проектирования и реализации педагогического эксперимента;

  • создание условий для рефлексии профессионального опыта и развития инновационной практики;

  • создание системы поощрения педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.

Для определения сущностных характеристик научно-методической деятельности в нашей школе была сделана попытка рассмотреть ее в параметрах творчества. Подбор педагогов, обладающих творческим потенциалом, объединение их в творческие педагогические коллективы и постановка перед ними задач, в решении которых они могли бы раскрыть свои способности - это главная цель того, чтобы в образовательном учреждении начал осуществляться целенаправленный процесс научно-методического обеспечения.

Большое внимание уделяется изучению профессиональной позиции педагогов, мониторингу профессиональных достижений и выявлению инновационного потенциала учителя. Такая работа позволяет определиться с темами педагогических исследований, разработать педагогические проекты и организовать работу по их реализации.


























1.2. Препятствия на пути развития инновационного педагогического потенциала и их преодоление.

Педагогические коллективы образовательных учреждений находятся на недостаточном уровне восприимчивости к педагогическим инновациям, слабо развита мотивационная и профессиональная готовность коллективов к освоению нового. Знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуются как несистемные и поверхностные (см. результаты первичной диагностики).

Встает вопрос о необходимости осуществления планомерного, системного и эффективного управления процессом формирования готовности педагогов образовательных учреждений к инновационной деятельности [11].

Под готовностью педагога к инновационной деятельности можно понимать совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования обучающихся, находить и реализовывать эффективные способы их решения. Готовность педагога к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует его инновационную позицию. По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагога.


Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям:

  • осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике [1];

  • информированность о новейших педагогических технологиях, знания новаторских методик работы;

  • ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность;

  • готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;

  • владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых.

Первая составляющая готовности педагогов к инновационной деятельности – наличие мотивов включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей.

Участие в инновационной деятельности может восприниматься:

  • как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;

  • как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;

  • как способ получения дополнительного заработка;

  • как выполнение своего профессионального долга;

  • как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности педагога к инновационной деятельности. Материальный мотив или мотив избегания неудач свидетельствует о слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно [6].

Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что этот путь лежит через критическое отношение к себе и достигнутому через поиск путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности к инновационной деятельности – информирование (информационное поле) о современных требованиях к результатам профессионального образования, инновационных моделях и технологиях образования, условиях их реализации, иначе, обо всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Педагог, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть и недостатков образовательной системы и своей практики, и возможностей их устранения. Третья составляющая готовности к инновационной деятельности – инновационная компетентность педагога, иными словами, комплекс знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, обеспечивающий эффективность использования новых педагогических технологий в реализации инновационных идей [9].

Педагог, подготовленный к инновационной деятельности:

  • понимает место и роль инновационной деятельности в ОУ, ее связь с образовательной деятельностью;

  • умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;

  • умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;

  • умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

  • умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;

  • умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;

  • умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности ОУ;

  • умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

Учитывая вышеперечисленные факторы, в результате работы над данным проектом были проанализированы способы ознакомления педагога с возникающими инновационными технологиями, а также определена и смоделирована система, способствующая реализации данной задачи.

Так были выведены следующие закономерности, способствующие развитию инновационного педагогического потенциала:

1) уменьшение необходимости самостоятельного поиска и апробации инновационных технологий приводит к повышению стремления педагога к саморазвитию;

2)  доступ к ним без отрыва от рабочего места сделает необходимость использования инноваций менее тягостным и вынужденным;

3)   взаимообмен опытом с коллегами и специалистами содействует обогащению опыта педагога.

Как результат данного проекта выступают следующие предложения:

  • на школьном уровне создать систему организованного посещения уроков коллег, как родственного цикла, так и других образовательных предметов (1-2 в неделю);

  • на муниципальном уровне в методический день посещать мастер-классы или консультации с методистами информационно-методического центра (один раз в месяц);

  • стимулировать применение инноваций поощрениями, при этом создав технические условия для применения инновационных технологий.










































Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива учителей начальных классов МОУ «Средняя школа №8»

Изучив научно-методическую литературу, я пришла к выводу, что готовых методик измерения отношения к инновациям не разработано, существуют отдельные шкалы, измеряющие установки по отношению к нестандартному мышлению и креативности, тесты по определению творческого потенциала личности и др. Возможна разработка диагностических материалов непосредственно в рамках внедрения и реализации инновационной деятельности.

Мною разработана программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала

I. Подготовительный этап

Цель: изучение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению и реализации новшеств.

Содержание деятельности:

1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогов и педагогического коллектива в целом (тестирование, анкетирование, собеседование и др.).

2. По итогам анализа – выявление основных проблем и принятие решений по их устранению (личностные особенности педагогов, отношение к инновационной деятельности и др.).

3. Выявление потребностей в инновациях, актуальных для учителей начальных классов (если направление инновационной деятельности не определено извне).

4.Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий.

II.Организационно-просветительский этап

Цель: обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению и новшеств.

Содержание деятельности:

1. Создание информационного поля:

 проведение научно-методических семинаров по актуальным проблемам;

 посещение психолого-педагогических семинаров и др. мероприятий с целью просвещения и пополнения педагогами базовых научных и методических знаний;

 установление связей с институтами развития образования, привлечение научных работников в качестве консультантов.

2. Внесение изменений в структуру научно-методической деятельности:

 создание временных творческих коллективов, творческих лабораторий;

 создание рабочей группы, курирующей внедрение и реализацию инноваций.

3. Повышение профессиональной компетентности – организованное обучение по инновационной проблематике.

4. Создание мотивации на достижение успеха. Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников ОУ.

III. Практический этап

Цель: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к внедрению и реализации инноваций.

Содержание деятельности:

1. Мониторинг уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

2. Совершенствование системы научно-методической работы, организация ее на двух уровнях:

 внешний – участие в деятельности региональных методических объединений, проблемных семинаров, научно-практических конференций и др. по вопросам инновационной деятельности (выступления, публикации);

 внутренний – работа в рамках цикловых методических комиссий, созданных творческих коллективах.

3. Определение методических проблем в рамках инновационной деятельности и плана работы над ними (групповые, индивидуальные).

4. Развитие исследовательских/творческих умений педагогов (организация постоянно действующего семинара, индивидуальных и групповых консультаций).

5. Изменение характера нововведений: от локальных до комплексных, касающихся всех сторон деятельности системы образования: содержания образования, технологий обучения, воспитания и развития обучающихся. Создания новых образовательных продуктов (авторских программ, методических материалов и др.), организации образовательной деятельности.

6. Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.

7. Демонстрация достижений (творческие отчеты, круглые столы, открытые уроки и др.)

IV. Контрольно-оценочный этап

Цель: определение соответствия между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива. Содержание деятельности:

1. Мониторинг уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, диагностика отдельных показателей. Оценка в системе показателей:

 восприимчивость и отношение педагогов к новшествам;

 мотивационная готовность педагогов, подготовленность их к освоению и реализации инноваций (диагностика, просветительская деятельность);

 способность генерировать инновационные идеи, создавать новые образовательные продукты и др. (диагностика);

 профессиональная компетентность, включающая в себя практическую и теоретическую подготовленность к реализации инноваций.

2. Экспертиза и анализ проделанной работы (созданных инновационных образовательных продуктов, полученных образовательных результатов, изменившихся условий реализации образовательной деятельности и др.)

3. Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов (если имеются).

4. Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала и реализации инновационной деятельности.

В этом учебном году, мною была проведена диагностика уровня инновационного потенциала учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8» (подготовительный этап), целью которой было изучить мотивационную готовность и восприимчивость к инновациям, новшествам, передовым идеям педагогического коллектива учителей начальных классов к освоению и реализации новшеств.

Диагностика проводилась в виде анкетирования и тестирования педагогического коллектива учителей начальных классов. (Приложение 2)

По итогам анализа выявлены основные проблемы и приняты решения по их устранению (личностные особенности педагогов, отношение к инновационной деятельности и др.).

В течение всего учебного года методическим объединением нашей школы запланировано:

1. Создать информационное поле:

 проводить научно-методические семинары по актуальным проблемам;

 посещать психолого-педагогических семинары и др. мероприятий с целью просвещения и пополнения педагогами базовых научных и методических знаний;

 установить связь с институтами развития образования, привлекать научных работников в качестве консультантов.

2. Вносить изменений в структуру научно-методической деятельности:

 создание временных творческих коллективов, творческих лабораторий;

 создание рабочей группы, курирующей внедрение и реализацию инноваций.

3. Повышать профессиональную компетентность – организованное обучение по инновационной проблематике.

4. Создавать мотивации на достижение успеха.

  • разработать положения о стимулировании труда педагогических работников ОУ.

А так же было запланировано провести:

  • мониторинг для выявления уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

  1. Совершенствовать систему научно-методической работы, организовать ее на двух уровнях:

 внешний – участие в деятельности региональных методических объединений, проблемных семинаров, научно-практических конференций и др. по вопросам инновационной деятельности (выступления, публикации);

 внутренний – работа в рамках цикловых методических комиссий, созданных творческих коллективах.

6. Определить методические проблемы в рамках инновационной деятельности и плана работы над ними (групповые, индивидуальные).

7. Развивать исследовательские и творческих умения педагогов (организовывать действующие семинары, индивидуальные и групповые консультаций).

8. Совершенствовать структуру управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.

9. Демонстрировать достижений (творческие отчеты, круглые столы, открытые уроки и др.)

В конце учебного года определить соответствия между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.

Установить причины рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов (если имеются).

Составить программу деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала и реализации инновационной деятельности.





















2.1. Результаты диагностики уровня инновационного потенциала педагогического коллектива учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8».



  1. Мотивационная готовность (Анкета №1)





Сильная мотивация к успеху-0 %

Средняя мотивация к успеху-57 %

Слабая мотивация-43 %







2.Восприимчивость к инновациям, новшествам, передовым идеям педагогического коллектива учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8».

(Анкета № 2)



Оптимальный уровень-22 %

Допустимый уровень-56 %

Низкий уровень-22 %

Критический уровень -0 %











Заключение

Обобщая всё вышесказанное, можно отметить, что развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы принадлежит к числу актуальных проблем для системы образования.

Инновационная среда может по-разному (положительно и отрицательно) влиять на их профессиональное развитие. Во многом это зависит от личностных качеств педагога: его способности быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, уметь осмыслять новшество, быть готовым постоянно обновлять свои знания и умения. Однако, как показывает социальная практика, эти качества формируются не у всех педагогов.

Чтобы влияние среды было позитивным, она должна быть специально организованной, а ее структурно-функциональная модель включать представление о ней как интегральном средстве достижения управленческих целей. Влияние инновационной среды будет позитивным, если при ее моделировании исходить:

а) из формирования мотивации к инновационной деятельности;

б) из понимания двойственной природы инновационной среды: как источника новых возможностей и как условие их реализации в практической деятельности;

в) из задачи создания и реализации методического сопровождения педагогов в инновационной деятельности.

Процесс развития можно интенсифицировать, если:

1. Повысить развитие творческой активности учителей на основе непрерывного совершенствования структуры методической работы.

2. Мобилизовать инновационный потенциал педагогического коллектива для развития приоритетного нововведения (непрерывное повышение квалификации учителей, установка на отношение к новому, нормативное и творческое внедрение достижений педагогической науки и передового опыта).

3. Интегрировать инновационные процессы, усиливая взаимодействие между новшествами.

4. Создать условия поддержки педагогов, занимающихся экспериментальной и инновационной деятельностью.

Результаты исследования позволяют сделать следующие обобщения:

  • мотивационная готовность учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8» к освоению новшеств на среднем и низком уровне;

  • восприимчивость к инновациям, новшествам, передовым идеям на допустимом уровне.

Исходя из результатов диагностики, мы видим что педагоги, осознают необходимость в изменениях, не могут определить направления этих изменений.

В исследовании установлено, что для каждого этапа развития инновационного потенциала педагогического коллектива школы необходима целенаправленная управленческая деятельность, результатами которой будут:

на подготовительном этапе - мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств,

на организационном этапе - теоретическая готовность и повышение мотивационной готовности,

на практическом этапе -практическая готовность,

на контрольно-оценочном - подбор ресурсов для устранения рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива школы, корректировка деятельности по его дальнейшему развитию.

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что поставленные в проектной работе задачи решены, цель исследования достигнута.

В течение всего учебного года запланирована дальнейшая работа по этой проблеме.
























Список литературы

1. Арламов  A.A. Условия и критерии эффективности внедрения достижений педагогики в школьную практику: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М., 1985. - 17 с.

2. Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 159 с. Новосёлова Н. В. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива. Методическое сопровождение педагогов в межаттестационный период.

3.Венедиктова Т. А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога. – М.: ИЦАПО, 2000. – 139 с.

4. Зеленина Е.Б. Инновационный потенциал педагогического коллектива http://www.zam.resobr.ru

5. Зеленина Е.Б. Педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе непрерывного профессионального образования

6. Зуева Е.Н. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива Электронный ресурс Сидоров С. В. Сайт педагога – исследователя.

7. Курнешова Л.Е. Современная школа сегодня и завтраhttp://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/conferenciya_school/tezis/tezis.php

8. Ларина В.П. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы.

9. Левитов Н.Д. Педагогический потенциал личности учителя.

10. Новосёлова Н. В. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива. Методическое сопровождение педагогов в межаттестационный период

11. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новая школа, 1993.-64 с.
12. Педагогический терминологический словарь. С.Петербург: Российская 

национальная библиотека. 2006.

13.Сыманюк Э.Э, Печеркина А.А, Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды.//Педагогическое образование в России .- 2011. - № 1. - с. 20-23

14. Серафин Е.А. Развитие педагогического потенциала

15. Толкачёв В.А. Инновации в высшем образовании как стратегический фактор развития России.
16. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании: Метод, пособие.-М.,1991.-260с.

17. Яновская М.Г. Эмоциональное стимулирование в процессе изучения методики воспитательной работы. //Формирование личности учителя в системе непрерывного педагогического образования. Сыктывкар, 1993.- 51-56 с.


















ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА 1. Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств

Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то, что Вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов.

1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.

5. Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.

6. Потребность в лидерстве.

7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах. 11. Потребность в риске, преодолении рутины.

12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

АНКЕТА 2. Восприимчивость к инновациям, новшествам, передовым идеям.

Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.

1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, занимаетесь самообразованием _____________

2. Вы стремитесь внедрить новые идеи, методики и др. с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества и индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности ____________ 3. Вы придерживаетесь прогрессивных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности________

4. Вы сотрудничаете с научными консультантами, коллегами по вопросам совершенствования педагогической деятельности __________

5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее? _______ 6. Вы открыты новому? ______

ИТОГО: ______________ баллов
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!