СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический прием как средство повышения эффективности обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический прием как средство повышения эффективности обучения

Просмотр содержимого документа
«Педагогический прием как средство повышения эффективности обучения»







Доклад

«Педагогический прием как

средство повышения эффективности обучения»
















докладчик:

учитель англ. яз

Теленкова М. С.

Педагогический прием как средство повышения эффективности

обучения


При составлении плана урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету, какими формами, методами и приемами обучения необходимо воспользоваться.

Понятия «педагогический прием», «метод обучения», «формы обучения» неразрывно связаны между собой. Именно поэтому, говоря о педагогических приемах, необходимо сначала рассмотреть такое понятие, как методы обучения.

Метод – это форма теоретического и практического усвоения учебного материала, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения зависит от выбора метода. Усвоить материал можно только в определенных формах познавательной теоретической и практической деятельности.

Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач и овладением изучаемым материалом.

Методы обучения отражают:

- способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

- специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Педагогические приемы, являясь составной частью методов обучения, все же требуют отдельного рассмотрения, так как в отличие от других средств обучения они отличаются динамичностью, связаны с конкретными действиями участников образовательного процесса. Чаще всего приемы не являются чем-то материальным. Часто одна реплика учителя, одно продуманное движение кардинально меняет содержание урока, придает ему большую осмысленность и обеспечивает более эффективный путь обучения. Педагогический прием - это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока. Педагогические приемы независимы от применяемых средств. Лучшим доказательством этому могут служить приемы, используемые без применения каких бы то ни было дополнительных средств вообще. Даже такая мелочь, как умение задать вопрос, может заметно повысить качество работы.

Педагогическая наука пока не располагает точным определением приема педагогической техники. Как правило, такой прием рассматривается исследователями или как отдельная дидактическая единица, краткая по времени и по поставленным педагогическим задачам, или как составная часть метода обучения.

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

На основании этого можно прийти к выводу о том, что приемом в педагогической технике следует считать конкретное, законченное действие одного или нескольких участников образовательного процесса или форму организации их взаимодействия в едином информационном поле для достижения образовательной цели. То есть под приемом педагогической техники может пониматься та операция, в которой педагог и обучаемый осознанно реализуют какие-либо цели и задачи.

Приемы обучения подразделяются на:

- приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

- приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.

- приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;

- приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;

- приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.


Приемы формирования и активизации отдельных операций

мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения


ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, который остаётся постоянным или имеет вполне определённое значение; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения.


ЛОВИ ОШИБКУ!

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Необходимо приучать детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться.


Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых

ситуаций в мыслительной деятельности школьников


ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.


ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.


Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся,

связанные с изучением учебного материала


ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ

Игры-драматизации на уроках формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка.


Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников


СВОЯ ОПОРА

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот приём уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.


МИНИ-ПРОЕКТЫ
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет сам учитель.


ТЕМА-ВОПРОС

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, а чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.


Приемы управления в учебном процессе коллективными

личными взаимоотношениями учащихся


ИГРА – ТРЕНИНГ

Если необходимо проделать большое число однообраз­ных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Ученики соревнуются, выполняя в командах или по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.


ГРУППОВАЯ РАБОТА

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

- полное внимание к однокласснику;

- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие

По сути, овладение приемами педагогической техники является одной из главных профессиональных задач каждого учителя. Знакомясь с описанием того или иного приема, он каждый раз «примеряет» его на себя. Разумеется, не все приемы подойдут для применения в процессе повседневной работы. Многое зависит от реальных обстоятельств и от личности преподавателя.

Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!