СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт в подготовке к конкурсу « Истоки русской культуры»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение детей  к традициям   национальной культуры является  средством развития у них патриотических чувств и духовности.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт в подготовке к конкурсу « Истоки русской культуры»»

Педагогический опыт в подготовке к конкурсу « Истоки русской культуры»

В настоящее время в школьной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа. В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации школьного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей школьного возраста .Время движется вперед, набирая темп, ставя перед нами новые цели и задачи. На многие вещи мы начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки, как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? О чем переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

Формирование устойчивого интереса к истокам русской культуры происходит через знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.

Таким образом, отторжение подрастающего поколения от русской культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста и продолжать это воспитание в школе. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Некоторые семьи оказались обездоленными духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом.

Считаю, что приобщение детей к народной культуре  является средством развития у них патриотических чувств и духовности. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, пестушки, заклички – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Всё, что пришло к нам из глубины веков мы теперь называем народным творчеством.

Интерес к отечественной культуре и актуальность её изучения в наши дни – эта тема часто является основным направлением в подготовке детей к фольклорным конкурсам , которые проводятся в нашем районе.  С большим интересом и чувством причастности к наследию прошлого я готовлю детей к конкурсам. В процессе подготовки я ставлю такие задачи:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость.

2. Познакомить детей с предметами старинного быта и их назначением.

3. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;

4. Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.

5. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми;

6. Развивать фантазию, творческие способности школьников, умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях

При подготовке к конкурсу, я выбрала старинный обряд новоселья. Как место под дом выбирали, что приговаривали, какой обряд совершали. Собрав по крупицам материал , я написала небольшой рассказ-сценку для постановки ее с детьми . Главные герои : Катерина, Егор-плотник, баба Матрена, девочка Настя, Гриша-печник и гости , Назвала рассказ «Новоселье».

Встречаются три соседки - Катерина, баба Матрена, девочка Настя.

Баба Матрена: Здравствуй, Катерина!

Катерина: Здравствуй, баба Матрена, здравствуй Настя!

Баба Матрена: Катерина ,выбрали вы место. ,где избу ставить будете?

Катерина: Да вот баба Матрена, на этой поляне. Тут и речка вона рядом.

И лес недалече по грибы, по ягоды ходить. Я уж третьего дня чугунок здесь ставила. Паучек то паутинку на следующий день и сплел.

Баба Матрена: Хорошая примета.

Настя: А горшочек с медом закапывала в ямке?

Катерина: И горшочек закопала вон там. Так мурашики и сразу весь медочек и облепили.

Баба Матрена: Вона хорошо то как.

Катерина: А давеча привела я на полянку свою коровушку-Буренку, так она милая здесь сразу осмотрелась, да и прилегла вот здесь на травку. Лежит , полеживает

довольная.

Баба Матрена и Настя(вместе): О, так ведь это самая верная примета.

Баба Матрена: Само то место. Если корова сразу легла, значит нету тут нечистой силы то.

Настя: Да… нету.. (появляется Егор)

Егор: Ну что , выбрала место Катерина? ( осматривает) Да. Хорошее место и с соседями повезло.

Баба Матрена: Нам тоже повезло, Егор-ты же лучший плотник во всей округе. Изба будет на славу!

Гриша: А печку класть я приду . И щиток , и лежанку , и каменку, все тонкости ведаю, как устье построить, тут и свод вывести, повороты выложить. Чтобы печь не угарна была. Велика да ровна.

Все вместе: Горит огонь, печка греет –жива семья ! Ну , хозяин , собирай толоку, все молодежь с шутками да прибаутками, да с песнями

Дом и сложим . За работу ! (выходит Катерина и поет «Ах, вы сени мои сени»)

(под песню все участники выносят на сцену печь , сконструированную из картонных коробов, лавки, горшки, составляют интерьер избы)

Катерина: Новый дом! Да это ж новая жизнь! Чтобы в новом доме жить хорошо. Надо новоселье справить хорошо . Первым кота в дом пустить . Где Васька то мой (ищет) нашли?

Все: Да вот он побежал, мяу!

Баба Матрена: Дедушку-соседушку надо позвать. Домовой. домовой, домовой пойдем со мной(несут игрушку, кладут у печки)

Батюшка домовой , хозяйнушко-господин. Оставайся с нами на житье на бытье на богачество. Вот тебе батюшка домовой и водичка и хлебушек.

Знай свое место, знай свое место, ты домовой должен дом беречь, да хозяйство стеречь, хозяйке угождать, а не воевать. Знай свое место, знай свое место.

Егор: Ну, а теперь гости дорогие пошли петь , плясать, новоселье справлять.

заключительный танец «Барыня».
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!