СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы "Использование дистанционных технологий на уроках русского языка и литературы" ФПМ - 2021

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Использование дистанционных технологий на уроках русского языка и литературы" ФПМ - 2021»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Введенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Огненного выпуска 1941 года» Кетовского района Курганской области


Шадрина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы Тема опыта: «Применение дистанционных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»










2021 год

Актуальность и новизна представляемого опыта работы

Современная Россия переживает процесс активных преобразований, время перехода от индустриального общества к обществу информационному. C изменением характера современного общества происходит также изменение требований к системе образования в целом. Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях. Изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации  и структуре основной общеобразовательной программы, которые не возможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе информационно – коммуникационные технологии и соответственно научить своих обучающихся их эффективному и разумному использованию.  

Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получении необходимой информации, и  учителя, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий. В связи с этим необходимо внедрить современные компьютерные технологии в учебный образовательный процесс, где компьютер является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения, т.к. нынешнее поколение тесно связано с компьютером. Тем самым привить интерес подрастающего поколения к условиям жизни в информационном обществе.  Решить проблемы обеспечения равных возможностей для  получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Обучение с использованием дистанционных технологий выполняет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения; позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения. Новизна применения дистанционных технологий кроется еще и в специфике региона, где обучающиеся достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин (болезнь, карантин, актированный день, ремонт школы и т.д.). В этом случае дистанционное обучение становится «волшебной палочкой» для всех участников образовательного процесса. А для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение.  Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета. В дистанционном обучении также реализуются модели совместной учебной деятельности школьников.

Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий актуально в обучении.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и учителей;

  2. работа с часто болеющими детьми;

  3. работа с обучающимися во время актированных дней или карантина;

  4. работа с одаренными детьми;

  5. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.);

  6. участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;

  7. подготовка к экзаменам (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).

Использование элементов технологии дистанционного обучения на уроках русского языка и литературы.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме использую:

  •  электронную почту (с её помощью налаживается общение между учителем и учеником: рассылка учебных заданий и материалов; получение учителем уведомлений о выполнении задания обучающимся, о количестве попыток выполнения задания и др.);

  • ​ ресурсы мировой сети Интернет (можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или изучения тем курса, так и выгрузка собственных разработок заданий/уроков/тем).

В своей практике использую следующие сайты с видеоуроками:

  • ​http://interneturok.ru/

  • http://videouroki.net

На данных сайтах представлены материалы опытных преподавателей. Ученик в удобном для себя темпе, в удобное время может усвоить урок. А если вдруг что-то окажется непонятным, то можно либо заново просмотреть урок, либо обратиться к своему учителю за консультацией.

  • Социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, Viber, WhatsApp).

Данные ресурсы использую как средство общения учителя как с одним обучающимся, так и с группой. Например, для устранения «пробелов» при изучении темы.

  • Учи.ру – это интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС и позволяющая индивидуализировать образовательный процесс в школах. Во-первых, занятия на Учи.ру проходят бесплатно, доступно для всех педагогов, учащихся, родителей. Учитель имеет возможность использовать 20 бесплатных заданий в день по предметам. Он может заранее ознакомиться со всеми интерактивными заданиями по всем предметам, ему доступна программа любого класса. Меня же привлекла эта платформа возможностью проводить уроки с детьми в режиме «онлайн». На уроке я могу транслировать презентации, видеоматериалы, использовать экран компьютера как школьную доску, а главное – общаться с детьми.

  • Гипертекстовые среды (интернет – серверы, где учитель может разместить учебные материалы, которые могут носить обучающий характер или же контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов). Одним из таких инструментов в дистанционном обучении является сайт http://reshuege.ru/.

Данные сервисы позволяют учителю в максимально доступной, занимательной, красочной форме представить необходимый материал для изучения или повторения темы обучающимся, которые достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин (болезнь, карантин, актированный день и т.д.). Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета.

В своей педагогической практике применяю следующие сервисы:

  • https://readymag.com (создание интерактивной инструкции);

  • https://learningapps.org/  (создание интерактивного контента (игры, ребусы, ленты времени  и т.д.))

  • Yandex Диск, YouTube – для хранения различных типов файлов и др.

  • http://qrcoder.ru/ - создание QR-кодов.

  • Создание онлайн-тестов на портале «Мультиурок».


Контроль за качеством уровня обученности обучающихся с применением дистанционных форм обучения

С целью выявления индивидуального характера усвоения учебного и внеучебного материала, проблем в усвоении материала и  «прикидки» рациональных путей их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику, предполагается,   в качестве инструмента контроля за качеством индивидуального усвоения, применение мониторинга ученика.  

Мониторинг ученика – это форма организации, сбора, хранения, обработки и представления информации об учебной деятельности обучающегося по предмету (курсу), обеспечивающая отслеживание показателей уровня усвоения материала по отдельным темам, а также дающая возможность прогноза развития УУД ученика по предмету (курсу).

Этапы работы по составлению мониторинга:

  1. составление (использование готовых) заданий (тестовых, проверочных, онлайн  игр и др.) для определения уровня сформированности УУД по теме;

  2. непосредственное выполнение заданий обучающимися;

  3. обработка результатов диагностирования – внесение результатов в таблицу (Табл.1);

  4. выработка рекомендаций (планов работы по повышению качества знаний, уровня сформированности УУД по теме у отдельных обучающихся) при необходимости.




Таблица 1

п/п

Уровень усвоения темы

Характеристика уровня







Балл

1.

Допустимый

знания обучающегося в основном

соответствуют требованиям программы

(различает, запоминает, воспроизводит);

1

2.

Оптимальный

знания обучающегося полностью

соответствуют требованиям программы

(понимает, применяетсформированы

основные УУД по теме);

2

3.

Творческий

продвинутый

обучающийся способен применять

сформированные УУД в нестандартных

ситуациях, создавать собственные задания и т.д.

3

 

Результативность реализации опыта

Дистанционное обучение в школе – идеальное подспорье в создании образовательного пространства, формировании у обучающихся познавательной самостоятельности и активности, развития критического мышления. В связи с этим отмечаются высокие результаты обучения и воспитания обучающихся за последние три года:

1. Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за первое полугодие.

В течение полугодия общая успеваемость обучающихся 5В и 9А, 9Б классов составляет 100%.

2. Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за первое полугодие. Наблюдается тенденция к повышению качества обученности с 48 % в 1 четверти до 53% во второй. Осенью 2020 года «качество знаний» обучающихся 5В класса по итогам Всероссийской проверочной работы составило 68%.

3. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по предмету (проектов, исследований, рефератов и др.).

Отмечается увеличение количества и повышение качества проектно-исследовательских работ учащихся. Проектные работы, рефераты выполнены по основным вопросам орфографической культуры, Интернет – технологий в русском языке и т.д. Работы отличаются глубиной знаний, научностью изложения, исследовательской направленностью, социальной значимостью


Заключение

Современное обучение основывается на применении деятельностного подхода и электронной информационной образовательной среды образовательного учреждения, в которой, согласно требованиям ФГОС,  должно быть организовано дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, как между собой, так и с другими организациями социальной сферы.  В связи с этим нельзя не согласиться с тем, что применение дистанционного обучения становится особенно актуальным. Кроме того, практика организации электронного обучения показывает, что материалы, первоначально приготовленные для проведения дистанционного обучения, используются затем в очном обучении, следовательно, происходит взаимная интеграция очного и основанного на использовании дистанционных образовательных технологий  обучения.

Приложение

Планирование уроков русского языка в 5 классе с использованием дистанционных технологий


Тема урока

Предметные результаты

Содержание «классной» работы

Домашнее задание

Предложение - основная единица речевого общения

Я определяю признаки предложения, могу составлять предложения,

Я умею правильно интонировать предложения,

Я могу находить грамматическую основу предложения.

Я умею определять границы предложения и отличаю его от других языковых единиц (от слова и словосочетания)

Работа с учебником:

Прочитать правила §62(сделать краткие записи в справочном блокноте)

упр. 608 1,4 – устно, 2,3 письменно

упр 609 устно (рассказ по открытке)

упр. 611 письменно 2, 3

Прочитать и обдумать Лингв. заметки

Упр. 612 (контрольное)


Сформулировать понятие «Предложение» по материалу стр.94

Упр. 610 ( устно – читать выразительно, письменно зад 2)

ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ -

СМОТРИТЕ «СОВЕТЫ ПОМОЩНИКА»

Предложение - основная единица речевого общения

Я распознаю главные и второстепенные члены предложения

Я умею определять смысловую задачу главных и второстепенных членов предложения

Я умею устанавливать грамматические связи слов в предложении

Работа с учебником

Стр 96 – теория: сделать схему

Упр. 613 записать только 2 и 3 предложение, остальные задания – устно

https://learningapps.org/join/m39z3boc

приглашаю в электронный обучающий ресурс (нужно иметь свою электронную почту)

упр.1

https://learningapps.org/display?v=p23b2e92j01

упр 2

https://learningapps.org/display?v=psg2ojk9501


Записать 2 абзац упр 614

Найти главные члены предложения – подчеркнуть подл и сказ

Показать стрелочками смысловые связи главных и второстепенных членов предложения (аккуратно)

Главные и второстепенные члены предложения

Я распознаю главные и второстепенные члены предложения

Я умею графически обозначать главные и второстепенные члены предложения

Я умею определять способ выражения (части речи) главных и второстепенных членов предложения.

Работа с учебником

Повторение: упр 602 задания 2,3

Упр. 603 . Списать, подчеркнуть грамматическую основу, указать чем выражены подлежащее и сказуемое

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие члены предложения называются главными и почему?

  2. Какие члены предложения называются второстепенными? Зачем они нужны в предложении?

  3. Как подчёркиваются главные члены предложения?

  4. Как подчёркиваются второстепенные члены предложения?

Контрольное задание:

Спишите предложения. Выделите грамматические основы предложений. Обозначьте части речи над каждым словом. Укажите второстепенные члены (подчеркнуть)

Над деревней раздавались петушиные крики. Мелкие осенние дожди идут беспрерывно. Март -первый месяц весны. Семеро ребят отправились в поход. Весенний воздух чист.

Сообщение, вопрос, побуждение к действию.

Как они выражаются в предложении?

Я умею различать предложения по цели высказывания

Я могу с помощью интонации выражать разные цели высказывания

Я умею формулировать вопросы по заданной речевой ситуации

Я могу давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске;

Работа на повторение:

  1. https://learningapps.org/display?v=px4mkfg7c01

  2. Учебник упр 615 словарный диктант (пусть кто-нибудь вам продиктует , а вы запишите

Внимание! Не исправляйте записанное под диктовку. Взрослые не должны подсказывать, иначе не научитесь.


Новая тема:

упр 616 прочитайте предложения, определите, с какой целью их использовали, запишите номера предложений в 3 столбика:

  1. Сообщение информации

  2. Вопрос

  3. Требование, просьба, приказ

Делаем запись в тетради

Виды предложений по цели высказывания

Повествовательные вопросительные побудительные

( ) ( ) ( )

Упр 617 закончить предложения и в скобках указать вид по Ц,В,

Повторить всё по таблице упр 618 и заполнить пропуски схемы (выше)

Закрепление:

  1. Тест в https://learningapps.org/display?v=p5k0acrmt16

  2. Викторина https://learningapps.org/3889495

  3. Кармашки https://learningapps.org/7297177

Домашнее задание

  1. Знать типы предложений по цели высказывания

2.упр 628 (задания 1-4)

Сообщение, вопрос, побуждение к действию.

Как они выражаются в предложении?

Я умею различать предложения по цели высказывания

Я могу с помощью интонации выражать требование, приказ, вежливую просьбу

Я умею формулировать вопросы по заданной речевой ситуации

Я могу использовать в речи разговорные и книжные формы выражения вопросов и требований

Интонация

  1. Читаем материал на стр. 100 .

  2. Устно отвечаем на вопросы:1) Для чего служит интонация? 2)С помощью чего образуется интонация?3) Что называется логическим ударением?

  3. Устно и выразительно упр 620, 621 (2 и 3 задания письменно)

  4. Устно 622, 624+ лингвистическая заметка с 103 – культура речи (запиши правила вежливого разговора в справочный блокнот)

  5. 626 письменно – задание после текста

Упр 619 по заданию в учебнике

Развитие речи. Изложение с продолжением

Я определяю тему и основную мысль текста

Я могу установить смысловые связи между частями текста

Я могу пересказать прочитанный текст

*я могу продолжить текст, сохраняя авторский стиль

Подготовка к написанию изложения

  1. Познакомимся с удивительным человеком и замечательным писателем: Владимиром Карповичем Железниковым https://www.livelib.ru/author/27189-vladimir-zheleznikov

  2. Прослушайте текст рассказа «Три ветки мимозы»

Обдумайте содержание и ответьте на вопросы:

Как вы думаете, почему Витька не хотел дарить Лене цвет?

Почему одноклассники смеялись над ним?

Могла ли в вашем классе возникнуть подобная ситуация?

Была ли виновата мама Вити?

Охарактеризуйте состояние Вити и состояние Лены с помощью цитат из текста.

На сколько смысловых частей можно разделить рассказ.

Составьте план текста

Название части

Кто и что делает?

Что чувствуют герои?


Попробуйте заменить диалог повествованием.

Прослушайте текст ещё раз. В процессе слушания постарайтесь записать трудные слова, словосочетания.

Постарайтесь пересказать текст пользуясь планом ( в пересказе не должно быть диалогов и прямой речи)

Как вы думаете, а что могло случиться после? Сочините окончание истории.

Напишите изложение текста с продолжением.

Проверьте написанное.

Написать изложение с продолжением

Сдать не позднее 9.00 вторника 7 апреля

Отправляйте свои изложения мне на почту: [email protected]

Эмоции и их отражение в предложении

Я умею различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске

Я расставляю знаки конца предложения в соответствии с эмоциональной окраской предложения

Я выразительно читаю предложения, соблюдая эмоциональную окраску

Я могу определить чувства, выраженные восклицательными предложениями

Повторение изученного

Прочитайте предложения выразительно. Запишите их в тетрадь

Укажите после каждого предложения его вид по цели высказывания.

  1. Из данных слов составьте словосочетания и предложения.

  2. Чем они различаются?

  3. Прочитайте текст, озаглавьте его.

  4. Нужно подчеркнуть главные члены предложения.

  5. Где нужно поставить знаки препинания?

Новая тема

Сравните предложения

Такой ручкой только и писать! Надо писать только такой ручкой.

Определите вид предложений по цели высказывания. А в чём у них существенные отличия? Как читаются эти предложения? Почему?

Посмотрите видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=6pkvwRri6G и сделайте в своей тетради схему новой темы

Прочитайте ещё раз материал на стр. 106 и перескажите его.

Выполните задание упр 631. (устно) Понаблюдайте за изменением интонации в каждом примере.

Будьте внимательны. Сосчитайте все восклицательные предложения




Выразительно читаем упр 632 Выполните задания к тексту упр. Задания устные. Только задание 3 надо сделать в тетради.


Упр. 633 все по заданиям

Контрольное задание с деформированным текстом и разборами + классификацией предложений по признакам

Я умею определять границы предложения и отличаю его от других языковых единиц (от слова и словосочетания)

Я распознаю главные и второстепенные члены предложения

Я умею различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске

Я умею определять способ выражения (части речи) главных и второстепенных членов предложения

Контрольно-диагностические задания для 5 класса

по теме «Синтаксис и пунктуация» (промежуточный контроль)

  1. 1. Прочитать предложения. Установить границы. Обратите внимание на то, что одно предложение "заблудилось". Найдите его место и при списывании поставьте его на нужное место.

    Был ли ты когда-нибудь летним утром на лугу весь луг покрыла роса медленно всходит солнце капли росы переливаются сверкают цветы умылись росой расцвели ромашки колокольчики весело закачали своими лиловыми головками а в кустах возле реки щелкает соловей воздух наполнился ароматом трав и цветов в небе распевает жаворонок хорошо вокруг


Укажите в тексте вопросительное невосклицательное, повествовательное восклицательное предложения ( после них в скобочках)


  1. 2. Запишите предложения, устанавливая с помощью вопросов смысловые связи слов в них. Разберите предложения по членам.

Осенью я часто ночую в беседке в глубине сада. По утрам в беседку с удивлением заглядывают воробьи. Их смертельно занимают часы. Воробьи осторожно подбираются к ним, слушают тиканье, а потом сильно клюют часы в циферблат. (По К. Паустовскому)

  1. 3. Запишите предложение. Подчеркните грамматическую основу.

Зимой стекло покрывает морозный узор.

Этот словарь поставил на полку учитель.

Части словосочетания связывают смысловые отношения.


  1. 4. Выпишите из предложений данного текста все словосочетания. Укажите главное и зависимое слова. Обозначьте части речи


Вар 1 На верхушках елей висят гирлянды смолистых шишек.

Вар 2 Пушистый снег белоснежной каймой украшает мохнатые ветви.

Вар 3 Нет зимой дерева наряднее ели.




Анализ контрольного задания с ликвидацией пробелов в знаниях

Я нахожу и исправляю ошибки, допущенные в контрольной работе

Я умею подбирать проверочные слова в соответствии с правилом написания слов

Я умею характеризовать предложение с точки зрения цели высказывания и эмоциональной окраски

Заколдованная роща

Чего только не увидишь из окна деревенского дома вот через поле бежит тропинка ныряет в березовую рощу и спешит дальше обыкновенная полевая тропинка и роща самая обыкновенная только вот что странно: люди идут по тропинке, входят в рощу, но никто из рощи не выходит вошли в рощу две девочки - и не вышли, въехал велосипедист - и не выехал проковылял старичок - и пропал смотрел я смотрел не вытерпел и тоже пошел в рощу уж не завелся ли в роще Змей Горыныч захожу, а там все красно от костяники. (Т. Белозеров.)


Перед вами текст, из которого «сбежали» знаки препинания конца предложения. Найдите их и поставьте на место. При расстановке знаков, соблюдайте законы смысловой законченности и интонации предложения


Будьте внимательны! Одно предложение поменялось местом с предыдущим. Верните «шалуна» на место, соблюдая закон взаимосвязи предложений в тексте.


  1. Найдите и выпишите из текста 1 восклицательное предложение

  2. Найдите и выпишите из текста 1 вопросительное предложение.

  3. Из предложения 2 выпишите словосочетания и определите в них главное и зависимое слова

Внимание! Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием!

  1. Ответьте на вопрос: Почему автор так озаглавил текст? Что выражено в заголовке: тема или основная мысль.


Эти задания можно будет проверить сегодня в 17. 00 Я выложу образец правильного выполнения заданий.

У кого будут ошибки в задании 1. Нужно повторить параграф 62. Ещё раз прочитать теорию на стр 94 и вспомнить, почему я зачёркивала некоторым лишние записи в упр 608.

У кого будут ошибки в заданиях 2 и 3. Снова повторить параграфы 63 и 64.Снова сделать задание упр 631 письменно (записать предложения по-разному в зависимости от их цели высказывания и интонации)

У кого ошибки в задании 4. Вернитесь к теме «Словосочетание»(параграф 61). Вспомните, что мы записывали в определении словосочетания. Ещё раз посмотрите, как строится словосочетание стр. 87.стр.90 и выполните упр 600.

Если вы не справитесь с заданием 5, то надо обратиться к электронному ресурсу https://www.youtube.com/watch?v=MPUuE-96GDA Урок о теме и основной мысли теста.

https://videouroki.net/tests/tiema-i-osnovnaia-mysl-tieksta-zaghlaviie-tieksta.html#?login=ok?login=ok?login=ok тестирование для повторения и закрепления темы ссылку вы получите в 17.00



Грамматическая основа предложения

Я определяю признаки предложения и отличаю его от других языковых единиц (от слова и словосочетания)

Я умею определять способы выражения грамматической основы

Я могу отличить односоставное предложение от двусоставного.

Я могу согласовывать подлежащее со сказуемым

Повторение

  1. Запишите под диктовку слова и словосочетания из упр. 629. Обозначьте в них орфограммы (выделите морфемы, условия)

  2. Сформулируйте просьбу, вопрос, сообщение при помощи разных по цели высказывания предложений. Запишите эти предложения.

Решение проблемной ситуации

Упр. 637. Прочитайте записи и ответьте на вопрос

Без каких членов предложения предложение не построить? Почему?

Запишите сначала ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Графически обозначьте признак предложения. Оставшиеся группы слов переделайте в предложения и тоже запишите их. Что нужно было изменить?

Тема урока: ____________________________________________


Прочитайте материал правила с.111 и составьте опорную схему.

В чём отличие грамматической основы от словосочетания?

Изобразите это схематично. ( проверьте себя по ЛЗ на стр. 112)

Чтобы определить грамматическую связь П и Ск., надо правильно ставить вопросы к ним. Потренируйтесь в этом, выполнив упр. 639. Как связываются в предложении П и Ск? Выделите окончания у П и Ск.

Сравните предложения:

Зимой темнеет рано. Перед грозой небо темнеет.

Выделите главные члены предложения в каждом примере.

Чем они отличаются друг от друга? Как назвать такие предложения?

Подсказка на с 113.

Закрепите своё понимание упражнением 643.

Составьте вопросник для зачёта по теме урока.


упр 638

задание с выбором


Развитие речи

Учимся писать отзыв о книге

В процессе обучения написанию отзыва запишите ответы на вопросы:

  1. Что такое отзыв о книге?

  2. Для чего нужен отзыв?

  3. Какие читательские умения тебе понадобятся, чтобы написать отзыв?

Представьте себе ситуацию, что вы попали в онлайн-библиотеку или на книжный форум .Там вам предлагают множество книг для подростков.. Вы хотите выбрать книгу и находите раздел ОТЗЫВЫ, а там… чистый лист и предложение написать отзыв о прочитанной книге, чтобы войти в раздел.

Что же будете делать?... Умеете ли вы писать отзыв о книге? Кто-то скажет: «умею» и сразу начнёт набирать некоторое подобие своего читательского дневника. Набрали… а программа пишет: «недостаточно информации» или «пересказ содержания не нужен».

СТОП!

Давайте научимся ПРАВИЛЬНО писать этот вид высказывания.

Можете ли вы сейчас ответить на вопросы 2-й колонки?

Начнём сначала. ЧТО ТАКОЕ ОТЗЫВ О КНИГЕ?

Прежде всего определимся: отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?

Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило – и почему.

Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно “зацепили”: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки – объясните, почему это вас зацепило.

Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.

Но давайте по порядку, составим план нашей работы.

1 часть отзыва – эмоциональный отклик на прочитанный текст

Задание 1. Прочитайте рассказ Веры Осеевой «Навестила» упр. 635

Запишите в рабочей тетради

Число. Классная работа. Как написать отзыв о книге?

  1. Рассказ Веры Осеевой «Навестила» мне (понравился/не понравился), потому что……

(смотри советы выше – обоснуй своё мнение)

Чем вас поразила история? Чему научила? Что показалось самым интересным?

2 часть

А дальше обратимся к «Советам помощника в учебнике на стр. 109.

- кто главный герой рассказа? Согласны ли вы с действиями героини или, может быть, поступили бы по-другому? Почему?

- есть ли в рассказе авторская оценка поступков героев? Как она выражается?

- С какой целью Вера Осеева рассказала эту историю?

Запишите ответы на эти вопросы, связывая предложения, чтобы получился текст.

3 часть Подводим итог: Что стало для вас самым ценным в прочитанной истории? Что вы поняли?

Таким образом, в вашем сочинении должно получиться 3 абзаца

И самое главное: одинаковых отзывов НЕ БЫВАЕТ!

С.109

упр 635 задание 4 после текста


Подлежащее и сказуемое и способы их выражения

Я умею определять способы выражения грамматической

Я могу согласовывать подлежащее со сказуемым

Я распознаю главные и второстепенные члены предложения

Я умею различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске



  1. Начало урока: разминка

Поставьте ударения в словах и проверьте себя по орфоэпическому словнику

Партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начала, медикаменты, процент, статуя, инструмент, шофер, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог. УСТНО

Если ошиблись, то запишите себе на карточку с выделенной буквой ударного гласного например: кладовАя. Карточки копите в справочный блокнот.

  1. Повторим

Из предложения В тёмном лесу живут дикие звери. выписать подлежащее.

Из предложения Дети бросились врассыпную. Выписать сказуемое с отрицанием и сделать глагол невозвратным.

Из предложения Мы никогда не забудем подвиг нашего народа. Выписать обстоятельство

Из предложения Берегите своих родителей. Выписать определение

Из предложения В зоопарке мы видели детёнышей амурского тигра. Выписать дополнение в В. п.

Запишите получившееся предложение.

В этом предложении выделите главные члены предложения. Какими частями речи выражены?

Всегда ли так бывает?

Запишите предложения

Грамота - второй язык. Книга - лучший товарищ. Чужая душа - потемки. Молчание - знак согласия. Наша ноша легка. Аня с Таней пошли в гости.


Найдите в них грамматическую основу.

Проверьте правильность по эталону:

Грамота - второй язык. Книга - лучший товарищ. Чужая душа - потемки. Молчание - знак согласия. Наша ноша легка. Аня с Таней пошли в гости.


Итак, что обозначает подлежащее? На какой вопрос отвечает?

Что обозначает сказуемое? На какие вопросы отвечает?

С какими случаями выражения главных членов предложения вы встретились впервые?

Составим опорную схему:

Подлежащее Кто? Что? Существительное

Местоимение

Словосочетание сущ + сущ с предлогом

Сказуемое Что делает? глагол

Какой? Каков? прилагательное

Что такое? Существительное

Прочитайте информацию о главных членах предложения на стр. 115, 116, 117


Закрепим наши знания: упр. 651 (читайте задание внимательно, не забудьте о падежах)

Упр 652 Читаем и отвечаем на вопросы устно.

Выпишите из предложений текста главные члены предложения. Обозначьте способ их выражения.

Обратите внимания на раздел «Культура речи». Есть ли примеры в тексте?


Домашняя работа:

Карточка по заданию 1 урока

Правила на стр 115-117

Упр 654 или 653

(на выбор)

Подлежащее и сказуемое и способы их выражения

Я умею определять способы выражения грамматической

Я могу согласовывать подлежащее со сказуемым

Я распознаю главные и второстепенные члены предложения

Я умею различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске



Повторение в форме теста номер: 75765038

Пройти тест вы сможете на сайте videouroki.net, выполнив 2 шага:

В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку “Пройти тест”

Ввести номер теста и выполнить его

Ссылка на тест: https://videouroki.net/tests/75765038/ Результат сфотографируйте и приложите в сообщение с д.з.

Тема урока: Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения.

Разбираем упр 655. 1. Определите, к какому стилю- художественному или научному – относится каждый из них. По каким признакам вы это определили? Запишите 1 текст. Подчеркните в каждом предложении П и СК, укажите части речи, которыми они выражены.

В чём особенность 1 предложения? Как вы думаете, почему в этом предложении стоит тире? Обратите внимание на способ выражения П и СК.

Можете ли вы сформулировать правило постановки тире между П и СК?

Если нет, то прочитайте правило на с.118.

Составим опорную схему:

? чем может быть выражено П - ? чем может быть выражено СК

  • _________________ _______________________

Можно ли вставить слово ЭТО?

Примеры: Москва - столица нашей родины

Жизнь прожить – не поле перейти.


Закрепляем:

Запишите примеры и вставьте где необходимо тире. Графически объясните причину постановки тире.

  1. Хлеб батюшка, водица матушка.

  2. Без хозяина земля круглая сирота.

  3. Человек кузнец своего счастья.

  4. Хвастать не косить, спина не болит.

Попробуйте преобразовать предложение «Химия представляет собой науку о веществах и их превращениях» в предложение-пример к правилу.


_____________ - это _________________________________________________ .

А можно записывать такие предложения без указательной частицы ЭТО.

___________ - ______________________________________________________ .


Сделайте то же самое в упр 657.


Повторим правило. Стр. 118.

Проверьте свои знания по теме с помощью он-лайн теста номер 77256786

Пройти тест он сможет на сайте videouroki.net, выполнив 2 шага:

В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку “Пройти тест”

Ввести номер теста и выполнить его https://videouroki.net/tests/77256786/

Результаты вы сможете увидеть в личном кабинете в разделе сохраненные тесты

Ваши кабинеты появятся на сайте. Для того, чтобы туда попасть нужно ввести пароль и код ( у каждого свой)

Домашнее задание:

(не присылаете)

Упр 656



Сдаёте только результаты тестирования в виде сканов

Зачем в предложении второстепенные члены?

Я умею отличать главные от второстепенных членов предложения

Я могу определить распространённое предложение

Я правильно ставлю вопросы к главным и второстепенным членам предложения

Повторение:

  1. Словарный диктант (запишите под диктовку) упр 661.Обозначьте орфограммы ( только подчеркнуть, но и обозначить УСЛОВИЕ и МЕСТО)

  2. Контрольная карточка ( каждому сделать задание на ней и переслать в РИД)

Карточка 1 - нечётные по списку Карточка 2 – чётные по списку


Новая тема.

Разбираем упр. 662. Запишите только предложения, в которых детализируются события. Какие у вас предложения будут записаны?

В одном сказочном городе жили маленькие человечки.

Вокруг каждого дома росли красивые цветы.

Незнайка сочинял разные небылицы и всем их рассказывал.

Что я выделила жирным шрифтом? Как называются предложения, состоящие только из грамматической основы? А как называются записанные вами предложения?

Итак, тема урока «Предложения нераспространённые и распространённые»

Прочитайте теоретический материал на с. 121 (!)

Проверьте, как вы поняли информацию, по вопросам:

  1. Ha какие две группы делятся члены предложения?

  2. Предложения, состоящие только из главных членов называются ….

  3. Предложения, которые имеют хотя бы один второстепенный член называются ….

  4. Что делают второстепенные члены предложения?

  5. На какие группы делятся второстепенные члены предложения?

Закрепление материала.

Упр 664 (устно) 666 (устно) 667 (письменно)

Выполняем синтаксический разбор предложения.

  1. Определить цель высказывания ( повеств, вопрос.,побуд.)

  2. Определяем эмоциональную окраску (воскл. Или невоскл)

  3. Находим грамматическую основу. Определяем, чем выражены П и СК. Простое или сложное?

  4. Указываем вид предложения по количеству главных членов (двусоставное или односоставное)

  5. Находим второстепенные члены предложения. Указываем степень распространённости.


Разбираем предложение: Дубовый листок оторвался от ветки родимой.

(……, ……. , ……, ……., …….)

Контрольную карточку в РИД

+

Упр 665

Подчеркнуть ГО и указать распространённость



В РИД прислать 2 файла: карточка и упр 665



























Определение

Я умею отличать главные от второстепенных членов предложения

Я могу определить распространённое предложение

Я правильно ставлю вопросы к главным и второстепенным членам предложения

На сайте Российской электронной школы есть уроки по темам нашей школьной программы. С помощью электронного ресурса РЭШ изучите тему "Определение". В рабочих тетрадях составьте краткий конспект основных положений темы. Закрепите свои знания по теме, выполняя упражнения РЭШ урока. Обращаю ваше внимание, что если вы хотите выполнять контрольные задания урока, то придётся регистрироваться на сайте РЭШ. Это бесплатно и безопасно. Учите-сь с пользой и удовольствием. Письменного домашнего задания на выходные не будет.


Дополнение


Двадцатое апреля.

Классная работа.

Я умею отличать главные от второстепенных членов предложения

Я могу определить дополнение по вопросам в предложении

Я правильно ставлю вопросы к главным и второстепенным членам предложения

Разминка для ума:

Отгадайте, какие грамматические термины спрятались в этих удивительных словах ( подсказка: можно менять местами буквы или слоги)

ЗУМОЕСКАЕ -

ДЕНИОЛЕПРЕЕ -

ЕПОЛНИДОНЕ -

Если вы правильно отгадали эти слова, то получили названия членов предложения. Все ли члены предложения попали в это задание? О каких вы уже многое знаете, а о каких ещё нет?

На прошлом уроке вы изучали определение. Давайте вспомним самое основное об этом члене предложения.

У меня в карточке-подсказке потерялись существенные данные об определении. Помогите восстановить карточку. Карточки собираем в справочный блокнот

Определение – это ……………….. член предложения, который отвечает на вопросы……………, …………….., …………….. и обозначает ……………….. предмета. Чаще всего определение выражается …………………., но может быть и ………………………………

При разборе предложения подчёркивается …………………………….. линией.

Проверьте себя по учебнику стр. 127

Если не нашли всю информацию, то сравните словосочетания

Глиняная игрушка – игрушка из глины, малиновое варенье – варенье из малины

Правда они синонимичны?

Можно ли поставить в словосочетаниях 2 ряда вопрос из чего?

Когда же мы зададим такой вопрос?

Когда будем говорить о ДОПОЛНЕНИИ. Тема урока: Дополнение.

ДОПОЛНИТЕ СЛОВА ДОБАВОЧНЫМИ СВЕДЕНИЯМИ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОСЫ

  1. Не найти (кого? Что?)

  2. Подбежать (к кому? К чему?)

  3. Восторгаться (кем? Чем?)

  4. Устать (от кого? От чего?)

  5. Мечтать (о ком? О чём?)

Составьте карточку-подсказку о дополнении

Дополнение – это …………….. член предложения, который отвечает на вопросы………. и обозначает ……………

Дополнение зависит от ………… и может выражаться ………………… или …………………………..

В предложении дополнение подчёркивается ………………………….. линией.


Если вы сомневаетесь, то попробуйте вставить в карточку слова: второстепенный,

Косвенный падеж, сказуемое, существительное, местоимение с предлогом или без, пунктирная

  • Упр 680 – запишите и подчеркните выделенные слова как члены предложения


  • Найдите в предложениях главные члены и дополнения


В чём возникает затруднение? Почему? Как решить эту задачку?


ГОРОД УКРАШАЕТ БУЛЬВАР. Что в данном предложении крупнее: город или бульвар?

Бульвар – часть города, значит, может его украшать.

Замените слово ГОРОД на СТОЛИЦА: СтолицУ украшает бульвар. Вывод Что стоит в И. п. – подлежащее, а что в В.п. – дополнение


Домашнее задание:

  1. Сделайте себе в справочном блокноте карточку-подсказку «Дополнение»

  2. Запишите предложения и подчеркните в них грамматические основы и дополнения:

Кудри берёз расчёсывает ветер.

Капельки росы в траве зажигают первые лучи солнца.

Замечательный подарок мне прислал по почте брат.


Прислать мне в РИД только домашнюю работу.

На основе классной на следующем уроке будет проверочная работа


Дополнение

Двадцать первое апреля. Классная работа

Я умею отличать главные от второстепенных членов предложения

Я могу определить дополнение по вопросам в предложении

Я правильно ставлю вопросы к главным и второстепенным членам предложения

Проверочная работа: Сделайте её на отдельном листе и сдайте в РИД

Запишите предложения и выясните, какие существительные являются ДЛ (действующим лицом), а какие ОД (объектом действия). Подчеркните подлежащие и дополнения.

Дома:

Повторить признаки определения и дополнения

Составьте текст из словосочетаний 1 абзаца упр 185 (диктанта)

Обстоятельство

Двадцать второе апреля.

Классная работа

Я умею отличать главные от второстепенных членов предложения

Я могу определить дополнение по вопросам в предложении

Я правильно ставлю вопросы к главным и второстепенным членам предложения

Самостоятельная работа: прочитайте текст.

Вечером в..рнулся с работы отец. Дети попр..сили пол…чить белку. Отец осмотрел зв..рька и сказал, что раны перевязывать не надо, а нужно белку к..рмить. Ребята принялись исполнять совет отца. И белка начала быстро попр…вляться. Раны у неё начали заж..вать, стали затягиваться тонкой кожей, а потом даже обросли новой шкуркой. (По Г. Скребицкому)

Выпишите словосочетания, в которых зависимым словом стало ДОПОЛНЕНИЕ. Поставьте вопрос к дополнению и определите падеж.

Изучение новой темы.

Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Про зайца»

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из лесу шёл домой, —

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой весёлый крик.

И ещё, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под ёлкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

На какие вопросы отвечают выделенные слова? Выпишите их с теми словами, от которых они зависят

Пример: бежал (где?) по лугу

Как называется этот член предложения?

Запишите в тетради Обстоятельство.

Изучите эту тему с помощью Видеоурока РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7644/main/267853/

Составьте опорную карточку ( по образцу прошлого урока)

Выполните устно упражнение.

Прочитайте предложения из произведений А. Пушкина. Найдите в них грамматическую основу и обстоятельства. Поставьте вопросы к обстоятельствам. Укажите, чем они выражены.

1) Снег выпал только в январе. 2) Пошёл старик к синему морю. 3) Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 4) Дверь тихонько заперла. 5) Слуги, сватья и сестра с криком ловят комара. 6) Русалка на ветвях сидит. 7) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. 8) Колокольчик вдруг умолк.

Проверьте свои знания по теме с помощью https://resh.edu.ru/subject/lesson/7644/control/1/267871/

И https://resh.edu.ru/subject/lesson/7644/control/2/267874/

Повторить параграфы в учебнике

Самостоятельную работу урока отдельным файлом в РИД

Однородные члены предложения


Двадцать третье апреля.

Я знаю, какие члены предложения называются однородными;

Я умею опознавать в предложении однородные члены предложения;

Я могу читать предложения с однородными членами, соблюдая правильную интонацию

Я могу начертить схему предложения с однородными членами


Разминка

Прочитайте выразительно стихотворение Михаила Исаковского:

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых.

Ответьте устно на вопросы:

-Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает?

-Какое выразительное средство использует автор? Объясните лексическое значение слова пожурил.

Запишите стихотворение в тетрадь и найдите в нём грамматическую основу ( посмотрите – это одно предложение)

Проверьте: (Кто?) ветер (что сделал?) вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил.

Вопрос: В чём особенность строения грамматической основы?

Как можно назвать такие сказуемые?

Итак, тема урока: Однородные члены предложения.

Самое главное понять, что такое однородность.

Посмотрите на связь этих слов: однородные члены ЗАВИСЯТ от ОДНОГО СЛОВА, ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС, ВЫРАЖЕНЫ ОДНОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ, ПРОИЗНОСЯТСЯ С ИНТОНАЦИЕЙ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ

Вот это ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ однородных членов предложения.

Чтобы определить, являются ли однородными члены предложения, надо задать 4 вопроса. Попробуйте из признаков сделать вопросы:

1.

2.

3.

4.

Проверьте себя, выполнив упр 692. (спишите и выясните, являются ли выделенные слова однородными). Посмотрите, какими членами предложения они являются. Подчеркните.

Вывод: однородными могут быть…….

Как же их обозначить?

В учебнике на с.133 есть схемы в разделе теория.

Вот как будем поступать мы:

Собака, Кот, Ворона и Хомяк весело играли в салочки.

[ , , и играли] Это получилась схема предложения с однородными подлежащими.

В схеме в кружочки заносим только однородные члены!

Начертите схему каждого предложения из упр 692(кроме первого)

Проверьте правильность выполнения задания:

2 . [ ______ и ].однородные сказуемые

3 . [===== , ______]. Однородные определения

4. [______ ==== и ]. Однородные дополнения

5. [______====== и ]. Однородные обстоятельства

Закрепите свои знания выполнением самостоятельного задания.

На синенькие значки не обращайте внимания.

Домашнее задание

  1. Выучить определение однородных членов предложения (параграф 71 с.133)

  2. Упр 693 (1) после предложений. Проверьте себя по заданию 2 к упр.



Подготовиться к проверочной работе.

В РИД НИЧЕГО НЕ ОТПРАВЛЯЙТЕ.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

24.04

Я знаю, какие члены предложения называются однородными;

Я умею опознавать в предложении однородные члены предложения;

Я знаю правила постановки запятой в предложении с однородными членами

Проверочная работа по теме прошлого урока упр 701

Выполните задание к упражнению. Составьте к каждому предложению схему (как делали на прошлом уроке) Сфотографируйте своё задание и сохраните до проверки. Вечером я размещу образец выполнения задания и критерии оценивания, по которым вы оцените свою работу. После проверки (исправления делайте цветной ручкой). Сфотографируйте исправленный вариант. Отправьте в РИД 2 файла: до проверки и после. НЕ ПРИСЫЛАЙТЕ РАБОТУ ДО ПРОВЕРКИ!!!


Изучение нового материала:

  1. Прочитайте материал учебника на стр.137 в рамочке.

  2. Сделайте на основе текста правила ТАБЛИЦУ из 2 колонок: когда однородные разделяются запятой и когда запятая не ставится

  3. Выполните упр 702 по заданию

  4. Проверьте себя: спишите, расставляя знаки препинания

Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.
Собачка легла на спину подняла лапки стала махать хвостиком.
Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет выскакивает на берег. Ос..нью звёзды св..тят ярко но хол..дно.


Домашняя работа на следующий урок

Упр 706

Сдать в РИД до 19 часов воскресенья










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей